Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Для тех, кто не вяжет

  Все выпуски  

Для тех, кто не вяжет


 

"КЛУБ неНОРМАЛЬНЫЕ РОДИТЕЛИ"

Сегодня, мы публикуем отрывок из книги И.Шангина "Русские дети".

Основы народной педагогики.

Русские дети

ПОЯВЛЕНИЕ ДУШИ У РЕБЕНКА.

 

    То есть, как считалось, невидимой бессмертной субстанции, являющейся необходимым атрибутом живого человека и находящейся внутри его тела. В народных представлениях отсутствуют ясные или законченные описания души. По словам корреспондента Этнографического бюро кн. В. Н. Тенишева, «у крестьян... понятия о душе настолько смутны и неясны, что, положительно, не представляется никакой возможности усвоить и передать эти понятия в какой-либо определенной форме».

  При всей противоречивости мнений о времени П. д. у р. их объединяет одна общая черта — это представление о возникновении души извне, причем она не сама появляется, а ее «приносят», «вкладывают», «сажают». В качестве подателя души выступают Бог или ангел: «Ребенок зарождается в момент соития и душу ему дает Бог» (Вологодская губ.), «Ангел, приносящий душу, пишет в книгу его судьбу и кончину» (Пензенская губ.), «По мнению крестьян, душу младенцу приносит ангел» (Владимирская губ.). В Пензенской губ. зафиксировано свидетельство, что в ситуации рождения внебрачных детей «им душу приносит не ангел, а черт».

  В народной антропологии могут быть отмечены три версии появления души: а) в момент зачатия: «А душу Бог дает тотчас после зачатия» (Новгородская губ.); б) в середине беременности («живая половина»): «После половины беременности мужья избегают совокупляться, так как ангел приносит младенческую душу», «Считается плод одушевленным со второй половины беременности, с тех пор, когда ребенок начинает шевелиться в утробе» (Калужская губ.); в) при рождении: «Как только ребенок родится, Господь посылает Ангела-хранителя с душой для младенца» (Орловская губ.), «Душа у всех одинакова, когда рождается младенец, ее и сажает ангел-хранитель» (Владимирская губ.).

  Распространение той или иной версии зависит от того, какое из свойств души выбирается в качестве «опознавательного» признака ее наличия. Там, где речь идет о появлении души в момент зачатия, важнейшим становится мотив дыхания — духа (ср. ярославское представление: «Если во время совокупления не дышать — не зачнешь» — или заговор на бесплодие: «Обручается раба Божья N... и раб Божий N в рабу Божью N не впущает плоть свою и дух»). То есть связывали душу с дыханием, а через него — и с ветром. В этом контексте показательно, что причину неестественной смерти видели в возникновении сильного ветра. И с другой стороны, считалось, что тихий ветер происходит от дуновения ангелов. В этой связи выражение «ветром надуло» как эвфемистическое обозначение беременности может пониматься и буквально, как свидетельство того, что ангел своим дыханием вкладывает душу в младенца.

   В сказочных сюжетах ветер также может быть причиной зачатия. Например, на вопрос к находящемуся в утробе герою: «Откуда он?» — получают ответ: «Я с ветру». Таким образом, дыхание или ветер, выступающий иногда как результат дыхания, являются своего рода носителями душ, средствами их перенесения.

