Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска журнала "Профиль"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Журнал Профиль, номер 45, выходит 5 декабря.

Рубрика: Энергетика.

Заголовок: Сила слова против силы света.

Автор: Георгий Бовт.

Не сулившая вроде бы особых сенсаций конференция РАО "ЕЭС России" "Новая энергетическая политика" наделала много шума. Председателю правления Анатолию Чубайсу предъявляют счета политические, в ответ он оперирует счетами экономическими. Сделать так, чтобы не "заискрило" ни в каком смысле, по силам лишь обладателю Высшей Энергии в стране...

...Выступление председателя совета директоров РАО "ЕЭС России" Александра Волошина на открытии конференции РАО "ЕЭС России" показалось убаюкивающе спокойным. Неспешно обрисовав пятилетний путь реформы электроэнергетики, он остановился на вопросах "обеспечения защиты прав и интересов различных групп акционеров, а также их максимального вовлечения в дела управления компании". Волошин отметил, что в целом "такой подход был одобрен и инвестиционным сообществом, свидетельством чего стал рост котировок акций РАО "ЕЭС России" более чем в 4 раза".

Затем выступал председатель правления Анатолий Чубайс. Первая же реакция московских властей на его речь была такова: "Дикость!" Там было от чего бросить в жар. Вернее, в холод.

А начал Чубайс с предупреждения: его выступление не экспромт, а "выстраданное видение того, что происходит в энергетике". Нуждается же она в Новой энергетической политике - НЭПе...

...Новая политика, по Чубайсу, нужна потому, что реальная ситуация оказалась иной, чем ее прогнозировали. Так, самый оптимистичный сценарий Энергетической стратегии России (принята лишь в 2003 году) предусматривал прирост электропотребления в 2005 году 50 млрд. кВт/ч. По факту вышло - 73 млрд. кВт/ч, то есть в полтора раза больше. После чего на презентационном экране появился график под условным названием "крест Чубайса" (см. табл. 1). На "кресте" по пересекающимся кривым динамики располагаемой мощности и динамики роста спроса на мощность по стране видно, что уже в 2008 году (аккурат к президентским выборам) в России возникнет дефицит энергомощностей - примерно в 1,55 ГВт. Это в среднем.

По отдельным регионам "апокалипсис" даже ближе. Например, фактические темпы роста электропотребления, по данным РАО, в Белгородской области - в 1,8 раза выше прогноза, в Дагестане - в 3 раза, в Калининградской области - в 3,4, в Московской - в 3,8, в Тюменской - в 4,8 раза. В частности, по Москве темп роста регионального внутреннего продукта составит в текущем году 16%. Введение новых энергомощностей и модернизация имеющихся явно не поспевает за такими темпами. В связи с чем Чубайс, по его словам, "вынужден был дать поручение разработать специальную программу отключения потребителей на случай, если в Москве более трех суток температура будет ниже 25 градусов". Именно это Лужков тут же и назвал "дикостью". Речь ведь именно о тех потребителях, которые исправно платят (неплатежи как система отношений с потребителями в РАО на сегодня вроде бы изжита). Это не какие-нибудь неплательщики Приморья далеких 90-х, взбадриваемые популистскими и иждивенческими лозунгами тогдашних региональных властей, - это качественно новый тип "энергокризиса" - дефицита мощностей.

Чубайс по этому поводу сам же и признает: такого "энергостратегия не предполагала, мы прохлопали масштабы явления"...

...Технические подробности состояния энергетического оборудования в стране - под стать вышеупомянутым "угрозам" в адрес Москвы (см. табл. 2). Сегодня более 90% действующего турбинного оборудования имеет возраст старше 15 лет. Показатель "парковый ресурс" (допустимое время эксплуатации по нормативам) в перспективе будет ухудшаться (см. табл. 3).

Если в 2000 году 12% основного оборудования работало за пределами установленного техническими нормативами ресурса, то в 2005 году это будет уже 25%, в 2010-м - 37%, в 2020-м - 55%...

...По сути, это и есть ключевой момент чубайсовского НЭПа. Инвестиции. Где же именно предлагается искать их живительный источник?

Чубайс настаивает, что существующие тарифы лишь "в текущем режиме позволяют работать и в общем покрывают наши затраты". Модель называется "инфляция минус" и в этом смысле, как не устают всякий раз напоминать руководители РАО, отличается от всех прочих естественных монополий страны, где как раз работает модель "инфляция плюс". Тарифы устанавливаются (заранее на год вперед) ниже инфляции начиная с 2004 года, сохранились они в 2005-м и останутся таковыми в 2006-м. Из-за того, что фактическая инфляция серьезно превышает плановую, энергетика в 2004 году, жалуется Чубайс, "потеряла $500 млн.". "Мы научились издержками управлять. Хотите, чтобы были тарифы ниже инфляции? Можно и еще ниже - но грохнется так, что никому мало не покажется. В разных местах в разное время", - грозит он...

...Наиболее политически стремная составляющая НЭПа - тарифы (несмотря на то, что по РАО их рост ниже, чем по другим естественным монополиям, прежде всего по газовой). Разумеется, предлагается отказаться от сценария "инфляция минус", хотя Чубайс хорохорится и уверяет, что и дальше - года два-три - готов жить по-старому. Но при этом не забывает предупредить: "Придем к катастрофе все вместе, дружно, для начала пострадают такие регионы, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург... Ну, в Пензе в принципе катастрофы не будет. В Магадане не будет. Решайте".

Решать, это очевидно, будет правительство на заседании 8 декабря, куда Чубайс придет с концепцией НЭПа. Не нужно быть пророком, чтобы предсказать небольшую "кровавую сечу" на этом заседании...

