ЕГЭ-2011-ГИА. Решение химических задач - 1. Цена вопроса
Химик требуется не такой, который
только из одного чтения книг понял сию науку,
но который собственным искусством
в ней прилежно упражнялся.
М. В. Ломоносов
Уважаемый подписчик!
Этим выпуском мы начинаем серию подписок под
общим названием «Подготовка к ЕГЭ (ГИА) по химии».
Первая из них посвящена решению школьных задач
по химии. В течение месяца (28.12.10 - 02.02.11 гг. ) на сайте «Химия-самостоятельно»
(http://www.chemind.ru
) был проведен опрос на тему «Необходим ли Вам перед ЕГЭ и ГИА краткий курс по
методам решения химических задач?». Вот его результаты: Очень нужен - 58.8 %,
Желателен - 20.6 %, Не нужен - 17.6 %, Не знаю что и сказать - 2.9%. Т.е.,
около 80% респондентов высказались за необходимость проведения курса, поэтому мы
его сегодня и начнем.
Ценность, правильность любых научных концепций,
в том числе и химических, проверяется на практике. Для лучшего усвоения
химических знаний ученики в школе проводят опыты, решают расчетные задачи. В
вариантах ГИА и ЕГЭ опыты не предусмотрены, а вот задачи являются неотъемлемым
элементом экзаменационных билетов.
В демоварианте ГИА-2011 из 22 заданий два
задания – это задачи. Одна из них А15 – сравнительно легкая и оценивается в 1
балл.
А15. Массовая доля азота в нитрате цинка равна
1) 7,4% 2) 11,0%
3) 14,8% 4) 22,2% (1 балл)
Другая – С2 – гораздо сложнее: и ее «ценность»
уже 3 балла.
С2. После пропускания через раствор гидроксида
калия 1,12 л углекислого газа (н.у.) получили 138 г раствора карбоната калия.
Вычислите массовую долю соли в полученном растворе. (3 балла)
В сумме за обе задачи можно максимально
получить 4 балла. Подсчитав «стоимость» всех заданий варианта получим в сумме 33
балла. Нетрудно из этих данных вычислить, что в общем балансе ГИА задачи могут
обеспечить 12.1% окончательного результата.
В демотесте ЕГЭ-химия-2011 г. и общее число
заданий , конечно, больше, чем в варианте ГИА, и количество задач выше. Причем,
задачи встречаются не только в частях А и С, как в ГИА, но и в части В.
В разделе «А» из 30 заданий приведена всего
одна задача (А30) с небольшой «ценой» (1 балл).
А30. Какой объем (н. у.) кислорода потребуется для полного
сгорания 10 л (н. у.) ацетилена?
1) 20 л 2) 5 л
3) 50 л 4) 25 л (1
балл)
В разделе «В» представлены уже две однобалловые
задачи – В9 и В10.
В9. К раствору хлорида кальция
массой 140 г с массовой долей 5% добавили 10 г этой же соли. Массовая доля соли
в полученном растворе равна __ %. (Запишите число с точностью до десятых.) Ответ: __ %.
(1 балл)
В10. Какой объем (н. у.)
сероводорода выделился при взаимодействии 0,3 моль сульфида железа (II) с
избытком соляной кислоты? (Запишите число с точностью до сотых.). Ответ: __
л. (1
балл)
В самом трудном разделе «С» из 5 заданий – 2
задачи. Одна из них (С5) – средней «стоимости» - 2 балла, а другая (С4) –
«оплачивается по самой высокой «ставке» - 4 балла.
С4. Нитрит калия массой 8,5 г
внесли при нагревании в 270 г раствора бромида аммония с массовой долей 12%.
Какой объем (н. у.) азота выделится при этом и какова массовая доля бромида
аммония в получившемся растворе? (4 балла)
С5. Определите молекулярную
формулу ацетиленового углеводорода, если молярная масса продукта его реакции с
избытком бромоводорода в 4 раза больше, чем молярная масса исходного
углеводорода.
(2
балла)
То есть, при ЕГЭ из 45 заданий предлагается 5
задач. Они могут обеспечить максимально 9 баллов из 66. А это 13.6%
окончательного результата.
Следовательно, умение решать задачи может
обеспечить 12-14% Вашего успеха на экзамене по химии. Много это или мало –
решать Вам. Но при среднем результате ЕГЭ по химии за 2010 г. (55.1%)
пренебрегать таким весомым довеском было бы по крайней мере не разумно.
Практика показывает, что большинство
абитуриентов задачи решают плохо. И это не их вина, скорее – их беда. При
дефиците часов на химию в школе, а также при постоянных естественных (морозы,
эпидемии) и рукотворных (отвлечения) сокращениях учебного времени у учителя не
всегда доходят руки до задач. Отражением сложившейся ситуации являются
постоянные «плачи» «Помогите решить задачу» на различных химических форумах и блогах.
А уж если Вы собираетесь поступать в учебное
заведение с изучением химии (а для чего ее сдавать в ЕГЭ), Вас и там замучают
задачами. И целесообразнее, если есть пробелы в задачах, поучиться их решать
сейчас, с пользой для ГИА, ЕГЭ и дальнейшего обучения.
Поэтому приглашаю Вас в число читателей и
почитателей данной подписки. Вашим гидом в мире химических задач будет покорный
слуга – Лисин Александр Федорович, канд. хим. наук, вузовский преподаватель,
много лет принимавший вступительные экзамены по химии и 8 лет параллельно ВУЗу
работавший в школе, автор школьного учебника (Лисин А.Ф., Ахметов М.А.
Органическая химия. – Ульяновск, Симбирская книга, 1995. - 224 с.) и сайта «Химия -
самостоятельно» (http://www.chemind.ru
).
Успехов Вам в
дальнейшей работе!
P.S.:
На десерт - загадка:
Нрав у газа, ох, непрост! А сейчас нам
помогает,
Много жизней он унёс, От микробов
защищает.
Ответ - в следующем выпуске.
Пожелание: Чтобы не утяжелять материал выпусков разбор задач будет
проводиться с учетом того, что Вы хорошо знакомы с правилами составления
химических формул и не будут путаться в них, а также с названиями соединений и
их реакциями. Если есть проблемы с этими вопросами, рекомендую предварительно
подучить эти разделы школьной химии или ознакомиться с ними на сайте «Химия -
самостоятельно» в разделе «Наши книги» (http://www.chemind.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=36&Itemid=48
).