Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все о развитии детей-дошколят

  Все выпуски  

Все о развитии детей-дошколят. Как понять своего ребенка


Все о развитии детей-дошколят

Как понять своего ребенка

Здравствуйте, дорогие друзья!

"Какое счастье, когда в доме дети!!! Особенно когда все они довольны, сыты, здоровы и... СПЯТ!"

Все любящие родители хотят, чтобы их дети вырастали здоровыми, умными и счастливыми, научились выстраивать гармоничные отношения с окружающими. Для этого необходимо ни много ни мало – знать, как понять своего ребенка: понимать желания, мысли и важнейшие потребности маленького человечка.

Часто каждый родитель ловил себя на мысли, что дитя не понимает его, не поддерживает разговор, делает все по-своему и нередко — на зло маме или папе.

Обычно, такие мысли приходят, когда вы в который раз объясняете что-то ребенку, показываете ему, как делать, а он так и не может запомнить, повторить или догадаться. И родители, наверное, еще мысленно обвиняют дитя в тугодумии, в неловкости и несообразительности.

Просто все, что мы делаем автоматически, для ребенка еще ново. И поэтому бессмысленно ругаться, злиться и подстегивать. Мы просто забыли, как это было трудно с нами в детстве!

Ребенок начинает вливаться в среду вместе с его ближайшим окружением, а точнее – с семьей. Таким образом на родителей возложена миссия – научить своего малыша жизни в мире людей, приучить заботиться о себе и окружающих, относиться с уважением к своему здоровью и здоровью других людей. Достичь желаемого результата можно тогда, когда вы начнете понимать малыша. И не только то, что ему нужно, чем его нужно обеспечить, но и самого ребенка, ведь дети смотрят на мир совершенно не так, как взрослые, и часто им не понять наши страхи, опасения и проблемы.

Пожалуй, самое главное и сложное – это научиться слышать. Именно слышать, а не слушать. Казалось бы, что в этом сложного, но на деле выходит совсем не так. Понять своего ребенка и предупредить нежелательные проблемы могут только очень внимательные родители. Особенно в маленьком возрасте важно учитывать все детали в разговоре с ребенком; стараться реагировать на его замечания, следовать его, хоть и детским, советам. Ведь маленькая личность может такими способом донести до мамы или папы свои страхи, проблемы или предложения.

Зачастую родители воспринимают большую часть информации от ребенка как капризы. Так делать нельзя. Родители игнорируют не только слова, но и перепады в настроении ребенка, странности поведения, ухудшение самочувствия. Поэтому очень важно вовремя обратить внимание на возникающие проблемы.

Чтобы понять своего ребенка, необходимо как можно чаще с ним говорить, не только интересоваться тем, что происходит в его жизни, но и самому рассказывать о себе, беседовать. Общение поможет малышу раскрыться, почувствовать себя нужным и любимым в семье, не даст развиться таким качествам, как неискренность, замкнутость, неуверенность в себе.

Нужно своевременно предоставить ребенку достаточное количество свободы, чтобы ему не пришлось отвоевывать ее, дать время побыть одному, если ему это необходимо. Понять ребенка поможет интерес родителей к его мыслям, увлечениям, друзьям, взглядам на жизнь.

Но, наверное,самое важное – это искренняя любовь к ребенку. Почувствовав ее, он обязательно раскроется, а это поможет вам понять своего ребенка и то, что с ним происходит.

Ситуация № 1

Роза — весьма эффектная брюнетка. А вот ее единственная дочь Линочка — светлая, в папу. Папа, правда, далеко: они с мамой в разводе.

Роза и Линочка обожают друг друга. Когда они вместе, Роза часами примеряет девочке новые платьица или — тоже часами — расчесывает ее роскошные белокурые волосы, приговаривая ласковые бессмысленные слова. А еще мать и дочь проводят время в играх, которые девочке давно известны.

То есть общение происходит исключительно на том уровне, которого малышка давно достигла. Заметно, что мама и дочка обожают быть вместе, и это отделяет Линочку от остального мира и закрепляет ее инфантильность.

В нашем садике Лина считалась одной из самых трудных. Страшно обидчивая, неконтактная, толстая и малоподвижная (мама ее перекармливала), постоянно плакала и просилась домой. Научить ее чему-то (при хорошем-то интеллекте!) было просто невозможно.

Сейчас эта девочка уже заканчивает школу. Она стала стройной, очень хороша собой. Но у нее по-прежнему нет друзей, она все еще обидчива и втайне мечтает всю жизнь прожить с мамой. В чем ошибка Розы?

Пока дочь была мала, мама видела в ней лишь очаровательную беспомощную крохотулю. Именно то, что малышка настолько от нее зависит, доставляло женщине огромное удовольствие. Такая мама, сама того не осознавая, игнорирует очевидное обстоятельство: ребенок — существо растущее, развивающееся и физически, и духовно. Тем самым маме — человеку, имеющему колоссальное влияние на ребенка, — и в самом деле удается это развитие погасить.

Разумные и любящие родители видят в своем ребенке не только того, кем он есть сейчас, но и того, кем он когда-нибудь станет.

Ситуация № 2

Вот еще пример. Родители забирают детей из садика. Мама одела 5-летнюю дочку, они мирно направляются к воротам.

Вдруг девочка всплеснула ручками: она забыла в группе куклу! Немедленно возвращаемся назад! Мама останавливается, и начинается дискуссия с малышкой. Мама выглядит усталой, но она не нервничает, не раздражается, не пытается просто заставить кроху подчиниться. Она слушает и в общем-то не отказывается вернуться в группу, а только высказывает некоторые соображения, не пришедшие малышке в голову: «Вон, видишь, пошел Илюша с мамой? А ведь они последние одевались, значит, в группе уже никого нет, и дверь заперта — как же мы войдем?» — и т. п.

