Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Бизнес для Гениев из России

  Все выпуски  

Бизнес для Гениев из России Миру мир! Нет войне!!!


Сверхновый Мировой Порядок,
или «Истина освободит вас»

http://Istina-Osvobodit-Vas.narod.ru <=> www.Marsexx.narod.ru
(Marsexx = Marsel ex Xazan = Марсель из Казани)
Адрес страницы (с 8 авг. 2006 г.): http://marsexx.narod.ru/lit/traktaty_o_vechnom_mire.html
Бизнесмен,
бросай бизнес!
Работник,
бросай работу!
Студент,
бросай учёбу!
Безработный,
бросай поиски!
Философ,
бросай "думать"!
НовостиMein KopfИз книг Люби всех и верь себе!ФорумДемонтаж «си$темы» рабовРубизнес
Сверхновый Мировой Порядок
Сопротивление злу ненасилием        Нашёлся Смысл Жизни. Может, именно его Вы искали?        Чего хочет разумный человек?        К чёрту государство!        К чёрту религиозные культы!        К чёрту удовольствия!        К чёрту деньги!       К чёрту цивилизацию!        «Жизнь со смыслом, или Куда я зову»       Грандиозная ложь психологов: ЗАВИСИМОСТИ!        Наша жизнь — чепуха!        Рубизнес-1        К чёрту бизнес!       Светлой памяти Иисуса Христа        Развитие vs. сохранение        О книгах Вл. Мегре        Мы живые       Демонтаж "си$темы" рабов       Чересчур человеческое       Болтовня       Достаточное       Условия       Бедность       Города       Решение проблем       Эффективность       Богатство       Прибыль       Война       Деньги       Паразитизм       Сегодня       Будущее       Что делать       Бизнес, Гении, Россия       Почему     Зачем (← начало)

Трактаты о вечном мире. Предисл. Ф. В. Константинова. Вводная статья в прим. И. С. Андреевой. Сост.   сб.   И.    С.   Андреева   и А. В. Гулыга. М., Соцэкгиз, 1963. — 279 с.

OCR: Марсель из Казани, 30 июля 2006 г. http://MarsExX.narod.ru/

Трактаты о вечном мире
(http://marsexx.narod.ru/lit/traktaty_o_vechnom_mire.html)

ПРЕДИСЛОВИЕ

В «Войне и мире»  Л.  Н.  Толстого  мы находим примечательный диалог. Гуманист и мечтатель Пьер Безухов доказывает, что придет время, когда не будет войн. Старый князь Болконский бросает ему в ответ:

«Кровь   из   жил   выпусти,   воды   налей,   тогда   войны   не   будет.   Бабьи бредни, бабьи бредни...»

Великий писатель земли русской был противником войн между народами, он, как и многие выдающиеся люди прошлого, мечтал о воцарении на земле всеобщего мира. В уста старого князя Толстой лишь вложил аргумент, к которому, казалось, испокон веков людей приучала история: война присуща природе человека. С тех пор как общество разделилось на противоположные классы, отношения внутри стран и между странами основывались на антагонизме, на таких противоречиях, которые разрешались насилием. Антагонистические отношения между государствами, порождавшие войны, отражали внутреннюю структуру рабовладельческого,   феодального,   капиталистического   общества.

3

Войны являлись продолжением внутренней  политики эксплуататорского государства.

Историки подсчитали, что за 5559 лет народы перенесли 14513 войн, в которых было истреблено 3640 миллионов человек, т. е. больше, чем все теперешнее [1960-е гг.] население земного шара. Путем войн и насилия создавались и разрушались могущественные государства, такие, как империя Александра Македонского и Древний Рим, Арабский халифат и держава Чингисхана, огромные колониальные империи Англии, Франции, Испании.

Общественный прогресс, поступательное развитие общества покупались крайне дорогой ценой. Агрессивные, грабительские войны были и остаются величайшим бедствием для человечества, неся с собой массовое истребление людей, разрушения, одичание, моральную деградацию, упадок культуры.