...К тому же есть еще одно не менее "труднопродаваемое" политически предложение: пересмотреть региональную дифференциацию тарифов. Это ведь Чубайс говорит: "Тарифы в регионах связаны с чем угодно, только не со здравым смыслом, есть масса регионов, находящихся рядом друг с другом, с абсолютно одинаковой природой энергетики - и с разницей в тарифах в три, в пять, в семь раз! Это государственная тарифная политика? Да куда там! Региональный лоббизм на сто процентов". Но ведь у региональных руководителей на сей счет совершенно иная логика. И она сильно отличается от чубайсовской хотя бы красноречивыми ссылками на то, что, мол, "народ не поймет". С последним тезисом в сегодняшней России спорить пока не научились.

Это он, как истовый рыночник, считает, что в основу региональной дифференциации тарифов должна быть заложена возможность инвестирования за счет тарифов для развития энергетики в данном регионе. А его оппоненты, недоуменно поднимающие при этих словах брови, полагают, что источник должен находиться где-то в ином месте - ближе к Москве, к бюджету, причем именно к части федеральных трансфертов. Дабы "смягчить последствия". ..

...Могут возникнуть и более компромиссные варианты. Установление некоего "социального минимума", превышение которого оплачивается по повышенным тарифам. Или допэмиссия акций создаваемых в ходе реформы ОГК (прецедент создан ОГК-5, прошедшей листинг на бирже и показавшей по итогам торгов хорошие показатели капитализации - $1,6-1,7 млрд., что выше ожиданий) в качестве источника инвестиций. Правда, в последнем случае нельзя не отметить и волатильность российского фондового рынка, зависящего скорее от внешних факторов, чем от внутренних, и его ограниченность по причине отсутствия там массового инвестора.

Некоторые эксперты также начинают поговаривать о том, что РАО будет вынуждено пойти на продажу крупных профильных активов (крупнее, чем какое-нибудь "Таймырэнерго"). Однако такой шаг будет воспринят, скорее всего, негативно миноритарными акционерами, которые могут ответить сбрасыванием акций и, соответственно, снижением капитализации компании в целом. Так что в смысле поиска дополнительных инвестиций такой шаг нельзя считать однозначным...

...И все равно остаются два вопроса: за чей конкретно счет и как заставить потребителя энергии выбирать именно энергосберегающие технологии, оборудование, бытовую технику, если не использовать "тарифный кнут"?...

...Но самое интересное, если уж вникать в аппаратную логику, даже не это. А то, что Чубайс привел Путину в качестве положительного примера Санкт-Петербург, который "одним из первых в стране предложил долгосрочную схему развития энергоснабжения до 2015 года с перспективой до 2025 года. Этот опыт, по мнению А. Чубайса, планируется перенести на всю российскую электроэнергетическую отрасль", сообщила пресс-служба Кремля. А в Петербурге, кстати, по признанию самого Чубайса, ему как раз удалось договориться о более внятной, понятной и прозрачной схеме подключения новых потребителей. И со стороны санкт-петербургских властей, между прочим, никакой резкой реакции на выступление Чубайса не было. Опыт Санкт-Петербурга - в жизнь? Изящный ход, если учитывать накал политических страстей вокруг данной проблемы.

Рубрика: Энергетика.

Заголовок: Без отрыва о розетки.

Автор: Владимир Милов.

Как научить обывателя экономить на электроэнергии.

Всего за шесть лет стоимость электричества выросла с 0,7 цента за киловатт-час почти до 3 центов (см. диаграмму 1), увеличившись в реальном выражении более чем в 4 раза. Однако, по оценкам специалистов, реальная стоимость поставок электроэнергии в жилые дома находится в диапазоне 5,5-6 центов за киловатт-час, то есть еще почти вдвое больше. Сегодня эта разница дотируется посредством завышения тарифов для промышленности и непокрытых доходов энергокомпаний - по оценке РАО "ЕЭС России", население недоплачивает энергокомпаниям ежегодно почти 70 млрд. рублей по сравнению с реальной стоимостью поставок, а по оценке Института энергетической политики, эта цифра еще выше - $3-4 млрд...

...Но на проблему можно взглянуть и с другой стороны: а насколько эффективно потребляют электроэнергию россияне, и соответствуют ли наши привычки расходовать ее нашим же собственным возможностям? ...в России складывается весьма нетипичная ситуация для стран с уровнем экономического развития, примерно аналогичным нашему. Дело в том, что средний россиянин потребляет в год примерно 1000 кВт/ч электроэнергии, что никак не соответствует норме для стран, которые находятся в одинаковом с нами диапазоне по уровню ВВП на душу населения. В странах с аналогичным уровнем развития потребление электроэнергии на человека в год составляет 400-600 кВт/ч. Мы же потребляем столько электроэнергии, сколько могут себе позволить жители государств с гораздо более высоким объемом ВВП на душу населения - не менее $10 тыс. в год.

Получается, что мы расходуем электроэнергию не по средствам, гораздо больше, чем можем себе позволить исходя из сегодняшнего уровня экономического развития...

Почему так происходит? Попробуем разобраться, помня о том, что вообще-то экономия электроэнергии - отличный способ снизить расходы на нее даже в условиях, когда тарифы растут. А как отмечалось выше, рост тарифов на электроэнергию - дело почти неизбежное...

...Анализ структуры потребления электроэнергии домохозяйствами показывает, что безусловными чемпионами по расходу электроэнергии являются, конечно же, электроплиты и холодильники. На диаграммах 3.1 и 3.2 мы попытались показать, каким образом формируется средний по России пакет потребления электроэнергии на различные бытовые нужды, сгруппировав электроприборы по двум классам: приборы первой необходимости, без которых немыслима сегодня нормальная жизнь (электроплита, холодильник, телевизор, освещение и т.п.), и приборы "второго эшелона", прожить без которых при низких доходах в принципе можно и покупка которых, как правило, характерна для семей с более высоким уровнем жизни...

...Не секрет, что в основной массе эти приборы, используемые в стране, достались нам в наследство от советских времен либо произведены в России. И значительная часть из них, увы, характеризуется крайней "прожорливостью" с точки зрения расхода электроэнергии. В Советском Союзе, богатом энергоресурсами, не принято было особенно задумываться об экономии энергии. До многих отечественных производств электробытовых приборов пока не дошла волна внимания к энергоэффективности, ставшая в последние десятилетия весьма популярной на Западе: при покупке приборов считается нормальным смотреть на их мощность и класс экономичности...Разница в потреблении электроэнергии для аналогичных моделей телевизоров может достигать 100-150 Вт.

