Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

SUBWAY - рестораны быстрого обслуживания. Франшиза No1 в мире


Хорошие новости logo
От компании SUBWAY® Russia

www.subway.ru

veggies
Мировой кризис и отечественный франчайзинг! 

KochetkovВозросшая во время кризиса популярность франчайзинга — общемировая тенденция, которая не обошла стороной и Россию. Однако на родных просторах эта тенденция реализовывалась своеобразно, как, впрочем, и многое другое. Своим мнением об особенностях отечественного развития данной формы предпринимательства вообще и в период кризиса, в частности, поделился член совета директоров Российской ассоциации франчайзинга, вице-президент «Сабвэй Раша Франчайзинг Компани» Геннадий Кочетков.

Геннадий Борисович, экономический кризис — явление мирового масштаба. Существуют ли «национальные» особенности в том влиянии, которое оказал кризис на развитие франчайзинга в разных странах?

— Безусловно. На Западе франчайзингом в период кризиса начинали заниматься уволенные с работы люди, которые получили серьезные денежные пособия, полагающиеся в таких случаях, и которые не желали больше зависеть от работодателей. У нас же к франчайзингу обратились, в основном, мелкие предприниматели, которые и до кризиса были в бизнесе. Покупка же франшизы рассматривалась ими как вариант вложения своих средств в ситуации, когда другие варианты размещения, сохранения и приумножения капитала — банки, паевые фонды, инвестиционная недвижимость, например — стали ненадежными. Поэтому развитие получил именно тот сегмент франчайзинга, который не предполагал покупку дорогих франшиз.

Какие направления деятельности можно причислить к данному сегменту?

— В России существует всего две таких отрасли — это некоторые виды ритейла (такие как продукты питания, аптеки) и «базовые» услуги (к примеру, фастфуд). Эти виды деятельности востребованы всегда, поэтому расчет, о котором было сказано выше, оказался верным. Например, наша сеть за период кризиса выросла вдвое.

Часто ли франчайзинг становился стартом для компаний, которые изначально покупали франшизу, а потом начинали работать под собственным брендом?

— Увы, в России такой «старт» встречается чаще, чем за рубежом: наши граждане более жуликоваты, чем в Европе. Вообще, я бы предпочел употреблять для такой модели развития бизнеса слово «пиратство», а не «старт», поскольку рассматривать франшизу только как бренд — неправильно. Франшиза — это бизнес-модель, которая была разработана другими людьми, поэтому она является интеллектуальной собственностью. Все шаги в этом направлении должны пресекаться нашими правоохранительными органами, но, увы, у нас этого не происходит, потому что в России нет специального закона о франчайзинге.

То есть предприниматель, будучи честным человеком, никогда не сможет избавится от франшизы, пожелав завести самостоятельный бизнес?

— Совсем нет. Такой предприниматель должен прекратить деятельность по франшизе и не возвращаться к ней некоторое время. Существует так называемый «серый» период — год или два, — который прописывается во всех договорах по франшизе. Но наши люди очень часто его не выдерживают, продолжая незаконно использовать то, чему их научили.

Можно ли рассматривать франчайзинг как глобальный инструмент по внедрению в отечественный бизнес-обиход западных моделей и традиций менеджмента и качества?

— Франчайзинг — конечно, не единственный, но важный канал обучения. Притом от обычного бизнес-образования его отличает то, что франчайзор, выступающий своего рода педагогом, — это компания, уже достигшая успеха. И достигшая его благодаря применению именно тех систем ведения бизнеса, которым она и обучает франчайзи. Поэтому можно сказать, что франчайзинг — образование, проверенное жизнью.

Существует ли примеры продажи отечественных франшиз за рубеж?

— Существуют, но это очень незначительная часть.

Можно ли говорить, что франчайзинг представляет собой форму бизнеса для не очень рискованных и не совсем уверенных в себе людей?

— Я считаю, что такая постановка вопроса некорректна. Не у каждого человека присутствуют способности к предпринимательству. На мой взгляд, бизнесменами — так же, как и художниками или музыкантами — не становятся. Ими рождаются. Это определенный дар. И именно такие люди создают и развивают бизнес и франчайзинговые системы, в частности. Люди же, не имеющие такого дара, составляют балласт франчайзинговой системы, но балласт необходимый. Ведь сам принцип франчайзинга предполагает ведущего и ведомого. От франчайзи требуется неукоснительное соблюдение тех норм, которые существуют в рамках системы. И подчас ведомый обладает именно теми качествами — усидчивостью и исполнительностью, — встречаясь с которыми, пассионарная энергия центра дает удивительные результаты. Франчайзинг представляет собой сообщество людей, работающих в единой системе. И если система построена правильно, то сообща они двигаются намного быстрее, чем поодиночке, обмениваясь опытом и помогая друг другу в каких-то вопросах. Франчайзинг по определению не индивидуальная игра, а франчайзи — это игроки команды, а не одиночки.

Откуда чаще исходит инициатива расширения франчайзинговой системы — потенциальный франчайзи ищет своего франчайзора или наоборот? Кто является локомотивом и толкает этот процесс?

— Здесь действуют те же правила, что и в обычной торговле. Франшиза — это товар. С одной стороны — производитель, который хочет продать свой товар, с другой — покупатель, который, если данный товар соответствует потребностям аудитории, обеспечивает его спросом. Если товар качественный, а реклама работает хорошо, товар будет востребованным.

 

Источник: "Территория бизнеса" 2010., 9(46)

Есть вопросы по франшизе SUBWAY?

Позвоните прямо сейчас по бесплатному телфону:

 

8 (800) 555 444 9

 


В избранное