Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Алкоголь и человек: доступно о сложном


Информационный Канал Subscribe.Ru


Вхождение в единую Европу обернулось для Финляндии общенациональным бедствием

Как говорят финские специалисты-наркологи, в предстоящие рождественские и новогодние праздники финны уйдут в массовый загул. Это не преувеличение, а констатация факта. Причем в случае с Финляндией вопрос культуры пития - политический. Правящей левоцентристской коалиции, чтобы сохранить власть, придется что-то сделать с неумеренным потреблением алкоголя согражданами. А это означает, ни больше ни меньше, частичную приостановку членства Финляндии в Европейском союзе.

Между первой и второй

Присоединение Финляндии к общеевропейскому дому вышло финнам боком. Дело в том, что для Хельсинки полноправное членство в ЕС по сути сводилось к одному вопросу - открытию алкогольного рынка страны. Полтора года назад - в марте 2004-го - по случаю победы сторонников свободы пития состоялось что-то вроде общенационального праздника. Потом наступило отрезвление.

Вот уже полтора года Финляндия живет без местного варианта сухого закона. Испытание даже ограниченной по российским меркам алкогольной свободой оказалось достаточно тяжелым для горячих финских парней. Вот лишь несколько фактов из печальной статистики - за эти полтора года смертность от передозировки алкоголя увеличилась на 30 процентов. Согласно обнародованному на прошлой неделе исследованию в 2004 году около двух тысяч человек скончались от связанных со злоупотреблением алкоголем болезней и погибли в результате обусловленных им же несчастных случаев, что для страны с населением чуть больше пяти миллионов - цифра запредельная. Шокирующая статистика, по мнению министра здравоохранения и социальных служб Финляндии Лиисы Хиссяля, требует принятия незамедлительных мер, то есть возвращения к жестким ограничениям на торговлю спиртным, которые существовали в стране до присоединения к Европейскому союзу.

Оговоримся: настоящий сухой закон был отменен в Финляндии еще в 1932 году. Однако, несмотря на легализацию торговли спиртным семидесятилетней давности, все эти годы в Финляндии существовала жесткая монополия государства на производство и продажу алкоголя. На практике это означало, что купить спиртное можно было только в специализированных государственных магазинах "Алко", число которых достаточно ограниченно. Например, на весь Хельсинки их насчитывается всего тридцать два. При этом работали они только с 10.00 до 18.00. В субботу и воскресенье - выходной. Кто не успел, тот опоздал.

Что касается цен, то они до окончательного присоединения Финляндии к ЕС были просто астрономическими. Самая дешевая финская водка "Коскенкорва" стоила около 20 долларов. Бутылка нашей "Столичной" - около 30 долларов. Даже при высоких финских зарплатах получалось очень дорого. Так что если не сухой, то полусухой закон в Финляндии существовал точно.

Какие только обходные пути не изыскивали финны, чтобы обойти разного рода запреты. От примитивного самогоноварения до покупки водки через Интернет. Дошло до абсурда: главным поставщиком алкоголя в Финляндию стала далекая Португалия. Получить по почте заказ со спиртным с юга Европы выходило заметно дешевле, чем купить водку в соседнем магазине. Ну и, конечно, "культпоездки" в город на Неве, куда толпы жаждущих приезжали целыми караванами автобусов, чтобы отдохнуть от сухого закона.

Жесткие ограничения правительство Финляндии оправдывало заботой о здоровье нации. Хотя большинство финнов считало, что государство просто делает хороший бизнес на алкогольной монополии. И основания говорить так у них были, ведь до отмены ограничений на продажу спиртного прибыль от продажи алкоголя приносила в государственную казну более двух миллиардов евро в год - двадцатую часть всех бюджетных поступлений.

Тостуемый пьет до дна

Недовольные финские обыватели и общественные организации буквально завалили письмами брюссельскую штаб-квартиру ЕС с требованием дать им право пить как всем в единой Европе. В самом деле, финский полусухой закон с его жестко централизованной государственной структурой производства и торговли спиртным являлся грубым нарушением антимонопольных правил Европейского союза. О чем Брюссель не раз предупреждал официальный Хельсинки, которому в конце концов пришлось снять блокаду. 1 марта 2004 года финское правительство было вынуждено отменить ограничения на продажу алкоголя.

