Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Первый раз в первый класс

  Все выпуски  

Первый раз в первый класс


Первый раз в первый класс

Выпуск N103
Ребенок и компьютер


Здравствуйте, дорогие друзья!

Нравится это кому-то или нет, виртуальная реальность прочно вошла в нашу жизнь. В очень многих домах компьютеры уже давно стали не игрушкой, а вещью, необходимой взрослым для работы. За довольно скромную сумму сегодня можно без проблем приобрести очень серьезную машину. Вполне естественно, что эти аппараты, в реальности позволяющие делать то, что еще каких-нибудь пятнадцать лет назад можно было увидеть только в фантастических фильмах, словно магнит притягивают к себе детей. Тем более, что существует огромный выбор игр, использующих колоссальные возможности современных процессоров и видеокарт, способных буквально потрясти воображение не только ребенка, но и взрослого человека.

На тему вреда компьютера написано и сказано немало - от публицистических статей до серьезных исследований. Но давайте будем разумными. Не будем воспринимать "компьютерный" вопрос в черно-белом цвете. Не стоит однозначно запрещать ребенку проводить время за компьютером, или, наоборот, "пускать на самотек".

Если у Вашего малыша еще нет компьютера, и Вы в ближайшее время не планируете его покупку, то будьте уверены, "комп" есть у его друга, одноклассника, или ребенок познакомится с ним в школе в компьютерном классе или компьютерном клубе. А Вам останется лишь фантазировать о том, чем именно Ваш ребенок занимается, когда сидит перед монитором.

Конечно, в школе много сидеть за компьютером не дадут, к тому же в большинстве школ первоклашек до компьютера вообще не допускают. Но дома зачастую наши малыши практически бесконтрольны. Да и нам, родителям, чего греха таить, так удобнее. Усадил ребенка за компьютер и занимаешься домашними делами.

Виртуальная реальность благодаря современным компьютерным технологиям действительно стала реальностью. Она предоставляет человеку и, естественно, ребенку, уникальную возможность стать героем, творцом или, наоборот, злодеем, способным создавать и разрушать миры и вселенные, командовать армиями, повелевать народами, путешествовать и переживать невероятные приключения, уничтожать врагов. Она позволяет реализовать самые смелые фантазии и потребности и достичь того, что по каким-то причинам недостижимо в реальном мире. А ребенку младшего школьного возраста она дает возможность почувствовать себя не просто удачливым героем, а фигурой поистине вселенского масштаба. В результате для многих виртуальный мир становится более привлекательным, чем мир реальный. И ребенок начинает все сильнее и глубже погружаться в него.

Проблема, однако, в том, что законы мира виртуального зачастую не только отличаются, но и прямо противоположны законам подлинной реальности. Поэтому, чем глубже постигает и принимает ребенок законы виртуальной реальности, чем успешнее он в ней, тем больше вероятность того, что в настоящем мире он может оказаться некомпетентным. В результате возникает желание вновь и вновь оказываться в мире виртуальном. Получается замкнутый круг.

Кроме того, увлечение компьютерными играми небезопасно и с физиологической точки зрения. Я имею в виду не всевозможные излучения, которые присутствуют даже при наличии самых совершенных мониторов. Дело в другом. Сценарии подавляющего большинства игр, и в первую очередь "стрелялок", "ходилок", "симуляторов", построены таким образом, что игрок фактически постоянно пребывает в стрессовой ситуации. Причем в стрессовой ситуации, связанной, как правило, с непосредственной опасностью для жизни - виртуальной, разумеется. Но организм этой тонкости не различает. Он, в полном соответствии с законами физиологии, начинает насыщать кровь игрока адреналином, что служит дополнительным источником удовольствия или, если угодно, "кайфа" для игрока.

В реальном мире в экстремальной ситуации вброс адреналина совершенно необходим для того, чтобы действовать – сражаться, либо спасаться бегством. И в том, и в другом случае от организма требуется экстремальная физическая активность - сверхусилие. Именно благодаря такой активности выделенный адреналин "сжигается" организмом. Игрок же остается физически пассивным. В результате у него усиливается сердцебиение, повышается кровяное давление, нарушается обмен веществ. С течением времени адреналин начинает разлагаться в крови. Продукты его распада оказывают чрезвычайно вредное воздействие на организм, в первую очередь на сердечно-сосудистую систему. В литературе уже описаны случаи не просто бессонницы, повышенной раздражительности и тревожности, а полного физического и психического истощения у чрезмерно злоупотребляющих "купанием в адреналине" поклонников виртуальной реальности.

