Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Артикуляционный праксис и его обследование


Артикуляционный праксис и его обследование

В сегодняшнем выпуске рассылки:

1. Артикуляционный праксис.

2. Обследование афферентного  артикуляционного праксиса.

 

Артикуляционный праксис

Наиболее сложный из всех видов праксиса — артикуляционный, т.е. способность произносить звуки речи и их серии (слова).

Если праксис — это предметное действие, а предмет — образец, с которого делается «слепок» этого действия, то возникает вопрос, что служит таким предметом в артикуляционной деятельности? Иными словами, на базе чего формируется артикуляционный праксис, что служит «предметом» для той или иной артикуляционной позы?

Наиболее четко ответ на этот вопрос сформулировала Е.Н. Винарская — автор известных работ по клиническим проблемам афазии и дизартрии. Она дала формулировку, согласно которой условным предметом для артикуляционной позы звука речи служит его акустический образ. Ребенок слышит звук речи и «подгоняет» под него артикуляционный уклад. Конечно, это удается ему не сразу, а путем постепенного приближения к желаемому результату и по мере уточнения слухо-речевых представлений. При этом все другие опоры, включая зрительный образ звука речи, наблюдаемый при артикулировании взрослых, полезны, но являются лишь дополнительными. Подтверждением этого является то, что невидящий (слепой) ребенок, тоже овладевает артикуляционными движениями без принципиальных затруднений.

А. Р. Лурия выделил афферентный и эфферентный виды артикуляционного праксиса.

Афферентный артикуляционный праксис (кинестетический) — это способность воспроизводить изолированные звуки речи, их артикуляционные уклады (позы), которые часто называют также речевыми кинестезиями или артикулемами.

Эфферентный артикуляционный праксис (кинетический) — это способность произносить серии звуков речи. Эфферентный артикуляционный праксис принципиально отличается от афферентного тем, что требует способности совершать переключения с одной артикуляционной позы на другую. Эти переключения сложны по .способу исполнения. Они предполагают овладение вставными фрагментами артикуляционных действий — коартикуляциями, которые представляют собой «связки» между отдельными артикуляционными позами. Без коартикуляций слово произнести невозможно, даже если каждый звук, входящий в него, доступен для воспроизведения. Произнося, например, слово «кошка», в момент артикулирования первого звука (К) мы уже готовим артикуляционный уклад для последующих звуков и слогов. Слово «кошка» не звучит как К, О, Ш, К, А, а представлено целостной цепочкой плавно перетекающих друг в друга артикулем. Таким бразом, слово — не набор отдельных артикуляционных поз, а их серия. Овладение серийной организацией артикуляционного акта происходит на основе специальных программ, заложенных в самом слове. Неудивительно, что в начале осваиваются наиболее простые из них, т.е. открытые слоги (лепет) и слова типа «мама папа» и пр. — с двумя повторяющимися открытыми слогами, а затем уже — более сложные. 

Над предметным несимволическим праксисом (действия с предметом), предметным символическим праксисом (условные действия — без предмета); пальцевым, оральным, артикуляционным — надстраиваются различные виды абстрактной символической деятельности.

Обследование афферентного артикуляционного праксиса

Тест. Повторение звуков и слогов

Ребенку предъявляются на слух для повторения звуки из разных акустических групп: переденеязычные (Т, Д, Р, Л, С, Ш), заднеязычные (К,Г,Х), губно-губные (П,Б,М), губно-зубные (В,Ф) и др, а также слоги и слова, различающиеся одним звуком

а) без опоры на оптический образ артикуляционной позы (с экранированием рта);

б) с опорой на него. Стимулы предъявляются в произвольном порядке.

Примечание . Все пробы, построенные на основе повторения, проводятся при отсутствии у обследуемого акустической агнозии.

Например: б-м, д-к, с-х;  слон-стол- стон; би-ба-бо, бо-би-ба; дом-том, кора-гора, меч-печь;

Диагностическое значение результатов выполнения пробы.

Наличие артикуляционной апраксии препятствует нормальному развитию устной речи. Улучшение качества произнесения при опоре на зрительный образ артикулемы свидетельствует о сохранности зрительно-кинестетических ассоциаций, способных играть компенсаторную роль.


Области недостаточного функционирования в мозге.

1. Вторичные поля теменной доли мозга, обеспечивающие овладение низлежащими по отношению к ней звеньями: оральным, жестово-мимическим, пальцевым праксисом.

2. Основные речевые зоны мозга, а именно височная и нижнетеменная, первая из которых «поставляет» акустический образ звука речи, вторая обеспечивает «подгонку» под него артикуляционной позы.

Приоритетные методы формирования и коррекции функции.

1. Развитие базисных по отношению к артикуляционному праксису функций — речевого слухового гнозиса и способности к имитации речи.

2. Концентрация внимания на акустическом образе звука речи, стимулирующего его имитацию.

3. Привлечение сформированных базисных звеньев в качестве основных компенсаторных опор, а именно:

  • природных и предметных шумов для вычленения из них отрабатываемого звука, например: «Послушай, как мяучит кошечка — «мммяу, мммяу...», а теперь скажи быстро «м» и т.п.;
  • графического образа звука, т.е. буквы (по стандартной методике обучения чтению);
  •  оптико-тактильного метода перестройки способа ее осуществления, т.е. постановки звуков (используется при затруднениях в коррекции дефекта «естественным» для функции путем).

Об обследовании других видов праксиса смотрите в учебнике Визель Т.Г. "Основы нейропсихологии" 

Об особенностях афферентной (кинестетической) моторной афазии смотрите в работе Лурии А.Р. "Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга"

В следующем выпуске будут приведены тесты для обследования эфферентного артикуляционного праксиса.

 

 

С уважением, Юлия.
Жду ваших писем

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".


В избранное