Правда, еще некоторое время власти Финляндии пытались договориться с Брюсселем о сохранении ряда ограничений, и прежде всего запредельных налогов на оборот спиртного. Тяжба могла тянуться еще долго, если бы не одно обстоятельство, вынудившее финское правительство согласиться на безоговорочную капитуляцию. 1 мая прошлого года к единой европейской семье присоединились эстонцы - республика вступила в Европейский союз. А поскольку трудно сыскать финна, который хотя бы раз в месяц не посещал близкую по языку и культуре соседнюю страну, антиалкогольная оборона Финляндии окончательно пала. Возвращаясь из Таллина, финны теперь могут привозить дешевое эстонское спиртное в неограниченном количестве, главное - доказать таможне, что все ввозится для собственного потребления, а не на продажу. Говорят, некоторые путешественники в качестве доказательства того, что двух-трех ящиков водки им едва ли хватит до следующей турпоездки, залпом выпивали пол-литра на глазах таможенников. Наверное, научились у наших...

В такой ситуации упорствовать в противостоянии с Брюсселем финским властям было просто бессмысленно. Либерализация торговли алкоголем привела к заметному снижению цен, и прежде всего на крепкие напитки, поскольку налог был понижен сразу на тридцать процентов. Магазины "Алко" теперь работают и в субботу, и не исключено, что с нового года будут открыты даже в воскресенье.

После третьей

Поначалу финны оторопели от привалившего счастья и не знали, что с ним делать. По крайней мере, первое время после отмены ограничений резкого скачка в потреблении винно-водочной продукции не наблюдалось. Но постепенно алкогольная свобода стала оказывать все большее влияние на народ.

Вот всего лишь две цифры из статистических данных: за три летних месяца этого года потребление пива в Финляндии увеличилось на 55 процентов, а крепких напитков - на 34 процента по сравнению с соответствующим периодом года прошлого. То, что на минувшее лето пришелся пик потребления, специалисты объясняют просто. Во-первых, финны долго запрягали, привыкая к более дешевому алкоголю, а во-вторых, жесткая дисциплина на производстве не давала возможности расслабиться. Работать с похмелья в Финляндии не принято, а потому в течение года приходилось держать себя в форме. Зато во время летних отпусков можно было сполна наверстать упущенное.

После минувшего "жаркого лета" наркологические клиники были переполнены пациентами. Отведавшие алкогольной свободы финны обращались к врачам, чтобы те помогли им вернуться к нормальному трудовому ритму. Но, как объяснили "Итогам" местные специалисты, удается это далеко не всем.

Вообще результат либерализации алкогольной политики оказался плачевным. Резко повысилась смертность, заметно возросло количество преступлений, совершенных в состоянии опьянения. Наступающие рождественские каникулы станут еще одной пиковой точкой "употребления", последствия которой сейчас предсказать трудно. Ведущие финские наркологи полностью согласны с министром здравоохранения и социальных служб Финляндии Лиисой Хиссяля: нация выиграет, если вернется к тем ограничениям в торговле спиртным, которые существовали полтора года назад.

Что характерно, такие высказывания доводилось слышать не только от тех, кому так положено говорить и думать по долгу службы - врачей, работников социальных служб, но и от знакомых финнов, которые в свое время яростно выступали за свободу пития. Как сказал коллега-журналист Перти Лаакса, "эйфория от более доступного спиртного уже прошла, зато появилась проблема, как побороть искушение в отсутствие привычной алкогольной стражи". Так в Финляндии раньше именовали строгую алкогольную политику государства.

Между тем возрождение "стражи" натыкается на правила ЕС, которые запрещают всякую монополию, в том числе и алкогольную. Какой может быть свободный рынок, если члены союза начнут по своему усмотрению вводить ограничения на те или иные виды товаров?

Созданная в Финляндии специальная рабочая группа правительства пытается найти выход. В интервью "Итогам" представитель министерства социальных дел Финляндии Тарья Сумма изложила точку зрения властей: "На наш взгляд, получается какой-то однобокий подход к функциям Евросоюза. Скажем, ЕС настойчиво борется против любой монополии, в том числе и алкогольной. Но в данном случае очевидно, что, выполняя эту еэсовскую директиву, мы наносим ущерб здоровью нации. А ведь в сводах правил ЕС записано, что объединенная Европа стоит на страже здоровья своих граждан. Сейчас у нас в Финляндии много дискуссий по этому поводу. Когда мы выработаем единое мнение о будущей алкогольной политике государства, то отправим делегацию в Брюссель, чтобы объяснить нашу точку зрения".

Правда, вернуться к прежнему полусухому закону Финляндии не удастся. Для этого пришлось бы вообще выйти из Евросоюза, закрыть границы, а "водко-туристов" пускать обратно на родину на тех же условиях, на которых в свое время пускали туристов советских: не больше двух бутылок в одни руки./Сергей Панкратов, "Итоги", 22 декабря 2005 /


Подбор материалов: Вадим Водкин & Opohmel.Ru

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.help.opohmel
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное