Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История Казахстана

  Все выпуски  

История Казахстана 6


Информационный Канал Subscribe.Ru

Привет всем! Сегодня выходит первая тема раздела "Древние государства Казахстана
(VII в. до н.э. - V в. н.э.)" - "Кочевники Казахстана в VII-III вв. до н.э. ".

Кочевники Казахстана в VII-III вв. до н.э.

  Формирование протогосударственных образований на территории Казахстана. Кочевое
скотоводство и использование железа позволило освоить огромные незаселенные ранее
степные пространства, что привело к резкому увеличению стад овец и лошадей. Продолжающаяся
имущественная дифференциация привела к правлению на одном полюсе богатых семей,
владевших огромными табунами, а на другом - обедневших безлошадных общинников,
которые занимались земледелием в поймах степных рек. Расслоение общества требовало
появления силы, способной регулировать отношения между различными группами населения.
Такой силой стало государство. Первые государственные структуры на территории
Казахстана стали появляться в 1 тыс. до н.э. в форме союзов племен. Необходимость
регулирования земле- и водопользования привело к интеграции соседних кочевых
племен, а усложнившаяся социальная структура- к формированию вертикальных структур
власти. Так, в степях Казахстана появились объединения, известные как саки -
даха (массагеты), саки - рауки (тиграхауда), исседоны и аримаспы.
  Применение железа и верховой лошади привело к переходу к новой тактике боя
- массовой конной атаке. Это повышало роль рядовых общинников и лишало аристократию
монополии в военном деле. Время воинов-колесничих ушло в прошлое. Более независимые
экономически, чем оседлые земледельцы и скотоводы, рядовые общинники - саки,
более полно участвовали в принятии политических решений. Инструментом этого участия
стало народное собрание. Все полноправные члены общины периодически собирались
для обсуждения внутренних и внешних проблем. Этот политический строй можно назвать
прямой демократией, т.к. общинники напрямую участвовали в принятии решений, без
каких-либо посредников. Его также можно назвать военной демократией, т.к. полноправными
членами общины были только вооруженные мужчины, воины. Одна из характерных особенностей
политической системы этого времени - обожествление, сакрализация власти. Во главе
союза племен стоял царь, решавший вопросы войны и мира, посылавший и принимавший
послов, регулирующий отношения между племенами. Царская власть сохранялась в
одном роду и являлась священной. Саки считали, что цари правят по воле богов,
с этим связаны и жреческие функции сакских правителей. Часто верховными правителями
союзов племен становились и женщины.
  У нас очень мало сведений о государственных институтах сакских племен. Источники
упоминают о царских сатрапах-наместниках в какой-либо местности или племени.
Опорой царской власти были "лучшие мужи"- военно-племенная аристократия. Затем
стояла основная масса народа - рядовые воины-общинники. Обедневшие безлошадные
общинники во время войны составляли пехоту. Некоторые косвенные данные позволяют
нам предположить, что существовала некая "вольница" - маргинальные слои населения,
объединявшиеся для грабежа и не подчинявшиеся царям и народному собранию.
  Хозяйство и культура саков. Господствующим типом хозяйства у племен Казахстана
являлось полукочевое и кочевое скотоводство. Переход к такой форме хозяйства
означал экономический прогресс в жизни степных племен. Труд человека стал более
продуктивным, так как специализация хозяйства давала широкие возможности для
производства избыточного продукта. Скот и продукты скотоводства быстро приобрели
меновую функцию и создали все условия для торговли кочевого мира с оседлыми государствами.
  Племена сочетали три вида скотоводства: кочевое, полукочевое, оседлое. В стадах
у кочевников преобладали овцы. Важную роль в хозяйстве и вообще в жизни степняка
играла лошадь, что также подтверждается археологическими материалами. При раскопках
погребений воинов и знатных лиц находили скелеты высокорослых лошадей. Помимо