Идеологи эксплуататорских классов, заинтересованных в войнах, пытались в научных трактатах, в художественной литературе возвеличивать и оправдывать войны, возводить в добродетель грабительский разбой и истребление народов. Немецкий реакционный философ Фридрих Ницше создал теорию о «воспитательной» роли войны; война — это своего рода кровопускание, которое, по его мнению, способно излечить общество от любой болезни. А современник Ницше кайзеровский генерал Мольтке цинично заявлял: «Вечный мир есть мечта, и даже далеко не прекрасная. Война является одним из элементов мирового порядка, установленного богом. В ней проявляются благороднейшие доблести мужчин. Без войны мир выродился бы и исчез в трясине материализма». Подобные разглагольствования были возведены германским фашизмом в ранг государственной мудрости и официальной философии. Фашисты воспевали войну как вечный, естественный закон исторического развития; в войнах якобы происходит «омоложение» народов; сильное государство имеет право захватывать и порабощать другие страны.

Хотя и не в столь циничной форме, как в фашистской литературе, но все же достаточно откровенно современные идеологи империализма в США и в других

4

империалистических странах пытаются обосновать тезис о войнах как вечном законе природы, считая, что они вытекают якобы из неуемной, драчливой и звериной «природы человека». Войны были и будут — таково философское кредо современных идеологов империализма.

Но «природа человека» здесь ни при чем. Войны нужны империалистам для укрепления своего положения внутри страны, для получения сверхприбылей, для угнетения других народов. Гонка вооружений приносит финансовым и промышленным магнатам баснословные барыши, горы золота. Вот почему они препятствуют разрядке международной напряженности, призывают бороться с «чумой вечного мира». В этом странном словосочетании виден звериный, человеконенавистнический оскал современного империализма. Чтобы подкрепить и обосновать свою антинародную идеологию, оправдывающую войны как «вечный, естественный закон бытия», империалистическая буржуазия поднимает на щит реакционных идеологов прошлого, оправдывавших разбойничьи войны. Но история общественной, философской мысли знает немало мыслителей, которые по-своему выражали ненависть народов к войнам, их вековую мечту о вечном мире.

Многие прогрессивные мыслители прошлого осуждали войны, показывали их вред для развития экономики, торговли, культуры, нравственности. Философы-гуманисты создавали трактаты, содержавшие проекты установления мира на земле.

Разные мыслители разрабатывали различные аспекты проблемы всеобщего мира. Внимание одних было привлечено полностью к ее этической стороне, они полагали, что война есть порождение безнравственности и одновременно ее причина, что мир может быть достигнут только в результате морального перевоспитания людей. Другие видели главное зло, причиняемое войнами, в хозяйственной разрухе; они пытались склонить человечество к миру, рисуя картины всеобщего процветания в обществе без войн. Мир представлялся им в виде непосредственного результата разумной политики просвещенного правителя. Третьи разрабатывали

5

правовые аспекты проблемы мира, достичь которого они стремились путем договора между правительствами. Наконец, наиболее проницательные умы уже догадывались, что корни военных столкновений имеют социальный характер, что устранить их можно, лишь изменив структуру общества.

Публикуемые в данном сборнике трактаты о вечном мире принадлежат перу таких выдающихся философов-гуманистов XVI — XVIII вв., как Эразм Роттердамский, чешский педагог и философ Ян Амос Коменский, английский мыслитель Вильям Пени, французские просветители Шарль Ирине де Сен-Пьер и Жан Жак Руссо, немецкие философы Иммануил Кант, Иоганн Фихте и Иоганн Гердер, русский просветитель Василий Малиновский, и выражают заветные мечты народов разных стран об установлении мира на все времена.

Конечно, эти трактаты носили утопический характер. Их авторы еще не понимали действительных источников войн и поэтому не могли указать реальных средств борьбы против военной опасности и против самих войн. Не было тогда и реальных условий для всеобщего мира на земле. Философы-гуманисты прошлого видели путь к предотвращению войн в создании европейских и даже мировых конфедераций или всеобщих советов.