   Иной атрибут души, а именно — движение, становится важнейшим признаком той версии, когда душа появляется в середине беременности. Можно дополнить вышеприведенные свидетельства такими: «Душу в младенца вкладывает Ангел... в половине беременности, когда начнет шевелиться» (Вологодская губ.), «Как шевелиться будет, тожно и душа вложится от Господа Бога» (Сибирь). С этого времени про беременную говорили, что она «о двух душах». Со второй половины беременности действовали многочисленные запреты для будущей матери: нельзя месить хлеб, поднимать тяжести, делать аборт, иначе «христианская душенька будет загублена», кроме того, запрещались супружеские отношения, а все желания беременной старались исполнить, так как «всего этого требует душа младенца». Считалось, что первое движение младенца в некоторых случаях становится «судьбоносным»: «Если в первый раз почувствует шевеление в утробе во время кормления скотины... будет ему [младенцу] удача в скотоводстве; когда стоит на реке, то ребенок будет хорошим рыболовом; если на базаре — торговцем». Повсеместно бытовало поверье, что кого беременная первым увидит после движения плода, на того будет похож ее ребенок. Представления о глубинной связи души и движения находят поддержку в области языковых фактов, точнее — в клишированных выражениях: «душа трепещет, волнуется, ходуном ходит» и т. д.

   Наконец, в третьей версии, согласно которой душа появляется после родов, вновь актуальным становится мотив дыха­ния. Эта версия наиболее близка христианской концепции, в ней утверждается, что душа человека сотворена Богом тем способом, который называется дуновением Божием. Так, в Псковской губ. считали, что «только во время крещения Бог дает младенцу душу — когда священник на него дует». Здесь очевидно неразличение в народном сознании категорий духа и души. Дуновение как средство оживления новорожденного широко известно в народной медицине. Если ребенок рождался слабым, то повитуха дула в уши, темя, рот, нос. В Сибири новорожденному дули в темя, потом в правое, а затем в левое ухо, в Енисейском округе мнимомертворожденному дули в темя.

   Возможно, эти представления связаны с «витальной» семантикой ушей и темени. Известны достаточно многочисленные случаи фиксации поверий, согласно которым Святая Дева Мария родила Спасителя через темя или ухо, к этому же следует добавить широко распространенные объяснения для детей, что «они появились из уха матери». Помимо этого темя отдаленно связано с дыханием, о чем свидетельствует обозначение несросшегося темени у ребенка словом «дыхлинка».

Исключительно в третьей версии становится значимым еще одно проявление души — это смех младенца. Так, в Калужской губ. считали, что «если новорожденный начинает смеяться, это означает, что в нем народился младенческий дух... Младенческий дух зовется «жиренький». Чужому ребенка не показывают, так как «жиренький» этого не любит». Смех ребенка связан с ангелами, которые принесли ему душу (ср., например, широко распространенное у русских представление о том, что когда ребенок смеется во сне, то это означает, что его «ангелы тешат»).

В целом представления о зарождении души весьма разнообразны в народной антропологии, хотя и имеют некоторые общие черты. Несомненно, в них обнаруживается значительное влияние христианской концепции души, согласно которой душа творится вместе с телом. С другой стороны, так как сама церковь с точностью не говорит, в какой именно момент появляется душа, то подобная неопределенность послужила мощным импульсом к формированию достаточно широкого спектра народных представлений о времени зарождения души.

 

В ожидании малыша

 

Эта книга – наш подарок беременным мамам. Нам есть, что рассказать на эту тему.

У Татьяны Морозовой – четверо детишек. У Юлии Матвеевой – трое.

Как выносить здорового малыша? Как научиться общаться с ним? Как растет он и как меняетесь Вы? Кого ждать – мальчика или девочку?

Кроме того, дельные советы о том, как избежать токсикоза во время беременности и каковы его метафизические причины.

Какую гимнастику делать беременным мамам? Что есть и пить? Какие витамины принимать? Как подготовиться к родам?

   И, как обычно, материалы обсуждения этой темы с участниками наших семинаров. Кроме того, в материалах семинаров есть интересные эссе мам, в которых рассказано о том, как у них проходила беременность.

Подробнее...

 

Внимание!

Распродажа

Только до 30 августа 2010  года.

Летняя скидка на материалы всех курсов Школы Здоровья Юлии Матвеевой.

30%

                  

Заявку, Вы можете направить по адресу => 

Советуем прочитать

Русские девушки Русские дети

 Заказать книги  

 

Заказать эту и другие интересные книги можно здесь.


В избранное