Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Философия красоты и здоровья

  Все выпуски  

Философия красоты и здоровья N 18: Чем поможет ребёнку развитый эмоциональный интеллект


 

Приветствую Вас, уважаемые подписчики! Рада новой встрече с Вами!

Перед Вами - 18 выпуск рассылки сайта  Философия красоты и здоровья

 

Чем поможет ребёнку развитый эмоциональный интеллект?

 

Так как я мама и педагог, меня всегда интересуют последние исследования в области психологического и интеллектуального развития детей, и я постоянно работаю над повышением своей родительской грамотности.

 

В последнее время всё чаще вижу в сети высказывания как обыкновенных родителей, так и учёных, которые отрицают пользу раннего развития и делают основной акцент на "естественность" развития ребёнка и отсутствие какого-либо стимулирования с помощью специальных методик. Не могу согласиться не только потому, что я мама одарённых детей, способности которых расцвели именно в созданных благоприятных условиях, но и потому, что есть исследования (например, Патрисии Кул), утверждающие важность раннего начала занятий (по крайней мере, это положение однозначно применимо к лингвистическому и физическому развитию детей).

 

Многих родителей, как и меня, всегда волновал вопрос не только как оптимально развить интеллект ребёнка, но и как вырастить его счастливым, способным решать сложные жизненные проблемы, правильно реагировать на негативные ситуации, уметь делать оптимальный выбор в сложных обстоятельствах и владеть своими эмоциями. Именно поэтому я последовательно прочла две книги – "30 миллионов слов" Даны Саскинд и "Эмоциональный интеллект ребёнка" Джона Готтмана и Джоан Деклер.

 

Понятие эмоциональный интеллект введено в психологии уже давно – в 60-х годах ХХ века, но активно использоваться оно стало только на рубеже 80-90-х годов. В 1995 году научным журналистом Дениэлом Гоулманом была опубликована научно-популярная книга "Emotional Intelligence", которая стала самой читаемой книгой, посвящённой социальным наукам. В книге была описана история развития теории эмоционального интеллекта и дан обзор современных научных представлений об этом явлении.

 

 

Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) – способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Wikipedia

 

 

Дениэл Гоулман в предисловии к книге "Эмоциональный интеллект ребёнка" пишет: "...родители должны максимально использовать драгоценные моменты, которые они могут посвятить своим детям, и приложить целенаправленные усилия, чтобы привить им ключевые навыки межличностного общения, такие как возможность понять и справиться с беспокоящими их ощущениями, контроль над импульсами и эмпатия. В своей книге Джон Готтман предлагает научно обоснованный и в высшей степени практичный способ, позволяющий родителям дать своим детям необходимый набор инструментов для дальнейшей жизни."

 

Страшные факты – детские суициды, наркомания, неуправляемая агрессия кричат о том, что в обществе существует огромная проблема – неумение детей справляться со своими эмоциями и решать проблемы, не впадая в крайности и не избегая их.

 

Статистика за последние несколько десятилетий такова (данные о США):

- число убийств среди подростков увеличилось в 4 раза;

- количество самоубийств возросло в 3 раза;

- удвоилось количество изнасилований в подростковой среде.

 

"Отсутствие возможности научиться основам эмоционального развития приводит к неблагоприятным последствиям. Факты свидетельствуют, что у девочек неспособность различать чувства тревоги и голода в будущем приводит к беспорядочному питанию (...) Для мальчиков импульсивность в ранние годы может означать повышенный риск вступления на путь преступлений и насилия, и для всех детей неспособность справиться с тревогой и депрессией увеличивает вероятность злоупотребления наркотиками или алкоголем в дальнейшей жизни." (стр. 8)

 

Книга Джона Готтмана – это практическое руководство, как сблизиться со своими детьми любого возраста, лучше понимать их, помочь им понять себя и научить справляться со своими эмоциями.

 

Злость, печаль и страх – эмоции, которые испытывают все. Умение ребёнка управлять своими эмоциями поможет правильно реагировать на сложные жизненные ситуации и находить из них оптимальный выход. Состояния грусти или гнева – это моменты, когда ребёнок испытывает наибольшую потребность, чтобы родители были с ним рядом. Даже если вы просто поможете ребёнку назвать эмоции, которые он в данный момент испытывает, это уже станет частью решения проблемы. "По данным исследований, обозначение эмоции обладает успокаивающим действием на нервную систему и помогает детям быстрее восстановиться после неприятных инцидентов." (стр. 112)

 

Книга содержит большое количество тестов, позволяющих оценить разные стороны воспитательного стиля, которого вы придерживаетесь. По Готтману, родители делятся на четыре типа: те, кто не принимает всерьёз негативные эмоции своих детей (отвергающие); те, кто критикует за проявление негативных эмоций и может за них наказать (неодобряющие); тех, кто принимает эмоции своих детей и не вмешивается, в каких бы формах они ни проявлялись (невмешивающиеся); те, кто воспринимает негативные эмоции детей как данность, и помогают с ними справиться (эмоциональные воспитатели). Подробно разбираются ситуации, возникающие при выборе определённой воспитательной линии и то, как каждый стиль воспитания влияет на развитие детей.

