Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Первый раз в первый класс

  Все выпуски  

Первый раз в первый класс


Первый раз в первый класс

Выпуск 196

Здравствуйте, дорогие подписчики! Всех вас сердечно позрдавляю с наступающим Новым Годом! Желаю отлично встретить и хорошо прожить! Побольше вам гармонии и поменьше стресса! Потому как стресс...

Стресс разрушает мозг

Уважаемые подписчики, позвольте мне представить вам мистера Стресса. Стресс – это наша реакция на опасность, на чрезвычайные обстоятельства, требующие от нас быстрых и четких действий. В состоянии стресса уровень определенных гормонов в нашей крови повышается, и работа внутренних органов переходит на новый уровень. Скажем, мышцы приходят в тонус, сердце сокращается чаще, и т.д... То есть стресс - штука весьма нужная, и он помогает нам выжить. С одной стороны.

С другой стороны, если стресс сопровождает человека продолжительное время, он оказывает разрушительное влияние на организм. Мы все слышали о психосоматических болезнях, т.е. болезнях, которые могут быть вызваны стрессом. Стресс также способен разрушить мозг – ту самую часть, которая называется гиппокамп. Помните, мы говорили о гиппокампе в прошлом выпуске? Вот он:

 

Одна из его функций, если вы помните, - запоминание (кратковременная память).

Я начну издалека, с обезьян. Один любопытный эксперимент. Ученые долгое время наблюдали за большой группой обезьян, а точнее, за их гиппокампом. В группе время от времени рождались детёныши, а время от времени – умирали взрослые обезьяны. Среди тех, которые умирали, были те, которые каким-то образом были долго подвержены стрессу и умерли именно по этой причине. И были те, у которых были другие заболевания, но стресса они не испытывали. Результат: гиппокамп обезьян, подвергавшихся стрессу, был разрушен – в нём не было структуры неврных клеток. Гиппокамп обезьян, которые умерли по другим причинам, содержал целостную структуру клеток.

Теперь к людям. В результате исследования людей преклонного возраста выяснилось, что чем выше был уровень гормона стресса в крови человека (продолжительное время), тем меньше у него был гиппокамп и тем хуже гиппокамп выполнял свои функции.

Если гормон стресса находится в крови постоянно, состояние такого человека – это депрессия. Ученые исследовали людей, страдающих депрессией, и выяснили: чем дольше по времени человек страдал депрессией, тем меньше у него был гиппокамп.

Ещё пример – солдаты на войне. У солдатов после 3-х летнего пребывания на фронте (в местах активных военных действий) гиппокамп в 2 раза (!) меньше, чем у обычного человека.

Я пишу о солдатах, но ведь стрессу люди подвержены и в мирное время. И не только взрослые. Стресс может сопровождать и жизнь ребенка.

Что может запустить механизм стресса? Скажем, мать не отвечает жизненно важным потребностям малыша (в близости, общении). Или матери просто нет и нет близкого человека, способного её заменить. Или ребенка не понимают, не принимают, отвергают, наказывают физически. Также проблемы в отношениях между родителями. Скандалы, слёзы, обиды, крики или напряженное молчание.

Ближе к школьной теме. Мне кажется, что сам процесс обучения – это уже стресс. Потому что обучение, как правило, сопровождается оценками. Оценки – это метод давления на детей, метод наказания. Оценка пугает. Оценка заставляет ученика в классе втягивать голову в плечи и надеяться, что его не вызовут к доске. Она заставляет учить неинтересный материал, зубрить то, что ученику, быть может, никогда не пригодится в жизни. Оценка унижает. Оценка выносит приговор, наклеивает ярлык. Она оценивает ученика, но зависит от факторов, над которым ученик практически не имеет контроля.

Каким образом это касается таблицы умножения? Таблицу умножения можно и нужно учить без стресса. Её можно учить с увлечением, играя. Давайте создадим нашим детям самые благоприятные условия для того, чтобы они её выучили.

На этом наша теоретическая часть по таблице умножения подошла к концу. Я позволю себе сделать паузу, чтобы подготовить материалы для всех случаев таблицы. А пока я их готовлю, вас ждут другие не менее интересные темы, касающиеся школы. Оставайтесь с нами!

Этот выпуск был составлен по материалам видеовыступлений немецкого невролога Манфреда Шпицера.

Наташа Бломайер 


В избранное