Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Антураж

  Все выпуски  

Архитектурная связь времен


Антураж Выпуск 13 от 2009-09-19
Архитектурная связь времен
Греция

В каждую историческую эпоху возникала такая архитектура, которая отвечала художественным вкусам, материальным потребностям и техническим возможностям живших тогда людей. Разные вкусы, разные потребности, разные традиции – оттого и разная архитектура.

Сергей Базуров

Искусство архитектуры можно сравнить с огромной библиотекой из каменных, деревянных и бетонных книг, в которых по-своему «записана» история человечества. А история разнообразна.

Она была и красивой, и страшной, и суровой, а иногда забавной… В каждую историческую эпоху возникала такая архитектура, которая отвечала художественным вкусам, материальным потребностям и техническим возможностям живших тогда людей, разные вкусы. Разные потребности, разные традиции – оттого и разная архитектура.

Если египетский фараон руками тысяч рабов воздвигал для себя пирамиду, то воинственным римским императорам «позарез» нужны были арки для въезда победителей и уж совсем ни к чему такие гигантские могилы. А средневековому феодалу было совсем не до пышных арок: успеть бы укрыться от враждебных соседей! И для него умелые руки мастеров возводили неприступные стены замков-крепостей.

Исчезли фараоны, исчезли целые империи и государства. Но то, что построили руки талантливых людей, осталось. Осталось как «визитная карточка» событий, как самая долговечная фотография времени, как летопись художественных вкусов эпох и народов, навеки запечатленная в каменных, деревянных и бетонных книгах – памятниках архитектуры.

Господин Великий Новгород в XIII веке стал подлинным господином Севера Руси. Северный стиль русской архитектуры сочетает в себе величавую строгость крепостных сооружений с нарядной праздничностью церквей. Русские мастера этого времени создали изумительные по своему художественному совершенству храмы, дворцы и целые архитектурные комплексы. В каждом феодальном княжестве средневековой Руси существовала своя художественно­стилевая школа. Архитектура точно взывала к национальному единству. Пожалуй, ни в одной стране архитекторы не придавали такого значения взаимосвязи архитектуры и природы, как делали это русские зодчие. Ведь ничто в мире не может сравниться с такими ансамблями пейзажа и творения человеческого гения, как храм Покрова на реке Нерль, Спас Нередица, Дмитриевский собор во Владимире. Это в полном смысле слова «музыка в камне».

Древний Египет

… Под унылые завывания плакальщиц мумию фараона внесли в камеру пирамиды. Сдвинуты тяжелые каменные плиты – и навсегда закрылся вход в усыпальницу царя.

«Дома вечности» – так называли в Древнем Египте исполинские пирамиды-гробницы, строительство которых начиналось еще при жизни фараонов... Высота – 146 метров! Длина стороны – 233 метра! Зачем такая громадина? А как доказать потомкам величие богоподобного царя? Всеподавляющая мощь пирамид, тяжеловесная величественность храмов определили стиль или художественный вкус древнеегипетского искусства.

 Древняя Греция

Архитектурно­художественный стиль, созданный в Древней Греции, отличался такой поэтичностью и чистотой форм, что служил художникам и архитекторам многих последующих эпох образцом для подражания. Греция строит храмы, которые в своем облике несут дух свободы и героики, строгой торжественности. «Мы любим мудрость без изнеженности и красоту без прихотливости», – говорили древние греки.

Они установили определенную систему сочетания архитектурных элементов – ордер.

Возникли три основных ордера: дорический, ионический и позднее – коринфский. Нагляднее всего ордер определяется в пропорциях и украшениях колонн. Греческими архитекторами созданы первые в мире театральные сооружения. Самый крупным театром Древней Греции был мраморный Театр Диониса в Афинах, вмещавший 17000 мест.

Древний Рим

Древний Рим

Древний Рим

К III веку до нашей эры на берегах Средиземноморья расцвела могучая Римская империя. Военные походы, завоевания… Духом утверждения власти императоров, воинственностью проникнуто искусство Древнего Рима. Строятся триумфальные арки, роскошные храмы.

Римские мастера обогатили технику строительства рядом инженерных новинок. Изобретение так называемого «римского бетона» позволило возводить огромные пролеты сводчатых перекрытий (здание Пантеона в Риме). Возникла и ордерная аркада, или римская архитектурная ячейка, представляющая систему прочных и надежных арок, которая пригодилась для строительства чисто римских сооружений: акведуки, мосты, термы (бани), арены для боев гладиаторов.

В 313 году император Константин принимает новую государственную религию – христианство. Новая религия требует новых храмов. Возникает тип храма, называемый базиликой. В плане – это вытянутый прямоугольник, разделенный рядами колонн на 3 части. В центре Рима располагался «Форум Романум». Здесь выступали ораторы, здесь раздавались возгласы: «Слава триумфаторам!»