Не менее важной является проблема замены осветительных приборов. Современные люминесцентные лампы мощностью в 11 Вт обеспечивают тот же уровень освещения, что и стандартные российские 60-ваттные лампочки, а горят в 7-8 раз дольше. Это экономия примерно 100 кВт/ч на человека в год.

В продолжающемся использовании устаревших по меркам энергоэффективности советских и российских приборов - одна из главных причин завышенного расхода электроэнергии в российском быту. По стандартным оценкам экспертов, в среднем расход электроэнергии на обеспечение работы электроплит, произведенных на постсоветском пространстве, на 50% выше, чем для изготовленных в Западной Европе, телевизоров и пылесосов - почти на 70%, холодильников - более чем на 10%. Нетрудно подсчитать, что в совокупности (с учетом приведенных выше средних цифр) замена устаревших приборов новыми, более эффективными, дает ежегодную экономию не менее 200 кВт/ч на человека. В совокупности с заменой осветительных ламп это эквивалентно ежегодному дополнительному расходу почти 40 млрд. кВт/ч электроэнергии. Это примерно 5% производства электроэнергии в стране...

...Что касается "второго эшелона" (посудомоечная машина, кондиционер, компьютер, видеомагнитофон и др.), то при их использовании жаловаться на высокий уровень тарифов и маленькую зарплату как-то нелогично. Если люди могут позволить себе компьютер с принтером и посудомоечную машину, уплата дополнительно 150-200 рублей в месяц за электричество не должна представлять для них проблемы, и социальная риторика ("не дадим залезть в карман гражданам") здесь неуместна.

Существует и масса других способов экономить электроэнергию - например, использовать стабилизаторы напряжения (подключив их к телевизору и компьютеру, можно добиться существенного сокращения расхода электроэнергии...

...Этими простыми проблемами давно бы пора озаботиться власти. Несмотря на постоянные разговоры о важности энергосбережения и даже наличие специального закона по этому поводу, принятого аж в 1996 году, никаких практических действий (хоть бы памятку написали, как экономить электроэнергию в быту) нет. Речь идет не о казенном "уходя, гасите свет", а о детальном исследовании рынка бытовых приборов и порядка пользования ими и выработке рекомендаций по поводу наиболее оптимальных решений в этой области.

Россияне ежегодно покупают сотни тысяч холодильников, телевизоров, электроплит. Так что такие советы были бы им очень нужны. Введение национальных стандартов "энергетической маркировки" бытовых приборов и громкая реклама такой маркировочной системы - тоже задача государства...

...Кое-что делается. Так, Федеральная служба по тарифам разработала специальную методику расчета так называемой социальной нормы потребления электроэнергии, своего рода индикатора "минимальной достаточности" уровня электропотребления для типичной семьи. Предполагается, что потребление электричества сверх социальной нормы будет оплачиваться по повышенным тарифам. Однако этой меры явно недостаточно, чтобы изменить потребительскую культуру россиян. И власти предпочитают не забивать себе голову этими проблемами, ограничиваясь грозными заявлениями по поводу решимости не допустить дальнейшего роста тарифов на электроэнергию. Это - бесперспективная политика, поскольку она не решает проблемы, поддерживает ненужное напряжение в электроэнергетической отрасли ("лишнюю" энергию надо производить, на это нужны средства и мощности) и лишь стимулирует нерациональное потребительское поведение россиян и высокую энергоемкость экономики.

Рубрика: Энергетика.

Заголовок: Тариф отдельно, бизнес - отдельно.

Автор: Артем Горбачев.

Руководство РАО ЕЭС призналось: скоро даже своевременная оплата счетов за электроэнергию

не будет гарантировать того, что свет на вашем предприятии неожиданно не погаснет.

Для начала, например, в Москве, если зима окажется морозной. Можно было даже не сомневаться в реакции столичных властей: Юрий Лужков уже написал письмо Владимиру Путину. Виновато в сложившейся ситуации, по мнению московского мэра, прежде всего "многолетнее бездействие руководителей РАО ЕЭС". Глава энергохолдинга Анатолий Чубайс в долгу не остался. "Можно пытаться обмануть кого угодно, только закон Ома обмануть нельзя, в том числе и Юрию Михайловичу Лужкову. Все это не имеет отношения к реальной заботе об энергоснабжении. Это все имеет отношение к своему любимому рейтингу... Глядишь, один-другой процентик не помешает на закате политической карьеры", - заявил Чубайс на пресс-конференции в минувший четверг.

Кстати, позиция мэра руководство энергохолдинга удивила. Как рассказал "Профилю" член правления РАО "ЕЭС России" Андрей Трапезников, московские власти были в курсе планов энергохолдинга. "Меры по введению ограничений в случае нештатных ситуаций разрабатываются вместе с соответствующими департаментами Москвы и Московской области на основании соответствующего постановления правительства РФ", - отметил он...

...Понять причины, которые заставили менеджмент энергохолдинга готовиться к худшему, несложно. ...потребление электроэнергии в Москве ежегодно увеличивается на 4-5%. При этом новые станции в европейской части РФ почти не строят. Уже сейчас энергии, которую вырабатывают станции столичной энергозоны, для обеспечения всех городских потребностей не хватает. Часть тока приходится передавать по сетям из соседних регионов. Однако импортировать больше 10% из необходимых столице 15 тыс. МВт установленной мощности не позволяют устаревшие сети. Пик потребления обычно приходится на зимние месяцы. Если в какой-то момент оно превысит возможности энергосистемы, может случиться еще один блэк-аут вроде майского. Только зимний.

В ситуации, напоминающей московскую, через два-три года может оказаться вся центральная часть России, а за ней и другие регионы. Естественно, сложившаяся ситуация связана с недостатком инвестиций.

