Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Русское узорочье

  Все выпуски  

Орнамент для рушника, бранницы, имеет большое значение - он, как на одежде, выстраивался в определенном порядке, сотворялся только в желаемое для жизни состояние.


(C) Никитина А.И., 2009
(C) Оформление, Распространение: Хисамов М.М, 2009
(C) Издательство, "Рунова катаба", 2009

Русское обережье
Никитина Арина Ивановна
Тольятти

Фрагменты книги
публикуется с согласия автора

Выпуск No 2
Глава 2 Орнаменты бранниц

Выпуски, которые понравились, отправь друзьям по почте. Благодарствую.

Орнаменты бранниц

Орнамент для рушника, бранницы, имеет большое значение – он так же, как на одежде, выстраивался в определенном порядке, сотворялся только в желаемое для жизни состояние. Вышитые они сотворяли особую гармонию, спас в доме, в котором жила семья. Правильно подобранные бранницы создавали атмосферу уюта, счастья, любви, неправильно подобранные – холода, отчужденности.

Бранница – судьба человека. Как будешь вышивать, так и будешь жить. Для вышивки значимых рушников и бранниц использовали только цельное полотно, но ни в коем случае не сшитое из кусочков. Полотно из частей – это как жизнь из кусочков. Полотно брали обязательно новое, так как творение можно начать лишь с чистого листа, поэтому ни старые нитки, ни старое полотно для этого не годятся. Для рушников и бранниц использовали количество полотна, равное росту человека или помноженное на два и три. Для подольских рушников часто использовали полотно длиной 1,5-1,8 м, киевские, черкасские – 3,0-3,5 м.

На Украине до сих пор сохранилось множество слов-названий для рушников, имеющих разные рисунки и применяющихся в разных случаях жизни. Правильнее их, конечно, называть не рушники, а бранницы. Однако, обратимся к сохранившимся словам-этнонимам.

Одно из названий – прихожанский. Использовался он для утирания рук. Его подавали гостям, которым хозяева были рады. В Донецком крае узор для такой бранницы вышивается самыми разнообразными техниками. Узор очень символичен – в нем закладывалась добро и благодать для человека, который пришел в гости. Отсюда и название «Прихожанский».

Узор прост в исполнении, но главный смысл заложен в использовании цветов узора.

  • Первый ряд (снизу) – черно-красный – цвета земли и ее силы, памяти.
  • Второй ряд – желтый, оранжевый, коричневый – солнце, хлеб.
  • Третий ряд – розово-красный – нежность и любовь к людям труда.
  • Четвертый ряд – цвета синего неба, родниковой воды и здоровья.
  • Пятый ряд – зеленый – цвета силы и здоровья.
  • Шестой ряд – сиреневый, фиолетовый, лиловый, желтый - цвета трудолюбия и чести.

Все это – цвета утра. Утро – время очень значимое в жизни людей, которые работали и работают возле земли-кормилицы. Чтобы земля помогала жить, необходимо очень рано вставать и работать.

На рушниках Украины часто встречается узор из веток роз – цветка вечной красы, любви и вдохновения. Символ розы в узорах христиан связан с культом девы Марии и пришел на Русь вместе с христианством из Византии, а до нее в Греции связывался с Афродитой, а Риме - Венерой.

В христианской культуре и масонских ложах этим символом передавалось: молчание, равновесие, счастье, святость и совершенство, возрождение. Парные или взаимно направленные друг на друга ветки роз с бутонами и распустившимися цветами передают единство, счастье и совершенство.

Также часто встречается использование в узорах рушников элементов венка из цветов роз и калины. Использование несомкнутых венков в узоре символизирует бесконечность и постоянность развития всего нового и прекрасного.

Несомкнутые цветочные венцы символизируют связь с божественными, духовными силами, кроме того, венец – делу конец – он подводит итог определенному событию, вот почему подобные венцы всегда располагались над основным узором рушника, ближе к середине (если их несколько) или по центру (если венец один). Иногда над венцами располагались короны – символ того, что все задуманное должно свершится, добро победит зло, знак надежды.

Рушники с такими узорами могут использоваться во всех событиях людей, что связаны с торжеством жизни и красы.

В основе узоров некоторых рушников лежит прямоугольник и его элементы. В таких узорах ромбы соединяются в горизонтальную нескончаемую линию. Такие орнаменты характеризуют нескончаемость всего живого на земле, познание измерения времени и пространства, развитие и движение. Рушники с таким узором использовались во многих случаях – как подарки на праздники, украшение дома на Рождество и другие праздники.

Если в основе узора лежит цветок мальвы или как его еще называют на Украине «руж1» / очевидно, опечатка наборщика текста. интернет подсказывает "рожа" /, то знайте, что еще совсем недавно этот цветок выращивался возле каждой усадьбы. Он был символом украинского села. Мальва (руж1) – символ изображения солнца в узорах. Узоры с мальвами размещаются в последовательности, что отображает постоянное движение, постоянный рост. Рушники с такими узорами используются в обрядах повседневной жизни роста и движения.

Использование в геометрических узорах точки означает законченную мысль или ее начало, очень большие знания в определенном направлении.

Использование в орнаменте цветка из восьми лепестков означает нескончаемый цикл движения, развития всего живого.

Вообще цветы – символ зарождения жизни, семьи, будущего плода, поэтому их так много на вышивках женских рубах.

Встречается и узор в виде полосы из колоколов. В разных местностях к данному символу относятся по-разному: где-то это символ отдельного события в жизни человека (красный колокол – радостного, черный – скорбного, их череда – смена жизни и смерти, радости и скорбных испытаний в человеческой жизни), где-то – символ отпугивания бесов и разных злобных духов.

А есть «универсальные» бранницы – они мигли использоваться в любом месте дома и изображали, обычно общие элементы – картину мира (см. славянскую мифологию), изменения в природе по временам года, состояние стихий в мире, благодать во всех ее проявлениях.

Например, одним из первых, девочка делала кологодник – бранницу, в которой смена времен года и сил в природе изображалась сменой цветов, каждый из которых соответствовал времени года и силе в нем. Тип вышивки (тип шва) значения не имел.

Зима (синий) – небо Сварога (голубой) – пробуждение солнца (желтый) – весна, сила зарождения (зеленый) – солнце красное (красный) – лето, все в красе, силе (рдяной) – увядание сил, осень (рыжий) – земля спящая (коричневый) – ночь, забвение (фиолетовый).

«Кологод».

Или, например, бранница Всемирник – изображала устройство мира с точки зрения наших предков. В сохранившихся вариантах встречается выполненная разными типами швов. Также является универсальной.

  1. Яша – ящер – подземный мир;
  2. корни предков и мирового древа;
  3. река Смородина, отделяющая мир Нави от Яви;
  4. земля, содержащая в себе жизнь;
  5. корни – род живых;
  6. семя – зарод человека, зверя, идеи, мечты, дома – всего сущего и несущего;
  7. земля как дом и храм – пространство жизни и познания;
  8. растения – природа;
  9. живая вода;
  10. огонь земной – огонь очага домашнего и сердец людских;
  11. бранное поле – чистое пространство – граница Яви и Прави;
  12. небо синее – Сварга;
  13. Солнце – мир Богов.

Например: рис. Бранницы, изображающей изменения дающих, женских сил в природе при смене времен года весна – осень:

(чтение снизу – вверх)

  1. граница (коричневая линия);
  2. земля весной, содержащая зарод (коричневые ромбы с зелеными внутри) и чрево благостью жизни наполненное (вплетенные крупные зеленые ромбы) – все это для познания дано (образуемый коричневый диагональный крест);
  3. чрево земли живой, рощением всяким, благостью произрастающее (красный ромб и ростки сквозь него идущие);
  4. ростки ( зеленая гребенка);
  5. мир силой жизни наполненный (вязь из знака Прави зеленым цветом и красной зигзагообразной линии – река жизни);
  6. дом здрав и силен (зеленые ромбы с красными пограничьями – стенами);
  7. девы, с руками к небесам воздетами – силу у богов спрашивающие – берегини – коей каждая дева должна быть, а меж ними стрела яра – ярилины стрелы – символ мужской, молодой, весенней, юной силы, дающей бурный рост и растениям и чувствам (образуются пространством между фигурами);
  8. фигуры с опущенными к земле руками – женщины – осень – сила возвращается обратно к богам, в землю (поэтому их изображение перевернуто, чтобы показать цикличность, замкнуть рисунок, хотя может быть и прямое изображение, но тогда след.пункта-знака не будет);
  9. пространство между фигурами дев и женщин образует женскую фигуру с крутыми бедрами у которой руки расположены горизонтально – Макошь – хранительница времени и пространства – показывает, что юность и старость есть циклы одного процесса – жизни и в природе, и в человеке; 
  10.  дом-мир, в котором жизненная сила замирает (коричневые иромбы с красными пограничьями – стенами); 
  11.  земля спящая, но содержащая в себе силу на будущее (коричневые ромбы с красным внутри); 
  12.  граница (горизонтальная линия).

Еще один рисунок, изображающий состояние природы и сил, но зимой:

  1. граница
  2. земля спящая, но содержащая в себе силу жизни;
  3. граница временная;
  4. знак декабря – пика зимы, когда земля под снежным покровом – время перехода;
  5. граница снежная сильная;
  6. «рубежичь» - знак рубежа миров и деяний – зима для отдыха от земных трудов и время работы с душою и духом – выстраивание границ будущего (мечты) и прошлого (очищение);
  7. граница силы;
  8. знак «нави» - зима – время работы с собой прошлым и силой ушедших предков, когда человеческая сила помогает богам ожить и возродиться; 
  9. граница.


Кроме того, существовали дверные рушники или еще одно их название дворники - длинной всего лишь в локоть, висели они на ручках дверей или же иногда на самой двери.

Обратим внимание на название – «то, что выметает дурное со двора». Основные орнаменты, которые на них встречались – знаки «врат» и «солнца». Были дворники предназначены для того, чтобы в дом не вошло зло (колдунья или колдун, взявшись за такой оберег, должен был «обжечься», а всякое зло уйти), а также затем, чтобы счастье не ушло из дому.

У печи висели бранницы с изображением знаков огня и солнца – чтоб огонь не ушел из печи (подобное – к – подобному). На Подолщине их называют печники или огневки. Опять же название подсказывает назначение предмета и то, что на нем должно быть изображено.

Знаками единения, связи разных родов в единое, Лады, Сварога, Лели, Ярилы, дома, дитя и другими украшались особые рукобитные бранницы (в некоторых деревнях их называют полотенца) – на них били рука об руку родители молодых, у которых ладилась (готовилась) свадьба, ими же во время венчания или после благословения родителей связывали руки жениха и весты (сейчас «невеста» – неизвестная, в возраст вошедшая, но не обученная, а «веста» - вестимая, готовая к созданию семьи и обученная девушка).

Для полевых работ творились бранницы с знаками Макоши, семенами, часто в центре изображался календарь или «пшеничное солнце» с восьмью лучами-колосками.

Вышитыми были и подзорники - накидки на подушки и та полоса материи, которая свисала из-под покрывала. *под зор (заря и взор) – ник (носитель качества корня) – то, что под или за зорей и взглядом (других) находится. А что там?

Постель – место радости и творения двоих – чужим взглядам там не место. Может поэтому и изображались там заходящее и восходящее солнце – Заря – символ начала всякого творения и рождения; птицы, «ужики»– символы душ предков, цветы – красота души и любовь; решетки увитые хмелем, вьюном, виноградом – символы юной любви и тайны, стремления через чувства и дарение радости познать души друг друга. Этими же символами, а кроме того, «свадебниками», знаками Лады и Сварога украшались постельники – простыни. *Пос(после, подле) – тела – ник (носитель качества корня) – то, что находится после или подле тела – место единения душ и тел.

Украшался вышивкой или резьбой подвес – «под – весью (весть, известие и весь – род) (находящееся)» - балка над печкой, на которую вешали кукол с вышивкой - берегинь


 

 

Продолжение следует...

(C) Никитина А.И., 2009
(C) Оформление, распространение: Хисамов М.М., 2009
(C) Издательство, "Рунова катаба", 2009

Русское узорочье

Русское обережье

 

Фрагменты книги.
публикуется с согласия автора.
Любое использование материалов рассылки и текстов книги
разрешено только по согласованию с правообладателями,
с указанием прямой активной ссылки на сайт arina.yantrino.ru


В избранное