Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ЕГЭ-2011-ГИА. Решение химических задач - 1. Цена вопроса



Химик требуется не такой, который
только из одного чтения книг понял сию науку,
но который собственным искусством
в ней прилежно упражнялся.

М. В. Ломоносов

 

            Уважаемый подписчик!

            Этим выпуском мы начинаем серию подписок под общим названием «Подготовка к ЕГЭ (ГИА) по химии».

            Первая из них посвящена решению школьных задач по химии. В течение месяца (28.12.10 - 02.02.11 гг. ) на сайте «Химия-самостоятельно» (http://www.chemind.ru ) был проведен опрос на тему «Необходим ли Вам перед ЕГЭ и ГИА краткий курс по методам решения химических задач?». Вот его результаты: Очень нужен - 58.8 %, Желателен - 20.6 %, Не нужен - 17.6 %, Не знаю что и сказать -  2.9%. Т.е., около 80% респондентов высказались за необходимость проведения курса, поэтому мы его сегодня и начнем.

            Только нашим первым подписчикам мы дарим электронную версию редко издававшейся в России и СССР богато иллюстрированной книги об истории алхимии: Шварц Ф., Пуассон А., Блаватская Е.П. Теории и символы алхимиков. – М.: 1995. – 191 с. (файл Alchemihistory.zip - http://depositfiles.com/files/kvh418dss и http://letitbit.net/download/01767.0f2cbc78227ee576d2676f543e92/Alchemihistory.zip.html). Читая это издание вы получите истинное наслаждение и обогатите свой интеллект знанием таинственной истории химии.

            Ценность, правильность любых научных концепций, в том числе и химических, проверяется на практике. Для лучшего усвоения химических знаний ученики в школе проводят опыты, решают расчетные задачи. В вариантах ГИА и ЕГЭ опыты не предусмотрены, а вот задачи являются неотъемлемым элементом экзаменационных билетов.

            Оценим весомость задач в составе теста. Для этого рассмотрим демонстрационные варианты ГИА (http://depositfiles.com/files/9uuwlkcg9) и ЕГЭ (http://depositfiles.com/files/00wfksr42) по химии на 2011 г.

            В демоварианте ГИА-2011 из 22 заданий два задания – это задачи. Одна из них А15 – сравнительно легкая и оценивается в 1 балл.

             А15. Массовая доля азота в нитрате цинка равна

1) 7,4%                       2) 11,0%                     3) 14,8%                     4) 22,2%                     (1 балл)

            Другая – С2 – гораздо сложнее: и ее «ценность» уже 3 балла.

             С2. После пропускания через раствор гидроксида калия 1,12 л углекислого газа (н.у.) получили 138 г раствора карбоната калия. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.       (3 балла)

            В сумме за обе задачи можно максимально получить 4 балла. Подсчитав «стоимость» всех заданий варианта получим в сумме 33 балла. Нетрудно из этих данных вычислить, что в общем балансе ГИА задачи могут обеспечить 12.1% окончательного результата.

 

            В демотесте ЕГЭ-химия-2011 г. и общее число заданий , конечно, больше, чем в варианте ГИА, и количество задач выше. Причем, задачи встречаются не только в частях А и С, как в ГИА, но и в части В.

            В разделе «А» из 30 заданий приведена всего одна задача (А30) с небольшой «ценой» (1 балл).

А30. Какой объем (н. у.) кислорода потребуется для полного сгорания 10 л (н. у.) ацетилена?

1) 20 л                        2) 5 л                          3) 50 л                        4) 25 л            (1 балл)

            В разделе «В» представлены уже две однобалловые задачи – В9 и В10.

В9. К раствору хлорида кальция массой 140 г с массовой долей 5% добавили 10 г  этой же соли. Массовая доля соли в полученном растворе равна __ %. (Запишите число с точностью до десятых.)          Ответ: __ %.                                                                   (1 балл)

В10. Какой объем (н. у.) сероводорода выделился при взаимодействии 0,3 моль сульфида железа (II) с избытком соляной кислоты?  (Запишите число с точностью до сотых.). Ответ: __ л.                      (1 балл)

            В самом трудном разделе «С» из 5 заданий – 2 задачи. Одна из них (С5) – средней «стоимости» - 2 балла, а другая (С4) – «оплачивается по самой высокой «ставке» - 4 балла.

С4. Нитрит калия массой 8,5 г внесли при нагревании в 270 г раствора бромида аммония с массовой долей 12%. Какой объем (н. у.) азота выделится  при этом и какова массовая доля бромида аммония в получившемся растворе?                            (4 балла)

С5. Определите молекулярную формулу ацетиленового углеводорода, если молярная масса продукта его реакции с избытком бромоводорода в 4 раза больше, чем молярная масса исходного углеводорода.                                                                        (2 балла)

 

            То есть, при ЕГЭ из 45 заданий предлагается 5 задач. Они могут обеспечить максимально 9 баллов из 66. А это 13.6% окончательного результата.

            Следовательно, умение решать задачи может обеспечить 12-14% Вашего успеха на экзамене по химии. Много это или мало – решать Вам. Но при среднем результате ЕГЭ по химии за 2010 г. (55.1%) пренебрегать таким весомым довеском было бы по крайней мере не разумно.

            Практика показывает, что большинство абитуриентов задачи решают плохо. И это не их вина, скорее – их беда. При дефиците часов на химию в школе, а также при постоянных естественных (морозы, эпидемии) и рукотворных (отвлечения) сокращениях учебного времени у учителя не всегда доходят руки до задач. Отражением сложившейся ситуации являются постоянные «плачи» «Помогите решить задачу» на различных химических форумах и блогах.

            А уж если Вы собираетесь поступать в учебное заведение с изучением химии (а для чего ее сдавать в ЕГЭ), Вас и там замучают задачами. И целесообразнее, если есть пробелы в задачах, поучиться их решать сейчас, с пользой для ГИА, ЕГЭ и дальнейшего обучения.

            Поэтому приглашаю Вас в число читателей и почитателей данной подписки. Вашим гидом в мире химических задач будет покорный слуга – Лисин Александр Федорович, канд. хим. наук, вузовский преподаватель, много лет принимавший вступительные экзамены по химии и 8 лет параллельно ВУЗу работавший в школе, автор школьного учебника (Лисин А.Ф., Ахметов М.А. Органическая химия. – Ульяновск, Симбирская книга, 1995. - 224 с.) и сайта «Химия - самостоятельно» (http://www.chemind.ru ).

Успехов Вам в дальнейшей работе!

            P.S.: На десерт - загадка:

Нрав у газа, ох, непрост!                 А сейчас нам помогает,

Много жизней он унёс,                   От микробов защищает.

                            Ответ - в следующем выпуске.

            Пожелание: Чтобы не утяжелять материал выпусков разбор задач будет проводиться с учетом того, что Вы хорошо знакомы с правилами составления химических формул и не будут путаться в них, а также с названиями соединений и их реакциями. Если есть проблемы с этими вопросами, рекомендую предварительно подучить эти разделы школьной химии или ознакомиться с ними на сайте «Химия - самостоятельно» в разделе «Наши книги» (http://www.chemind.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=36&Itemid=48 ).

            Версия данного выпуска рассылки на сайте "Химия - самостоятельно" - http://www.chemind.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=47&Itemid=65.


В избранное