Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Исторические анекдоты от Старого Ворчуна


Owls

Исторические анекдоты
от Старого Ворчуна
Вып. 869

от 11.03.2017 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Анонс!

12 марта выходит в свет 889-й выпуск Ворчалок об Истории:

Пётр Александрович Валуев: заметки и анекдоты из дневника министра внутренних дел Российской Империи. Часть II. Заседание Совета министров Российской Империи от 13 марта 1861 года



Стравинский: люди и мир глазами композитора. Часть XV



У.Х. Оден

Для работы над либретто оперы “Похождения повесы” писатель Олдос Хаксли (1894-1963), близкий друг и сосед Стравинского, посоветовал ему пригласить поэта У.Х. Одена. В октябре 1947 года Стравинский написал Одену о своей идее оперы, на которую его вдохновила серия гравюр Хогарта.
Оден немедленно ответил, набросав предварительный план работы и заявив, что для него это самая большая честь в его жизни работать со Стравинским.
Для совместной работы Стравинский пригласил Одена к себе, и тот прибыл в середине ноября.
Вот первые впечатления композитора об Одене:
"Он приехал ночью с маленьким чемоданчиком и громадной лосиной шкурой – подарком мне от одного аргентинского друга. Моя жена беспокоилась, что наше единственное лишнее ложе, диван в кабинете, окажется для него слишком коротким. Но когда мы увидели на нашем крыльце эту большую белокурую умную ищейку (ещё не прошло и часу, однако, как мы убедились в том, что это очень добрая и милая ищейка, притом сверхумная), мы поняли, что ещё недостаточно беспокоились на этот счёт. Он спал, расположившись туловищем на диване и ногами, покрытыми одеялом, которое придерживалось книгами, на стуле, придвинутом к дивану, как жертва несколько более гуманного и разумного Прокруста".
Уистен Хью Оден (Wyston Hugh Auden, 1807-1973) — один из величайших поэтов XX века.
Уильям Хогарт (1697-1764) – английский художник.

Как работал Оден

В процессе совместной работы Стравинский проникался всё большей симпатией к Одену:
"Оден пленял и очаровывал меня всё больше и больше. Когда мы не работали, он объяснял мне стихотворные формы, сочиняя примеры почти со скоростью письма. У меня ещё сохранился образец сестины и несколько небольших стихотворений, нацарапанных им для моей жены. Каждый технический вопрос, например, по версификации, вызывал у него вспышку страсти; он даже бывал красноречив, развивая подобные темы".


Стихи, как игра

В другой раз, рассказывая о работе Одена, Стравинский утверждал:
"Писание стихов он, казалось, рассматривал как игру, хотя бы и в магическом кругу. Последний был уже очерчен [цикл гравюр Хогарта]; делом Одена, как он понимал, было начертать его заново и придерживаться его правил".


Сентенции Одена

Во время работы над либретто оперы Оден всё время говорил:
"Посмотрим теперь... ага, ага, ага... посмотрим... ага, ага..."
И эта работа сопровождалась аналогичными репликами Стравинского на русском языке.
Но подобными репликами речь Одена не ограничивалась:
"Все его высказывания об искусстве делались, как говорится, sub specie ludi [под видом игры (лат.)]...
Он всегда пускал в ход небольшие схоластические или психо-аналитические сентенции, вроде:
"Ангелы – это чистый интеллект";
"Тристан и Изольда были единственными и нелюбимыми детьми";
у Пеллеаса были “пугающие склонности трихоманиака” [т.е. одержимого влечением к волосам];
"признаком того, что мужчина потерял силу, служит то, что он перестаёт заботиться о пунктуальности";
"у женщины таким признаком служит пропадающий интерес к нарядам".
Сам Оден жил точно по часам:
“Я испытываю голод, лишь когда часы укажут мне, что наступило время еды”.
Эти сентенции, казалось, тоже были частью игры".
Примечание.
Я недавно видел женщину 93-х лет, которая, кутаясь в шикарный шёлковый халат, кокетливо утверждала, что сегодня она плохо одета. Окружающие хихикали, но всё же интересно: так когда же у них пропадает интерес к нарядам? Скорее всего, Оден сильно ошибался в данном вопросе.