Отмечая донаучный, утопический характер этих трактатов, мы, однако, не можем не учитывать, что зачастую в них метко и правильно указывается на корыстолюбие господствующих кругов как на один из источников грабительских войн. Авторы трактатов подвергают убийственной критике феодальных правителей, военщину и в особенности религию и служителей церкви, на словах провозглашающих любовь к ближнему, а на деле благословляющих разбой и насилие. Эта критика религии и церкви, например Эразмом Роттердамским, часто звучит прямо-таки злободневно, попадая не в бровь, а в глаз многим современным клерикалам ФРГ, США и других империалистических стран.

«Как можно совмещать шлем и митру? — спрашивает автор «Жалобы мира». — Что общего у епископского или пастырского посоха с мечом? Что общего у Еванге-

6

лия со щитом? Как можно приветствовать людей с миром и одновременно ввергать их в самые жестокие битвы, ниспосылать мир на словах, а на деле призывать войну? Как можно, чтобы одни и те же уста громко восхваляли миролюбивого Христа и одновременно восхваляли войну?» (50) *.

Недаром католическая церковь и церковники ненавидели Эразма, предавали его проклятиям, а его книги, в том числе и «Жалобу мира», объявили богохульными и запретили.

Произведения Эразма Роттердамского — это острые стрелы, пущенные меткой рукой в стан врагов мира, в виновников и поджигателей войн.

Говоря о дворцах королей, владетелей тогдашних государств, Эразм пишет: «Самое преступное и гнусное — это лицемерие тиранов. Они ощущают и видят свое могущество, лишь разрушая согласие в народе, и, когда это согласие нарушено, они втягивают и вовлекают народ в войну, чтобы разъединить тех, кто еще оставался единым, и чтобы еще свободнее и легче грабить и истязать несчастных людей. Другие из них еще преступнее — это те, кто живет за счет несчастий и разорения народа и кому в мирное время нечего делать в человеческом обществе» (48).

Тот, кто старается найти причины войн, пишет Эразм, обнаружит, что все они начинались по почину правителей, кончались великим ущербом и потерями для народа, который не имел к войнам никакого отношения. Ненависть Эразма обращена против тиранов — виновников войн. Его симпатии на стороне народа, страдающего от войн. Если уж война становится неизбежной, писал он, пусть ведут ее так, чтобы все несчастья и тяготы обрушились на головы тех, кто является ее виновником.

Борясь против войн, Эразм требует, чтобы величайшие почести воздавались тем, кто предотвращает войну, кто мудрым советом восстанавливает согласие и кто всеми силами делает так, что становятся ненужными великие армии и огромные запасы оружия.

* Здесь и далее при ссылках на настоящее издание указываются только страницы. — Ред.

7

Среди других трактатов, включенных в данный сборник, обращает на себя внимание глубиной и реализмом «Суждение о вечном мире» Ж.-Ж. Руссо. Он дает и меткую критику утопического проекта Сен-Пьера, его плана создания Европейской лиги.

Войны, завоевания и усиление деспотизма взаимно связаны и содействуют друг другу, пишет Руссо. Войны создают предлог для финансовых поборов. В обществе, разделенном на богатых и бедных, на господствующих и угнетенных, частные интересы, т. е. интересы властвующих, противоречат общим интересам, интересам народа. Поэтому и проект Европейской лиги, проект вечного мира, при этих условиях не мог быть осуществлен.

«Не следует также думать вместе с аббатом де Сен-Пьером, — говорит Руссо, — что даже при наличии доброй воли, — которой самодержцы и их министры никогда не проявят, — оказалось бы возможно найти благоприятный момент для осуществления его плана, ибо для этого нужно было бы, чтобы совокупность частных интересов не возобладала над общими интересами и чтобы каждый осознал, что в общем благе заключено то высшее благо, которого он пожелал бы для себя самого. Значит, все это требует сочетания мудрости стольких голов и взаимодействия интересов такого количества людей, что нет ни малейшего основания ожидать, что какая-либо случайность сможет привести к гармоничному сочетанию всех необходимых условий: между тем, раз нет такого сочетания, его может заменить только сила, а тогда дело уже не в увещеваниях, а в принуждении, и не книги надо писать, а собирать войска»  (143).

