Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Финансовый журнал

  Все выпуски  

Финансовый журнал FinTimes.ru - Выпуск 2


Информационный Канал Subscribe.Ru

Главная | Архив выпусков | Подписаться | Наши планы | Вакансии | О проекте | Контакты |


Выпуск #2 от 05.07.04

Содержание:

Уоррен Э. Баффет. "Самое главное - история деятельности."
Джон Ф. Эйлерс. "Почему на рынке существуют циклы"
"Эффективный рынок"
Инвестиции
По данным журнала Forbes, Уоррен Баффет - один из самых состоятельных людей планеты. Свое состояние, 36 млрд. долларов, он сколотил на финансовых спекуляциях и инвестиционном бизнесе. Богаче Баффета только Билл Гейтс. Всем прочим остается лишь удивляться - как этому ничем не примечательному на вид пожилому человеку удается зарабатывать миллиарды долларов в год.

Уоррену Баффету 74 года. Он, как и многие миллиардеры, ведет весьма скромный образ жизни. Даже более, чем скромный. Проживет в небольшом доме, носит старомодные костюмы, ездит на автомобиле, марку которого могут определить лишь знатоки, потому что со стороны это средство передвижения кажется просто грудой металлолома. Да и вообще, Баффет обитает в глухой американской провинции, в городе Омаха, где и располагается штаб квартира фонда Berkshare Hathaway, который он возглавляет. Об этой компании в России кроме специалистов, вероятно, никто слыхом не слыхивал. Между тем, мировая финансовая общественность давно изучает траекторию успеха этой некогда небольшой фирмы.

В этой небольшой статье Баффет раскрывает некоторые секреты своей деятельности.

Самое главное - история деятельности

Уоррен Э. Баффет

Я всегда полагал, что можно большему научиться у деловых неудач, чем у деловых успехов. В моем предприятии мы изучаем, на каком этапе люди сбиваются с пути, и почему предпринимаемые усилия не срабатывают. Мы пытаемся избежать ошибок. Если бы моей задачей являлся выбор акций 10 компаний, входящих в индекс Доу-Джонса, которые бы превосходили сам индекс, я, вероятно, не начинал бы с отбора 10 лучших. Вместо этого попытался бы выбрать 10 или 15 худших показателей, исключил их из рассматриваемых компаний и работал бы с оставшимися. Это процесс инверсии. Альберт Эйнштейн говорил: "Меняйте порядок, всегда меняйте порядок в математике и физике". Эта идея отлично подходит и для бизнеса. Начните с неудачи, затем организуйте ее устранение.

В годовом отчете "Бёркшаэр хэтэвэй" за 1989 год я писал о том, что назвал "институциональным императивом". Я не изучал его в университете, но он, похоже, сильно влияет на то, как в действительности управляется предприятие. Один из его основных принципов - механизм подражания - означает: любое поползновение лидера, каким бы глупым оно ни было, быстро поддержать детальные данные нормы прибыли и стратегические исследования, подготовленные его сотрудниками. Например, каждый раз, когда становится модным заниматься каким-то новым направлением в бизнесе, ряд компаний бросает туда свои усилия. Потом, спустя приблизительно пять лет, они выходят из этого бизнеса, зализывая раны. Это очень по-человечески; люди творят то же самое со своими акциями.

Чтобы проиллюстрировать это, позвольте рассказать историю одного разведчика нефти, встретившегося со Св. Петром у врат рая. Когда он сообщил о роде своей деятельности, Св. Петр ответил: "О, мне очень жаль. По всем меркам ты вроде бы подходишь для рая. Но у нас возникла ужасная проблема. Видишь вон тот барак? Это место, где мы держим разведчиков нефти, ожидающих своей очереди в рай. И он заполнен - у нас нет места для еще одного". Разведчик нефти подумал с минуту и сказал: "Вы не будете против, если я только скажу четыре слова этим ребятам?" - "Не вижу в этом ничего плохого", - ответил Св. Петр. Итак, ветеран сложил ладони рупором и крикнул: "В аду нашли нефть!" Разведчики нефти немедленно вырвали из двери замок и вылетели наружу, изо всех сил хлопая крыльями, стремясь попасть в низлежащую местность. "Знаешь, это замечательный фокус", - сказал Св. Петр. "Заходи. Место твое. У тебя полно свободного пространства". Старик почесал свою голову и сказал: "Нет. Если не возражаете, я, пожалуй, пойду вместе с остальными. В конце концов, в этом слухе может быть что-то и от правды".

К сожалению, именно это происходит в бизнесе и инвестировании. Люди, располагающие более достоверной информацией, когда слышат слух - особенно когда слышат его от высокопоставленного лица, - просто не могут побороть желание следовать ему. На Уолл-стрите это происходит периодически; вы можете наблюдать то, что в действительности является маниями. Оглядываясь назад, никто не может до конца понять, каким образом все оказались вовлеченными в то или иное действие. Группа леммингов выглядит как скопление индивидуалистов по сравнению с Уолл-стритом, когда по ней носится какая-нибудь идея.