Похоже, без компьютерных игрушек люди жили бы дольше и лучше. Однако, как ни парадоксально это прозвучит, если возможности вам позволяют, но вы по каким-то причинам этого еще не сделали, надо обзавестись домашним компьютером. По крайней мере, вы получите возможность влиять на то, во что и сколько играет ваш ребенок и чему он при этом учится.

Стоит по возможности исключить "стрелялки", "ходилки" и симуляторы. Между прочим, содержание и воздействие на психику ряда компьютерных игр стало предметом слушания в Сенате США ещё 1997 году. За прошедшие годы "стрелялки" стали более совершенными, реалистичными и, следовательно, более опасными.

В то же время многие стратегические игры требуют способности к анализу, умения прогнозировать ситуацию, находить оптимальные решения. Именно их можно с успехом использовать, скажем, для формирования у мальчиков представления об интеллектуальной деятельности как вещи совершенно необходимой для успеха в различных сугубо мужских делах. Кроме того, многие стратегии стимулируют интерес к изучению истории и культуры различных стран и народов. Очень важен также тот факт, что при всем сценарном разнообразии и богатстве графики стратегические игры в наибольшей степени сохраняют элемент условности и потому наименее опасны с точки зрения чрезмерного погружения ребенка в виртуальную реальность. Они не столь опасны и с точки зрения физиологии, особенно стратегии, построенные на принципах шахматной игры, где одному ходу игрока соответствует один ход его противника.

То есть, несмотря на вредоносные факторы, у компьютера есть и плюсы. Существует масса интересных, обучающих программ по предметам. Можно подобрать игры, направленные на развитие внимания, памяти, пространственного воображения, логического мышления, помогающие повысить скорость реакции.

Правда, не стоит забывать, что дети, обучающиеся на компьютере, неаккуратно пишут, быстро устают, когда пишут в школе диктанты. И это понятно. Работа на компьютере развивает мелкую моторику рук совсем не так, как цветные карандаши или пластилин.

Но, как я писала в начале выпуска, давайте будем разумными.

Что делать для того, чтобы проведение времени у компьютера не наносило вреда здоровью?

1. Контролируйте время, проведенное за компьютером.
По данным специалистов, без ущерба для психики и здоровья ребенка, 6-7 летние дети могут без перерыва заниматься за компьютером не более 10-15 минут, ученики 2-3 класса - 15 минут.

И это не выдумка. Нормы были разработаны для занятий в компьютерных классах, но их надо придерживаться и дома. Кроме того, 15 минут не ежедневно, а три раза в неделю! Понимаю, Вы шокированы, но таковы данные специалистов. И не важно, играет ли ребенок в "стрелялки" или осваивает новую программу.

2. Приучите ребенка делать гимнастику для глаз.
Ее проводят дважды - через 7-8 минут от начала работы ребенка на компьютере и после ее окончания. Непродолжительная гимнастика - около одной минуты, проста и доступна каждому. Например, можно использовать такие несложные упражнения.

Гимнастика для глаз на расслабление и укрепление глазных мышц:
1) Нарисуйте черную метку на стекле, и пусть ребенок по 5-7 секунд смотрит вдаль на определенный предмет, а потом - на черную метку (10 раз).

2) На счет 1-4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

3) Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4) Повращать глазами в одну-другую сторону, вверх-вниз, вправо-влево, выписывать восьмерку (по 10 раз).

5) Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Обучите ребенка упражнениям на выбор. Пусть выполняет их самостоятельно. Уверяю Вас, польза от этого будет немалая.

3. Правильно организуйте рабочее место
Для уменьшения нагрузки очень важно правильно подобрать мебель.
И столы, и стулья, и прочие аксессуары должны быть специализированными, подобранными именно для детей. В этом случае у нас будет больше шансов избежать нарушения осанки.

4. Не экономьте на мониторе.
Обращайте внимание на технические характеристики монитора.

5. Выбирайте высококачественные программы или игры, которые отвечают возрасту ребенка (возраст обычно указывается на диске).

И еще – прежде чем усадить ребенка за компьютер и бежать делать неотложные дела, попробуйте хоть раз сами сыграть в игру вместе с ребенком.


Ну, а сегодня это все.

С уважением,
Мария Демина

При подготовке выпуска использованы материалы книги Ильина В.А. "Археология детства: психологические механизмы семейной жизни". Изд. "Класс", 2002, 198 с.




В избранное