 

Любой родитель при желании сможет стать "эмоциональным воспитателем". Но эмоциональное воспитание – это огромная работа, требующая постоянного напряжения сил. Джон Готтман сравнивает её с работой тренера: чтобы научить ребёнка правильно реагировать и направлять свои эмоции в нужное русло, эмоции нужно тренировать! По результатам исследований, эмоционально тренированные дети адекватно справляются со стрессом и быстрее восстанавливаются.

 

Пять ступеней эмоционального воспитания

 

1 - понять эмоцию ребёнка

2 - отнестись к эмоции как к возможности для сближения и обучения

3 - сочувственно выслушать ребёнка и подтвердить обоснованность его чувств

4 - помочь ребёнку правильно назвать свои эмоции

5 - обозначить пределы переживаний, одновременно помогая решить проблему

 

 

Джон Готтман утверждает, что укреплять эмоциональные связи можно даже с младенцами. Он приводит интересное и простое упражнение на развитие эмоционального интеллекта у детей, которые ещё не умеют хорошо разговаривать и, соответственно, полноценно выражать свои мысли. Каждый вечер Джон занимался со своей малышкой Морией (в возрасте 9-12 месяцев) – брал шариковую ручку и рисовал на подушечках пальцев одной руки разные выражения лиц. "Большой палец всегда выглядел сердитым, указательный – грустным, на среднем было выражение страха, на безымянном – удивление, а на мизинце – радость. Мория забиралась ко мне на колени, и мы говорили с "ребятами" о том, как прошёл их день. Большой палец мог сказать: "О, это был плохой день. Я был так зол. что мог что-нибудь пнуть." Указательный мог сказать: "У меня тоже день прошёл плохо. сегодня мне было грустно и хотелось плакать." Потом "ребята" поворачивались к Мории и спрашивали её: "А какой день был у тебя?" Она некоторое время думала, а затем хватала палец, похожий на её день. Так я помогал ей назвать своё чувство: "Сегодня у тебя был печальный день." Когда она выучила больше слов, её жест стал сопровождаться словами. Она могла сказать: "Скучала по маме." Тогда я добавлял: "О, сегодня тебе было грустно, потому что ты скучала по маме. когда она ушла на работу." Затем я проявлял сочувствие: "Я понимаю, как ты себя чувствовала". И добавлял: "Иногда, когда мама уходит на работу, мне тоже бывает грустно, потому что я по ней скучаю"." (227 стр.)

 

Чтобы быть эмоциональным воспитателем, нужно, конечно, самому уметь контролировать свои эмоции: "Это как в инструкции по технике безопасности в самолёте. Сначала вы должны надеть кислородную маску себе и только потом своему ребёнку". Но порой дети выводят нас из себя и сдержаться просто нет сил. Как тут быть?? Ценный совет от автора "Эмоционального интеллекта ребёнка":  "...если ребёнок делает то, что сводит с ума, то проявлять свой гнев – это нормально. Самое главное – выразить свои чувства таким способом, который не разрушит отношения с детьми. Поступая таким образом, вы продемонстрируете две очень важные вещи: 1) сильные чувства можно выражать и регулировать и 2) поведение ребёнка действительно имеет для вас значение. Гнев можно выпустить наружу, но только при условии, что вы проявляете уважение. Лучше избегать сарказма, презрения и уничижительных комментариев, потому что они снижают самооценку детей. Вы должны сосредоточиться на действиях ребёнка, а не на его характере. Ваши комментарии должны быть конкретными и объяснять ребёнку, какое влияние оказывают на вас его действия." (стр. 90)

 

Если вы хотите лучше осознать свою эмоциональную жизнь и стать хорошим эмоциональным воспитателем для своих детей, то для достижении цели существует множество способов:

- медитация

- ведение дневника классического или "дневника эмоций"

- игра на музыкальных инструментах

- рисование

- другие виды творческого самовыражения.

 

 

Читать статью полностью >>>    Эмоциональный интеллект ребёнка

Здоровья Вам и Вашим близким!

Елена Силич,

автор сайта Философия красоты и здоровья

 

 

 

Рассылка "Философия красоты и здоровья" посвящена комплексному подходу к оздоровлению и здоровому образу жизни вообще:

от правильного питания и грамотного ухода за кожей до саногенного мышления и экологии окружающего пространства.

 

 

Главная | Nature`s Sunshine Products | Каталог продукции | Где купить NSP и Natria? | Диагностика | Здоровье | Салон красоты | Детский уголок | Психология | Экология жилища | Форум | Гостевая


В избранное