Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Этапы развития детской речи, а также истории для артикуляционной гимнастики


Этапы развития детской речи, а также истории для артикуляционной гимнастики

Приветствую вас в рассылке «Советы практикующего логопеда и Логопедические Программы»!

Как и было обещано, я начинаю цикл материалов, включающий как теоретические аспекты логопедии, так и материал для практических занятий. Сегодня в нашей рассылке:

  1. Этапы развития детской речи.
  2. Занимательные истории для артикуляционной гимнастики.
  3. Анонс новой программы для обучения грамоте.

Этапы развития детской речи

Речь особенно продуктивно развивается в период с 6—8 месяцев до 3—4 лет.

В таблице я привожу последовательность появления тех или иных явлений в детской речи с обозначением возрастных нормативов их появления. Это время не является жёстко обязательным, последовательность развития форм речи может варьироваться в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребёнка.

  Описание явления Возраст
1. Интонирует крики (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия) 1—2 мес.
2. Гуканье, гуление (Ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные  слоги, как будто играет с ними) 1,5—3 мес.
3. Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов) 4—5 мес.
4. Лепетные слова (Ребенок использует в речи «нянькин язык»: слова состоят из двух-трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и проч.) 8—14 мес.
5. Двусловные предложения (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п.) 1 г. 6 мес.—2 г. 2 мес.
6. Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это называется) 1 г. 9 мес.—2 г. 6 мес.
7. Появление грамматических форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.)  2 г. 4 мес.—3 г. 6 мес.
8. Словотворчество (Ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка)  2 г. 6 мес.—3 г. 5 мес.
9. Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом  2 г. 6 мес.—3 г. 6 мес.

Готовя выпуск рассылки, пришлось полазить по конспектам и страницам интернета. Столкнулась с новыми или забытыми именами и терминами. А Вы помните, кто такой А.Н. Гвоздев и какой вклад он внёс в науку о развитии речи? Что такое онтолингвистика? Ответы на эти вопросы будут включены в следующий выпуск.

А теперь перейдем к практике.

Занимательные истории для артикуляционной гимнастики

Сегодня я привожу общий комплекс артикуляционной гимнастики, направленный на общую подготовку артикуляционного аппарата для дальнейшей постановки звуков.

Этот комплекс может включать в себя следующие упражнения:

  1. Слоник (вытянуть губы вперёд трубочкой)
  2. Лягушка (растянуть губы в улыбке, зубы открыты)
  3. Бегемотик (открыть рот широко)
    Повторить последовательность этих упражнений 3-5 раз, беззвучно произнося У-И-А, а потом наоборот А-И-У
  4. Змейка  (вытянуть длинный кончик  вперёд и убрать обратно, рот при этом стараться не закрывать, повторить 5-10 раз)
  5. Качели (кончик языка поднимать и опускать вверх-вниз)
  6. Часики (кончик языка отклонять влево-вправо)
  7. Месим тесто (пожевать язык зубами, произнося та-та-та, а потом похлопать губами – па-па-па)
  8. Блинчик (держать широкий язык на нижней губе на счёт до 5-10))
  9. Мороженое (ватную палочку положить на верхнюю губу, язычок тянется за палочкой и старается захватить «мороженое» и унести в рот)
  10. Чашечка (поднять края языка вверх и держать на счёт до 5-10)
  11. Лошадка (пощёлкать языком, присасывая его к твёрдому нёбу и имитируя цоканье копыт)

Как правило, в детском саду на логопедических занятиях общий комплекс разучивается с группой детей. Чтобы сделать разучивание более увлекательным, можно разыграть мини-спектакль, используя, например, такую историю:

Встретились слонёнок, лягушонок и бегемотик и начали вместе играть на полянке. Потом к ним приползла змейка. Друзья сначала испугались и спрятались, но потом поняли, что змейка хочет с ними поиграть, и приняли её в свою компанию. Они стали качаться по очереди на качелях. Сначала слоник, потом лягушка, потом бегемотик и змейка. Вдруг слоник посмотрел на часы и понял, что пора идти обедать. Он позвал друзей печь блины. Сначала замесили тесто, потом пекли блины на сковородке. Потом слоник угощал всех вкусным мороженым.  А чтобы не заболело горлышко, слоник предложил попить горячий чай из чашечек. Наевшись, друзья пошли кататься на лошадках.

В этом сценарии выделенными шрифтом я отметила названия упражнений из нашего комплекса. Как Вы видите, такой простой сюжет позволит детям легко запомнить упражнения гимнастики.

Для проведения гимнастики удобно использовать картинки, соответствующие упражнениям. Такие картинки можно скачать с моего сайта. Там же Вы найдете комплексы гимнастики для звуков, наиболее часто требующих коррекции: Ль, Л, Р, Ш, Ч, Щ, С, Ц.

Анонс новой программы для обучения грамоте

И в заключение немного о планах на будущее. Скоро на сайте «Логопедические программы» появится новая развлекательно-развивающая онлайн-игра «Алфавит-раскраска».

С её помощью ребёнок будет:

  • запоминать названия букв русского алфавита;
  • учиться подбирать слова на заданную букву;
  • развивать фонематическое восприятие, определяя твёрдость или мягкость первого согласного звука в слове;
  • развивать мелкую моторику и с пользой проводить время, раскрашивая картинки.

На этом всё! До новых встреч!

С уважением, Юлия.
Жду ваших писем

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".


В избранное