Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Елабуга. Тысячелетняя истоpия.



Рассылка ЕЛАБУГА. ТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ ИСТОРИЯ (history.elabuga)
Выпуск № 21
Основная цель рассылки - поиск малоизвестных исторических фактов

   Здравствуйте, дорогие мои читатели!
В газете "Вечер Елабуги" уже известный нашим читателям Андрей Иванов представил новый цикл статей "Елабужские предания". Взяться за "перо" Андрея побудило опровержение А. З. Нигамаевым в своих последних работах и выступлениях некоторых елабужских легенд.

"Преданья старины глубокой..."


Елабужские предания

В Большой советской энциклопедии в статье "Предание" читаем: "В народнопоэтическом творчестве повествование, содержащее сведения о реальных лицах и событиях. Возникнув из рассказов очевидцев, П. при передаче удаляется от фактической первоосновы, подвергаясь вольной поэтической интерпретации; П. сближается со сказкой и легендой, хотя вымысел в нем отличен от сказочной фантастики и легендарных чудес".

Предание - это то, что до-шло до наших дней непосредственно из глубины веков, сохранив при этом дух того времени.

Грамотность в старину была уделом избранных, книги были так дороги, что иметь их могли себе позволить немногие. Человеку свойственно пытаться разобраться в происходящих (произошедших) событиях, определить место своего народа в истории. Вплоть до XIХ в. предания заменяли простому народу историческую литературу, по-своему рассказывая о "старине глубокой". Конечно же, предания не отображают весь ход исторических событий, они уделяют внимание лишь отдельным ярким моментам истории. Может, именно потому, что предание - это рассказ, который передается из уст в уста, переходит от поколения к поколению, само слово "предание" в сознании многих людей ассоциируется с вымыслом, с неправдоподобной историей, которая приукрашивает действительность.

В фольклоре предания имеют свою жизнь как жанр устного народного творчества и являют собой, как правило, рассказы исторического содержания, историческую прозу. Предания часто освещают происхождение того или иного народа, города.

Елабужские предания по большей своей части уже все записаны, и в них, как и в любых преданиях вообще есть много такого, о чем нельзя было прочесть в книгах. Преданиям свойственно то, что прошлое в них приукрашено, но это вовсе не означает, что в них нет реальных обстоятельств, событий. Важнейшая особенность преданий - в том, что они не только (пожалуй, даже не столько) закрепляют исторические события в народной памяти, но и приближают их, эти минувшие события, к повседневности.

Предания - удивительно живой жанр. Мы любим их рассказывать (еще более любим слушать). Предания окружают нас, и сегодня и игнорировать их нельзя. Пусть даже они не вполне соответствуют историческим реалиям, но их прелесть в том, что они как сказки... Или мы уже настолько выросли, настолько стали взрослыми, что перестали любить их?.. Впрочем, не дожидаясь ответа на этот вопрос, перейдем к легендам.

Легенда № 1: Гелон

"История большей части народов начинается только спустя несколько столетий после того, как были положены основания их будущему развитию. О первых временах их имеются лишь одни рассказы или изустные предания, передававшиеся из поколения в поколение в течение долгого времени", - этими словами начинает Главу I своей "Истории города Елабуги" (Москва, 1871 г.) Иван Васильевич Шишкин, отец всемирно известного живописца И. И. Шишкина. Ссылаясь на "одну местную новейшую рукопись", Шишкин сообщает, что в древности "на том месте, где теперь Чертово городище, стоял город Гелон". Комментируется это сообщение следующим образом: в ходе военного похода на Скифов до Гелона дошел Персидский царь Дарий Истаспь, который переждал в Гелоне зиму, выжег его и "возвратился отсюда в свое государство". Аналогичная версия о данном событии сообщается и в Вятской истории Александра Вештомова (1807, 1808 гг.): "город Бряхимов в древности назывался Гелон, до которого доходил Персидский царь Дарий, гнавшись за Скифами за 512 лет до Р. Х., и оный выжег...".

Эти сказания подтверждаются и "Новейшим Землеописанием Российской Империи, (С.-Петербург 1818 г.), где говорится, что на месте Елабуги, по всей вероятности, находился в древности город Гелон.

Интересные сведения о Гелоне дает скифо-сарматская мифология (со ссылкой на "Историю" Геродота). Согласно ей, легендарный Геракл после совершения ряда подвигов пришел в Скифию. По Геродоту, утомленный герой заснул, и пока он спал, у него исчезли лошади. Отправившись на их поиск, Геракл обнаружил пещеру, в которой обитало фантастическое существо - полуженщина-полузмея. Сообщив, что лошади похищены ею, она соглашается их вернуть при одном условии: Геракл должен жениться на ней. Герой это условие выполнил. От этого союза родилось три сына: Агафирс, Гелон и Скиф - родоначальники одноименных народов, обитавших в Причерноморье. Но это - мифология, а мы говорим о преданиях.

Обратимся к истории. В начале XIX в. историограф Карамзин со ссылкой на все того же Геродота в своей "Истории государства Российского" (1818 г.) "о народах, издревле обитавших в России" сообщает, что "за Доном, на степях Астраханских, обитали сарматы; далее, среди пустых лесов, гелоны (народ греческого происхождения, имевший деревянную крепость").

Действительный член Императорского Русского Военно-исторического общества Александр Нечволодов в своем труде "Сказания о Русской земле" (С.-Петербург, 1913 г.), ссылаясь на Геродота, сообщает, что для успешной торговли золотом и разными самоцветными камнями с Урала, а также пушниной, поступающей с "совершенно дикого Пермского края и Сибири", предприимчивые греки устроили на берегу Волги, несколько ниже сегодняшнего Саратова, торговый город - Гелон. Так где же был Гелон?..

Легенда № 2: Бряхимов

И. В. Шишкин в своей "Истории города Елабуга" отмечает, что на месте Елабуги вплоть до XIV века был город Бряхимов, названный так в честь булгарского князя Абряхима. Интересно то, что еще в 1877 г. идентификацию Бряхимов - Елабуга опроверг историк С. М. Шпилевский в своей работе "Древние города и другие болгарско-татарские памятники в Казанской губернии".

Свидетельствует И. В. Шишкин: "Что на месте "Чертова городища", находящегося от Елабуги в одной версте, был город Бряхимов, это очень вероятно". В начале XIX в. историограф Н. М. Карамзин в своем труде "История государства Российского" (т.2., гл. ХVI) отметит, сообщая о походе Андрея Боголюбского: "Оскорбленный соседственными болгарами, он разбил их войско многочисленное, взял знамена <...>. Россияне завладели на Каме славным (курсив Карамзина - прим. автора) Болгарским городом Бряхимовым и несколько других городов обратили в пепел".

По поводу эпитета "славный", который Карамзин перенял из древних летописей, Шишкин в своей "Истории" отмечает следующее: "А на предполагаемом месте славного Бряхимова есть довольно причин для названия его славным особенно в те времена: он имел крепость, окруженную тремя валами, с четырьмя башнями, построенную из дикого камня очень прочно и искусно..."

Точку зрения И. В. Шишкина поддержал и член Сербского ученого общества (г. Белград) К. И. Невоструев (1815-1872 гг.) в своей работе "О городищах древнего Волжско-болгарского и Казанского царств в нынешних губерниях Казанской, Симбирской, Самарской и Вятской" (Москва, 1871 г.). Невоструев отмечает (стр. 59): "...автор Вятской истории Вештомов в гл.11 под Бряхимовым определенно указал Чертово Елабужское городище, что приняли и некоторые другие. Мнение это подтверждается тем, что <...> Никоновская <летопись>, Степенная книга <Москва, 1775 г. ч. I стр. 299> и История царства Казанского, также Древний летописец (Спб. 1775, ч.2. стр.251) Бряхимов прямо указывают на р. Каме".

P. S. А. З. Нигамаев - один из тех, кто результатами своих раскопок опровергает елабужские легенды. В своей книге "Ранняя история Елабуги" (2007 г.) он отмечает, что миф о Гелоне возник в середине XIX в. и имеет в своей основе следующую идею - Елабуга "настолько древний <город>, что является современницей персидской державы Ахеменидов, а болгаро-татарский период является лишь эпизодом в ее истории".

Найдется ли когда-то человек, реанимирующий одну из вышеприведенных легенд?..

А. Иванов


Евгений Репин
elhistory@rambler.ru
Сайт рассылки http://www.elabuga.net.ru
Форум "1000-летие Елабуги"
Архив рассылки на сайте
(http://www.elabuga.net.ru/way/rassylky.htm)

Подпишитесь на рассылку "Быть Человеком" (http://subscribe.ru/catalog/culture.people.tobepeople)

В избранное