Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интеллектуальная собственность в области тренинга и консалтинга


Выпуск "Как оценщик оценщику". Дайджест СМИ по оценке N 95
Он-лайн библиотека LABRATE.RU (количество подписчиков - 884 )

Интеллектуальная собственность в области тренинга и консалтинга


Типовые вопросы Как поступать законно и цивилизованно
1. Как можно законно использовать чужие: Необходима либо покупка самого патента, либо заключение Лицензионных договоров с Правообладателем.

См. также: Франчайзинг
2. Как грамотно переопубликовать чужую статью в журнале, сборнике, книге? Как минимум, необходимо получить письменное разрешение у Автора, а также, в соответствии со статей 42 «Закона о СМИ», указать место первой публикации.

Строго говоря, необходимо заключение Авторского договора. Принципиально, что Автор может, в соответствии с «Законом об авторском праве и смежных правах» – не объясняя мотивов – как разрешить, так и отказать опубликовать свое произведение.

Если исключительные права на статью были ранее переданы Автором фирме, издательству (см. Правообладатель), то, письменное разрешение нужно получить у них. Повторим: строго говоря, необходимо заключение Договора с владельцем прав.

В ряде случаев, Автор / Правоообладатель, имеют право и разрешают свободно переопубликовывать, например, пресс-релиз, но с обязательным указанием места первой публикации.
3. Как грамотно переопубликовать чужую статью на сайте? Полностью аналогично пункту 2, но в ряде случаев Автор может поставить условием публикации: наличие гиперссылки на свой сайт; сохранение всех гиперссылок в тексте, публикацию фото Автора и его контактных данных и т.п.

На практике Авторы иногда используют свое право отказать в публикации по следующим причинам: предлагаемый для публикаций сайт малопосещаем, имеет плохой дизайн и/или низкое качество других материалов и т.п.
4. Как грамотно цитировать чужие произведения в статье, в книге, на сайте? В соответствии со Статьей 19 «Закона об авторском праве и смежных правах» цитирование допускается без согласия Автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с соблюдением следующих условий:
  • цитируется именно фрагмент произведения, а не всё произведение, пусть даже небольшого объема. (Под произведением понимается и отдельная глава, таблица, рисунок, тест, приложение к книге и т.п.);

  • цитируемый фрагмент «закавычивается» (вспомните, как дикторы телевидения даже указывают: «… конец цитаты») и указываются страницы первоисточника;

  • указывается Автор;

  • указывается название произведения (первоисточника);

  • указываются выходные данные исходной публикации.
Ссылки могут приводиться: прямо в тексте, в сносках внизу страницы либо в списке литературы в конце главы / книги.

При этом хорошим тоном считается давать ссылки на последнее или наиболее массовое издание, чтобы уважаемые Читатели могли его легко найти в случае необходимости. В приличной научной среде принято давать ссылки даже на устные сообщения коллег.

См. подробности:
5. А какие права есть у Автора произведения, например, рукописи? Общеизвестно: можно купить товар, услугу. Но у Автора также есть – и он может ими распоряжаться – ПРАВА на интеллектуальную собственность, часть из которых он может продавать. Заметим: создание нового произведения требует известных материальных и творческих затрат и это должно быть возмещено.

Пример: часто покупатели лицензионных компьютерных программ ошибочно думают, что покупают "товар, с которым могут делать всё, что захотят...". Если внимательно изучить Лицензионное соглашение, то окажется, что прибрели они вовсе не товар, а лишь право установить чужую программу на свой компьютер - без права вмешательства в нее, без права перепродажи, без права сдачи в аренду третьим лицам и т.п.

В соответствии со статями 15 и 16 «Закона об авторском праве и смежных правах»: «Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:
  • право признаваться автором произведения (право авторства);
  • право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
  • право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
  • право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).
  • право на отзыв (право отозвать ранее переданные права с компенсацией ущерба, который возник вследствие этого отзыва).
Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения. Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.

Исключительные права Автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:
  • воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
  • распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
  • импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
  • публично показывать произведение (право на публичный показ);
  • публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
  • переводить произведение (право на перевод);
  • переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку) и др.
У Авторов, согласно «Закону об авторском праве и смежных правах» и ряду других, есть различные права, о которых уже было сказано выше. Статья 27 упомянутого Закона гласит: «Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти».

См. подробности:

Викентьев И.Л., Величина вознаграждения за интеллектуальный труд, в зависимости от объема передаваемых прав.
6. Кто такой Правообладатель? У разработок (например, рукописей, раздаточных материалов), книг, а также публикаций в Internet есть Авторы-разработчики, а также – в ряде случаев – законные Правообладатели. Это:

- те, кто приобрел права на произведение у Автора законным способом (например, тренингово-консалтинговая фирма, издательство);

- наследники Автора.

Поясняющий пример: «В ноябре 1963-го кинооператор Абрахм Запрудер занимался нудной работой — снимал для хроники поездку президента Кеннеди по гостеприимному Дал­ласу — когда раздались выстрелы. Кусочек целлулоид­ной пленки, длиной всего в 16 секунд, стал собствен­ностью наследников Абрахма. 36 лет торговались они с правительством США и в конце концов уступили киноленточку за 16 миллионов долларов». Сева Новгородцев, Осторожно, люди! Хроника нравов, СПб, «Амфора», 2008 г., с. 429.

