Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Елабуга. Тысячелетняя истоpия.



Рассылка ЕЛАБУГА. ТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ ИСТОРИЯ (history.elabuga)
Выпуск № 31
Основная цель рассылки - поиск малоизвестных исторических фактов

   Здравствуйте, дорогие читатели!
Виктор Тукмачев продолжает делиться своими исследованиями. Эта статья открывает новый взгляд на историю Елабуги. Современные исследователи придерживаются пока другой доктрины, а это направление серьезно не изучают. Но прочитав предлагаемый выпуск вы узнаете, что информации подтверждающей эту точку зрения предостаточно.

И зрячий глаз, да не видит нас.

Поговорка


Алаборг предшественник Елабуги?..

После прочтения легенды "Тайна старой башни" у многих возникает вопрос: Алаборг и Елабуга - совместимы ли эти понятия? Попытаемся в этом разобраться.

Если внимательно читать древнескандинавские саги, в которых упоминается Алаборг, а также анализировать другие источники, то можно придти к следующим выводам.

Во-первых. Рассмотрим этимологию скандинавского слова Алаборг. Шведское и древне-шведское слово "ала" обозначает "гореть, горелый" (см. Этимологический словарь Макса Фасмера, том 2, М.,1986, с.16). Общеизвестно, что элемент "борг" использовался в северных источниках для обозначения нескандинавских городов. Таким образом, в переводе со скандинавских языков Алаборг - "горелый город". Однако, нельзя исключать того, что скандинавы так переосмыслили местное название Лабуга. Например, Ладогу скандинавы называли Альдейга, Альдейгьюборг.

Вполне вероятно, что викингам было известно предание о сгоревшем здесь когда-то деревянном городе Гелоне. Эта версия заслуживает внимания ещё и потому, что торговые связи Нижней Камы с Норвегией прослеживаются учеными с древнейших времен. Об этих контактах местного населения свидетельствует и то, что ананьинские бронзовые топоры-кельты во множестве находят норвежские археологи у себя на родине.

Кроме того, в знаменитом Ананьинском могильнике близ Елабуги добыта небольшая группа предметов, которые могли иметь значение только символическое или священное, может быть, значение амулетов. К числу таких предметов археологи относят бронзовые колёсики о четырех спицах, встречающиеся и среди предметов, добытых из древнейших скандинавских могил бронзового века (см. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества, том 5, СПб, 1914, с.542).

Во-вторых. Чтобы достичь Алаборга, следовало, по словам "Саги о Хальвдане, сыне Эйстейна", ехать к востоку от Ладоги, а затем повернуть на север. Это первый путь, то есть - волоками по мелким рекам до Волги, далее по ней, а из Волги в Каму. Всего же описываются три пути ведущие из Ладоги в Алаборг: "Все пути ведущие туда, трудны". Второй путь лежит значительно севернее: водными волоками до Северной Двины, Вычегда, река Нем, Бухонинский волок (с полверсты) и викинги в бассейне реки Кама. "Третий путь самый близкий" - говорится в саге. Итак, третий путь: Сухона, Луза, Сокся, сухопутный волок (3 версты) и река Гостиладор (бассейн Вятки), Летка, Вятка, Кама. Вот таким образом викинги и руссы и путешествовали.

Далее в саге отмечено, что земля Алаборга примыкала (или была к ней близка) к Биармии. По мнению некоторых современных исследователей, Древняя Биармия занимала территорию следующих российских губерний: Архангельской, Вологодской, Вятской и Пермской. Интересно, что академик Шведской академии наук Андерс Стриннгольм в своей книге "Походы викингов", изданной в 1861 году на русском языке, пишет следующее: "На этих реках, между Белым морем, Волгою и Уральским хребтом, лежала прежняя Пермская страна, или Бьярмия, славившаяся богатством, торговлей и могуществом". И далее он продолжает: "Источники богатства в золоте, серебре и других драгоценностях привлекали в эту страну викингов и купцов и заставляли предпринимать путешествия в Бьярмию, столько прославленную ими на севере. Не подвержено никакому сомнению, что бьярмийцы принадлежали к обширному чудскому племени. О бьярмийском государстве известно, что оно пало около 1236 года во время вторжения Чингисхана и его монгольских орд в Северную Европу, а потом было покорено царем России Иваном Васильевичем в конце 15 века."

В-третьих. Период складывания взаимоотношений монголо-татар и булгар в 50-60-х годах 13 века охарактеризован у Карла Маркса следующим образом: "Несмотря на внутренние раздоры, монголы распространили свои владения за пределы Казанской Булгарии до самой Перми, и многие жители этих стран эмигрировали в Норвегию, где король Хакон обратил их в христианство (Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. М.,1946, том 8, с.146)".

Норвежскими источниками также описывается последнее путешествие в Бьярмию, случившееся в 1222 году. Упомянутый выше Андерс Стриннгольм пишет: "Незадолго до вторжения монголов изрублены были в Бьярмии все седоки одного торгового корабля, прибывшего туда из Халогаланда в Норвегии. Тогда два подручника норвежского короля, Хакона Хаконсона, с четырьмя сильно вооруженными кораблями отправились в землю бьярмийцев, для отмщения им и их государю за убийство своих земляков."

В-четвертых. Многие авторы 19-го века, в частности: К.И. Невоструев, Г.Е. Верещагин и другие, писали, что первоначальное название Елабуги было Суддум. Долго не мог понять, почему Суддум и как это объяснить. Однажды, читая "Джагфар тарихы", с удивлением узнал, что Садум в переводе с булгарского - это Скандинавия. Всё стало понятно - Суддум, вероятно, означает "скандинавский (город)".

Интересно, что Рустам Набиев в книге "Булгар и Северная Европа", изданной в Казани в 2001 году, пишет: "Длительное время русские ученые мучаются, пытаясь "привязать" город Алаборг в Гардарики к какому-нибудь населенному пункту в русских княжествах. Пока "привязали" к Олонцу! (Глазырина Г.В., 1984.с.200-208)." И далее он продолжает: ":есть ли смысл выискивать мало похожие на Алаборг "деревни" на территории русских княжеств, когда существовал стратегически значимый пункт на оживлённом волго-балтийском пути как Алабуга?"

Исходя из вышесказанного, можно придти к заключению о возможности существования Алаборга в древности на месте современной Елабуги. Не противоречат этому предположению и археологические данные о этническом составе существовавшего здесь когда-то поселения. По мнению исследователей, на Елабужском (Чёртовом) городище финно-угорская керамика составляет более 80 процентов от общего количества глиняной посуды 10-13 веков ("Болгарские города Предкамья: Алабуга, Кирмень, Чаллы", 2005, стр.83).

В.Тукмачев


Евгений Репин
elhistory@rambler.ru
Сайт рассылки http://www.elabuga.net.ru
Архив рассылки на сайте
(http://www.elabuga.net.ru/way/rassylky.htm)

Подпишитесь на рассылку "Быть Человеком" (http://subscribe.ru/catalog/culture.people.tobepeople)

В избранное