Основная масса инвестиций в отрасль сейчас поступает за счет так называемой инвестиционной составляющей в тарифе на электроэнергию. Однако этих средств для полноценного обновления отрасли явно не хватает. По мнению гендиректора компании "Комплексные энергетические системы" (принадлежит Виктору Вексельбергу) Михаила Слободина, всего в 2005 году отрасль получила около $5 млрд., в то время как для полноценной модернизации нужно минимум в два раза больше...

...Где можно взять недостающие деньги? Самый простой и проверенный способ - увеличение тарифа на электроэнергию. Сейчас ее предельная цена утверждается Федеральной службой по тарифам с помощью прогнозируемого уровня инфляции. Однако издержки растут быстрее...

...Однако на повышение тарифа ФСТ и менеджмент РАО ЕЭС, скорее всего, не пойдут... увеличение цены на электроэнергию чревато негативными политическими последствиями. Поэтому перед выборами на такой шаг власти вряд ли отважатся.

Также для строительства станций можно было бы использовать банковские кредиты... в 2004 году доля заемных средств в инвестиционном портфеле РАО ЕЭС составила лишь 19,4%...

...Есть и другие причины, по которым энергохолдинг не спешит использовать кредитный ресурс. Через несколько лет РАО ЕЭС в своем нынешнем состоянии перестанет существовать и будет окончательно разделено по видам бизнеса. В этих условиях делать долгосрочные займы бессмысленно...

...Еще один способ найти деньги на модернизацию - проведение допэмиссий акций генерирующих компаний. По этому пути уже готовятся пойти созданная в ходе энергореформы ОГК-5 и "Мосэнерго". В столичной компании рассчитывают провести допэмиссию 50% акций и привлечь в результате до $2 млрд., которые предполагается пустить на строительство новых станций. Планы менеджмента ОГК-5 скромнее: здесь речь, вероятно, будет идти о допэмиссии не более чем 25% акций.

Для проведения допэмиссии нужно решение совета директоров РАО ЕЭС, большинство мест в котором принадлежит представителям государства. По словам собеседника "Профиля", осведомленного о ситуации в отрасли, менеджмент других генерирующих компаний внимательно следит за тем, как отнесутся к инициативам ОГК-5 и "Мосэнерго" чиновники. Если компаниям разрешат провести допэмиссию, то их примеру могут последовать и другие сформированные в ходе реформы игроки...

...Другой вариант - привлечение крупного стратегического инвестора. О своем интересе к российской электроэнергетике в разное время заявляли крупные европейские компании: Enel, E.ON и EDF. Однако пока вкладываться в российские активы иностранцы не торопятся. Не спешат и российские инвесторы....

...Теоретически исправить ситуацию могло бы принятие постановления о госгарантиях инвестиций в электроэнергетику. Оно помимо прочего предусматривает компенсацию инвестору разницы между реальной ценой электроэнергии и той, которая необходима, чтобы сделать строительство станции окупаемым. Но этот документ до сих пор находится на рассмотрении в правительстве, хотя в Минпромэнерго, которое занималось подготовкой постановления, надеялись, что оно будет подписано Михаилом Фрадковым еще в начале ноября.

В итоге у властей есть два выхода. Во-первых, можно все-таки пойти на значительное повышение тарифа на электроэнергию. По мнению Дмитрия Скрябина, чтобы компании получили возможность использовать кредиты для строительства новых станций, цена на электричество должна увеличиться минимум вдвое. Второй вариант - строить новые мощности за счет средств Инвестиционного фонда. Правда, его нынешний размер (70 млрд. рублей) вряд ли позволит решить все проблемы энергетики. К тому же большинство экспертов сомневаются в эффективности госвложений. Поэтому правительству, видимо, рано или поздно придется либерализовать рынок электроэнергии. В противном случае лампочка в один прекрасный день может погаснуть и в кабинете Михаила Фрадкова.

Рубрика: В фокусе.

Заголовок: Олимпийский пожар.

Автор: Михаил Бруснев.

Россию захлестнула выборная лихорадка.

Не успели отгреметь последние залпы выборов в Мосгордуму, как страна оказалась на пороге новых. Правда, вовлеченными в олимпийское "движение" окажутся члены лишь одной уважаемой организации - Олимпийского комитета России (ОКР).

А начиналось все очень даже спокойно. Ассоциация летних видов спорта вместе со своими коллегами из Ассоциации зимних видов решила продлить мандат доверия высшему руководителю ОКР. И долгое время именно Леонид Тягачев был единственным претендентом на то, чтобы остаться в своем кресле на второй срок. События развивались в духе давно забытого советского "одобрямса": главе Олимпийского комитета предстояла трудная борьба с самим собой. Да и в кулуарах поговаривали о нежелательности смены спортивной власти, когда на носу зимняя Олимпиада. Но в последние дни перед истечением срока подачи заявок число претендентов на пост главы ОКР неожиданно возросло до семи человек. Национальные федерации тенниса, тяжелой и легкой атлетики своим кандидатом захотели видеть трехкратную олимпийскую чемпионку Ирину Роднину. Причем в ее "группе поддержки" в составе рабочей группы центрального совета движения "Спортивная Россия", оказались такие спортивные авторитеты, как глава Росспорта Вячеслав Фетисов, олимпийские чемпионы Алексей Немов и Мария Киселева и даже экс-президент ОКР, а ныне вице-президент Международного олимпийского комитета Виталий Смирнов. Кресло которого, кстати, в свое время и досталось Леониду Тягачеву.

В свою очередь, стрелки пожелали, чтобы комитетом рулил президент их федерации (по совместительству олигарх, владелец Новолипецкого металлургического комбината) Владимир Лисин.

Не отстали от них софтболисты, выдвиженцем которых стал вице-президент ОКР Виктор Хоточкин, и баскетболисты - с кандидатурой первого вице-президента Олимпийского комитета Валерия Кузина. Не обошлось и без самовыдвиженцев. Таковыми стали четырехкратный олимпийский чемпион, первый вице-президент Всероссийской федерации плавания Александр Попов и президент Всероссийской федерации легкой атлетики Валентин Балахничев.