породистых, разводились и обыкновенные лошади: небольшого роста с короткими ногами,
но очень выносливые.
  На базе скотоводческого сырья развивалось ремесло. Изготовляли колесный транспорт,
кожаную и деревянную посуду, колчаны, короткие мечи - акинаки, ножи и другие
вещи, приспособленные к кочевой и полукочевой жизни. Именно на это время выпадает
расцвет бронзовой индустрии.
  Использование железа и переход к более прогрессивной форме хозяйства способствовали
развитию культуры племен Казахстана. Подвижный кочевой образ жизни позволит им
контактировать с представителями разных культур. Вследствие этого сложилась единая
для всего кочевого мира специфическая культура, которую помогают реконструировать
письменные источники и археологические материалы.
  Кочевники жили в войлочных юртах и жилищах из саманного кирпича и бревен. Носили
они высокие остроконечные шапки, облегающие кафтаны до колен, опоясанные ремнем,
узкие штаны и бескаблучную обувь.
Доминирующей формой религиозных верований был культ предков. Существовали специальные
родовые кладбища, находившиеся возле зимовок. Сюда, как правило, доставляли всех
умерших независимо от времени года и отдаленности места смерти. Для того чтобы
сохранить труп, особенно в летнее время, степняки применяли бальзамирование и
мумификацию трупов. В могилу рядом с покойником саки клали часть его имущества.
  Археологические материалы также доказывают существование у племен Казахстана
культа солнца и огня, что соответствует сообщениям античных авторов и ранне-иранских
источников, хотя в это же время продолжали существовать такие религиозные представления,
как анимизм, тотемизм и магия. Искусство древних кочевников Казахстана очаровывает
и современного человека. Главным его компонентом являлась своеобразная изобразительная
форма, называемая в науке "звериным стилем". Этот стиль сложился в VII-VI вв.
до н.э. у племен Средней Азии, Казахстана, Сибири и Юго-Восточной Европы. Определяющая
его тема - изображать зверей и животных, носившая культовый характер.
  По данным антропологов можно сделать вывод, что население Казахстана было европеоидным.
Однако наблюдаются некоторые изменения, связанные с проникновением с востока
монголоидных племен. Саки говорили на восточно-иранских языках или диалектах.
Вероятно, в восточных и юго-восточных регионах уже в этот период начинают функционировать
пратюркские языки. Именно в этих районах археологами были обнаружены образцы
древнейшего рунического письма, что свидетельствует о высоком уровне социального
и культурного развития сакских племен.
  Международно-правовой статус протогосударств Казахстана в 1 тыс. до н.э. Располагаясь
на северо-восточных границах крупнейших государств Древнего Мира, сакские племенные
союзы активно участвовали в политических событиях того времени. При этом они
выступали как независимые суверенные государственные образования. Так, известно
об обмене посольствами дахов-массагетов с Персией и о ряде войн сакских союзов
с этим государством. В VI в. до н.э. часть южных саков (хаомаварга) попадает
под власть персидских царей, однако уже в конце V века страна саков не входила
ни в одну из персидских сатрапий, а царь кочевников считался не подданным, а
союзником персидского царя.
  В борьбе против греко-македонского завоевания саки, жившие севернее Сырдарьи,
также сумели сохранить независимость. В 238г. до н.э. одно из дахо-массагетских
племен, парны во главе с родом Аршакидов, создали в Иране новую империю, сменившую
эллинистические государства Передней Азии, Парфянское царство.
  Уже в III в. до н.э. на базе сакских племенных союзов возникают новые, более
сложные политические системы. С этого времени мы уже можем говорить о ранних
государствах кочевников Центральной Азии.

Первоисточники: Книга "История Казахстана", автор: Г.Кан, тетрадь за 8 класс
(1996 год).


Ну, вот и все! В следующем номере, который выйдет 22 августа 2003 года, я расскажу
о Государстве усуней.

Все вопросы и пожелания пишите на e-mail: yza@mail.kz


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное