Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Дамский Угодник". История ювелирных украшений. От авторов.


Служба Рассылок Subscribe.Ru
7 Выпуск

Дамский Угодник.

История ювелирных украшений.

 

 

Уважаемые подписчики рассылки "Дамский Угодник. История ювелирных украшений"! Рад приветствовать Вас седьмым выпуском нашей рассылки.
Приношу "извинения за мой французкий" в шестом выпуске. Как говорил Роберт де Ниро. В одном из любымых мной, с ним фильмов.




 
  Окончание истории "РОЗЕТТСКИЙ КАМЕНЬ",а историю "ОТ ПРОМЕТЕЯ ДО ФАБЕРЖЕ" мы продолжим в последующих рассылках.

ОТ ПРОМЕТЕЯ ДО ФАБЕРЖЕ

Определенную роль играло и то, на каком пальце и какой руки носил кольцо-амулет его счастливый обладатель. У древних римлян каждый палец имел название, в зависимости от отведенной ему роли: Милес, Меркатор, Стультус, Мартиус и Аматор. Перстень носили на соответствующем пальце с учетом социального положения или профессии владельца. Так, военные носили перстень на большом пальце, торговцы - на указательном, ремесленники - на среднем, женатые - на безымянном, влюбленные - на мизинце. Кольцо на безымянном пальце (Мартиусе) охраняло покой и счастье семьи, поскольку утверждалось, что нерв пальца левой руки идет прямо к сердцу. Говорилось также, что этот палец - символ любви и чести. Со временем кольца и перстни стали носить и на правой руке, да и точная ориентировка на конкретный палец потеряла свое значение.

Зато появилась новая мода, подогретая, с одной стороны, ювелирами и торговцами, с другой - растущим интересом к оккультным наукам. Мода эта определяла не только качественный, но и количественный аспект: сколько следует носить перстней и колец - одно, два, пять? Какие камни с какими соотносятся, а какие нет? Проблемы, прямо скажем, надуманные, однако они существовали.
Поклонники оккультизма, хиромантии, астрологии и иных столь же туманных наук убеждены, что четные сочетания - это символ постоянства, покоя, статики, а нечетные - это изменение, движение, динамизм. Значит, следует носить 1, 3, 5. 7, 9 и т. д. колец. И, конечно же, готова мотивация. Одно кольцо - это персонифицированный атрибут. Символ одного акта - инициация или женитьба, цеховая принадлежность или родовой признак. Три - это для гарантии преимущественного воздействия (вдруг камни в двух перстнях "заряжены" противоположно), кроме того три богини судьбы мойры (в римской мифологии "парки") - олицетворение неотвратимого рока. Пять - это пентаграмма, излюбленный чертежи оккультистов (либо обозначена стихий - вода, земля, огонь, ветер, пространство) или, как любят объяснять нынешние астрологи, составные части мироздания: материя, время, пространство, энергия, информация, пять чувств - слух, осязание, зрение, вкус, обоняние, или по мнений китайцев пять главных добродетелей: милосердие, скромность отвага, справедливость и мудрость. Семь - для поклонников планетарного космизма (напомним, что телескоп появился много позже и потому видимых невооруженным глазом планет было (семь) - Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. Увязывали число с емь и с цветами спектра, и с основными человеческими добродетелями - вера, надежда, благотворительность, воздержание, сила, справедливость и благоразумие (выбор указанных добродетелей сделан не автором, а средневековыми блюстителями морали и нравственности), семь и число звезд Большой Медведицы и число звезд почитаемого греками созвездие Плеяды - семь дочерей Атланта, превращенных богами в звезды. Девять - это срок созревания человека в чреве матери, это девять муз-богинь поэзии, искусств и наук. Девять - это известное на сегодня число планет Солнечной системы. После открытия Урана, Нептуна и Плутона их зачли в общий список, справедливо вычеркнув Солнце (все-таки звезда). Список нечетностей можно продолжать. Одиннадцать - все то же плюс Солнце и Земля. Тринадцать - знаки Зодиака, включая созвездие Змееносца.

Справедливости ради следует сказать, что индийская культура предпочитает спокойную, размеренную ритмику существования. Потому индийские рекомендации идут по четному ряду. Два - представители высших индийских каст (брахманы, кшатрии и вайшьи) считались рожденными дважды (второй раз - во время обряда инициации); два начала - мужское и женское: два немигающих глаза - отличительная черта индийских небожителей. Четыре - четыре великих Будды, предшествовавших Шакьямуни; четыре стороны света. Шесть - сын Шивы был вскормлен шестью звездами созвездия Плеяды и потому считался шестиликим. Восемь - индийцы насчитывали восемь так называемых "обликов чувства".

Впрочем, довольно. Любому числу можно без особых усилий найти более-менее внятное объяснение. На этом, собственно, и держится вся оккультная математика.

Теперь о сосуществующих и антагонистических камнях. Автору подобная постановка вопроса представляется лежащей в сугубо эстетической сфере. Другое дело, если речь идет о металлической основе перстня. Одновременное ношение золотых и серебряных или мельхиоровых и медных и еще каких-либо разнометаллических перстней приводит к эффекту пусть слабого, но электролиза. А это у людей нервных, чувствительных и болезненных должно вызывать неприятные ощущения, вплоть до экзем и воспалений. Так у одной женщины, много лет носившей серебряные сережки и затем сменившей их на золотые, мочки ушей начали гноиться - электролитический эффект от взаимодействия золота и микрочастиц серебра, вросших в кожу.

Что же касается серег, то, оказывается, для наших предков серьги были не только экстравагантным способом обратить на себя внимание, но и неким охранным амулетом. Однако почему их носят именно в ушах? Прежде всего, казалось бы, потому, что мочка уха менее иных органов раздражается от механического воздействия. (Как, впрочем, и передняя часть носового хряща, в которую продевают украшения некоторые африканские и азиатские модницы). Но английские хронисты говорят, что серьги (и именно в ушах) улучшают зрение. Кстати, это же утверждает и традиционная тибетская медицина. Именно на мочке уха находится предназначенная для лечения иглоукалыванием "точка остроты зрения". В тех же хрониках упоминается еще одно талисманное назначение сережек: они-де спасают во время кораблекрушения, не дают утонуть. Отсюда естественное пристрастие пиратов к длинным и массивным серьгам. А крепеж камня в сережке - прекрасный способ демонстрации богатства, благосостояния, вкуса.

Иногда обычай носить серьги был своеобразным бытовым или племенным шифром. У цыган, например, серьгу должен был носить мальчик, родившийся после смерти предыдущего ребенка. У некоторых народов Предкавказья, в частности, у казаков ношение серьги мужчиной означало, что это единственный ребенок в семье. Казаческая традиция строго предписывала командирам и есаулам особо ревностно беречь продолжателей своих родов.
Моду на ношение мужчинами серег в новейшие времена возродили наркоманы. Украшение в левом ухе говорило о том, что его владелец нуждается в наркотике. А серьга в правом указывала на гомосексуальные наклонности. Правда, сейчас, кодирование специфических наклонностей потеряло всякий смысл, ибо любители украшений носят подчас по нескольку серег в каждом ухе. Точно также, уже ничего не говорят и камни, вставленные в серьги...


 

РОЗЕТТСКИЙ КАМЕНЬ

Томас Юнг высказал предположение о том, что иероглифы могут иметь также и фонетическую ценность, то есть что они представляют различные звуки языка. Эта идея была не новой, но ранее ученым не удавалось найти убедительных доказательств данного факта, а Юнгу это удалось. Ранее ученые были убеждены в том, что иероглифы - эллиптические фигурки, в которые были заключены различные символы (они назывались картуши), изображали царские имена. Юнг попытался идентифицировать фонетическое значение символов одного картуша, которая присутствовала в нескольких иероглифах, высеченных на Розеттском камне; по его убеждению, они относились к обозначению имени Птолемея, что впоследствии и подтвердилось в результате его успешной идентификации нескольких таких символов.

Через некоторое время французский ученый Жан Франсуа Шампольон поставил перед собой задачу расшифровать надпись на Розеттском камне; именно ему удалось наконец найти ключ к дешифровке загадочных иероглифов. Шампольон проявлял большой интерес к египтологии еще будучи студентом. В семнадцать лет он уже изучал в Париже восточные языки и начал составлять словарь коптского языка, который, по его утверждению, был одной из наиболее поздних форм египетского языка, так как в ней использовались и греческие буквы. В 1812 году в возрасте двадцати двух лет он стал профессором.

Используя результаты работы Юнга, свои собственные знания коптского языка и других иероглифов, Шампольон смог установить фонетическую ценность остававшихся для ученых загадочными иероглифов и расшифровал еще несколько царских имен. Шампольон определил, что в картуше некоторые символы представляют одну или две различные буквы и что после женских имен всегда используется один определенный символ. Значение неизвестных символов в картушах царских имен могло быть точно определено путем угадывания эквивалентных им букв в греческом языке и их сопоставления.

Шампольон сделал вывод о том, что древнеегипетский язык существовал в трех формах - иероглифической, иератической и демотической - и что иероглифы были не просто символами, обозначавшими различные идеи, но также имели и фонетическую ценность. Его выводы были опубликованы в 1822 году (Lettre а М. Dacier, relative a l'alphabet des hieroglyphes phonetiques). Значительный вклад Шампольона, сделанный им во время расшифровки четырнадцати неполных строк иероглифов, высеченных на Розеттском камне, состоит в том, что он открыл древнеегипетский алфавит, с помощью которого ученые смогли затем прочитать другие надписи, написанные на языке иероглифов.
В начале 1799 года, после более чем полугода, проведенного в Египте, Наполеон смело вступил в сражение с неприятельскими войсками. На территории Сирии к тому времени скопилась многочисленная турецкая армия, которая готовилась к освобождению Египта от присутствия французов. Бывали моменты, когда Наполеону очень хотелось избежать столкновения с турецкой армией; фактически предпосылкой его военного похода в Египет была гарантия французского министра иностранных дел Шарля Мориса де Талейрана-Перигора, согласно которой он должен был выехать в Турцию и начать двусторонние мирные переговоры. Однако Талейран обманул Наполеона, и тот вынужден был противостоять вражеским войскам, находясь в крайне невыгодном положении.

Пытаясь предотвратить вторжение турецких войск, Наполеон вместе с тысячами французских солдат отправился в поход на Турцию. На пути к крепости Акра французские войска одержали несколько побед у Эль-Ариша, Газы и Яффы. Однако в крепости Акра французы были встречены десятками тысяч турецких солдат, чьи ряды пополнились также англичанами. Турецкая армия отразила натиск французов и заставила Наполеона отступить. Восемь тысяч французских солдат были отброшены назад и оказались на территории Синайской пустыни. Поход окончательно вымотал их силы; в отступающих войсках французов было очень много больных чумой, и Наполеон, несмотря на возражения полкового врача, хотел ускорить их смерть, дав им опиум. Вскоре после этих событий турецкая армия с моря атаковала Абукир, но в жестокой битве была разбита французами.

В это время в Европе произошли значительные изменения - несколько стран объявили войну Франции, в кото-рой царили разброд и уныние; ненавистная многим французам Директория была слаба и растерянна - и Наполеон, видя, что Египет полностью находится в его власти, решил вернуться домой, на родину. В августе 1799 года, даже не обсудив своего решения с генералом Жаном Батистом Клебером, которому передавал командование французской армией в Египте после своего ухода. Наполеон вступил на борт "Мюйрона" и отбыл во Францию. "Мюйрону" и еще одному кораблю удалось проскользнуть незамеченными под носом у английских солдат; именно с этого момента и начинается этап стремительных изменений в истории Франции и ее народа.