Все рекорды побили г-да Балахничев и Хоточкин, решившие претендовать (что размениваться на мелочи?) сразу на четыре поста: президента Олимпийского комитета, первого вице-президента, вице-президента, входящего в состав исполкома, и вице-президента, не имеющего этого права.

Правда, Леонид Тягачев считает именно такое большое число кандидатов (семеро смелых на пост председателя и около 50, метящих в заместители) одним из показателей успешной работы ОКР. Живо, значит, и продолжает бороться "беспокойное" хозяйство!

Дополнительной остроты предвыборному "блюду" добавляет и то, что выступившие в поддержку кандидатуры г-жи Родниной Балахничев и Попов формально стали ее конкурентами. Не совсем логичным видится и появление в числе "соискателей" двух близких к Леониду Тягачеву функционеров - Валерия Кузина и Виктора Хоточкина. Вероятнее всего, они просто хотят сохранить свои посты, а также, если что, снять свои кандидатуры в его пользу. В таком случае сниматься придется и Балахничеву с Поповым. Но уже в пользу Родниной.

Тем не менее, в отличие от коллег-депутатов, баллотировавшихся в Мосгордуму, спортивные люди решили (по крайней мере пока) не поливать друг друга грязью и обошлись без призывов типа "Очистим Москву от мусора". Люди, заметные в спортивном мире, пока ограничиваются лишь легкими взаимными уколами в прессе. По крайней мере, те из них, кто мечтает стать главным. Без приставки "вице".

Так, г-н Тягачев со страниц газет советует Вячеславу Фетисову, который активно поддерживает Ирину Роднину, "больше заниматься своими обязанностями и набираться опыта". Ведь до назначения главой Госкомспорта он ни дня не работал в России. А за морями-океанами совсем другие условия деятельности. То же пожелание высказывалось и в адрес Ирины Родниной. Она, дескать, занимается очень важным и нужным делом - благотворительностью, сиротами и инвалидами. Но для большой работы еще не созрела. А ее самыми сильными деловыми качествами г-н Тягачев называет блестящую спортивную карьеру и замечательную улыбку. Александру Попову в вину поставили отсутствие школы руководящей работы и нежелание "жить своей головой". Его ведь уже прокатили один раз, перед афинской Олимпиадой, - на выборах президента Федерации плавания. Зачем же сейчас впустую растранжиривать свой авторитет и силы, если они могут пригодиться чуть позже - после Олимпиады в Пекине? Ведь только тогда из Попова получится замечательный кандидат на пост руководителя ОКР. Хорошему знакомцу, сильной личности, удачливому бизнесмену и "соседу по жизни" Владимиру Лисину г-н Тягачев (Леонид Васильевич родом из Дмитровского района Подмосковья, где сейчас находится стрелковый комплекс "Лисья нора") советует пока остановиться на интересах Федерации стрелкового спорта. Тем более что олигарх много для нее значит и оказывает хорошую финансовую поддержку. А вот большой спорт он еще хорошо не изучил.

Вячеслав Фетисов и Ирина Роднина, в свою очередь, тоже не остаются в долгу. Так, по мнению г-жи Родниной, главной задачей Олимпийского комитета должна быть абсолютная прозрачность, желание и возможность продолжать победные традиции, не бросая при этом своих в беде. Как это получилось с гимнастом Алексеем Немовым, которого засудили на тех же афинских Играх. Именно поэтому, по ее мнению, руководить ОКР должны люди с психологией победителей. (А уж этого, согласитесь, ей не занимать.) Для того-то она со своей командой, имеющей достаточный опыт работы в международном спорте, и приняла вызов. Надеясь, что борьба будет честной и интересной. Тем более что, по ее мнению, победы в спорте и поражения в жизни - разные вещи. И с проигрышем на выборах (ежели такой случится) жизнь не закончится.

Ну а глава Росспорта высказался в том духе, что, хоть Леонид Тягачев и имеет хороший опыт работы, неплохо было бы внести в деятельность ОКР что-то новое.

Владимир Лисин оказался самым немногословным из тройки "тяжеловесов". Он просто предложил пойти по пути олимпийских комитетов всего мира, где для финансирования развития спорта используют бизнес-сообщество с его опытом и ресурсами. В этой ситуации как нельзя более уместен термин "государственно-частное партнерство". При этом Лисин посетовал на то, что сейчас наблюдается "полный провал присутствия России в международном олимпийском движении".

Остальные кандидаты пока хранят молчание: то ли экономят силы перед решающей схваткой, которая состоится 22 декабря, то ли у них просто нет громких программных заявлений.

Главное, пока никто не хочет уступать и проигрывать. Для этого у каждого кандидата есть свои неоспоримые преимущества. На четырехлетний опыт руководства и наличие команды Леонида Тягачева Ирина Роднина отвечает наличием собственной очень мощной "группы поддержки" и большой популярностью в мире спорта, а Владимир Лисин - финансовой независимостью и наличием собственных СМИ. Поэтому, кто бы ни победил в этой гонке, очень хочется надеяться, что в выигрыше окажется весь многострадальный российский спорт.

Плюс ко всему новому главе ОКР в наследство достанется хорошая финансовая "подпитка" в виде уже заключенных спонсорских контрактов и соглашений о генеральном партнерстве. Тем более что генеральному партнеру ОКР - компании Fedcom Media (подписавшей с Олимпийским комитетом в этом году контракт на $110 млн.) - не придется менять свою стратегическую линию. Как заявил "Профилю" управляющий партнер компании Fedcom Media Кирилл Игнатьев, "заключая контракт с ОКР, мы действовали стратегически. При большом уважении к Леониду Васильевичу Тягачеву мы отдавали себе отчет в том, что до 2014 года смена состава Олимпийского комитета может произойти не один раз. Наш контракт, по существу, связан с Олимпиадой в Сочи, с развитием бренда Олимпийского комитета. Мы не связываем наше сотрудничество с личным фактором. Поэтому мы станем работать с тем руководством ОКР, которое будет существовать в период действия контракта. Что касается смены главы ОКР... Во время Олимпиады на рынке работают глобальные олимпийские спонсоры, которых привлекает МОК. А спонсоры национальных олимпийских комитетов, в частности ОКР, развивают наиболее активную деятельность в предолимпийский период, то есть тогда, когда на рынке реализуется продукция с олимпийской символикой. Поэтому во время Олимпиады мы сможем расслабиться - контракт рассчитан именно на период перед Олимпийскими играми. Поэтому, полагаю, можно сказать, что выборы главы ОКР никак не отразятся на нашей работе с комитетом".

