Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Этиология алалии и патогенез сенсорной алалии


Этиология алалии и патогенез сенсорной алалии

 В сегодняшнем выпуске рассылки:

1. Этиология алалии.
2. Патогенез сенсорной алалии.
3. Ссылки на видео с логопедическими занятиями.
 

Этиология алалии

Этиология – это причины возникновения того или иного патологического состояния; патогенез - механизмы возникновения патологического состояния, в случае с алалией будут задействованы мозговые механизмы ( какие отделы мозга задействованы и где нарушается взаимосвязь между ними).

В настоящее время первичными причинами в возникновении алалии признают биологические причины. Наиболее опасной в этом отношении является асфиксия (удушье). Также некоторые исследователи считают, что к алалии приводят лишь двусторонние поражения мозга, при которых крайне затруднена спонтанная компенсация.

Следует отметить, однако, что, по многочисленным наблюдениям клиницистов, далеко не у всех детей, в анамнезе которых имеются перечисленные выше осложнения, появляется алалия. У некоторых нормально развивающихся в речевом отношении детей отмечены асфиксия и различные двусторонние поражения мозга, не повлиявшие отрицательным образом на речевой механизм.

Наследственность по некоторым исследованиям имеет место в малом числе случаев - приблизительно в 16% от общего количества алаликов.

Более значимыми причинами являются следующие факторы: поздние роды, искусственные и спонтанные аборты, мертворождения в анамнезе, патология беременности, особенно сильный токсикоз в первой половине. Неблагоприятными являются также угрожающие выкидыши, психотравмы, неправильное положение плода, кровотечения, резус-несовместимость, роды раньше срока, стремительные, затяжные, сухие роды, стимуляция, наложение щипцов, травмы головы во время родов, асфиксия и некоторые другие обстоятельства.


Патогенез сенсорной алалии

На патогенез алалии до сего времени существовало множество взглядов и концепций.

Перечислю лишь названия этих концепций :
- моторная концепция;
- психологическая концепция;
- сенсорная концепция;
- смешанные варианты мозговых механизмов;
- языковая концепция.

Подробнее об этих концепциях в учебнике Визель Т.Г. "Основы нейропсихологии"

Как раз в настоящее время приоритетной является «языковая концепция». Ее придерживаются многие современные исследователи патологии речевого развития: В.А. Ковшиков, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Е. Филичева, Б.М. Гриншпун, В.К.Воробьева, Л.Р.Давидович, Е.Ф. Соботович, Т.Г. Визель. Согласно ей, у ребенка с алалией не развивается «языковая способность», которая дана человеку от природы. И при сенсорной, и при моторной алалии ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой). При этом навыки, не требующие значительного словесного сопровождения, могут успешно вырабатываться (например, умение рисовать, считать, конструировать, играть в разные игры, не связанные непосредственно с речью). Это обусловлено тем, что речевые стимулы, особенно при моторной алалии, воспринимаются, и внутренняя речь формируется. Она становится базисной для психического развития в целом.

При сенсорной алалии формирование внутренней речи тоже происходит, но сводится в основном к зрительному восприятию объектов мира и оптических образов артикуляционных движений взрослых. Сенсорные алалики, не получившие своевременной помощи, в меньшей степени овладевают неречевыми навыками и нередко их психическое развитие приобретает черты вторичной умственной отсталости.

Итак, каковы же механизмы (патогенез) возникновения сенсорной алалии?

Чтобы речь начала полноценно функционировать, необходима сохранность не только речевых центров, но и проводящих путей. Проводящие пути, соединяющие речевые зоны, начинают  формироваться (то есть реально начинают образовываться и расти нейроны с отростками) от рождения и до 2,5 – 3 лет. Понятно, что это возраст наиболее активного роста и формирования проводящих путей.

Как правило, при нормальном развитии к 3 годам ребёнок овладевает родной языковой системой и может полноценно общаться с окружающими. Другое дело, что современные условия экологии, различные вредности и пр. во время беременности и на протяжении раннего детства играют свою отрицательную роль, и в настоящее время принято считать, что языковая система становится сформированной годам к 4.

Современные нейропсихологические исследования показывают, что для того, чтобы появилась устная (членораздельная, артикулированная речь), должны осуществиться связи между:
1. правой височной долей и левой височной — звукоподражания;
2. височной долей левого полушария с постцентральной областью — воспроизведение отдельных артикулем (речевых кинестезии, являющихся единицами афферентного артикуляционного праксиса);
3. височной долей с премоторной областью — воспроизведение серии артикулем (слов, являющихся единицами эфферентного артикуляционного праксиса).

Попробую далее пересказать суть механизма образования сенсорной алалии.

Звукоподражания не появляются из ничего. Сначала ребёнок воспринимает правым полушарием неречевые звуки (шумы, голоса животных), в том числе и музыку, мелодико-интонационную сторону речи. Далее правое полушарие с помощью проводящих путей начинает соединяться с левым, и ребёнок начинает произносить эти самые звукоподражания.

Также левой височной долей он слышит короткие звукоподражательные слова, которые ему постоянно говорит мама: «бах», «мяу», «ав-ав», «динь-динь» и пр.. Созревшие проводящие пути помогают ему соотнести объект, звук, издаваемый объектом, и коротенькое слово-звукоподражание, которое это всё обозначает. И если у ребёнка эти проводящие пути, соединяющие правую височную долю и левую височную долю, сформировались ,то он сможет воспринять и соотнести звучание объекта или голос животного и само звукоподражание и произнесёт его рано или поздно (при условии, конечно, что у него будут сформированы и связи между сенсорным центром речи и мотрным). Если же такие связи не формируются по каким бы то ни было причинам, то ребёнок, что называется, слышит, но не понимает, что ему говорится, у него не сохраняются «отпечатки» звукоподражаний, а затем и слов в левой височной доле, его речевой слуховой гнозис (узнавание слов) не формируется или формируется медленно, дефектно.

Наиболее частой причиной, препятствующей созреванию левого виска, является недостаточная проводимость мозолистого тела  и других нервных путей, соединяющих правую и левую височную доли.Это связано со внутренними мозговыми процессами, причинами патологического функционирования которых может быть также (после родовой асфиксии и др. причин) недостаток питательных веществ (например, отсутствие полноценного грудного вскармливания, гипоксия, нейроинфекции в младенческом возрасте, а далее нарушение обмена веществ и пр.

У разных алаликов могут отстутствовать разные проводящие пути и давать совершенно разнообразную клиническую картину.

В следующем выпуске рассылки мы рассмотрим патогенез моторной алалии, а сейчас перейдём к видео с логопедическими занятиями, раскрывающими некоторые этапы работы с детьми с алалией, а также дифференциальную диагностику алалии и результаты коррекционной работы.

Индивидуальное занятие с логопедом

Коррекционная логопедическая работа в Центре развития и абилитации ребёнка Олеси Жуковой

 

С уважением, Юлия.
Жду ваших писем

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".


В избранное