Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ЕГЭ-2011-ГИА. Решение химических задач.2.Что делать?



Выпуск №2. Что делать?

Химик требуется не такой, который
только из одного чтения книг понял сию науку,
но который собственным искусством
в ней прилежно упражнялся.

М. В. Ломоносов

            Ответы на загадку предыдущего выпуска:  хлор.

            В предыдущем выпуске рассылки рассмотрена «цена» задач в общем балансе успеха при сдаче ЕГЭ и ГИА по химии. И, очевидно, что отказываться от 12-14%% окончательного результата не разумно.

            В школьной химии используется множество типов задач. Научиться их все решать за короткий оставшийся до сдачи ЕГЭ (ГИА) срок, если до этого не научились, просто не реально. Поэтому как-то необходимо отобрать минимум типов задач, которые точно могут повстречаться в тестах ЕГЭ (ГИА).

            Для этого обратимся к спецификациям контрольно-измерительных материалов для проведения ЕГЭ и ГИА по химии в 2011 г. Они прилагаются к демовариантам тестов. Из демовариантов выберем все задачи (делали уже в прошлом выпуске) и при каждой задаче варианта укажем проверяемые ею элементы содержания школьного курса химии.

 

Демовариант ГИА 2011. Химия. Задачи

            А15. Массовая доля азота в нитрате цинка равна

1) 7,4%          2) 11,0%            3) 14,8%             4) 22,2%           (1 балл)

Проверяемые элементы содержания: Вычисление массовой доли химического элемента в веществе.

 

            С2. После пропускания через раствор гидроксида калия 1,12 л углекислого газа (н.у.) получили 138 г раствора карбоната калия. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.                 (3 балла)

Проверяемые элементы содержания: Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

 

Демовариант ЕГЭ 2011. Химия. Задачи

            А30. Какой объем (н. у.) кислорода потребуется для полного сгорания 10 л (н. у.) ацетилена?

1) 20 л               2) 5 л                 3) 50 л              4) 25 л         (1 балл)

Проверяемые элементы содержания: Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Расчеты теплового эффекта реакции.

 

В9. К раствору хлорида кальция массой 140 г с массовой долей 5% добавили 10 г  этой же соли. Массовая доля соли в полученном растворе равна __ %. (Запишите число с точностью до десятых.) Ответ: __ %                               (1 балл)

Проверяемые элементы содержания: Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей.

 

В10. Какой объем (н. у.) сероводорода выделился при взаимодействии 0,3 моль сульфида железа (II) с избытком соляной кислоты?  (Запишите число с точностью до сотых.). Ответ: __ л.               (1 балл)

Проверяемые элементы содержания: Расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ.

 

С4. Нитрит калия массой 8,5 г внесли при нагревании в 270 г раствора бромида аммония с массовой долей 12%. Какой объем (н. у.) азота выделится  при этом и какова массовая доля бромида аммония в получившемся растворе?               (4 балла)

Проверяемые элементы содержания: Расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.

Расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически  возможного.

Расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси.

 

С5. Определите молекулярную формулу ацетиленового углеводорода, если молярная масса продукта его реакции с избытком бромоводорода в 4 раза больше, чем молярная масса исходного углеводорода.                          (2 балла)

 Проверяемые элементы содержания: Нахождение молекулярной формулы вещества.

 

            Далее, выпишем проверяемые элементы содержания всех задач тестов ЕГЭ и ГИА, расклассифицируем их по известным типам задач и получим необходимую нам тематику задач.

 

Тематика задач ЕГЭ и ГИА 2011 г.

                        Вычисления по формулам веществ

            Тип: Вычисление массовой доли химического элемента в веществе. (А15 ГИА).

                        Расчеты по уравнениям реакций

            Тип: обычные расчеты по уравнениям реакций. Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. (С2 ГИА). (Расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ. – В10 ЕГЭ).

            Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Расчеты теплового эффекта реакции (А30 ЕГЭ).

            Тип: задачи на примеси. Расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ … имеет примеси ... (С4 ЕГЭ).

            Тип: задачи на избыток-недостаток. Расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке … (С4 ЕГЭ).

Задачи на растворы

            Тип: расчет массовой концентрации растворов. Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе. (С2 ГИА).

            Тип: расчет концентрации растворов при операциях с ними без химических реакций (изменение массы растворенного вещества – добавление и высаждение его, растворителя – разбавление и упаривание, смешение растворов и т.д.). Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей. (В9 ЕГЭ).

            Тип: операции с несколькими растворами с прохождением химических реакций. Расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ … дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. (С4 ЕГЭ).

                        Смеси веществ

Тип: Расчеты: массовой доли (масссы) химического соединения в смеси. (С4 ЕГЭ).

                        Нахождение формулы веществ

            Тип: Нахождение молекулярной формулы вещества. (С5 ЕГЭ).

 

            Если мы разобрались, что будем решать, то теперь самое время обсудить необходимые для этого материальные ресурсы, а также багаж определенных знаний и умений.

            Ресурсы: Периодическая система для подсчета молекулярных масс, калькулятор (или мобильник) для вычислений, бумага, ручка и какой-нибудь школьный справочник или пособие по химии, куда можно было бы заглянуть для поиска нужной забытой информации.

            Знания и умения: владение номенклатурой соединений для написания формул (в задачах обычно приводятся названия веществ и очень редко их формулы), умение рассчитывать молекулярные массы веществ для дальнейших операций с ними, умение составлять схемы и уравнения (подбор коэффициентов, особенно для окислительно-восстановительных реакций) типичных химических реакций для дальнейших расчетов по ним, знание химических свойств основных классов неорганических и органических веществ. Эти вещи необходимы для того, чтобы не утяжелять выпуски для Вашего восприятия и сосредоточить основное внимание на овладении методами решения необходимых задач.

Если есть проблемы с указанными вопросами, рекомендую предварительно подучить эти разделы школьной химии или ознакомиться с ними на сайте «Химия - самостоятельно» в разделе «Наши книги» (http://www.chemind.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=36&Itemid=48 ).

            В разделе «Библиотека» на сайте во время выхода выпусков рассылки будет работать выставки школьных задачников и справочников, чтобы всегда можно было посмотреть их в электронном виде и приобрести понравившийся в бумажном варианте для постоянной работы.

Успехов Вам в дальнейшей работе!

            P.S.: На десерт сегодня -  так же загадка:

Я парнишка непростой,                              Если щёлочи добавишь,
Если капнешь кислотой,                             Вновь меня ты не узнаешь,
Сразу стану ярко - красным –                     Сразу жёлтым стану я.
Поменяю цвет я свой.                                 Назовите-ка меня!

            Ответ - в следующем выпуске.


В избранное