Рубрика: В фокусе.

Заголовок: Валентина Матвиенко и русская водка.

Автор: Елена Зверева.

Государство любит подкидывать россиянам подарки "под елочку". В 2005-м была монетизация. Со следующего года вступает в силу закон, революционно меняющий правила игры на алкогольном рынке. Самую пьющую страну зальют под завязку - в Россию хлынет река заграничного спиртного, национальное производство водки будет уменьшаться.

Наших производителей давит импорт. "Яркий пример: в 2004 году Украина ввезла к нам в 4 раза больше горилки, чем годом ранее. По итогам 10 месяцев нынешнего года поставки выросли еще на 86% по сравнению с прошлым периодом. Так что ничего удивительного в 8-процентном падении производства российской водки нет. Винодельческая отрасль вообще находится в состоянии глубокого кризиса - падение на 30%. Теснят Молдавия, Грузия, Болгария. Помогают Испания, Франция, Аргентина", - рассказывает глава Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин.

За январь-октябрь 2005-го в России произведено 99,5 млн. дал водки и ликероводочной продукции (93,6% от уровня аналогичного периода прошлого года), 25,2 млн. дал виноградных вин (79,1%), 10 млн. дал шампанского (117,1%), 3,1 млн. дал коньяка (102,5%).

Доля импортного спиртного на рынке составляет 17%. Импорт водки в Россию быстро увеличивается...

...С нового года полностью отменяется лицензирование импорта...

...Как прогнозируют специалисты, с нового года заниматься поставками спиртного в Россию сможет любой желающий, везти станут все, что горит. Причем товар будет востребован: россияне потребляют огромное количество того же импортного вина. Проконтролировать качество будет крайне сложно. Так что если раньше травились своей "сивухой", скоро к ней добавится значительное количество заграничной.

Больнее всего такой поворот ударит по производителям вина. ...Российские вина не отличаются высоким качеством. Есть, конечно, несколько производителей, которые выбиваются из этой картины, но они выдают не более тысячи бутылок в квартал. Так что их доля на рынке будет уменьшаться, и в результате российское вино станет таким же эксклюзивом, как и южно-австралийское..

...Производители более оптимистичны. По их версии, доля некачественного импортного спиртного возрастет, но с другой стороны импорт с нового года будет маркироваться не дома, а в России. А это значит, что правила игры для всех будут почти одинаковы...

...Отечественные производители к лету следующего года должны будут получить новые лицензии. Выпускать этиловый спирт смогут лишь предприятия, имеющие не менее 10 млн. рублей уставного капитала, а водку - не менее 50 млн. рублей. В качестве бонусов они получили более либеральный рынок: отменены квоты на закупку спирта (производители будут просто уведомлять Минсельхоз) и обязательная регистрация наименований алкогольной продукции...

...Новый закон принимался не в пользу бедных. Алкогольный рынок в долгосрочной перспективе ждет серьезный передел, который начнется уже в следующем году...

...Убрав с поля регионы, крупные федеральные производители начнут перестраивать рынок под себя. Новым лицензионным требованиям по размеру уставного капитала не соответствует более половины ликероводочных заводов страны. Более того, у многих из них серьезная задолженность перед бюджетом, не погасив которую они не получат лицензию ни при каких условиях. По экспертным оценкам, из 2,5 тыс. оптовиков, работающих на сегодня, останется не более 1,5 тыс. А из 186 российских спиртзаводов и 400 ликероводочных выживет в среднем половина. Под угрозой мелкие региональные производители, у которых только два выхода - либо сливаться с крупными федеральными воротилами (или выходить на федеральный рынок с новым брендом спиртного), либо закрываться, банкротиться, продаваться. Уже сейчас Интернет завален предложениями продажи готового водочного бизнеса. Через несколько лет рынок будут контролировать несколько крупных производителей...

...В Москве все видится по-другому: ассортимент изменится в пользу крупных производителей, некачественное и левое спиртное исчезнет с прилавков, потому как его просто не смогут продавать. Впрочем, и те, и другие признают, что полностью справиться с левым алкоголем, как и с домашним кустарным производством, невозможно. И заверяют, что все изменения никоим образом не отразятся на розничных ценах.

Алкоголь подорожает по другим причинам. С нового года на 8% снова повышаются ставки акциза. Таким образом, поллитровка водки или коньяка станет на 4-5 рублей дороже. Цены на вина не изменятся, потому как ставки акцизов на них не повышаются уже три года. "Серьезно повысятся цены на все возможные спиртосодержащие жидкости. За исключением парфюмерно-косметической продукции, разлитой в емкости не более 100 мл, - для них сохранена льгота по акцизам. Все, что касается средств для размораживания замков и тому подобных жидкостей двойного назначения, которые продаются в пятилитровых канистрах, то они с рынка исчезнут - ставка акциза будет такая же, как на водку", - говорит Павел Шапкин. Хотя остатки некоторое время еще будут реализовываться.

Народ, для которого всегда есть повод выпить, найдет себе другие дешевые альтернативы спиртному. Чем и будет травиться.

Рубрика: Приложение Дом.

Заголовок: Два мира - два детства.

Автор: Юрий Кочетков.

Рынок недвижимости в 2005 году послужил еще одним поводом поссорить две столицы. Питерский пошел на уступки и снизил цены на квартиры. Московские цены выдержали паузу и рванули вверх.