Наполеон, встреченный по прибытии бурей рукоплесканий своих соотечественников, возглавил государственный переворот и сверг ненавистное многим правительство Директории, однако вскоре английские и турецкие войска напали на французскую армию, находившуюся в то время на территории Египта. Во время осады во избежание захвата неприятельскими войсками Розеттский камень был перевезен из Каира в Александрию. Тем не менее до момента подписания в Александрии капитуляционного соглашения, в котором Франция признала свое поражение перед Англией, англичане вынудили французов передать им весь антиквариат и все ценности, собранные за годы пребывания в Египте. Излишне говорить о том, как мечтали англичане завладеть Розеттским камнем, который стал широко известным к тому времени во всей Европе.

Сначала французы отказывались добровольно отдать ценности, однако через некоторое время им пришлось изменить свое решение. Генерал Дж.Ф. Мену, хранивший камень в своем доме, писал английскому полковнику Кристоферу Гели-Хатчинсону: "Вы хотите заполучить его, генерал? Вы можете сделать это, так как являетесь более сильным из нас двоих... Заберите его, когда пожелаете".

В сентябре 1801 года английский полковник Томкинз Хилгров Тернер, принимавший участие в битвах в Абукирской бухте и в Александрии, приехал к Мену и забрал камень. При этом Тернер сослался на шестнадцатый пункт капитуляционного соглашения, и генерал Мену неохотно передал ему драгоценную реликвию.

Отряд артиллеристов завладел камнем, практически не встретив никакого сопротивления со стороны французов. Когда они везли великолепное сокровище по улицам Александрии, французские солдаты и городские жители выкрикивали им вслед проклятия и оскорбления.

Во время путешествия из Египта в Англию многие египетские ценности получили различные повреждения. Однако из-за той особой ценности, которую представлял собой Розеттский камень, полковник Тернер лично сопровождал драгоценный груз во время его путешествия на борту фрегата. Розеттский камень покинул Египет и отплыл из Александрии в Англию в феврале 1802 года.

В Дептфорде камень подняли на борт небольшого судна и провезли через таможенные посты. Он был размещен в одном из залов Антикварного общества, так чтобы ученые без труда могли осмотреть и изучить его; через некоторое время камень был отправлен на место его постоянного пребывания в музей для всеобщего обозрения. Тернер писал по этому поводу: "Я верю, что Розеттский камень - эта антикварная реликвия, позволившая установить связь египетского языка с другими известными языками, будет сохраняться в течение долгого времени. Это - великолепный трофей англичан (я могу даже сказать spolia opima - доспехи, снятые с неприятельского полководца - лат.), с честью добытый ими в ходе войны с французами, а не отнятый у поверженных беззащитных жителей".

Местонахождение в настоящее время: Британский музей, Лондон, Англия.

В следующем выпуске - по просьбе Елены рассылка расскажет:
Агат - семейство халцедона. Богатая история, большое разнообразие "цвета". Загадка агата. Агат алеппский, Агат бастионный, Агат бразильский, Агат восточный, Глазковый, Дендритовый, Деревянистый и т.д.
"Из всех прочих камней агаты рассказывают о большей части своей прошлой истории" - Джон Раскин.

 
   

Прошу Вас также сообщить о своих пожеланиях, предпочтениях и темах, о которых хотели бы прочитать в рассылке в первую очередь.

С уважением и наилучшими пожеланиями,
ведущий рассылки "Дамский Угодник. История ювелирных украшений",
Олег Жемчужный
zum@postman.ru
www.DUM.ru

Наш архив на Городском коте.
На нашем сайте www.DUM.ru Вы так же сможете прочитать нашу рассылку и не только, в разделе "О камнях и не только".

 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное