Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информация – правда и истина


перейти на главную гороскоп на неделю битва титанов обсудить на форуме

НОВОСТИ ЖУРНАЛА SOMUS!

...Позвольте нам начать с главного. Мы, авторы и читатели журнала Somus! часто бываем циничными, жесткими, требовательными к себе и другим. Однако этим наши человеческие качества не исчерпываются. Мы понимаем, что очень часто нашим близким и далеким нужна помощь, и делаем все возможное, чтобы ее оказать. Не на этом ли построен мир, не потому ли - он все еще существует?

Мы просим вашей помощи, посильной и необременительной, для хорошего, и очень, очень больного человека Артема Кондрашина, у которого есть шанс успеть увидеть свою мечту сбывшейся, а именно - свою книжку и диск, выпущенные небольшим тиражом.

Подробности и реквизиты для помощи:
http://www.somus.ru/news/detail.php?ID=2723

Спасибо!

Юлия Сиромолот рассуждает в своих Libri Legendi о книгах "Экипаж Меконга" и "Спаситель Петрограда": книгах, написанных людьми, чье сердце и душа не устали и не отвернулись от этого мира. Книгах, подчас сказочных, порой - смешных, порой многозначительных. Ника Батхен помогает нам научиться отличать "истину" от "информации", а наш постоянный автор М. Лор рассказывает о красочном испанском празднике, в котром так и хочется принять участие!

И, конечно, новые "Титаны", и, конечно, остроумные и спорные, мягкие и негодующие комментарии к нашим статьям, которые, подчас, ничуть не хуже их самих!

 Информация – правда и истина

Двоемыслие означает способность одновременно держаться двух противоположных убеждений. Партийный интеллигент знает, в какую сторону менять свои воспоминания; следовательно, сознает, что мошенничает с действительностью; однако при помощи двоемыслия он уверяет себя, что действительность осталась неприкосновенна.

Джордж Оруэлл, «1984»

Развал СССР в 90-е годы избавил нас от массы ненужных вещей. Бесплатная медицина, пионерская организация, очереди за курой и апельсинами и прочие прелести совкового бытия остались в краснознаменном прошлом. Канул в лету подпольный самиздат, исчезло гордое племя фарцовщиков, сдулись и измельчали общественные деятели масштаба коммунальной квартиры, да и самих коммуналок почти не осталось. Мы отвыкли запасать продукты на случай острого дефицита, понижать голос, рассказывая политические анекдоты, гордиться американскими джинсами и японскими видеомагнитофонами. И, увы, вместе с прочими навыками выживания в агрессивной среде, мы потеряли привычку фильтровать информацию, идущую к нам с экранов, газет и радиостанций.

Раньше было все просто – даже младшие школьники знали, что телевизор врет и газеты врут. Если точнее – информация, изложенная там, более или менее искажена в угоду партийной идеологии. О чем-то вроде проблем с наркотиками, религией или проституцией писать нельзя было вовсе, о чем-то ушлые журналисты и талантливые писатели умудрялись говорить между строк, впихивать вторые и третьи смыслы в куцые статьи. А внимательные читатели эти смыслы вытаскивали и долго со смаком обсуждали – что имел в виду литературный деятель N и на кого именно он намекал в своем опусе «Как размножаются бабочки». При этом – парадокс – сам факт оглашения информации с телеэкрана или страниц печати, делал ее достоверной, накладывал магию печатного слова.