Санкт-Петербург в очередной раз проиграл по деньгам. В уходящем году московский рынок недвижимости показал неистощимый запас прочности: он терпеливо ждал, когда граждане потеряют всякую надежду на снижение цен на кв. м и вновь начнут покупать жилье в тех масштабах, которые позволят продавцам накручивать ценник. Питерский рынок в схожей ситуации дрогнул.

Для сравнения: за 2005 год средняя стоимость московского "квадрата" выросла на $664 - с $1981 до $2645 (по данным "Квартира.Ру" на ноябрь). В то же время цена питерского "квадрата" увеличилась всего на $5 - с $1132 до $1137. И то только в последние месяцы. Все остальное время питерский рынок жилья лежал в коме. Посмотрим, почему подобная ситуация случилась в Северной столице и как этого избежала Москва...

...Москва всегда задавала правила игры на региональных жилищных рынках. События, происходящие в столице, с завидным постоянством воспроизводятся во многих городах спустя некоторый промежуток времени.

Северная столица от Москвы отстает примерно на два-три квартала. Например, постдефолтный питерский рынок пустился в рост лишь в начале 2001 года, в то время как московский пришел в себя уже в 2000-м. В 2005 году последовательность событий была нарушена. Москва в уходящем году показала уверенное преодоление негативных тенденций года 2004-го (имеется в виду падение спроса на жилье) и новую активизацию рынка. Питер же продемонстрировал глубокую, затянувшуюся стагнацию.

Ожидалось, что в Питере рост цен стартует летом или в начале осени. Однако ничего подобного не произошло. Вместо этого питерский рынок продемонстрировал длительное движение долларовых цен вниз (см. график), чего практически не наблюдалось в Москве. Масштабы его были невелики, всего минус 1,5% в месяц, но с учетом инфляции можно говорить о четкой отрицательной тенденции динамики цен на питерские квартиры в первой половине 2005 года...

...В 2004 году в Петербурге было введено в эксплуатацию, по официальным данным, 2031 тыс. кв. м. По данным переписи 2003 года, население города составило 4,7 млн. жителей, следовательно, на каждого питерца пришлось 0,432 кв. м. Это очень важный показатель строительной активности в городе.

В Москве официально зарегистрировано 10,382 млн. человек. А строят здесь 4,5 млн. кв. м. То есть на одного официального жителя приходится 0,433 кв. м.

Однако численность незарегистрированных жителей в городах сильно различается. А ведь именно этот контингент - первый кандидат на роль потенциального покупателя в сегменте массового жилья. Для Москвы, если пересчитать коэффициент с учетом не-

учтенных мигрантов (социологи рекомендуют к официальным 10 млн. жителей прибавлять еще минимум 3 млн.), получим 0,346 кв. м на человека. Для Питера такой пересчет (если принять встречающуюся цифру в 600 тыс. нелегалов) дает 0,383 кв. м на человека.

Идем дальше. Из 4,5 млн. кв. м жилья в Москве лишь чуть более половины доходит до рынка. Свыше 2 млн. "квадратов" идет очередникам, переселенцам из ветхого жилья, молодым семьям и бюджетникам. В Питере же эта доля ничтожна. Почти все жилье там предназначено для рынка. То есть нагрузка на рынок со стороны сдаваемого в год жилья в случае Петербурга раза эдак в два больше, чем в Москве.

Плюс фактор покупателей из регионов. В ситуации с Москвой регионалы (включая жителей Подмосковья) очень успешно помогают рынку "пережевывать" новострой. Ленинградская область населением не так чтобы очень богата, а со стороны прочих областей Питер может рассчитывать только на свой Северо-Западный регион.

Неудивительно, что питерский рынок, который как раз в 2004 году гордился ударными темпами строительства, оказался просто не в состоянии переварить обрушившуюся на него массу жилья. Случилось то, о чем москвичи даже и мечтать устали, - предложение как минимум сравнялось со спросом, а в некоторых сегментах и обогнало его. Сползание цен началось уже в феврале 2005-го (с $1132 до $1124 за кв. м), а своего минимума цены достигли в июле - $1102 за "квадрат"...

...Большая часть предложения в Санкт-Петербурге сосредоточена в одном ценовом диапазоне - $750-1100 за кв. м. Это высотные монолитно-кирпичные здания, строящиеся в спальных районах. В Питере такой выраженной градации по ценам, как в Москве, нет. Здесь все, будучи равноудалено от центра, стоит примерно одинаково - в разы цены кв. м не меняются. То есть нагрузка на рынок со стороны новостроек сконцентрирована на основном (массовом) сегменте потребителя. Что, разумеется, не повышает ликвидности этих новостроек...

...Полномасштабного кризиса рынка недвижимости в Петербурге не произошло. Отыграв назад избыточный рост, рынок стабилизировался и продемонстрировал тенденции к росту уже в прошедшем сентябре. Вновь появились предложения новостроек по забытым ныне ценам типа $650-750 за "квадрат".

Нетрудно предугадать, что в обозримом будущем его ждет новый интенсивный рост. Почему? Да хотя бы потому, что Северной столице грозит существенное уменьшение объемов строительства, связанное с двумя обстоятельствами: сокращением количества удобных площадок и выходом из игры целого ряда мелких застройщиков, ставших жертвами затянувшегося падения спроса.

Во всей этой истории со столицами есть два вывода: утешительный и не очень. Первый - для инвесторов. Заключается он в том, что рынок недвижимости в очередной раз (на сей раз на примере Питера) продемонстрировал чудеса живучести: пережив период кризиса, он вновь показал, что является одним из наиболее стабильных финансовых инструментов.

Менее радостный вывод ждет потенциальных покупателей квартир: шансов на то, что рынок жилья (в данном случае московский) в какой-то момент рухнет, немного. Похоже, у московского рынка осталось всего два "сезона": либо он растет, либо он стоит. Конечно, в том случае, если он не падает вместе со всей экономикой. Но это - совсем другая история.

Рубрика: Акцент.

Заголовок: Время навострить лыжи.

Автор: Инна Коломейская.