Важная особенность «Закона об авторском праве и смежных правах»: права возникают именно у Автора (физического лица) по факту создания произведения (например, рукописи, фото, аудио- и видеозаписи и т.п.). И эти права могут быть переданы Автором юридическому лицу (родной фирме, издательству и т.п.) по Авторскому договору за соответствующее вознаграждение.
7. Как грамотно сделать тренинг / семинар / курс / видео-,аудиокурс, в основе которых лежат фрагменты из открыто опубликованных чужих книг, статей? Если используются именно фрагменты, а не всё произведение, то необходимы корректные ссылки, как указано в пункте 4. При этом цитируется именно фрагмент произведения, а не всё произведение, пусть даже небольшого объема. Под произведением понимается и отдельная глава, таблица, рисунок, тест, приложение к книге и т.п.
8. Как грамотно сделать тренинг / семинар / курс / видео- аудиокурс, в основе которых лежат цельные произведения: главы, списки контрольных вопросов, тесты, приложения и т.п.) из открыто опубликованных чужих книг, статей? Строго говоря, необходимо заключение Авторского договора. Важно, что Автор может, в соответствии с «Законом об авторском праве и смежных правах» – не объясняя мотивов – как разрешить, так и отказать использовать свое произведение (например, Автор сам намерен сделать тренинг / семинар по своим материалам). Если исключительные права на статью были ранее переданы Автором фирме, издательству и т.п., то разрешение нужно получить у них.

Важно понимание: количество профессиональных (а не любительских) разработок, которые можно положить в основу тренинга / семинара / курса и т.п., на порядок-два меньше количества действующих бизнес-тренеров и консультантов
9. Можно ли делать и распространять на своем тренинге / семинаре и т.п. ксерокопии фрагментов чужих произведений? Ведь таким образом мы бесплатно рекламируем уважаемого Автора! Строго говоря – нет. Во-первых, Автор никого не уполномочивал делать такую рекламу; во-вторых, распространение копий его материалов – без разрешения Автора – уменьшает продажу его книг, посещаемость сайта и т.п.

Автор (Правообладатель) имеют право оговорить условия распространения своего произведения, например, как это сделано в бесплатно-распространяемой электронной книге: «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы».
10. Я уже один раз оплатил обучение на тренинге / семинаре / курсе и теперь хочу сам преподавать! Да, Вы оплатили обучение – т.е. получение услуги. Но права на интеллектуальную собственность Автора НЕ были приобретены – см. подробнее: Авторский договор.
11. Можно ли приобрести готовый тренинг / семинар / курс? В ряде случаев – да, но в любом случае целесообразно обратиться к Автору-разработчику, либо к Правообладателю.

См. также: Лицензированные тренинги / семинары
12. Можно ли вести аудио-, видеозапись тренинга / семинара / курса без разрешения Автора? Строго говоря, ведущий создает произведение в устной форме, поэтому он может как разрешить, так и запретить ведение аудио-, видеозаписи. И это его право.

Другое дело, что считается вежливым заранее предупредить всех Участников краткосрочного обучения о запрете ведения записи – например, в программе мероприятия.

См. также:
13. А бывают ли тренинги / семинары / курсы без явных аналогов? Статистически - исчезающе редкий случай + гигантский труд, который нужно вложить в разработку!

Характерный пример: семинары по ТРИЗ, которые Г.С. Альтшуллер [1926-1998] разработал путем анализа патентного фонда и стал проводить с середины XX века. При этом Г.С. Альтшуллер всегда ссылался на используемые им авторские свидетельства на изобретения, на основе которых он делал свои обобщения - см. материалы на официальном сайте по классическому ТРИЗ: www.altshuller.ru

Справка: для первой редакции т.н. приемов, Г.С. Альтшуллером было проанализировано более 40 000 авторских свидетельств на изобретения, для второй – еще 10 000.
14. А зачем нужны эти правила? Издавна общество поощряет Авторов новых разработок, так как их разработки развивают общество. Именно поэтому общество дает Авторам права, которых нет у простых граждан. Другое дело, что в смутные времена об этом забывают…

Аналогия: 10-15 лет назад на отечественном рекламном рынке царил хаос в области интеллектуальной собственности. В 2007 г. вменяемые Заказчики рекламы точно не хотят попадать под суд и/или в СМИ в связи с тем, что использовали в рекламной кампании чужие логотипы, дизайнерские решения, фото, музыку и т.п. и требуют от Исполнителя гарантий, что их произведения:

- либо созданы творческим трудом Исполнителя (и он готов это указать в Договоре и нести за это ответственность);
- либо законно приобретены Исполнителем у Авторов.

Помимо цивилизованных правил ведения бизнеса (уважение прав Автора, соблюдение требований ряда Законов) есть внеюридические механизмы: скажем, в близком тренингам и семинарам event-сообществе уже появились открыто публикуемые «чёрные списки» нарушителей авторских прав.

Можно прогнозировать, что и на тренинговом рынке постепенно начнут уважать труд Автора:

- корректно цитировать;
- спрашивать разрешение Автора на публикацию или переработку его произведения;
- оплачивать приобретаемые права;
- цивилизованно обращаться с интеллектуальной собственностью.

По меньшей мере, основные игроки будут делать так, поскольку интеллектуальная собственность – один из основных активов тренингово-консалтингового бизнеса.


См. также подробности:

Викентьев И.Л., Почему невыгоден плагиат или пять плюсов корректного цитирования


C 01 января 2008 г. вместо "Закона об авторском праве и смежных правах" действует 4-я часть Гражданского кодекса.
Суть изложенного выше от этого НЕ изменилась.

Источник - http://www.treko.ru/show_article_1364


Cтатьи, исследования, экспертные ответы в рассылке "Как оценщик оценщику. Дайджест СМИ по оценке" будут посвящены, прежде всего, тому, что больше интересует вас, наших подписчиков.

Присылайте свои вопросы и пожелания по адресу lib@labrate.ru. Ждем!

Успехов Вам!

Рейтинг@Mail.ru

В избранное