Итак, заключает Руссо, хотя проект и очень разумен, средства его воплощения в жизнь свидетельствуют о наивности их автора. Сен-Пьер простодушно полагал, что для достижения всеобщего мира стоит лишь собрать международный конгресс и предложить ему статьи договора, которые необходимо подписать. Приходится признать, что этот честнейший человек достаточно хорошо учитывал во всех своих планах, к чему должны привести уже введенные преобразования, но о способах их введения судил как  ребенок.   В противовес  идеалистиче-

8

ским мечтаниям Сен-Пьера Руссо реалистичней рассуждал о том, на что способны государи, верховные правители государств и их министры. Правда, при всей своей проницательности он сам впадает в утопизм, связывая возможность осуществления проекта, подобного сен-пьеровскому, с именем такого деятеля, как Генрих IV. Но Руссо не верил в силу одного красивого плана, благородного слова и считал, что необходимо применение более действенных средств для осуществления проекта вечного мира.

К проницательности авторов трактатов о вечном мире следует отнести и то, что они понимали связь между вооружением, ростом армий и войной и выдвигали смелые планы разоружения. Так, выдающийся чешский просветитель-гуманист Ян Амос Коменский писал: «Чтобы устранить всякую возможность вернуться к вражде и войнам, необходимо запретить оружие... Ружья следует применять против хищников, тогда как пушки надо бы перелить на колокола, которыми созывают народ, или на музыкальные инструменты»   (80).

Мы не ставим перед собой задачу дать подробный анализ трактатов, помещенных в сборнике, но и отмеченные их аспекты свидетельствуют о том, что при всей утопичности и наивности эти трактаты представляют важный этап в развитии идеи вечного мира.

В своей борьбе за устранение войны из жизни людей советский народ опирается на великое учение марксизма-ленинизма, вместе с тем в борьбе за мир он использует и давнюю традицию передовой общественной мысли, восстававшей против взаимного истребления народов, и отдает дань уважения тем философам-гуманистам, которые отстаивали идею мира в условиях жестокого феодального гнета и произвола.

Конечно, теперь коренным образом изменились условия борьбы за обеспечение мира на земле. В настоящее время существуют две мировые общественные системы: система социализма и система капитализма. Враги социализма не хотят примириться с этим фактом. Но факты — упрямая вещь, с ними нельзя не считаться. Мировая система социализма охватывает свыше миллиарда людей — треть человечества. Экономическая и полити-

9

ческая мощь содружества социалистических стран увеличивается из года в год, во все возрастающей мере обнаруживая преимущества нового социального строя. Социализм превратился в силу, определяющую направление мирового развития.

С самого момента своего возникновения социализм неразрывно связан с идеей мира между народами. Основатель Советского государства В. И. Ленин и его соратники подняли знамя борьбы против империалистических войн. Первым декретом Советского социалистического государства был декрет о мире. Внешняя политика Советского Союза всегда опиралась и опирается на ленинскую теорию и практику мирного сосуществования, получившую за последнее десятилетие свое творческое развитие во внешней политике Советского правительства, в решениях XX и XXII съездов КПСС, в замечательных по глубине и убедительности выступлениях и докладах Н. С. Хрущева.

В Программе КПСС, принятой XXII съездом партии, говорится, что в нашу эпоху впервые в истории возникла реальная возможность исключить мировую войну из жизни общества. Великой организующей силой антивоенного движения масс выступает международный пролетариат, возглавляемый коммунистическими и рабочими партиями. «Уничтожить войны, утвердить вечный мир на земле — историческая миссия коммунизма» (Программа Коммунистической партии Советского Союза, М., 1961, стр. 58).

Раскрывая содержание изменившегося соотношения сил в борьбе за мир, Н. С. Хрущев говорит:. «Новая расстановка международных сил, сложившаяся после второй мировой войны, дает основание для утверждения, что теперь уже нет фатальной неизбежности новой мировой войны, что ее можно предотвратить.

Во-первых, в наши дни за мир активно борются не только все социалистические государства, но многие государства Азии и Африки, ставшие на путь развития самостоятельной национальной государственности, и многие другие государства, не входящие в агрессивные военные блоки.

10

Во-вторых, политика мира встречает мощную поддержку со стороны широких народных масс во всем мире.