Девочка, поколебавшись, все-таки принимает разумное решение идти домой, а куклу забрать завтра.

Нетрудно себе представить, как повели бы себя на месте этой мамы многие женщины. Они бы взяли малышку за ручку и повели дальше силой. Почему? А так проще.
Но привычка постоянно добиваться своего путем прямого насилия означает игнорирование самостоятельности ребенка, неуважение к нему.

Без свободы выбора, свободы самому решать, что делать, нет человека. И нет уважения к нему.

Да, ребенок ограничен в своей свободе: рамками собственной безопасности, слабости и неумелости.

Но когда малыш в принципе способен что-то решить сам, лучше дать ему возможность это сделать.

Наша героиня проявила уважение к дочке, к ее самостоятельности — дала ей возможность самой решить, что же делать, при этом искусно склонив девочку к наиболее разумному решению, но так, что та приняла его сама.

Напомним: если человек не имеет опыта свободы и самостоятельности, он не может нормально развиваться как личность и никогда не станет воспитанным человеком.

Ситуация № 3

Вот 4-летняя внучка пришла в гости к бабушке. Едва поздоровавшись и не заметив желания бабушки ее поцеловать, девочка бросается к полке с книгами и безошибочно отыскивает толстый том «Загадки, пословицы и поговорки русского народа». Далее в течение получаса бабушка по требованию малышки громко читает вслух загадки, большинство из которых девочке давно известны, а она их «отгадывает», — разумеется, успешно! Каждая благополучная отгадка сопровождается победными криками, после чего следует настойчивая просьба (скорее ультиматум) продолжать дальше.

Только лишь тогда, когда утомленная бабушка дошла до раздела книги, который крохе еще не знаком (значит, и отгадок она не знает), процесс закончился.

Бабушка поставила книгу на полку и хотела уже задать обожаемой внучке давно вертевшийся на языке вопрос, но не тут-то было. Малышка и сама жаждала поведать бабушке, как их кошка Мура спрыгнула с балкона... Путаный рассказ продолжается около получаса.

В чем тут дело? Чаще — в бесхарактерности и душевной слабости взрослого.

К сожалению, чрезмерное «уважение», а точнее, потакание малышам тоже вредно для них. Такие дети часто становятся нахально-утомительными и эгоистичными. Не будем забывать, что малыши все же еще очень несовершенные, плохо владеющие собой существа.

В общении с детьми нужна твердость!

Ситуация № 4

На дворовой площадке — ЧП. Мальчик ударил девочку. Собственно, никто этого не видел. Но она плачет, говорит, что ее ударили, и показывает на мальчика.

Появляется мама паренька. Она тверда, как сталь: надо извиниться. Берет сына за плечи. Подводит к рыдающей жертве. Малыш явно не хочет извиняться, страдает от жестокого унижения: необходимости извиняться при всех. Но мама его заставила пробормотать какие-то слова. И увела домой. А было вот что: мальчик строил дом из песка. Девочки специально его разрушили. Паренек посидел и начал новое строительство. Тогда они стали бросать в него песком, а потом и камешками! Наконец он не выдержал, схватил камешек, который только что попал в него, и бросил в одну из нахалок. Увы, мальчики бросают точнее и сильнее. Как на грех, камень угодил девочке прямо в лоб! Она разрыдалась, и тут же выдумала, что ее якобы ударили. Некоторые взрослые убеждены: во всех случаях жизни существует правильное и неправильное поведение. И мы конечно же точно знаем, что правильно, а что нет. Например, когда мальчик ударил девочку — это неправильно. Более того, это ужасно! Старикам нужно уступать место в транспорте. Мальчики должны пропускать девочек вперед. Мойте руки перед едой! Между тем, в реальной жизни все неоднозначно. И девочки бывают разные, и старички тоже. И руки не всегда обязательно мыть, и не всегда мальчик должен извиняться перед девочкой, когда они повздорили.

Думаю, в приведенном примере мама совершенно напрасно унизила сына. Результатом,вполне вероятно, будет его большое озлобление на всех девчонок вообще. Последствия же этого озлобления предсказать нетрудно. А ведь стремилась женщина к прямо противоположному результату.

 

Предлагаю Вашему вниманию юмористический рассказ "Исповедь маленького негодника". Ошеломляюще откровенный и невероятно смешной дневник малыша от первой минуты жизни до года — это ни в коем случае не пособие для новоиспеченных родителей. Однако, прочтя его, вы, возможно, посмотрите на свое маленькое чудо другими глазами.

 

Внимание! КОНКУРС!

Не забудьте принять участие в конкурсе "Как я научила своего ребенка..."

Напишите свою историю, как вы научили своего ребенка чему-то. Мы все воспитываем своих детей, чему-то их учим. И наверняка у вас есть какие-то свои удачные решения. Поделитесь ими с другими мамами. И если у вас пока не получилось чему-то научить ребенка, возможно вы найдете примеры и полезные советы из историй других мам, которые вам помогут. Давайте поделимся своим опытом и найдем при этом для себя что-то новое и интересное.

Лучшие истории войдут в сборник "Как я научила своего ребенка...", который получат все, принявшие участие в конкурсе. А авторы лучших историй получат дополнительные призы.

Жду ваших писем на адрес info@baby2000.ru с пометкой "конкурс".

 

С уважением, Ирина Александрова,
автор проекта – детский сайт www.baby2000.ru «Развитие ребенка от рождения до школы


В избранное