Каждый более или менее продвинутый горнолыжник знает: покупать снаряжение в России невыгодно.

Тем не менее с середины ноября в большинстве спортивных магазинов у стендов с лыжами и сноубордами появляются дополнительные консультанты. Перед началом сезона отказать себе в удовольствии купить хотя бы пару мелочей не могут ни новички, ни профессионалы.

Горные лыжи вошли у нас в активную моду семь-восемь лет назад. С тех пор количество россиян, покоряющих склоны ежегодно, увеличивается на 10-15%. Наш горно-лыжный рынок эксперты оценивают приблизительно в $1,5-2 млрд. в год. Около половины этой суммы лыжники тратят на поездки по отечественным и зарубежным курортам, остальное - на покупку всевозможного снаряжения. Все ведущие мировые производители этой продукции (около 30 фирм) так или иначе в нашей стране сейчас представлены. "Россия для нас - один из самых перспективных рынков. В среднем россияне тратят на горно-лыжное снаряжение в два-три раза больше, чем европейцы, потому что часто обновляют оборудование, почти не покупают подержанных вещей и выбирают продукцию самых известных марок", - говорит сотрудник московского представительства одной известной фирмы...

...Лыжи, крепления, палки, ботинки, одежда, от нижнего белья до комбинезонов, очки и прочие аксессуары - все эти необходимые горнолыжнику вещи можно сейчас купить за совершенно разные деньги. Полный комплект даже самого простого снаряжения раскрученных марок обойдется не меньше, чем в $1-1,5 тыс. Верхний ценовой предел этой группы товаров практически не ограничен. Модели, предназначенные для лыжников с хорошим уровнем техники, могут стоить на порядок дороже, чем снаряжение для новичков.

Лыжи и сноуборды, несмотря на дороговизну (в среднем от $300 до $1 тыс.), стоит все-таки покупать от производителей-признанных лидеров в этой отрасли (Rossignol, Volkl, Atomic, Ficher, Salomon и т.д.). Они хорошо разбираются в геометрии, знают толк в материалах и обычно выпускают полные линейки моделей. Правда, стоимость снаряжения известных марок с надбавкой за бренд может увеличиться на 20-30%.

Зато можно существенно сэкономить на одежде. Куртка топовой фирмы стоит не меньше $200-250, брюки - в районе $150. В них обычно используются совершенствующиеся год от года виды мембранной ткани, которая обеспечивает водонепроницаемость и дышащие свойства одежды. Хотя эти качества очень важны, слишком увлекаться продвинутыми технологиями не стоит. У самых дорогих курток и комбинезонов водонепроницаемость составляет не менее 20 тыс. мм водного столба, а дышащие свойства - не менее 6 тыс. г/м 2/24 часа. Но такой уровень комфорта необходим только лыжнику, проводящему на склоне в постоянном активном движении по 8-10 часов в день. Большинство любителей гор и снега на такие подвиги не способны. Для катания в удовольствие вполне будет достаточно одежды базового уровня с простой мембраной и необходимым набором фичей. Она изготавливается более скромными производителями, имеет показатели 3 тыс. мм водного столба и 3 тыс. г/м 2/24 часа, но и стоит почти вполовину дешевле: куртки в районе $120, брюки - $80-100.

Опытные лыжники хорошо знают, что покупать снаряжение в Москве, особенно в сезон, невыгодно. На курортах Западной Европы цены ниже московских на 20-30%. В бывших соцстранах разница может достигать и 50-70%, если не гнаться за известными марками, а покупать вполне приличное снаряжение местных производителей.

Профессионалов московские спортивные магазины начинают интересовать обычно только к концу марта, когда стартуют распродажи, с дисконтом в 30-50%. Правда, подъем продаж ощущается и в ноябре-декабре: в это время докупают к сезону недостающие мелочи, а также одежду, которую нельзя взять напрокат на месте. Кстати, для катающихся постоянно даже дорогая покупка обойдется дешевле аренды снаряжения. Прокат сейчас стоит $60-300 за шесть дней катания в зависимости от страны и курорта.

Перед началом сезона тянутся в московские магазины и люди, только собирающиеся встать на лыжи. Эту категорию покупателей продавцы любят почти так же горячо, как и фанатов снежных склонов, не способных прожить ни одного сезона без обновок. Новички часто боятся выглядеть на горе хуже других, а в магазине - проявить некомпетентность. Поэтому они становятся легкой жертвой продавцов, которые с удовольствием впаривают "чайникам" дорогие, продвинутые, но совершенно ненужные новичкам товары...

...Продвинутым лыжникам азы лыжной индустрии давно уже не интересны. Им хочется постоянного совершенствования не только собственной техники, но и снаряжения. Именно на них рассчитаны постоянно поступающие в продажу новинки.

Сейчас появились лыжи в стиле "софт" - например, модели Zenith фирмы Rossignol сочетают в конструкции несущие элементы из жестких материалов и вставки из мягких (выглядят они необычно, но как ведут себя на снегу - пока непонятно). Австрийская компания Head продолжает развивать линейку моделей, в которых установлены "умные" волокна и микросхемы, заставляющие лыжи быстро подстраиваться под изменение условий катания. Становятся популярными лыжи с плоскими и объемными накладками, содержащими гель, поглощающий вибрацию. Редкая модель сейчас обходится без встроенной или накладной платформы для установки креплений.

Верхом технического прогресса на сегодняшний день стали электронные крепления Atomic с жидкокристаллическим дисплеем, который сообщает лыжнику, правильно ли у него все пристегнуто. Передняя и задняя части этих креплений "переговариваются" по специальной лыжной радиосвязи. Цена этой диковинки, немало позабавившей бывалых лыжников, на порядок выше обычных креплений - более $1 тыс.

Появляется все больше экзотических лыж: например, в стиле ретро - деревянные, украшенные шпоном ценных пород дерева или стразами. Или лыжи из нержавеющей стали. Такая экзотика в большинстве случаев делается по индивидуальному заказу и стоит от двух-трех до нескольких десятков тысяч долларов.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.677
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное