Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как оценщик оценщику. Дайджест СМИ по оценке (Продавец идей)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Как оценщик оценщику. Дайджест СМИ по оценке
Он-лайн библиотека оценщика LABRATE.RU

Продавец идей

Российский финансовый аналитик N 1 себя таковым не считает, а в своей работе больше всего ценит командную игру

Дмитрий Докучаев

Стивен Дашевский из компании "Атон" - финансовый аналитик номер один в России. Это утверждение не проплачено рекламной службой и не является субъективным мнением автора. Таков результат недавнего опроса ведущих компаний, проведенный рейтинговым агентством РБК. Причем лучших аналитиков-стратегов Дашевский, выражаясь спортивным языком, победил за явным преимуществом, набрав 55 процентов возможных баллов против 15 - у ближайшего преследователя. "МН" попросили Стивена ДАШЕВСКОГО поделиться с читателями секретами своего профессионального успеха.


- Для несведущей публики профессия аналитика - что-то вроде Нострадамуса или Кассандры. Что такое на самом деле современный аналитик?

- В мои функции входит профессиональный анализ ценных бумаг, которые торгуются на рынке, и комментарий текущих событий, связанных с этими ценными бумагами и влияющих на их стоимость. Скажем, моего клиента интересуют акции нефтяной компании ЛУКОЙЛ. Я должен проанализировать состояние этой компании, оценить, сколько в настоящий момент стоят ее акции, и сказать клиенту - это дорого или дешево, стоит ли эти акции покупать или, наоборот, продавать.

- Может ли современная бизнес-структура, работающая на финансовом рынке, обойтись без аналитической службы?

- Индустрия торговли ценными бумагами существует несколько сотен лет. И если, пройдя за эти годы через все мыслимые изменения и реформы, профессия аналитика оказалась нужна, то сей факт о чем-то говорит. Тут важно понимать, что аналитик - это не человек, который точно знает, вырастут акции или упадут в ближайший час. Если бы аналитики имели хотя бы 70 процентов правильных ответов, они бы давно бросили свою работу и торговали вовсю акциями. Хороший аналитик даст всю информацию - плюсы и минусы, риски и возможности, финансовые и оценочные показатели, - необходимую инвестору для принятия решения самому.

- Что является конечным продуктом вашего труда?

- Прогноз. Прогноз - всегда штука неблагодарная, потому что даже один неучтенный фактор может сделать этот прогноз бесполезным. Вот вам простой пример: аналитик рекомендовал клиенту покупать акции Тюменской нефтяной компании, потому что эти акции дают инвестору возможность войти в капитал совместной компании ТНК-BP, которая является наиболее растущей и эффективной в российской нефтянке. Инвестор купил, а неделю назад они резко упали в цене из-за неожиданных налоговых претензий. Как оценить работу аналитика? С точки зрения оценки перспектив компании он сработал хорошо. Но для человека, который потерял деньги, его совет оказался бесполезен.

- Сколько зарабатывает хороший аналитик?

- "Вилка" очень широкая: от нескольких тысяч в месяц до миллионов долларов в год в крупнейших западных банках. Она зависит от доходов компании, где трудится аналитик, и непосредственно от вклада аналитика в эти доходы. Есть аналитики, которые не только готовят хорошие исследования, но и вносят огромный вклад в продвижение аналитического продукта на рынок, в общение с клиентами, то есть во внутренние и внешние продажи своих идей. Такие профессионалы, конечно, ценятся дороже.

- Учат ли где-то на аналитика или этой профессией можно овладеть лишь в результате личного опыта работы на рынке?

- Безусловно, практический опыт крайне важен. Выйти из какого-то высшего учебного заведения со специальностью "аналитик" вам не удастся. Потому что профессия достаточно уникальна. Хороший аналитик - специалист, владеющий на одинаково высоком уровне четырьмя профессиями. Он и эксперт в определенной индустрии, он и профессиональный бухгалтер, понимающий финансовую отчетность, он и оценщик, который оценивает компании, и, наконец, он хороший продавец идей - после того как разработал идею, он в состоянии донести ее до максимально широкого круга инвесторов.

- А где учились профессии вы?

- В аналитики приходят, как правило, двумя путями. Либо человек хорошо знает какую-то область рынка, а затем учится финансовому анализу, либо наоборот: он хороший финансист и начинает изучать специфику какого-то сектора. Я немного работал в реальном секторе - на "Филипп Моррис - Украина" в Харькове. Но мое образование финансовое. Я начинал работать на Уолл-стрит сразу в инвестиционном банке - помощником трейдера. А потом, в 1998 году, мне было поручено заниматься нефтегазовым сектором, и я попал в Россию. С тех пор тружусь здесь на поприще аналитики.

- Вы упомянули и Америку, и Украину, и Россию... Вы гражданин какой страны?

- Я родом из Харькова. Мы с семьей уехали в Америку в 1991 году. Гражданство у меня американское, но постоянно живу в России. Моя жена и дочь - тоже.

- Исходя из вашего опыта, различается ли чем-то работа аналитических служб в российских компаниях и западных?

- Разницы практически никакой нет, потому что в своей работе российские аналитики напрямую конкурируют с западными. А для того чтобы конкурировать, ты должен соответствовать, а зачастую даже превосходить тот профессиональный уровень, который существует в мире. Поэтому я рискну утверждать, что уровень аналитических отделов российских инвестиционных компаний крайне высок по сравнению с западными банками.

- Что вы считаете своим наивысшим достижением на профессиональном поприще?

- Знаете, высшим достижением были рекомендации не купить какие-то акции, а держаться в стороне. У нас есть документальные подтверждения того факта, что через два дня после ареста Ходорковского мы в точности описали то развитие событий, которое на самом деле произошло, и сказали клиентам, что акции ЮКОСа ни под каким предлогом покупать нельзя. И несмотря на то, что в этой истории были всплески оптимизма, надежды на разрешение конфликта, мы постоянно выдерживали свою линию - и оказались правы. Говорю об этом с сожалением - лучше бы мы ошиблись.

- А был ли в вашей практике какой-то запомнившийся провал?

- Да, конечно. Наверное, самая расстроившая меня рекомендация была по компании "Транснефть". "Атон" в свое время был первым российским инвестиционным банком, который начал анализировать "Транснефть", когда ее акция стоила еще 320 долларов. И когда она выросла до 450, мы увидели, как компания начинает минимизировать свою прибыль, чтобы не платить большие дивиденды. Мы сразу же, уловив этот негативный сигнал, рекомендовали клиентам избавляться от акций этой компании. Но с тех пор, как началось "дело ЮКОСа", люди стали смотреть на акции государственных компаний как на более защищенные от политических рисков. И кроме того, "Транснефть" объективно показала себя очень успешной компанией. В общем, вопреки нашим прогнозам, ее капитализация за это время удвоилась.

- Кого из коллег вы считаете наиболее сильным конкурентом?

- Мне сложно ответить на этот вопрос. Конечно, существует некая персонализация аналитики, которая является определенным маркетинговым ходом: должно быть какое-то лицо, с которым люди будут ассоциировать ту или иную компанию. Но то, что один имеет 500 цитат в деловой прессе, а другой 100, абсолютно не делает первого в 5 раз лучшим аналитиком. И многие рейтинги, в том числе РБК, субъективны, поскольку основаны на уровне "раскрученности" той или иной фигуры. Мне кажется, что самое правильное здесь - это все-таки командный зачет. И для нас самое важное не тот факт, что некий инвестор высоко оценил Стивена Дашевского, а то, что, по его мнению, аналитический продукт "Атона" является лучшим на рынке.

Досье МН

Стивен Дашевский родился в 1973 г. Окончил Baruch College Университета Нью-Йорка со специализацией в области финансов и инвестиций. Позже прошел обучение по программе Сертифицированного финансового аналитика и получил степень CFA.

Работал сотрудником отдела исследований Scudder, Stevens and Clark, Inc., а также трейдером в Brown Brothers Harriman and Co. в Нью-Йорке, позже - региональным казначеем Philip Morris Inc. на Украине.

В "Атоне" - с 1998 г. в качестве аналитика, ответственного за нефтегазовый сектор. В июле 1999 г. стал старшим аналитиком, с мая 2002 г. руководит Департаментом аналитических исследований.

В 2001 г. профессиональная организация участников фондового рынка (НАУФОР) назвала Дашевского лучшим аналитиком российского рынка ценных бумаг; в 2002 - 2004 гг. он также признавался одним из лучших российских аналитиков, согласно рейтингам Thomson Extel и Institutional Investor. В 2005 г. стал лидером рейтинга аналитиков, согласно опросу РБК.

Увлечения: футбол, чтение. Женат, воспитывает дочь.

РЕЙТИНГ



Лучшие аналитики-стратеги по версии РБК



N Аналитик Компания Вес (%)

1. Стивен Дашевский Атон 55,31

2. Дмитрий Серебренников Финам 15,87

3. Стивен ОСалливан ОФГ 8,92

4. Эрик Крауз Совлинк 8,44

5. Ал Брич Brunswick UBS 3,90

6. Каха Кикнавелидзе Тройка Диалог 3,33

7. Пол Коллисон Brunswick UBS 1,42



Примечание. "Вес аналитика" представляет собой долю проголосовавших за аналитика компаний в общем объеме оборота 50 крупнейших инвесткомпаний, участвовавших в голосовании.



Copyright 1998-2005 ИД "МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ"
E-mail: info@mn.ru Тел. 540-99-22

Адрес страницы: http://www.mn.ru/print.php?2005-16-16



Он-лайн библиотека LABRATE.RU приветствует обмен текстовыми ссылками (баннерами 88х31)! Разместите у себя на странице код нашей ссылки (или баннер 88х31) и пришлите нам ссылку по адресу ссылки@labrate

Код нашей текстовой ссылки с указанием основных разделов он-лайн библиотеки оценщика LABRATE.RU:

Он-лайн библиотека оценщика LABRATE.RU Персональные он-лайн библиотеки оценщиков и актуальные e-mail рассылки, методики и диссертации по оценке стоимости, новости и нормативные акты, маркетинг и инновации в оценке, бюро оценки и мастерская оценщика, семинары и фоторепортажи, полезные ссылки и источники информации, лучшие отчеты об оценке и рейтинги оценщиков, книги по оценке и многое другое. http://www.labrate.ru


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.school.appraisers.news
Отписаться

В избранное