В-третьих, миролюбивые социалистические государства располагают весьма внушительными материальными средствами, что не может не оказывать сдерживающего влияния на агрессоров» (Н. С. Хрущев, О мирном сосуществовании, М., 1959, стр. 14).

В борьбе нового, молодого, растущего п развивающегося социализма со старым, отжившим свой век капитализмом победа будет, несомненно, за новым, передовым. Предчувствуя свою гибель, империализм стремится во что бы то ни стало сохранить свои позиции и осуществляет бешеную гонку вооружений. Милитаризм подчиняет себе в капиталистических странах экономику, политику, культуру, идеологию. Союз империалистических монополий и военщины — опасная сила: здесь заложена угроза войны. И народы всех стран должны помнить об этой опасности, быть бдительными и вести неутомимую, всестороннюю борьбу против агрессивных империалистических сил.

Огромное сдерживающее влияние на агрессоров оказывает наличие у СССР ядерного и других видов вооружения, обладающего большой разрушительной силой. В этих условиях развязывание войны империалистами чревато катастрофой и гибелью для самого капитализма, чего не могут не учитывать правящие круги капиталистических стран. В критической ситуации в районе Карибского моря это обстоятельство вместе с героической борьбой кубинского народа сыграло свою роль. Взаимный компромисс дал возможность предотвратить страшную катастрофу. Миролюбивая, мудрая, гибкая внешняя политика СССР, опирающаяся на экономическую и военную мощь стран социализма, на моральную поддержку всех народов, на стойкость кубинского народа, одержала победу. Американский империализм, правящие круги США, толкнувшие своей вероломной политикой человечество на грань войны, к пропасти, заглянули в бездну и, видимо, поняли, что это значит.

Исход кризиса в Карибском море еще раз показал, что войну можно предотвратить. Важнейшим условием

11

на пути к миру является прекращение гонки вооружения, осуществление программы всеобщего и полного разоружения, запрещение и уничтожение атомного оружия. Народы мира должны добиться этого своей неусыпной бдительностью и неустанной борьбой. Это нелегкая, но благородная и справедливая борьба. Под своим знаменем она будет собирать новые и новые миллионы людей.

В своей Программе Коммунистическая партия Советского Союза запечатлела пламенные слова: Мир, Труд, Свобода, Равенство, Братство и Счастье всех народов. Эти великие идеи являются могучей движущей силой нашего времени. Они выражают интересы, чаяния, надежды сотен миллионов людей. И поэтому они не могут не победить.

Ф. В. Константинов


Подготовил к обнародованию:
Ваш брат-человек Марсель из Казани,
мыслитель, искатель Истины и Смысла Жизни.
«Сверхновый Мировой Порядок, или Истина Освободит Вас»
http://MarsExX.narod.ru/
marsexxхnarod.ru

P.S. Впрочем, я полагаю, что «"си$тему" рабов» надо демонтировать: http://marsexx.narod.ru/demontazh.html






Добрые, интересные и полезные рассылки на Subscribe.ru
Подписывайтесь — и к вам будут приходить добрые мысли!
Марсель из Казани. «Истина освободит вас» (MARSEXX.narod.ru).
«Mein Kopf, или Мысли со смыслом!». Дневник живого мыслителя. Всё ещё живого...
Предупреждение: искренность мысли зашкаливает!
Настольная книга толстовца XXI века. Поддержка на Истинном Пути Жизни, увещевание и обличение от Льва Толстого на каждый день.
«Рубизнес для Гениев из России, или Сверхновый Мировой Порядок». Как, кому и где жить хорошо, а также правильные ответы на русские вопросы: «Что делать?», «Кто виноват?», и на самый общечеловеческий вопрос: «В чём смысл жизни?»
«От АНТИутопии страшного сегодня к УТОПИИ радостного завтра». Перестав стремиться в Утопию, мы оказались в Антиутопии... Почему так? Как и куда отсюда выбираться?

copyright: везде и всегда свободно используйте эти тексты по совести!
© 2003 — 2999 by MarsExX (Marsel ex Xazan)
http://marsexx.narod.ru
Пишите письма: marsexxхnarod.ru
Всегда Ваш брат-человек в труде за мир и братство Марсель из Казани

В избранное