Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур: Новые статьи


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ

 

Дауншифтинг  Дауншифтинг, буквально "движение вниз" - сознательный добровольный отказ от движения по карьерной лестнице, зачастую связанный с понижением социального статуса и ухудшением материального положения, для освобождения времени досуга и посвящение его другим, не связанным с работой видам деятельности. Одной из отличительных черт дауншифтинга является не просто движение вниз, а "скатывание" с уже завоеванных, достаточно высоких позиций. Некоторые авторы предтечей дауншифтиров считают образ Диоклетиана, удалившегося в поместье для выращивания капусты. Такое продление истории дауншифтинга скорее похоже на шутку, в которой, как известно, всегда есть "доля шутки"...

 

Н. Бутонова, 8 стр.

 

 

Трон Петра Великого  Формирование образа Петра I в русской истории и культуре не принадлежит к числу забытых тем. Вместе с тем совершенно неразработанным остается вопрос об использовании образа первого русского императора при формировании сакрального имперского пространства XVIII в. и создания новой комплексной картины символической топографии. До сих пор неизученным остается то, как именно образ Петра-монарха сополагался с темой монаршего престола, Петра-императора - с мотивом императорского трона или, шире, тронного зала...

 

Е. Болтунова, 16 стр.

 

 

Вещь в современном мире  Познание вещи требует ясности, ясность появляется только при тщательном изучении. Поэтому познание вещи требует большего времени, чем позволяет ритм современной жизни. В определенной культурной ситуации вещь может уподобиться компьютерному ярлыку, перестать быть чем-то содержательным и отсылать к другой вещи. Важным оказывается то, что подобное отношение к вещи может быть реализовано только в контексте культуры в целом. Одной из современных традиций является какое-то стыдливое замалчивание сущности предмета. Почти все "сегодняшние" способы говорить о вещах относятся, на самом деле, не к вещам, а к самим говорящим...

 

Н. Ноговицын, 8 стр.

 

 

Метафизика вещи: Обэриуты и В. Набоков  Хармс говорил, что "значение всякого предмета многообразно. Уничтожая все значения, кроме одного, мы тем самым делаем данный предмет невозможным. Уничтожая это последнее значение, мы уничтожаем и само существование предмета". Без преувеличения можно сказать, что вещь, предмет для Набокова - это одна из категорий его поэтики; набоковский предмет теряет свою подчиненную роль и наряду с человеком может стать героем произведения, как, например, особым героем становится ключ в романе Дар...

 

С. Кекова, 14 стр.

 

 

Dasein вещей  Статья посвящена проблеме реализации одного из проектов хайдеггеровской феноменологии - "дать вещам слово". Решение этой задачи не может быть исчерпано на основе одного лишь обращения к искусству и требует анализа мифологической сферы, где разговор с вещью велся в прямом, а не метафорическом смысле. Характеристика архаического отношения к вещи в терминах "фетишизма" и "анимизма" является изнанкой научно-технической установки, редуцировавшей вещь к res extensa и тем самым лишившей ее глубины, тайны и статуса места пребывания сил...

 

Ю. Разинов, 15 стр.

 

 

Фэнтези  Фэнтези нередко называют сказкой для взрослых и приписывают этому жанру все основные функции и свойства сказки. Данный подход в корне некорректен. Очевидно, что фэнтези балансирует между волшебным вымыслом сказки, правдоподобием эпоса и привычными архетипами мифа, принимающими на себя функцию символа. В основе образа реальности здесь всегда лежит противопоставление двух миров: нашего - обыденного, рутинного, профанного, и "того" - сакрального, сказочного, нередко жестокого, но яркого и красочного. Причем, в силу своей сакральности, "другой" мир предстает более реальным и желанным...

 

М. Лосева, О. Козлова, 9 стр.

 

 

Антиутопия футурологии и футурология антиутопий  

Рассуждения о том, что человечество находится на одном из переломных этапов своего развития, в социально-исторической точке бифуркации, стали своего рода магической формулой современной науки и общественных диспутов. Вопрос о том, куда мы движемся, ожидает нас углубление кризиса современности или же его благополучное разрешение, сегодня более чем когда-либо актуализирует проблему прогнозирования человеческого будущего. Однако не сегодня и не вчера впервые была поставлена проблема предсказания или прогнозирования нашего завтра...

 

И. Тузовский 312 c. (файл pdf)

 

 

И. Шафаревич - человек с двумя биографиями  В первой биографиион член-корреспондент АН СССР, лауреат Ленинской премии за выдающиеся достижения в области алгебры. Сфера занятий "второго Шафаревича" - обществоведение, размышления на актуальные темы истории. В 1977 г. он дает телеинтервью для Би-би-си, прямо говорит об отсутствии свободы в СССР и высказывается против социализма и марксизма. КГБ его не преследует, других ссылали и сажали за более невинные акты, а Шафаревич словно неприкасаем. То ли у него иммунитет, то ли он персонифицирует для Запада непреследуемое инакомыслие...

 

М. Золотоносов.

 

 

Славянское движение XIX-XX веков  

Революционные события 1848-1849 гг. привели в движение почти все слои европейского общества. Вступили в политическую борьбу многие народы, ранее не отличавшиеся революционностью. Славянский вопрос в Европе получил именно тот характер, который ранее приписывался ему различными критиками панславизма. Фантом панславизма впервые приобрел реальные контуры. Почти во всех европейских государствах, в том числе и в России, революционные потрясения потребовали уточнения социально-политических и идейных программ различных общественных течений...

 

М. Досталь, В. Дьяков, Г. Рокина.

 

 

"Пророк" Пушкина в кораническом контексте  Под образом пророка обычно здесь понимается репрезентация темы поэта и его роли в обществе. Исследователи религиозного толка предпочитают видеть в этом стихотворении христианский "стержень" личности и творчества Пушкина. Для биографов закономерным остается декабристский подтекст, а для исследователей тавматургической литературы "пророк", "змея", "уголь" и некоторые другие данности текста свидетельствуют о масонском влиянии...

 

П. Алексеев

 

 

Кумранский комментарий на Псалом 37  Несмотря на свое фрагментированное состояние, этот текст содержит важный материал для изучения жизни и идеологии кумранской общины. Среди кумрановедов преобладает точка зрения, что собственные произведения общины были созданы задолго до рождения христианства. Но наверняка известно лишь одно: рукописи были спрятаны в пещерах во время Иудейской войны (66-73 гг.). В основе статьи лежит допущение, что некоторые тексты были созданы в I веке н. э.

 

С. Рысев

 

 

Bad trip. Трагедия в двух частях с картинками   Для того, чтобы попасть на сайт, нужно нажать на картинку с изображением лабиринта. За время строительства сего сооружения оно мне порядком надоело, даже было ощущение, что это уже не лабиринт, а водоворот, который всех нас куда-то затягивает. Что в таких случаях говорит Джек Воробей? "Лево руля!" В начале трагедии - Манифест. Вышло это совершенно случайно - когда была закончена первая часть трагедии, стало лениво всякий раз ползать в конец страницы, и вторая часть писалась сверху, а когда она была дописана, выяснилось, что это вовсе не вторая часть, а Манифест, и написал его какой-то параноик...

 

А. Бокшицкий

 


В избранное