Студентом последнего курса Колумбийского университета я получил совет от Бена Грэма, отца-основателя анализа ценных бумаг, который никогда не забываю: ваша правота или неправота не определяется согласием с вами других людей. Вы правы потому, что достоверны ваши факты и правильна ваша аргументация - и это единственное, что доказывает вашу правоту. А если ваши факты достоверны и ваша аргументация верна, нет необходимости беспокоиться из-за кого-то другого. Обращайте внимание на историю деятельности. Лучшая оценка, которую мы можем дать компетенции управленческого персонала, не зависит от того, что говорят люди, а зависит только от того, что показывает история. В "Бёркшаэр хэтэвэй", когда мы покупаем какое-то предприятие, обычно оставляем того, кто управлял им. Таким образом, мы уже имеем некий средний уровень.

Возьмем, к примеру, случай г-жи Б., руководившей нашим мебельным торговым центром "Фёрниче март". На протяжении более чем 50-летнего периода мы наблюдали: взяв 500 долл., она превратила их в предприятие, приносившее 18 млн. долл. прибыли до налогообложения. Поэтому мы знали, что она компетентный человек. Ей исполнилось 97 лет. Собственно говоря, она сейчас конкурирует с нами; она начала новое дело два года назад. Кто бы подумал, что надо заключать соглашение об отказе от конкуренции с 95-летним человеком? Очевидно, этот урок говорит: единственный лучший путеводитель - это исторический опыт. Затем вы сталкиваетесь с проблемой 14-летней лошади. Скажем, вы покупаете "Дэйли рэйсинг форм", где говорится, что в четырехлетнем возрасте эта лошадь выиграла кентуккское дерби. Основываясь на прошлой деятельности, вы понимаете, это была отличная лошадь. Но сейчас ей 14, и она едва передвигает ноги. Поэтому вы должны спросить себя: "Что же такое есть в данных о прошлом, что делает их плохим предсказателем будущего?" Возможна ситуация, когда четкие данные о прошлом отсутствуют.

Скажем, когда вы окончили колледж, вам предоставили небольшой бонус: выбрать любого своего однокурсника и получить 10 процентов его или ее будущих доходов. Внезапно вы начинаете смотреть на весь курс по-иному. Вы видели их на занятиях; вы знаете их возможности и лидерские способности. Принимая эти факторы во внимание, вы спрашиваете себя: "Кого же мне выбрать?" Но, как вы думаете, насколько хорошим будет ваш выбор? Было бы гораздо легче, если вы могли бы принять это решение на вашей десятилетней встрече выпускников, после того, как вы увидели бы их настоящую деловую деятельность, не правда ли? Вынесением таких оценок по поводу управления и занимается все время "Бёркшаэр хэтэвэй". Мы стараемся находить предприятия, которыми, как мы действительно считаем, было бы хорошо владеть. А как продаются акции компании сегодня, завтра, на следующей неделе или в следующем году, не имеет значения. Важно, как обстоят дела компании за пяти- или 10-летний период. Это не имеет никакого отношения к таблицам или цифрам. Речь идет о предприятиях и управлении ими. Еще одна истина, усвоенная мною на факультете бизнеса: не важно, если вы будете умнее своего даже самого глупого конкурента. Хитрость в том, чтобы вовсе не иметь конкурентов. Это означает иметь продукцию, действительно отличную от других. Скажем, клиент заходит в аптеку и спрашивает плитку шоколада "Херши". Продавец отвечает: "У нас такого нет, но почему бы вам не взять другую плитку шоколада, она на пятак дешевле". А покупатель говорит: "Я лучше пойду в магазин напротив". Когда клиент уходит напротив, значит, у вас действительно есть отличный бизнес.

Источник http://www.bull-n-bear.ru

Технический анализ

Почему на рынке существуют циклы

Джон Ф. Эйлерс

Технический анализ рынка работает успешно потому, что рынок не всегда бывает эффективным. (прим. ред: см. статью в этом выпуске "Эффективный рынок") Характерные фигуры, встречающиеся на графиках, такие как двойные вершины и волны Элиота, позволяют вести торговлю с помощью методов технического анализа. Циклы являются одними из таких отличительных фигур, которые встречаются и определяются с помощью непосредственного измерения. Умение идентифицировать циклы не требует большого жизненного опыта или сложной системы. Циклы можно измерять непосредственно либо с помощью простой системы измерения расстояния между последовательными низами, либо с помощью такой сложной системы как MESA96.

Факт существования циклов вовсе не означает, что они существуют все время. Циклы появляются и исчезают. Иногда преобладают внешние события и не дают разобраться в существующих циклах. Опыт показывает, что циклы, полезные для торговли, присутствуют только примерно от 15 до 30% времени. Это соответствует утверждению Дж. М. Херста о том, что "23% всего движения цены является колебательным по своей природе и предсказуемо наполовину". Этим можно объяснить проблему трейдера, торгующего по тренду, который обнаруживает, что рынки идут в направлении "тренда" лишь непродолжительное время.

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

Циклические повторяющиеся процессы, наблюдаемые в природных явлениях с самых древних времен, легли в основу концепций, применяемых в современной спектральной оценке. Древние цивилизации могли создавать календари и измерять время, исходя из своих наблюдений за периодичностью продолжительности суток, года, сменой времен года, фазами луны, движением планет и звезд. Пифагор установил связь между периодичностью музыкальных нот, производимых напряжением фиксированной струны и числом, представляющим длину струны еще в 6 веке до нашей эры (до рождества Христова). Он считал, что суть гармонии является неотъемлемой характеристикой чисел. Пифагор также расширил эту связь, дав описание гармоничного движения небесных тел как "музыки сфер".

Сэр Исаак Ньютон создал математическую базу современного спектрального анализа. В 17 веке он обнаружил, что солнечный свет, проходя сквозь призму стекла, расщепляется и представляет собой полосу, состоящую из многих цветов. Он установил, что каждый цвет имеет определенную длину волны света, и что белый свет солнца содержит все эти длины волн. Он изобрел слово спектр как научный термин для описания полосы цветов света.

Даниель Борнолли решил волновое уравнение вибрирующей музыкальной струны в 1738 году. Позже в 1822 французский инженер Жан Баптист Джозеф Фурье расширил результаты волнового уравнения, предположив, что любая функция может быть представлена как бесконечное суммирование членов, содержащих синус и косинус. Математика в таком представлении стала известна как гармонический анализ вследствие гармонической связи между членами с синусом и косинусом. Преобразования Фурье, частота описания доминирующих фигур (и наоборот) были названы в его честь.

Норберт Винер внес вклад в главный поворотный момент теории спектрального анализа в 1930 году, опубликовав свой классический труд под названием "Обобщенный гармонический анализ". Среди его заслуг стоит отметить точные статистические определения, такие как автокорреляция и спектральная плотность мощности для случайных стационарных процессов. Применение преобразований Фурье, а не последовательности Фурье в традиционном гармоническом анализе позволило Вайнеру определить спектры в выражениях череды (континуума) частот, а не в виде дискретных гармонических частот.

Джон Тьюки является "пионером" современного эмпирического спектрального анализа. В 1949 году он создал основу для спектральной оценки, используя оценки корреляции, производимой конечными временными последовательностями. Многие выражения современной спектральной оценки (такие как, эффект наложения, кадрирование, предотбеливание, конический, сглаживание и децимация) принадлежит Тьюки. В 1965 году он совместно с Джимом Кули дал описание эффективного алгоритма цифрового расчета преобразование Фурье. К сожалению, он не подходит для анализа данных рынка.

Работа Джона Берга послужила главным толчком для возникновения настоящего интереса к спектральной оценке высокого разрешения ограниченных временных последовательностей. В 1975 году в своей докторской диссертации он дал описание спектральной оценки высокого разрешения с помощью математической модели максимальной энтропии, которая стала инструментом в создании методов моделирования. Метод Берга первоначально применялся в геофизическом исследовании нефти и газа посредством анализа сейсмических волн. Этот метод также применим для технического анализа рынка, потому что он дает спектральные оценки высокого разрешения при минимуме данных. Это важно, поскольку краткосрочные рыночные циклы всегда сменяются. Другое преимущество метода состоит в том, что он максимально отвечает на длину выбранных данных и не подвержен искажениям вследствие прекращения эффектов при их окончании. Торговая программа MESA - это акроним или слово, сформированное из первых букв словосочетания, которое оно заменяет, а именно Максимальная Энтропия Спектрального Анализа.

ЧТО ТАКОЕ ЦИКЛ?

Словарь дает следующее определение цикла: "интервал или промежуток времени, за который совершается один круг событий или явлений, которые происходят регулярно и в той же последовательности". На рынке, мы считаем, классический цикл существует тогда, когда цена начинается расти снизу, ровно возрастает до верха за некий отрезок времени, и затем плавно падает назад до первоначальной цены за тот же отрезок времени. Время, требуемое для завершения цикла, называется периодом цикла или длиной цикла.

Конечно, циклы существуют на рынке. Много раз их можно объяснить фундаментальными расчетами и соображениями. Самое понятное - это сезонное изменение сельскохозяйственных цен (самые низкие цены при урожае) или падение цен на недвижимость зимой. Телевизионные аналитики всегда говорят о темпе инфляции, которая "регулируется в зависимости от времени года" правительством. Но сезонность это специфическая черта цикла и всегда состоит из 12 месяцев. Другие, связанные с основами жизни общества циклы, могут происходить из 18 месячного цикла выращивания скота, или опираться на доклад о месячном хранении свиных желудков глубокой заморозки.

Бизнес циклы не такие понятные, но они тоже существуют. Бизнес циклы изменяются в зависимости от процентных ставок. Правительство намечает цели экономического роста, основываясь на способности удержать инфляцию на разумных уровнях. Этот рост увеличивается или уменьшается при вложении или изымании средств из экономики, и, изменяя ставку на овес, правительство одалживает деньги банкам. Облегчение тарифов поощряет бизнес; увеличивание тарифов сдерживает его. Этот процесс неизбежно меняется, приводя в результате к тому, что мы называем бизнес циклом. Несмотря на то, что, на практике этот цикл может повторяться через такое же количество лет, точное повторение периода совсем не обязательно. Бизнес цикл ограничен сверху количеством роста, которое правительство допускает (обычно 3%), и снизу - сдерживающим отрицательным ростом (около 1%), который указывает на рецессию. Изменение цикла от +3% до -1% называется амплитудой.

КОМПОНЕНТЫ РЫНКА

Специалисты по статистике и экономисты определили четыре важных характеристики движения цены. Все прогнозы в отношении цены и анализы имеют дело со следующими элементами:

  1. Тренд или тенденция, которые должны двигаться в одном направлении за определенный период времени.
  2. Сезонный фактор, связанный с календарем.
  3. Цикл (отличный от сезонного), который может существовать в результате действий правительства, срок или отставание в запуске или сворачивании бизнеса, или сбор оценочных сообщений.
  4. Другое необъяснимое движение цены, часто называемое шумом.
Поскольку пункты 2 и 3 оба являются циклами, ясно, что циклы составляют значительную и принимаемую во внимание часть всего ценового движения.

Когда трейдинг ведется с помощью циклов, один из ключевых вопросов состоит в желаемом промежутке времени торговли. Одна крайность - это 54-летний экономический цикл Кондратьева, который можно было бы рассматривать здесь, (но я не знаю никого, кто бы активно торговал с помощью этого цикла). Скотовод с ранчо, возможно, предпочел бы 18 месячный цикл выращивания, в то время как фермер с зерном, вероятно, хеджирует на основе годового урожая. Спекулянты зачастую работают на коротком (иногда очень коротком) периоде времени.

Поведенческие циклы в ценах наиболее популярны в теории волн Элиота и совсем недавно, в работах Ганна. Но эти методы содержат большую долю толкования и субъективизма.

При беглом изучении ретроспективных гистограмм видно, что почти все краткосрочные циклы имеют приливы и отливы. Способность выделять и использовать такие рыночные явления, как циклы, связана с пониманием их существования и имеющимися в наличии инструментами. Многие методы прогнозирования были неосуществимы, пока компьютер не стал популярным. Теперь эти методы может использовать почти каждый. Философское обоснование таким краткосрочным циклам происходит из теории случайного блуждания и строится таким образом, что вы чувствуете себя спокойнее, имея дело с циклами.

СЛУЧАЙНОЕ БЛУЖДАНИЕ

Случайность на рынке происходит в результате того, что большое количество трейдеров руководствуются прерогативой различных мотиваций - прибыли, убытка, жадности, страха и развлечения; это усложняется различными перспективами времени. Движение рынка, поэтому можно анализировать с помощью случайных переменных. Один такой анализ представляет собой случайное блуждание. Представьте себе атом кислорода в пластиковой коробке, не содержащей ничего, кроме воздуха. Путь движения этого атома изменчив, так как он отскакивает от одной молекулы к другой. Для описания пути движения атома применяется метод Брауновского движения. Путь атома описывается как случайное трехмерное блуждание. Следуя методу такого случайного блуждания, положение этого атома просто таково, каким, вероятно, оно должно быть как в одном любом месте в коробке, так и в любом другом месте той же коробки.

Другая форма случайного блуждания более соответствует для описания движения рынка. Эта форма представляет собой случайное двухмерное блуждание, называемое "походкой алкоголика". Двухмерная структура соответствует рынку потому, что цены могут идти вверх или вниз в одном измерении. Другое измерение, время, может двигаться только вперед. Это похоже на описываемую походку алкоголика.

УРАВНЕНИЕ ДИФФУЗИИ

Походка алкоголика определяется как случайное передвижение то вправо, то влево с каждым шагом вперед. Для создания случайности решение сделать шаг вправо или влево принимается в результате бросания монеты, а не симметричности монеты. Если монета падает орлом, алкоголик ступает вправо, если - решкой, алкоголик делает шаг влево. Наблюдая сверху, мы видим случайную линию пути, проделанного им. Рисунок 1 показывает произведенную компьютером дорожку, применяя правила походки алкоголика. Мы можем записать дифференциальное уравнение этой линии, поскольку изменение скорости времени связано с изменением скорости положения в двух измерениях. Результатом является относительно известное (по меньшей мере, среди математиков) дифференциальное уравнение, называемое уравнением диффузии. Уравнение объясняет многие физические явления, такие как подъем тепла вверх от серебряной ложки, погруженной в чашку горячего кофе или форму шлейфа дыма, выходящего из дымовой трубы.


Рис. 1. Линия одного случайного блуждания.

Изобразите этот шлейф дыма при легком ветерке. Он приблизительно конической формы, расширяющейся при увеличении расстояния от дымовой трубы и, наклонен в направлении ветра. Расширение дымового султана является, более или менее, описанием вероятности размещения одной частицы дыма. Это не включает какие-либо циклы. Рисунок 2 показывает наложение 100 созданных компьютером случайных линий, и не будет большим преувеличением сказать, что просматривается шлейф дыма.


Рис. 2. 100 наложенных линий походки алкоголика.

ТЕЛЕГРАФНОЕ УРАВНЕНИЕ

Если мы переформулируем задачу походки алкоголика так, что исход подбрасывания монеты решает, следует ли ему изменить свое направление или продолжать идти в направлении предыдущего шага, случайная переменная становится скорее движущей силой, а не положением. В этом случае решение задачи случайной походки является знаменитым дифференциальным уравнением, под названием телеграфного уравнения. Помимо описания волн телеграфного провода уравнение также дает описание меандрирующей реки. Важность заключается в том, что краткосрочная последовательность часто существует в ходе алкоголика. Рисунок 3 представляет компьютерное моделирование единственной линии, применяющее переформулированную задачу походки алкоголика. Случайный характер задачи продемонстрирован на Рисунке 4, на котором 100 произведенных компьютером линий наложены друг на друга для решения переформулированной задачи.