Личность Одена

Очень интересными являются наблюдения Стравинского, касающиеся личности Одена:
"Меня сначала поражали некоторые черты его индивидуальности, казавшиеся мне противоречивыми.
Он плывёт, твёрдо управляемый рулём разума и логики, и тут же проповедует смешные, если не сказать суеверные взгляды – например, о графологии (у меня есть графологический чертёж с анализом его почерка, память об одном вечере в Венеции), об астрологии, о телепатических свойствах кошек, о чёрной магии (как это описано в новеллах Чарлза Уильямса), о категориях темперамента (я был “дионисийцем”, если случалось, что работал ночью), о предопределении, о Судьбе.
Другим противоречием, хотя более кажущимся, нежели действительным, была его показная гражданская добропорядочность. Какой бы строгой ни была его критика общества, он был почти что чересчур добросовестен в выполнении своих повседневных демократических обязанностей. Он даже работал заседателем.
Помню, как он занимался этим делом в течение двух недель:
"Не ради торжества справедливости, конечно, - я хорошо понимаю её суть – но потому что домашние хозяйки-юристы руководствуются исключительно только чувством мести".
Его по-настоящему и решительно оскорбляло то, что мы не принимали участия в выборах".
Чарлз Уильямс (1886-1945) – английский прозаик и поэт.

Терпимый моралист

Стравинский признавал:
"Его [Одена] влияние на меня не ограничивалось областью литературы, и сколь бы ни были хороши его литературные отзывы (и почему только не собраны его суждения о Сантаяне, Йитсе и других?), он всегда казался мне более глубоким в области морали – в самом деле, он один из немногих моралистов, чей тон я могу перенести".
Джордж Сантаяна (1863-1952) — американский философ испанского происхождения, урождённый Хорхе Агустин Николас Руис де Сантаяна.
Уильям Батлер Йитс (Yeats, 1865-1939, NP по литературе 1923) — ирландский поэт и драматург. В России его фамилию чаще пишут как Йейтс.

Успеха достаточно!

В 1944 году по заказу Билли Роуза Стравинский сочинил свои “Балетные сцены” для солистов Алисии Марковой и Антона Долина. С этой работой связан забавный инцидент, который в воспоминаниях Стравинского выглядит так:
"Когда в Нью-Йорке прошёл спектакль “The Seven Lively Arts”, для которого писалась моя музыка, она была сокращена до небольшой доли её начальной длительности.
После закрытого просмотра в Филадельфии я получил телеграмму следующего содержания:
"Ваша музыка большой успех точка Может быть сенсацией если вы уполномочите Роберта Рассела Беннета подретушировать оркестровку точка Беннет оркеструет даже работы Кола Портера".
Я ответил телеграммой:
"Удовлетворён большим успехом".
Билли Роуз (Уильям Сэмюэл Розенберг, 1899-1966) – известный продюсер.
Алисия Маркова (Lilian Alice Marks, 1910-2004) – прославленная британская балерина.
Антон Долин (Sidney Francise Patrick Chippendall Healey-Kay, 1904-1983) – британский танцовщик и хореограф.
Роберт Рассел Беннет (1894-1981) – американский композитор и дирижёр.
Коул Портер (1893-1964) – американский композитор.

Ноты

Говорит Стравинский:
"Композиторы комбинируют ноты. И это всё. Как и в какой форме вещи этого мира запечатлелись в их музыке, говорить не им".


Стравинский-критик

"Когда мне показывают сочинения, чтобы я подверг их критике, я могу сказать одно: я написал бы их совсем по-другому. Что бы ни возбуждало мой интерес, что бы я ни любил, я хотел бы всё переделать на свой лад (может быть я описываю редкий вид клептомании?)".


Как объяснить?

Английский философ Джордж Эдвард Мур (1873-1958) утверждал:
"Я не понимаю, каким образом вы сможете объяснить кому-либо, кто этого не знает, что такое “жёлтое”".
К нему присоединялся Стравинский:
"...и я не вижу способа объяснить, почему я выбрал данную ноту, если услышавший её не знает уже, почему он слышит именно её".


Стравинский: люди и мир глазами композитора. Часть XIV

(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Исторические анекдоты" и "Ворчалки об истории", а также
Сонник по Фрейду
Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2017
abhoc@abhoc.com

В избранное