В перестройку это ушло – демократия создала иллюзию беспристрастной, объективной и независимой прессы и несколько лет оно даже было похоже на правду. По крайней мере, анализируя информацию из нескольких разных источников, можно было составить более-менее точную картину происходящего – какой именно Олег навалял каким хазарам и почему. Сформировалось доверие к «нашим» журналам, газетам и передачам. И через это доверие люди стали некритично воспринимать информацию из «верных источников» - Джуна, Кашпировский и якобы противораковый препарат «катрэкс» из акульих плавников заложили нерушимую основу под нынешнюю традицию шарлатанской медицины в том числе потому, что в начале девяностых их поддерживали уважаемые издания. Считалось, что «Огонек» вытаскивает на свет запрещенную правду – вот он ее и выудил. Триумфальный успех «МММ», «Селенги» и прочих финансовых пирамид – из той же оперы – подавляющему большинству населения просто не взбрело в голову, что их могут обманывать. Синдром массовой информации – чем больше людей информацию получает, тем более достоверной она им кажется.

Достаточно долго оставались независимыми электронные сети. В основном за счет «интеллектуального ценза» и относительно небольшого круга участников удавалось поддерживать информационный обмен класса ИМХО – человек озвучивал свои сведения и свою позицию и отвечал за них своей репутацией. До сих пор сохранилась уникальная ценность интерактивных дневников, как свидетельских показаний происходящего в мире – живые люди, такие же, как мы с вами рассказывают о происшествиях, свидетелями которых они стали, дают свою оценку – а мы можем получить информацию из первых рук, минуя испорченный телефон журналистики. Но с расширением информационного потока выудить объективную информацию из вербального белого шума стало практически невозможно. Появились блоги рекламные и оплаченные, информацией о своей жизни и жизненной позиции стали делиться все – от семидесятилетних старцев, до младенцев и даже котов (поминая известного всему ЖЖ Скотину Ненужную). Параноидальное чутье антисоветчика подсказывает, что могут существовать и блоги, с помощью которых пытаются манипулировать общественным мнением так же, как и через СМИ.

Приемов, с помощью которых снижается критичное восприятие слушателя немногим меньше, чем звезд на небе. Аппеляция к авторитетам и демонстрация мнений этих авторитетов – если сам Вася Пупкин пьет пепси\записался добровольцем – значит нам, грешным, это тем более необходимо. Принцип «трех да» - выдается несколько очевидных утверждений подряд, читатель соглашается с ними и незаметно проглатывает подпихнутую в финал сомнительную информационную пилюлю. Принцип дамского наряда – яркий красивый шарфик отвлечет внимание и от стоптанных туфелек и от неудачной прически. Смена этикетки, наполнение термина новым смыслом – вспомните, как быстро слово «демократия» стало бранным. Подмена понятий, апелляция к чувству вины «кто не с нами, тот против нас». Прямое давление «Считаете, что Ходорковскому место за решеткой? Да вы антисемит, батенька!» Подключение напрямую к эмоциям – мало кого оставят равнодушными страдания прелестных детей и зверят, голодающие, нищие старики или попирание светлых идеалов великого прошлого. Сколько шума было из-за знамени Победы совсем недавно?

Как писал Хайнлайн про своих «беспристрастных свидетелей» - я вижу, что этот дом белый с той стороны, которая обращена ко мне.

«Правительство провело снос памятника времен оккупации, невзирая на сопротивление хулиганствующих группировок националистов».

«Патриоты попытались отстоять от осквернения и кощунства монумент героическим солдатам великой Войны».

«В Таллинне с площади Тынисмяги на городское кладбище перемещен памятник Воину-Освободителю».

Три правды об одном и том же событии. Покатайте их на языке, попробуйте на вкус, попытайтесь обдумать и рассмотреть внимательно различные ноты эмоций. Когда нам подают к столу чистые факты, остается простор для выбора, собственной оценки происходящего. Но, увы, это блюдо – редкость на пиршестве информации. Даже с подачей фактов можно грамотно поиграть. Рассмотрим как пример сборы денег на операции за границей для детей с фатальными поражениями печени. Да, они существуют и реально больны. Да, им необходима пересадка. Да, одна-единственная бельгийская клиника берется делать эти пересадки за сумасшедшие даже по европейским меркам деньги. Да, для части детей эти деньги удается собрать и части из них лечение действительно помогает. А вот информация о том, что в России пересадка печени делается практически бесплатно, процент выживаемости почти такой же, как у бельгийцев, а вероятность дождаться очереди на операцию у ребенка не меньше, чем дождаться сбора нужной на лечение суммы – почему-то не публикуется…

А когда в дело включаются эмоции – тушите свет, господа, все равно придет тьма египетская. Как пример стоит рассмотреть произведения журналиста Светланы Алексиевич http://lib.ru/NEWPROZA/ALEKSIEWICH. Год назад я не вполне поняла, когда ее тексты назвали «профессиональной слезогонкой». А совсем недавно попробовала взглянуть на них отстраненно. Да, из фактов и обстоятельств выбираются именно те, которые гарантированно возьмут читателя за живое, заставят сопереживать героям повествования, буквально плакать… Чернобыль, Афганистан, женщины на войне. Учитывая, что все эти тексты основаны на реальных событиях, они ужасают вдвойне. А теперь представьте те же истории, но без оценок и смакования деталей, подробностей переживаний.

Когда пулеметы строчат из самолета, то кажется, что все пули летят в тебя. В твою сторону. Я просила: "Мамочка, ложись на меня..." Она ляжет, тогда я ничего не вижу и не слышу.

 Страшнее всего было потерять маму... Я видела убитую молодую женщину, а ребенок сосал у нее грудь. Видно, ее минуту назад убило. Ребенок даже не плакал. А я сидела рядом...

 Не потерять только мне маму... Мама все время держит меня за руку и гладит по голове: "Все будет хорошо. Все будет хорошо".

(с) Алексиевич Последние свидетели

Согласитесь, мало кого этот текст оставит равнодушным. А теперь попробуйте отключить чувства, абстрагироваться от темы и подумать, зачем вам предлагают именно эту информацию именно в таком виде, какие чувства хотят вызвать у читателя, что скрывается за эмоциональной волной, какие именно символы и картины вызываю у вас душевный отклик. Задача достаточно сложная, тем паче, что текст действительно страшный. Но, научившись анализировать и «пропускать через фильтр» тексты с высокой эмоциональной нагрузкой, вы сможете отслеживать сознательные и случайные психологические ловушки в более простых месседжах.

Охотно верю, что где-то здесь хочется помянуть незлым тихим словом продажную девку журналистику. А вот и нет – журналист, так же как и писатель имеет право добавлять к фотографической передаче событий авторскую оценку, дергать за живое своих читателей, заставлять их сочувствовать, ужасаться, восхищаться, гордиться… Это искусство такое же высокое, как и искусство лицедейства – мы же не станем называть лгуньей и проституткой талантливую актрису за то, что она заставляет нас плакать. Другое дело, что, отправляясь в театр, мы платим именно за переживания. А средства массовой информации находят нас сами и ловят без нашего на то согласия. Можно не смотреть телевизор, не ходить на новостные сайты и не читать за обедом советских газет, но оставаться вне информационного потока, проживая при этом в обществе, практически нереально. Радио в маршрутке, реклама в метро, флэш-мобы в сети и политические акции на улицах – что-нибудь да поймаешь.

Фильтруя входящую информацию, мы всего лишь позволяем себе сделать сознательный выбор – хотим ли мы воспринять и понять информацию в точности так, как нам ее подают, или предпочтем сформулировать свою собственную позицию. В конце концов, какая разница, сколько запросит пресловутая бельгийская клиника, если ребенок будет спасен? Почему бы не вывесить у себя красное знамя, если для вас оно апеллирует к вашему патриотизму и воинской чести предков? Примеры нескольких шумных дел доказали, что с помощью Интернет-сообществ действительно можно попробовать справиться с несправедливостью, не дать замолчать преступление, защитить невиновного человека, собрать деньги на лечение или пристроить бездомного звереныша. Как всем миром искали помощь для матери Доктора Лизы и защиту для девушки Тони, обвиненной в покушении на убийство собственной дочки, как рассказывали о фортелях ОМОНа на Марше Несогласных и о еврейском парне, убитом нацистами в Питере.

Очень важно – научиться ориентироваться в мутном потоке чужих слов. Свойство психики – когда вокруг слишком много бед, мы обычно перестаем брать чужие несчастья близко к сердцу, чтобы уцелеть самим. Безразличие – лучшая защита от жестокого мира. Пробивают эту защиту чувства экстремальной силы… зачастую профессионально заточенные на преодоление недоверия. Мы введемся на призывы гнобить торговцев крашеными котятами или нищенок с наколотыми наркотой детками, тратим эмоции на события в Эстонии - а под шумок точно так же сносят памятник в Подмосковье... Ресурсы сочувствия небезграничны – подумайте, кому именно вы хотите их передать?

 Перефразируя Миямото Мусаси: хороший боец побеждает в схватке, великому бойцу враги не попадаются на пути. Адекватно анализируя информацию извне, мы позволяем сознанию сохранить восприимчивость, не загрубеть от переизбытка эмоций и фактов. И оставляем себе возможность отреагировать по своему желанию, а не по воле манипуляторов – сознательных и случайных. Все мы частенько надеваем очки, розовые или черные, но зачем позволять кому-то вставлять осколки кривого зеркала нам в глаза? Если нам говорят, что дом белый – возможно имеет смысл обойти его и посмотреть – а какого цвета те стены, которые не разглядел невнимательный журналист. Кому выгодна истерия вокруг мигрантов или нацболов, зачем закон об ограничении деятельности СМИ прикрыли вуалью террористической угрозы в Москве, куда ведет ссылка с сайта, якобы собирающего деньги на детей, больных раком. Истина всегда одна – главное выкопать ее из-под вороха правды и не дать себя обмануть за миску чечевичной похлебки. Иаков ведь тоже говорил правду Эсаву, когда выкупал первородство. Думайте сами, решайте сами… - иначе непременно найдется кто-то, кто станет решать и думать за нас.

…Господин Президент изволил взвинтить себя до последней степени, из клыкастой пасти летели брызги, а я достал платок и демонстративно вытер себе щеку, и это был, наверное, самый смелый поступок в моей жизни, если не считать того случая, когда я дрался с тремя танками сразу. Но как я дрался с танками, я не помню, знаю только по рассказам очевидцев, а вот платочек я вынул сознательно и соображал, на что иду... В газетах об этом не писали. В газетах честно и мужественно, с суровой прямотой сообщили, что "беллетрист Банев искренне поблагодарил господина Президента за все замечания и разъяснения, сделанные в ходе беседы".

(с) Стругацкие, «Гадкие Лебеди».

Автор:  Ника Батхен

Оценить статью >>>                     Возразить автору >>>                      Прочитать еще >>>

Мороз и крест 

Мавры и христиане

Христиане и мавры

Их уже давно ждали - зрители за три часа занимали места поближе к месту, где пройдет процессия. В воздухе витал и опьянял всех жаждущих аромат восточных благовоний, смешанный с разлитым в воздухе цветочным запахом апельсинов.

Наступали сумерки, самое романтичное время на южном побережье Испании.

А с ними надвигалось и неминуемое шествие, парад, который с нетерпением ждали участники и зрители целый год.

полный текст на сайте журнала

Спаситель Петрограда

Есть на севере России такой край - Пермь. А в Перми – дивные реки, соль, богатства земные, а за Пермью – Урал,  в общем – котёл Божий. И серьёзными людьми Пермь не оскудевает. Вот, скажем, из пермяцких писателей сейчас все знают, конечно, Алексея Иванова. А я вот другого пермяка Алексея знаю, из Соликамска. А фамилия его – Лукьянов. И зовут его друзья – Кузнец.

полный текст на сайте журнала


В избранное