Рис. 3. Переменная движущей силы линии походки алкоголика.

Это логично. Если мы находимся в коротком меандре реки, мы можем довольно хорошо предсказать, как меандр собирается вести себя. С другой, если бы мы должны были наложить все меандры данной реки как в многократном экспонировании фотографии, они были бы все разные. В результате, Рисунок 4 не отличается от Рисунка 2.


Рис.4. Переменная движущей силы 100 ходов походки алкоголика

Точно также, как река имеет краткосрочную последовательность, которая является случайной, чем больше отрезок, я чувствую, что рынок имеет краткосрочные циклы, но которые, в основном, тем более эффективны, чем больше отрезок времени. Путем измерения краткосрочных рыночных циклов, мы можем использовать их предсказуемый характер в нашу пользу. Однако мы должны понимать, что в более долгосрочном плане они приходят и уходят.

ВЫВОДЫ

Доводы относительно того, что циклы существуют на рынке, возникают не только из фундаментальных расчетов или при непосредственном измерении, но также основываются на философском базе, связанной с объяснением физических явлений. Естественный ответ на любое физическое возмущение является гармоническое движение. Если вы тронете гитарную струну, струна вибрирует с циклами, которые вы слышите. По аналогии, мы имеем полное право, ожидать, что рынок ответит на возмущения циклическим движением. Это ожидание усиливается теорией случайного блуждания, которая предполагает, что бывают времена, когда цены на рынке могут быть описаны уравнением диффузии, а также другие времена, когда цены на рынке могут быть определены с помощью телеграфных уравнений.

Вызов, который брошен техническим трейдерам, состоит в распознавании наличия краткосрочных циклов и умении торговать в логичной и постоянной манере, тогда эти циклы могут сделать прибыльный вклад в практический результат.

Источник http://www.fintimes.ru

Финансы

Эффективный рынок

Спрос и предложение, как основные двигатели рынка

Рыночная экономика состоит из тысяч отдельных рынков, на которых осуществляется покупка- продажа различных товаров и услуг. Потребители приходят на рынки, чтобы купить товары для удовлетворения спроса, производители - чтобы продать свою продукцию. Поведение потребителей связано с действием фундаментального экономического закона спроса, который связывает величину спроса и цену на товар обратной зависимостью. С другой стороны, поведение производителей также подчинено действию не менее фундаментального закона предложения, связывающего величину предложения и цену на товар прямой зависимостью. Эти фундаментальные законы преподаются во вводных курсах экономической теории и представляются в виде простых пересекающихся графиков спроса и предложения

Пересечение кривых предложения и спроса дает рыночную цену, известную как равновесная цена. Рыночная цена является единственной ценой, при которой уравнивается спрос потребителей и предложение производителей. При прочих равных условиях рынки имеют тенденцию двигаться к равновесному состоянию. Однако при этом рынки все время находятся в подвижном состоянии. Условия окружающей среды, условия кредитных рынков, налоговые законы, технологии, иностранная конкуренция и прочее создают такую обстановку, при которой изменения неизбежны. Когда происходят изменения, появляется информация, которая передается участникам рынка. Большая часть информации имеет прямое воздействие на спрос и предложение. Сдвигаются кривые спроса, сдвигаются кривые предложения и изменяется цена.

Людям, впервые наблюдающим за функционированием рынков, в особенности тех, которые хорошо организованы, они напоминают хаотическое движение, в котором мало порядка и смысла. Однако на самом деле они представляют собой отлаженный и очень чуткий механизм. Рынки дают поток информации в форме цен, который не может быть воссоздан никакой формой планового управления. Рынки являются адаптивным и гибким инструментом, и это, больше чем что- либо еще, позволяет экономике успешно развиваться.

Среди неспециалистов понятия «спекуляция» и «арбитраж» часто понимаются неправильно. Многие люди ассоциируют эти виды деятельности с попытками нечестной эксплуатации производителей и потребителей. Однако, за редким исключением эта точка зрения далека от истины. Спекуляция и арбитраж предоставляют множество прямых и косвенных выгод, как потребителям, так и производителям. Более того, можно с уверенностью говорить о том, что именно спекуляция и арбитраж обеспечивают нормальное функционирование рыночной экономики и отдельных ее сегментов. К сожалению, широко распространенное негативное представление о спекуляции и арбитраже сохраняется. В данном обзоре мы рассмотрим деятельность спекулянтов и арбитражеров и то, как их совместная деятельность обеспечивает эффективность рынка.

Эффективность рыночной системы существенно зависит от эффективности, с которой цены отражают всю имеющуюся информацию, и правдивости, с которой эта информация представлена ценами. Потребители и производители, пользующиеся ценовой информации должны быть уверенны в справедливости текущей ценовой информации. Именно в этом смысле и важна роль спекулянтов.

Спекуляция

Процесс спекуляции заключается в изучении будущего, формулировании ожиданий и использования позиций для получения прибыли. Определении спекуляции очень легко представить к традиционной спекуляции товарами. В той же мере мы можем применить это определении и на спекуляции финансовыми инструментами и валютами.

Спекулянты, главным образом, являются предсказателями, работающими со своими прогнозами с целью получения прибыли. Спекулянт не рассматривает себя как игрока, контролирующего цены. На ликвидных рынках цены, как мы уже говорили, определяется условиями спроса и предложения. Таким образом, спекуляция состоит в предсказании эволюции спроса и предложения. Успешное предсказание зависит от обладание качественной информации и способности корректно интерпретировать эту информации; понимать ее суть лучше, чем другие.

В идеальной рыночной экономике влияние на рынок каждого спекулянта, подобно влиянию на рынок каждого потребителя или производителя, незначительно, и никакой спекулянт, производитель или потребитель не может обладать достаточной силой, чтобы изменить цены по своему желанию. Спекулянт является только предсказателем, но не манипулятором рынка. В случае, если цены растут, когда спекулянт находится в «длинной» позиции, то он выигрывает от правильного прогноза. Если цены падают, когда спекулянт находится в «длинной» позиции, то он проигрывает из-за неправильного прогноза. Природа спекуляции состоит в том, что спекулянт должен брать на себя риск, если собирается получить прибыль.

Реальный рыночный мир, конечно, не настолько совершенен, как утверждает экономическая теория. Часто, неважно по каким причинам, какая- либо группа участников приобретает силу, позволяющую им манипулировать рыночным равновесием. Участники рынка, использующие свою силу для обеспечения повышения или понижения цен таким образом, чтобы получить прибыль за счет интересов других участников рынка, называются манипуляторами. Манипулирование рынком является по сути очевидным злом, в том смысле, что подрывает систему рыночного ценообразования и вмешивается в механизм эффективного распределения ресурсов. В результате, те, кто пострадал от подобных манипуляций, часто обвиняют в этом спекулянтов.

Спекулянтов упрекают когда они получают честно заработанную прибыль, например, в случае повышения цен на какой-нибудь продукт, спекулянт, находившийся в «длинной» позиции, получает прибыль. Однако, вопреки бытующему мнению о том, что спекулянт получил прибыль за счет обычных потребителей, это не так. В любом случае, причиной повышения цен являются не покупки спекулянтов. Спекулянт только лишь собрал и проанализировал информацию о состоянии рынка и сделал правильный прогноз, реализация которого позволила ему получить прибыль.

Конечно, хотя торговая деятельность отдельных спекулянтов редко имеет какое - либо значение на рыночные цены, суммарный эффект от покупок и продаж многих спекулянтов может быть весьма значительным. Однако, это может означать только лишь движение к рыночному равновесию, которое начинает возникать после покупок- продаж спекулянтов, которые получили и проанализировали новую информацию. При отсутствии спекулятивной торговой деятельности рыночные цены гораздо медленнее реагировали бы на изменение рыночных условий, а такие задержки означали бы меньшую эффективность перераспределения ресурсов.

Резюмируя все вышесказанное, определим, чем же деятельность спекулянтов важна для рынка.

Во - первых, собирая и анализируя информацию, а затем открывая торговые позиции, спекулянты, в совокупности, доставляют информацию на рынок и помогают правильно ее оценивать.

Во - вторых , спекулянты помогают перераспределять ресурсы во времени. Это особенно важно для продукции, выпуск которой осуществляется в течении короткого времени, например продукции сельского хозяйства. В самом деле, выброс на рынок предложения всего урожая опустило бы цены. Зато позже, когда вся продукция была бы потреблена, цены бы сильно поднялись. Спекулянт же, отследив сезонность движения цен, начнет выкупать продукцию когда ее много, и беречь в хранилищах до тех пор, пока спрос на нее не возрастет.

В - третьих, зачастую спекулянты для решения собственных проблем создают синтетические инструменты, которыми с большой охотой пользуются прямые производители и потребители, страхуя собственные интересы. Как и в случае с продукцией сельского хозяйства, спекулянт здесь выступает главным участником рынка, готовым принять на себя риск какого- либо движения цены. И с этой точки зрения они выполняют крайне важную экономическую роль. Прибыли, достающиеся спекулянтам, есть вознаграждение за их услуги по принятию на себя рисков.

На практике методов спекуляции существует бесчисленное множество. Но говоря о методах спекуляции, применяемых для анализа цен, можно выделить две большие группы: фундаментальный метод анализа цен и технический метод. Оба метода отнюдь не взаимоисключают друг друга, однако, спекулянты, пользующиеся одним из методов, неохотно используют другой.

Фундаментальный метод анализа цен подразумевает под собой сбор и анализ информации фундаментального экономического характера, определяющей все цены. Какго рода информация? Все! Все, что отразиться на спросе и предложении на рынке. Объемы и динамика внутреннего и внешнего производства, статистические отчеты деятельности государства, экономическая политика правительств, оптовые цены, объемы и динамика потребления, новые технологические изобретения,- все попадает в круг интересов такого спекулянта. Подробно о показателях, интересующих спекулянтов, использующих фундаментальный анализ, Вы можете прочитать в материале "Основы фундаментального анализа". Из этой информации они пытаются определить сотношение спроса и предложения в будущем и высчитать рыночные равновесные цены. Если по мнению такого спекулянта, цена актива ниже рыночной равновесной цены, говорят о недооцененном активе, в случае если цена актива выше равновесной цены, речь идет о переоцененном активе. Недооцененные активы покупаются, переоцененные - продаются.

Методы фундаментального анализа разнятся от простого, чисто интуитивного прогнозирования до достаточно сложных эконометрических моделей с серъезной информационной поддержкой. В любом случае, использование метода фундаментального анализа подразумевает длительное наблюдение за динамикой рынка.

Совершенно другой подход используется при техническом анализе. Технические аналитики согласны с тем, что фундаментальный подход основывается на серъезной основе, но убеждены в том, что этот подход очень трудно использовать на практике. Такие спекулянты обычно анализируют информацию о состоявишихся сделках, т.е. цены торгов, объемы торгов, объемы незакрытых позиций, объемы нестандартных сделок и т.д. Технические аналитики пытаются выявить определенные закономерности в подобной информации. Смысл подобного анализа: найти повторяющиеся события, проанализировать поведения рынка в эти моменты, и попытаться найти аналоги такому поведению в прошлом для использования этого анализа в расчете на будущее подобное поведения цен.

Технические аналитики используют в своей работе разные методы и разные временные горизонты: от визуального анализа графиков до компьютерных оптимизационных моделей, в основе которых лежат регулярные процедуры поиска. Некоторые такие спекулянты применяют методы долгосрочного характера, пытаясь выявить основные долгосрочные тренды движения рынков. Однако основная часть таких спекулянтов все- таки ограничивают анализ короткими интервалами времени, пытаясь уловить кратко- и среднесрочные тренды.

Арбитраж

В отличие от спекуляции, при которой пытаются получить прибыль за счет будущего изменения цен, при арбитраже ищут выгоду за счет расхождения в соотношении цен.

Первыми формами арбитражи были арбитраж в пространстве, называемый пространственным или географическим арбитражем, и арбитраж во времени, называемый временным арбитражем. В пространственном арбитраже, участник рынка пытается купить актив на рынке, где он относительно дешев, и одновременно продать его на рынке, где он относительно дорог. Средства от сделки продажи используются для финансирования сделки покупки, и таким образом, если обе сделки происходят одновременно, такой арбитраж является еще и безрисковым. Однако, на практике, средства от продажи не оказываются в наличии немедленно, и в этом случае возникает необходимость некоторого краткосрочного промежуточного финансирования. Таким образом, возникает некоторый риск, хотя в отличие от спекуляции риск значительно меньший.

Пространственный арбитраж может принести прибыль только в том случае, если разница между ценами покупки и продажи достаточно велика для покрытия возможных транспортных издержек, издержек на оформление и издержек для перевода стандартов одного рынка в стандарты другого рынка (при торговле товарами)

На практике реализация большого расхождения в ценах на различных рынках происходит достаточно быстро. Арбитражеры, покупая актив на одном рынке и предлагая его на другом, будет предлагать рынку более высокие цены, чем существуют в данный момент, при покупке и, соответственно более низкие при продаже. В конечном итоге общий эффект от деятельности арбитражеров сводится к выравниванию цен на обоих рынках. Таким образом, при отсутствии искусственных торговых барьеров, деятельность абитражеров приводит к тому, что цены на двух различных рынках никогда не будут отличаться больше, чем на величину стоимости транспортировки (перевода и т.д.) и операционных издержек на оформление сделки.

Временной арбитраж предполагает совершение сделки покупки или продажи в настоящий момент времени и одновременное закрытие позиции в будущем. Простейший пример: покупка товара или инструмента на спотовом рынке (т.е. с немедленными поставками) и продажа этого же актива на форвардном рынке (с поставками в некотором будущем). Такой арбитраж будет выгоден в случае, если разница между спотовой и форвардной ценой различаются настолько, чтобы покрыть стоимость хранения актива и покрыть издержки по финансированию процентных выплат (т.е. стоимость собственно финансирования сделки). Временной арбитраж в подобном проявлении называется арбитражем на стоимости хранения.

Другие формы арбитража связаны с использованием расхождения цен по рискам, по инструментам и срокам действия.

Например, страхование само по себе является именно арбитражной деятельностью по рискам. Суть страхования (не единственная) состоит в получении прибыли посредством диверсификации портфеля. Страховщик принимает на себя много индивидуально значимых рисков, и, объединяя их в единый портфель, резко снижает общий риск подобного портфеля. С помощью структурирования и диверсификации портфеля совокупность достаточно рисковых позиций может дать небольшой общий риск. Самым ярким примером в арбитражной деятельности страховщиков являются перестраховочные услуги, используемые страховщиками для передачи другим своего собственного риска.

В банковской деятельности в Украине сейчас широко распространен арбитраж по срокам действия. Привлекая средства на небольшие сроки (до 1 года) на денежном рынке или рынке клиентских депозитов, банк финансирует долгосрочные вложения, например, покупку государственных обязательств. Однако стоимость финансирования подвержена изменчивости процентных ставок. Эта стратегия оправдывает себя при нормальной кривой доходности с наклоном вверх. Однако если произойдет сдвиг кривой доходности, банк может оказаться в ситуации, когда ему придется финансировать свои активы более дорогими обязательствами. Выход из этой ситуации давно найден в западной практике в виде применения процентного свопа и фиксировании, таким образом, расходности своих обязательств. При положительной разнице между стоимости активов и стоимости обязательств, арбитраж выгоден.

В настоящее время в мировой практике наиболее интересной формой арбитража является арбитраж по инструментам. При этой форме арбитража несколько активов или инструментов комбинируются между собой, и получается инструмент, мало похожий на оригинал. Процесс может происходить в обратном направлении, когда один инструмент может быть разложен на составные части, свойства которых отличны от исходного инструмента. Такой арбитраж создает синтетические финансовые инструменты, которые затем используются при торговле против реальных инструментов.

Эффективный рынок

В экономической академической литературе существует такое понятие, как «гипотеза эффективного рынка». Согласно этой гипотезе считается, что давление, оказываемое на рынок спекулянтами и арбитражерами, пытающихся использовать информацию и ценовые диспропорции, приводит к тому, что рынки всегда будут информационно эффективными. Что это значит? То, что рыночные цены всегда будут отражать всю имеющуюся информацию о каждом конкретном товаре, а также то, что, таким образом, на рынке нельзя будет получить доход свыше справедливого дохода. То есть сверхвысокие доходы можно будет конечно получить, но такие доходы будут сопровождаться соответствующим сверхвысоким риском.

Действительно, как можно получить на рынке цену выше при продаже какого-либо товара при существовании огромной армии спекулянтов и арбитражеров, которые только тем и занимаются, что выискивают какую-либо информационную или ценовую диспропорцию?

При этом какой смысл спекулянтам и арбитражерам заниматься своей деятельностью, если на рынке не существует никакой возможности получить доход, достаточный для того, чтобы не только покрыть операционные и транспортные издержки, но и получить некоторое вознаграждение? Таким образом, если арбитраж и спекуляция не вознаграждаются, они бы прекратили свою деятельность; а если бы они прекратили свою деятельность, то каким образом рынки могли бы продолжать оставаться эффективными?

Вопрос рыночной эффективности действительно очень важен не только для самих спекулянтов и арбитражеров, но и для непосредственных потребителей и производителей товаров и услуг. Для посредников - постольку, поскольку значительная их часть направлена на разработку новых финансовых инструментов, необходимых для гладкого функционирования рыночного механизма, для производителей и потребителей - для выяснения справедливого уровня рыночного равновесия, который дает сигнал для одних создавать новое производство или сворачивать старое, для других дает представление об абсолютно справедливой цене потребления. Выход из логического тупика о возможности существования эффективного рынка заключается в признании того, что существует некоторая равновесная степень неэффективности рынка. Это означает, что в некоторый момент времени на рынках всегда присутствуют элементы неэффективности, которые позволяют обеспечить в достаточной мере доход спекулянтам и арбитражерам, однако не в столь большой степени, чтобы доход был чрезмерным. Таким образом, для арбитражеров сохраняется стимул разрабатывать новые финансовые инструменты, а для спекулянтов - внедрять новые стратегии игры на рынке, которые лучше используют существующие степени неэффективности.

Когда фьючерсные контракты на фондовые индексы только появились, очень часто возникали возможности для налично-фьючерсного арбитража. Однако, по мере того, как посредники сумели создать необходимое программное обеспечение, а затем применяли его на практике, расхождения между ценами на наличном рынке и ценами на индексные фьючерсы постепенно исчезали. Раньше расхождения между справедливой и фактической ценой доходили до 200-300 пунктов, сейчас эти расхождения редко превышают 10 пунктов.

Главный вывод из всего вышесказанного состоит в том, что спекулянтам и арбитражерам очень не нравятся эффективные рынки, однако вся их деятельность направлена на создание новых форм спекуляции и арбитража, которые вынуждают рынки двигаться в направлении эффективности.

На практике невозможно достичь рыночной эффективности без деятельности спекулянтов и арбитражеров. Информационно эффективный рынок никогда не сможет стать таковым только лишь благодаря быстрому распространению информации о конкретных потребителях или производителях, предлагающих свои цены рыночному сообществу. Наивным было бы считать, что, предоставив прямым потребителям и производителям всю информацию о текущей рыночной конъюнктуре, можно таким образом сложить справедливую цену для конкретного товара. Подобная информационная поддержка может лишь отпугнуть спекулянтов и арбитражеров от этого рынка. В дальнейшем же такой рынок должен столкнуться с проблемой ликвидности (если все продавцы зерна в один момент будут продавать его, что же останется на зиму?), которую, в конце концов, решат вновь прибывшие на рынок посредники, однако подобное решение проблемы ликвидности рынка будет слишком дорого стоить для конечных потребителей рыночной информации.

Спекуляция и арбитраж совершенно необходимы для гладкого функционирования рыночного механизма. Своими действиями по покупке - продаже посредники в значительной степени обеспечивают достижение рыночного равновесия цен. В то время как спекулянты и арбитражеры пытаются получить доход, используя текущее существование признаков неэффективности на рынке, конечным результатом их усилий оказывается повышение эффективности рынков.

Источник http://finances.kiev.ua



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться

В избранное