Собор Святой Софии Византия

Собор Святой Софии Византия

Византия

В 330 году в восточной части Римской империи была основана новая столица, названная по имени правящего тогда императора Константинополем. В 395 году Римская империя распалась на восточную и западную части. На территории восточной части возникло государство – Византийская империя. Византийский стиль – своеобразный сплав греко­римских и восточных традиций. Укороченная раннехристианская базилика надела на себя восточный купол. В Константинополе сооружается великолепный и грандиозный храм Святой Софии. Слава византийских зодчих росла.

В ХI веке византийские мастера приглашаются в Венецию, где они создают чудо византийской архитектуры – собор Святого Марка.

Киевская Русь приняла византийскую религию, а вместе с ней и византийские художественные традиции. Однако русские привнесли в заморский стиль многие черты родной русской деревянной архитектуры.

Романский стиль

В феодальной Европе X-XI веков как никогда усиливается роль Церкви. Потребность в строительстве культовых сооружений заставляет архитектуру быть церковной и монастырской. Феодальная разобщенность приводила к частым междуусобным войнам. Каждый феодал рассчитывал только на свои силы и строил неприступные для соседей замки­крепости. Поэтому архитектура того смутного времени – архитектура толстых стен и узких окон-бойниц. Стена прятала и защищала.

«Духовная» направленность архитектуры этого времени сказывалась даже на внешнем виде оборонительных сооружений. Архитектурный декор крепостных стен, завершения замковых башен и другие элементы выработаны церковной архитектурой. Этот суровый толстостенный стиль назван романским.

Нотр-Дам

Нотр-Дам

Готический стиль

В XII - XIV веках в Западной Европе бурно развиваются города. Изолированность замков, мрачное одиночество монастырей никак не соответствовали новым задачам растущего города. Все задачи смог решить новый архитектурный стиль — готика, который освободил стену от обязанности нести на себе нагрузку тяжелых перекрытий. Теперь своды и перекрытия несет легкий каркас здания. Готический стиль возник во Франции в XII веке. В постройках нового стиля композиционное преимущество вертикалей создает впечатление устремленности вверх – «к небу, к Богу!» Даже арка окна вытянулась в стрельчатую готическую форму. В готические соборы хлынули потоки света, лучи солнца пронизывали картины из цветных стекол – витражи.
Словно сплетенные из сказочных кружев, гордо красуются жемчужины готического искусства – соборы Реймса, Руана, Парижа, не переставая восхищать своим великолепием многие поколения.




Замок Шамон

Замок Шамон

Средневековая Русь

Господин Великий Новгород в XIII веке стал подлинным господином Севера Руси. Северный стиль русской архитектуры сочетает в себе величавую строгость крепостных сооружений с нарядной праздничностью церквей. Русские мастера этого времени создали изумительные по своему художественному совершенству храмы, дворцы и целые архитектурные комплексы. В каждом феодальном княжестве средневековой Руси существовала своя художественно­стилевая школа. Архитектура точно взывала к национальному единству. Пожалуй, ни в одной стране архитекторы не придавали такого значения взаимосвязи архитектуры и природы, как делали это русские зодчие. Ведь ничто в мире не может сравниться с такими ансамблями пейзажа и творения человеческого гения, как храм Покрова на реке Нерль, Спас Нередица, Дмитриевский собор во Владимире. Это
в полном смысле слова «музыка в камне».

Эпоха Возрождения

К XIV веку в Италии возникают зачатки капиталистических отношений. Развивается наука. А для искусства и архитектуры начинается новая эпоха – великая эпоха Возрождения, или Ренессанс.

В архитектуре появляются жизнеутверждающие идеи, интерес к реальному миру, к человечеству. Достаточно назвать имена Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Данте, Петрарки, как сразу становится понятным величие эпохи. Большое распространение в архитектуре получают спокойные стройные колоннады, полуциркульные арки. В период ренессанса строились здания новых типов: городские дворцы (палаццо), виллы, ратуши, университеты, госпитали.

Архитекторы Италии наряду с русскими зодчими работали над созданием Московского Кремля. Москва, объединив к тому времени все русские земли, стремилась запечатлеть в своей архитектуре пышность и торжественность, олицетворить в зодчестве могущество единого Русского государства.

Барокко

После спокойного, идеально гармоничного стиля эпохи Возрождения появляется нарядный, парадно­торжественный стиль — барокко. Здания стиля барокко богато украшались лепкой, живописью, скульптурой. В композиционном решении появляются беспокойные криволинейные и дугообразные линии, сложные, прихотливые объемы. И хотя родиной этого стиля опять оказалась жаркая Италия, далекая Россия по-своему восприняла новые «заморские вкусы».

