Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Про осознанных родителей и не-воспитанных детей Развитие ребенка от рождения до 3-х лет


Про Осознанных родителей и не-Воспитанных детей.

Выпуск № 15 .

Развитие ребенка от рождения до 3-х лет

Здравствуйте, дорогие друзья!

Приглашаю Вас к живому общению в КЛУБЕ ОСОЗНАННЫХ РОДИТЕЛЕЙ:
http://vkontakte.ru/club48978 В клубе уже более 75000 участников, присоединяйтесь!
Полный каталог тем клуба находится здесь: http://vkontakte.ru/page3220068

Для чтения и участия в форуме необходимо сначала пройти несложную регистрацию. Заходите по любой из ссылок, которые я вам дала, и у вас откроется окно с формой. После регистрации наберите в адресной строке  адрес клуба http://vkontakte.ru/club48978 и нажмите "Вступить в группу". Если что-то не получится, пишите - подскажу :)

Вот новые и активно обсуждаемые темы нашего клуба:

Муж не может оторваться от своих родителей

Мелкий обман? Ложь во спасение?...

Разделяю ли я позицию, что мне нужно ограждать себя и своего ребенка от людей со статусом вич + , и почему?

Подскажите, как сделать мужу приятный сюрприз (если ребенок пока маленький 7 мес. и нет возможности отдохнуть вдвоем)?

Первая детская любовь...

Пенсия для всех или индивидуальная ответственность за свое будущее? Готовы ли вы принять на себя такую ответственность?

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ: Как помочь ребенку не бояться контрольных и обрести уверенность в своих силах?

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ: Как справляться с тревогой во время болезни ребенка?

Ум, Душа, Разум, Осознанность и т.д... Что же мы понимаем под этими словами?

Первая встреча с невесткой

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ: Комплекс "плохой мамы"...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ: Хочу стать терпимее к свекрови

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ: Утром дочка (2,7) не хочет собираться в сад

Как выносить ребенка, если есть диагноз "миома"?

Какими мы хотим видеть себя и жизнь на планете Земля? (КОЛЛЕКТИВНЫЙ ОБРАЗ БУДУЩЕГО)

В этом и последующих выпусках  я хочу познакомить вас с ПЕРИОДИЗАЦИЕЙ РАННЕГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА (по материалам книги Г. Тимошенко и Е.Леоненко). Авторы разделили формирование ребенка личности на 4 возрастных этапа:

ЭТАП ПРОЦЕССУАЛЬНОСТИ (пренатальный период - 3 года)

ЭТАП ВЫСТРАИВАНИЯ ГРАНИЦ
(возраст 2-6 лет)

ЭТАП ПРОИЗВОЛЬНОСТИ
(возраст 4-9 лет)

ЭТАП ОСМЫСЛЕНИЯ
(8-14 лет)

Из этих материалов вы узнаете о том, как то или иное отношение и поведение родителей может влиять на будущую жизнь ребенка, что особенно важно учесть в том или ином возрасте. Итак,


                                
 ЭТАП ПРОЦЕССУАЛЬНОСТИ (пренатальный период - 3 года).

Сразу же после рождения маленький человек живет исключительно в режиме удовлетворения собственных потребностей. Перед ним, ясное дело, не встает глобальных экзистенциальных вопросов — «а чего я хочу на самом деле?», «а что изменится в моей жизни, если я это получу? » и «зачем вообще чего-то хотеть?»... Строго говоря, на этом этапе даже «я хочу» не существует, поскольку отсутствует само по себе «я». И — очень важный момент! — контакт ребенка со своими собственными потребностями обеспечивается не только за счет переживания им дискомфорта при наличии какой-то неудовлетворенной потребности, но и за счет ощущения удовольствия в тех случаях, когда именно насущная потребность оказывается удовлетворенной — например, когда мама угадывает, что сейчас малыш хочет именно пить, а вовсе не есть. С точки зрения базовых личностных умений речь идет об освоении человеком способности к пониманию того, какая потребность требует удовлетворения в каждой конкретной ситуации.
Назовем этот этап ЭТАПОМ ПРОЦЕССУАЛЬНОСТИ.

Основное психологическое содержание первого этапа раннего развития — освоение ребенком умения различать собственные потребности и взаимодействовать с ними.

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ. Первый этап развития начинается в последний триместр беременности и завершается примерно в возрасте двух с половиной — трех лет.
На этом этапе для ребенка существует некая целостная субстанция, включающая в себя все сущее. Мама, кроватка, окружающие игрушки, собственные ноги и руки ничем для него принципиально друг от друга не отличаются. Получается, что эта структура диффузна, то есть лишена какой бы то ни было структуры. Главным ее содержанием является контакт со своим внутренним состоянием и своими потребностями без возможности соотнести их с собственной активностью и что бы то ни было сделать для их удовлетворения. Можно сказать, что существование этой целостной субстанции — назовем ее весьма условно «мир» — является чистейшей воды процессом.

Ребенок в это время может потянуться к соску матери, или за привлекшей его внимание игрушкой, но эта возможность для самого ребенка не воспринимается соотнесенной ни с его желанием (поскольку такового еще просто не существует), ни тем более — с его удовлетворением. Иначе говоря, он тянется за игрушкой совсем не потому, что ощутил желание ее схватить и поэтому протянул к ней руку, а в силу действия ориентировочного рефлекса. Следовательно, он и удовлетворения не испытывает в момент, когда эта игрушка оказывается в его ручонке. Но в процессе осуществления этого рефлекторного действия он приобретает новый опыт, а значит — расширяет свое жизненное пространство. Кроме того, сам факт, что он дотянулся до игрушки, является для малыша опытом освоения собственных движений, первичным, совершенно еще не осознаваемым опытом установления причинно-следственных соотношений. И рано или поздно он, многократно повторив подобный «фокус», начинает-таки испытывать удовольствие — и от самого действия, и от его результата.

И чем большее количество предметов попадает в поле его внимания и зону досягаемости, тем шире становится его представление об окружающем мире, а значит — и поле возможных будущих потребностей. Ведь даже во взрослой жизни происходит так же - чем больше мы видим возможного, тем больше становится желаемым. Это становится ЗАЛОГОМ ИНТЕРЕСА К ЖИЗНИ как таковой и удовольствия от самого процесса жизнедеятельности. В этом, в сущности, и есть основное содержание первого этапа в развитии ребенка — способность отпускать себя в ПРОЦЕСС, то есть СЛЕДОВАТЬ ЗА СОБСТВЕННЫМИ ОЩУЩЕНИЯМИ.


Ведь в этом возрасте малыш не способен понимать, чего именно он хочет в каждый конкретный момент, и значит - свою потребность он переживает как некий дискомфорт, обозначающий для него всего лишь «что-то не в порядке». Когда потребность удовлетворяется, дискомфорт исчезает, и ребенок постепенно начинает понимать, что определенный вид дискомфорта, исчезающий после того, как его напоили — это про желание пить. А другой вид дискомфорта, пропадающий после того, как его накрыли теплым одеялом — это про то, что холодно.

В это время каждый предмет в окружающем мире есть для ребенка лишь возможность взаимодействия, и пока это так — в первый, бессловесный, год жизни, — ребенок развивается настолько быстро, что каждая неделя становится революцией в его биографии. При этом для собственных родителей в этот период ребенок оказывается существом из другого мира — практически инопланетянином: ведь у них совершенно разные, взаимонепроницаемые критериальные системы видения мира.

И если в этот период родители оказываются либо недостаточно догадливыми, либо излишне фанатичными в своей приверженности той или иной системе воспитания (вспомните, скажем, долгие годы бытовавшие убеждения, что ребенка совершенно необходимо кормить по часам, даже если он непрерывно плачет в промежутках между кормлениями, или что малыша нельзя приучать к рукам), то потребности малыша редко оказываются удовлетворенными. У него просто не будет возможности научиться распознаванию своих потребностей, поскольку опыт их удовлетворения окажется недостаточным. Значит, в будущем ему тоже будет весьма нелегко понимать свои собственные желания — равно, как и желания окружающих его людей.

Зато если родители в достаточной мере дают ребенку опыт удовлетворения его потребностей, он «тренируется» отличать одну от другой. Правда, не менее важен для него и опыт того, что не все его потребности оказываются удовлетворенными — иначе впоследствии, когда в его взрослой жизни это неизбежно начнет происходить, его способность принимать мир таким, какой он есть, ему обязательно откажет. Он же был приучен жить в мире, где все его потребности удовлетворялись немедленно — и именно такой мир он научился принимать! Это оказывается особенно важным важным, если мы вспомним, что на этом этапе удовлетворение потребностей никоим образом не обусловлено собственной активностью ребенка. Сама возможность побыть некоторое время со своей неудовлетворенной потребностью оказывается чрезвычайно значимой: ведь младенец в принципе не способен осознавать временные категории. Когда он какое-то время плачет от того, что голоден, он не думает о том, что пройдет время, и его все-таки накормят — он просто живет с собственным голодом. Он не протестует против несовершенства мира, который не дает ему того, что он хочет — он просто пребывает со своими ощущениями, пусть они в данный момент и не слишком приятны. Это, собственно говоря, и есть основа для способности принимать мир таким, каков он есть.

Для формирования же у ребенка ДОВЕРИЯ К МИРУ нужно совсем немного — чтобы количество его удовлетворяемых потребностей в достаточной степени превышало количество неудовлетворенных. Этим же определяется и способ его взаимоотношений с энергией. Ведь в конечном итоге удовлетворение потребностей есть единственный источник получения энергии — причем речь идет не только о потребностях физиологических. Энергетические затраты на удовлетворение какой-либо потребности — пусть даже силы, потраченные на долгий и громкий плач от неудовлетворенности — должны покрываться энергией, полученной от ее удовлетворения. Если взрослый человек тратит годы упорнейшего труда, чтобы добиться того, чего он действительно очень хотел, то радость от достижения и конкретные плоды этой цели возмещают ему потраченные силы. Таким образом, освоив процесс удовлетворения собственных потребностей, человек осваивает и сам способ получения энергии.

                                           Механизмы нарушения развития на данном этапе:

 - Запрет в физической форме

Ребенку можно физически воспрепятствовать в совершении какого-нибудь действия или, точнее, в проявлении какой-нибудь активности — его можно туго спеленать, не пустить его двигаться в каком-либо направлении, забрать у него опасный для него предмет и т. д. Разумеется, это не обозначает, что для нормального развития ребенка необходимо разрешить ему с этим опасным предметом играть — но ведь и забрать его можно различными способами! Можно, например, опасный предмет отнять и дать ребенку пережить опыт совершенно непонятного для него запрета на желаемое действие. Можно даже впасть в привычную родительскую панику — и к этому опыту добавить еще и опыт переживания ребенком бесконечной опасности окружающего мира. Можно перед тем, как забрать нежелательную игрушку, продемонстрировать ее конкретную опасность или возможность неприятных последствий игры с ней — например, сделать так, чтобы ребенок слегка (совсем чуть-чуть!) укололся, пытаясь играть с чем-то острым. А можно просто переключить его внимание на другую, более безопасную игрушку, чтобы не пострадала сама возможность проявления собственных потребностей — и вместе с тем интереса к окружающему миру, инициативы в определении собственных желаний.


 - Неудовлетворение потребностей ребенка

Младенца можно не покормить в то время, когда он этого хочет, не дать ему возможности физического контакта с мамой. Понятно, что не всегда эти действия со стороны родителей являются осознанно запретительными — часто папы с мамами могут просто не понять, чего ребенок хочет. Тем не менее, систематическое неудовлетворение его потребностей на этой стадии по своей сути равнозначно запрету — запрету, с одной стороны, на удовлетворение конкретной потребности, с другой — на возможность ее распознавания, а с третьей — на сам факт ее существования.

В этих случаях нарушенной оказывается способность человека отпускать себя в естественный, спонтанный процесс взаимодействия с самим собой — просто в силу опасности такового. В результате все вытекающие из этого нарушения поведенческие паттерны основываются на необходимости избыточного контроля — человек делает все, чтобы «случайно» не столкнуться с какой-то своей потребностью и не проявить ее.

 - Насильственное формирование потребностей ребенка

На первом этапе развития ребенка заставить его что-то сделать можно опять-таки практически исключительно посредством физического принуждения. И возникает у взрослых такая возможность очень рано — вместе с возможностью взять ребенка на руки, отнести его куда-то, побудить сесть, встать, сделать что-то его ручкой и т. д. Легко заметить, что всё это может быть осуществлено посредством принятия взрослым на себя ответственности за равновесие ребенка, за его взаимодействие с собственными опорами. За исключением тех ситуаций, когда маме удается интуитивно ощутить реальную потребность ребенка в физическом контакте, физической же поддержке и т. д., такое безобидное действие — лишение равновесия — является вполне определенным выражением принуждения человека к совершению тех действий, в которых сам он сейчас не нуждается.

Причем такая потеря равновесия редко дает ребенку возможность ощутить ее неприемлемость, и у него возникает готовность к безопасной утрате контроля над собственным положением в пространстве. Разновидностью такого воздействия является ситуация, когда родственники, переполняемые собственной нежностью, навязывают ее ребенку, обнимая, целуя и тиская его вопреки его сопротивлению.

Другими способами осуществления долгового нарушения нормального развития ребенка можно считать настойчивое кормление вопреки желанию, неоправданно раннее — и в этом смысле насильственное — приучение к горшку, а также усиленное «развивание» ребенка по всяческим модным методикам раннего развития интеллекта.

В этом случае отношение человека к самому себе формируется на основе отсутствия конкретных представлений о себе самом и постоянного ощущения неудовлетворенности: какая-то деятельность осуществляется, но поскольку она мотивируется извне, то у человек не возникает возможности пережить чувство удовлетворения. Уровень поведенческой активности выглядит довольно высоким, но ее проявления лишены четкой ориентации, решимости и напора. Энергозатраты высоки, но удовлетворения они не дают, поскольку не связаны с реальными желаниями человека.

Более подробно о  механизмах нарушения и о возможных формах проявления этих нарушений в более взрослом возрасте Вы можете прочитать в отдельной теме "КЛУБА ОСОЗНАННЫХ РОДИТЕЛЕЙ": http://vkontakte.ru/topic18498328

В следующем выпуске я расскажу о втором этапе - этапе ВЫСТРАИВАНИЯ ГРАНИЦ.

Если Вы считаете рассылку интересной и полезной для себя, порекомендуйте её своим друзьям и знакомым. И в Вашем городе станет больше осознанных родителей!pan>

Творчества и счастья в вашей жизни! До встречи в следующем выпуске!

Жду Ваших вопросов, комментариев, размышлений.

Татьяна Челпанова - коуч-консультант, психолог, автор проекта "КЛУБ ОСОЗНАННЫХ РОДИТЕЛЕЙ"

 roddet@mail.ru.

Ваши письма ко мне могут быть опубликованы в рассылке.

Если Вы этого не хотите, обязательно указывайте это в своем письме.

Эта рассылка состоялась благодаря тому, что в своё время я встретила:   

Геннадия Павленко: Школа Управления Cудьбой

Юлию Матвееву: Методики очищения организма

                         Клуб "неНОРМАЛЬНЫЕ" родители

Татьяну Морозову: Школа своего здоровья


В избранное