Архитектуру России XII века буквально захлестывает волна декоративности. Замысловатые фантастические узоры народного орнамента покрывают стены многих зданий. Как драгоценная игрушка, до сих пор красуется в Москве сказочный и жизнерадостный Крутицкий теремок. Однако русская архитектура того времени лишь напоминает западное барокко. В России тогда был свой, так называемый нарышкинский стиль — стиль церквей, построенных на средства бояр Нарышкиных, родственников царя. Только с XIII века в России утверждается стиль русского барокко. Создаются великолепные городские ансамбли, роскошные загородные дворцы в Москве и Петербурге.

Жилой дом. Петербург

Жилой дом. Петербург

Рококо

XVIII век. При дворе французского короля Людовика XV царят расточительность, праздность, погоня за удовольствиями. Придворная знать, дворянство, верхушка буржуазии – именно этот круг выдвигает новые требования к художественному стилю Стремление этих социальных групп жить в роскоши и вызвало появление нового стиля – рококо. Слово «рококо» – производное от слова «рокайль», что означает «раковина».
В элементы архитектурного декора вошли формы, напоминающие раковины морских моллюсков.
Этот стиль Людовика XV известен в архитектуре как стиль оформления внутренних покоев. Он придавал вычурность, изысканность и чрезвычайную витиеватость убранству помещений и мебели.







Классицизм

В конце XVIII века надвигалась буржуазная революция во Франции. Вместо переусложненных барокко и рококо возникает стиль классицизма, стремящегося к максимальной простоте и лаконичности, предельной ясности образов. Россия начала XIX века занимает одно из ведущих мест в мировом зодчестве. Ансамбли Петербурга явились непревзойденным примером градостроительного искусства в традициях классицизма.

Ампир

В начале XIX века Наполеон становится властелином Франции. Искусство и архитектура страны призваны возвеличивать воинственную политику императора. Но кровопролитные войны, которые вела Франция, отвлекали силы государства от мирных задач. Средств на большое строительство нет. И в ход идут триумфальные арки, колонны, обелиски. Так возник стиль ампир, то есть стиль империи.

Ампир сложился в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменяются стремлением к их предельной лапидарности и монументальной выразительности.

Эклектика

В конце XIX - начале XX века бурное развитие капиталистического производства вызвало небывалый рост городов.

Перед архитектурой возникают чрезвычайно сложные задачи, связанные со строительством таких сооружений, как промышленные предприятия, банки, элеваторы, вокзалы, универмаги. Нужны были новые принципы зодчества, которые никак не хотели укладываться в старые классические законы. На помощь архитекторам пришли инженеры. Использовались металл, железобетон. Казалось бы, все складывалось как нельзя лучше. Но… Архитекторы того времени не поняли и не приняли предоставленных им возможностей. Уж слишком резко меняла новая техника привычные представления о красоте в архитектуре!

Зодчие пытаются использовать приемы и вкусы прошлого в современных зданиях: смешение стилей разных эпох, воспроизведение декоративных форм то готики, то барокко, то классицизма, а то и всего вместе, получило название эклектики.

Особняк Рябушинского

Особняк Рябушинского

Модерн

ХХ век - век гигантского скачка науки и техники. Архитектура обогащена новыми строительными материалами – железом, стеклом, железобетоном и создает стиль «модерн» (современный). Архитекторы модерна придавали домам обтекаемые формы, вялые, неопределенные очертания. В ходу был манерный орнамент из водорослей, болотных растений, женских голов с распущенными волосами. Но постепенно в стиле модерн проявляется простая и четкая мысль: пусть в архитектуре главным станет конструкция здания! И в первой половине ХХ века модерн перерастает в единый архитектурный стиль – конструктивизм.







ДК Зуева. Конструктивизм

ДК Зуева. Конструктивизм

Конструктивизм

Наиболее интенсивно новый архитектурный стиль начал развиваться в экономически сильных странах, после Первой мировой войны.

Конструктивизм решительно отбросил украшательства эклектики и модерна. Он не только не прячет конструктивных элементов сооружений, а, наоборот, стремится выявить их практическое назначение, считая: «что полезно, то и красиво».

Логичность и четкость идей современного стиля раскрывает для зодчества невиданные возможности.

Крупнейшим представителем нового течения в архитектуре был Шарль ле Корбюзье.

Он говорил: «Дом – это машина для жилья…» «Строительство будущего, – вторил ему другой выдающийся мастер Вальтер Гроппиус, – явится оформлением наших жизненных процессов». Позднее эти мысли воплотились в строительстве жилых домов и целых бытовых комплексов.

Это сооружения нашего времени: комплекс правительственных зданий в городе Бразилиа (архитектор Нимейер), здание ООН в Нью-Йорке, здание Дворца съездов в Москве.

«Просто, красиво, удобно, демократично!» — такова архитектура конструктивизма.

Адмиралтейство. Классицизм Дмитриевский собор во  ... Дубровицы. Церковь Павловский дворец.
Ампир

Рассылка home.build.anturag :: Архив Рассылки :: Выпуск 13 от 2009-09-19

В избранное