Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Интернет маркетинг

  Все выпуски  

Интернет маркетинг


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
ИНТЕРНЕТ МАРКЕТИНГ

Выпуск N 21


Подписаться на английскую версию рассылки вы можете по адресу:
http://felist.com/catalog/economics.imarketing
======================================================================

В этом номере рассылки:

РОССИЯ И Ко
-----------
1. Самые посещаемые сайты Рунета в 2000 году.
2. Особенности национальных счетчиков.
3. Инвестиции продолжаются.
4. Иностранные инвестиции в интернет-технологии
российского online-бизнеса: благо или изъятие капитала?

МИРОВАЯ СТАТИСТИКА
------------------
1. Лучшие рекламодатели 2000 г.: офф-лайн компании, интернет брэнды, веб сайты
и пр.
2. Интернет статистика от NetValue – итоги декабря 2000 г.

МАРКЕТИНГ. E-COMMERCE
---------------------
1. Как обеспечить качество в Интернет? (Ensuring E-quality).
2. Реклама как двигатель онлайновой торговли.

======================================================================
                             РОССИЯ И Ко
======================================================================

Самые посещаемые сайты Рунета в 2000 году.
------------------------------------------
Полная версия статьи по адресу:
http://www.netoscope.ru/researches/2001/01/26/1384.html

ЯНВАРЬ 2000
 N Название                               Хосты     Хиты
-- ------------------------------------- ------- -----------
 1 Lenta.Ru                              367,399   2,778,584
 2 Газета.Ru                             320,570   2,239,329
 3 Чертовы Кулички                       249,489   1,124,369
 4 Каталог LIST.RU                       214,310   1,149,244
 5 A N E K D O T O V . N E T             208,925     809,623
 6 Анекдоты из России                    208,876   1,284,990
 7 РИА "РосБизнесКонсалтинг"             207,045   6,798,268
 8 Omen-поиск по сайту
   результат работы скрипта/             200,697     817,749
 9 Fomenko.Ru: супер-игра "эро-ПОЦЕЛУЙ"  190,090     765,704
10 TopList - рейтинг ресурсов Интернет   181,987   1,324,981

АПРЕЛЬ 2000
 N Название                               Хосты     Хиты
-- ------------------------------------- ------- -----------
 1 Газета.Ru                             324,730   4,482,764
 2 Lenta.Ru                              306,530   3,868,904
 3 Fomenko.Ru: супер-игра "эро-ПОЦЕЛУЙ"  305,587   1,557,192
 4 Анекдоты из России                    275,265   5,950,941
 5 Чертовы Кулички                       267,006   1,326,353
 6 Lovers.Ru: найди себе "Любовника"     247,531   1,049,117
 7 Каталог LIST.RU                       242,314   1,307,795
 8 РИА "РосБизнесКонсалтинг"             229,432  11,239,000
 9 A N E K D O T O V . N E T             210,422     762,659
10 TopList - рейтинг ресурсов Интернет   208,196   1,626,645

ИЮЛЬ 2000
 N Название                               Хосты     Хиты
-- ------------------------------------- ------- -----------
 1 Lenta.Ru                              388,326   4,832,577
 2 Газета.Ru                             371,719   5,948,940
 3 Fomenko.Ru: супер-игра "эро-ПОЦЕЛУЙ"  327,424   2,859,662
 4 Omen.ru: Фото девушек  Знакомства 
   Анекдоты  MP3  Ссылки               276,618   1,012,359
 5 Каталог LIST.RU                       270,426   1,443,388
 6 Анекдоты из России                    268,190   6,130,749
 7 Чертовы Кулички                       264,294   1,404,716
 8 РИА "РосБизнесКонсалтинг"             253,591  12,142,840
 9 Lovers.Ru: найди себе "Любовника"     236,376   2,676,966
10 TopList - рейтинг ресурсов Интернет   227,431   1,836,498

НОЯБРЬ 2000
 N Название                               Хосты     Хиты
-- ------------------------------------- ------- -----------
 1 Mail.ru                               742,193  59,831,663
 2 Lenta.Ru                              597,914   6,840,081
 3 Газета.Ru                             535,538   8,295,632
 4 Omen.ru: Фото девушек  Знакомства 
   Анекдоты  MP3  Ссылки               444,359   2,371,459
 5 Fomenko.Ru: супер-игра "эро-ПОЦЕЛУЙ"  382,421  24,659,351
 6 Анекдоты из России                    364,077   6,695,378
 7 РИА "РосБизнесКонсалтинг"             352,839  12,504,965
 8 Каталог LIST.RU                       351,109   1,880,231
 9 Чертовы Кулички                       350,924   2,439,413
10 НТВ.ru                                302,937   2,409,719

ДЕКАБРЬ 2000
 N Название                               Хосты     Хиты
-- ------------------------------------- ------- -----------
 1 Mail.ru                               749,157  58,143,904
 2 Lenta.Ru                              568,002  6,211,251
 3 Газета.Ru                             484,272  6,577,390
 4 Omen.ru: Фото девушек  Знакомства 
   Анекдоты  MP3  Ссылки               457,767  2,548,377
 5 Fomenko.Ru: супер-игра "эро-ПОЦЕЛУЙ"  400,590 22,276,228
 6 Анекдоты из России                    367,660  6,597,228
 7 Чертовы Кулички                       361,613  2,376,762
 8 Каталог LIST.RU                       355,223  1,946,160
 9 РИА "РосБизнесКонсалтинг"             326,614 11,635,241
10 НТВ.ru                                312,214  2,512,950



Особенности национальных счетчиков.
-----------------------------------
http://www.netoscope.ru/expert/2001/02/02/1445.html
Андрей Травин andrew@guitar.ru

На заглавных страницах российских ресурсов иногда можно насчитать более десятка
внешних счетчиков, каждый из которых обладает различной функциональностью и
настолько же различной полезностью для сайтовладельца. Настоящий обзор представляет
основные характеристики и текущее положение на рынке ведущих систем статистики
и рейтингов.

Многообразие национальных сетевых счетчиков - особенность русского Интернета,
которая нигде в Европе не наблюдается столь же выпукло. К примеру, на заглавной
странице Pesni.ru указано: "Сайт учаcтвует в рейтингах: Rambler, Top.List.Ru,
Ranker, Rmc.Msk.Ru, One.Ru, 3p.Com, Mafia Top100, Kiev'99, SpyLog, Fair.Ru,
1000 Stars". Хотя названия некоторых популярных систем статистики здесь не упомянуты
(Count.ru) или устарели (Ranker), эта строчка способна послужить нам эпиграфом.

Отечественных счетчиков много, а последнее их исследование, оформленное в виде
публично-доступного обзора, было проведено Тимофеем Бокаревым еще в марте 1999-го.
Не изменило эту ситуацию и то, что, начиная со второй половины 2000 года (то
есть фактически с того времени, когда TopList и SpyLOG обошли по числу участников
своих рейтингов Rambler Top100), счетчики стали актуальнейшей темой в новостях
русского Интернета.

Значительную часть обзора составляют характеристики и текущее положение на рынке
ведущих систем статистики и рейтингов.

Rambler's Top100
----------------
Сервис Rambler's Top100 начал работу в марте 1997 года и оказался первым счетчиком-рейтингом
в России. Сравнение ресурсов ведется по числу уникальных IP-адресов (за вычетом
публичных proxy-серверов) - показателю, который наиболее трудно подделать. Введенные
"Рамблером" понятия "хиты" и "хосты" в русской транскрипции стали общеупотребительными
в русском Интернете. Top100 связан в представлениях специалистов с именем Дмитрия
Крюкова. Но в настоящее время над этим проектом работает команда из семи человек
под руководством Алексея Тутубалина, известного сетевой общественности в качестве
"отца русского Apache".

Для пользователя Rambler's Top100 в большей мере является каталогом ресурсов,
а не системой статистики. Сам рейтинг принимает 105 тысяч уникальный посетителей
в день (согласно анализу собственных логов с помощью WebTrends) и ежедневно
создает от 200 до 300 тысяч переходов на русские сайты. При этом распределение
таких кликов по различным категориям крайне неравномерно. Почти ничего не дает
лидерство в категориях "Классификаторы", "Литература", "Электронная коммерция"
и многих других (например, первое место в категории "Компании" давало "Лаборатории
Касперского" 2 процента трафика, а сайты, которые находятся в первой десятке
различных категорий, получают обычно около 0,5 процента своего трафика). А скажем,
в категории "Путешествия" или в первой тройке "СМИ и периодика" отдача весьма
неплоха и может ежедневно достигать полутора тысяч хитов на один сайт. Всего
же из счетчика Top100 было сделано уже более миллиарда запросов на другие ресурсы.

Rambler's Top100 не предоставляет расширенной статистической информации сайтам-участникам.
В декабре открылась новая версия счетчика Top100, в которую добавлен географический
отчет и ухудшен интерфейс выдачи статистики. Зато новая версия программы увеличила
нагрузочную способность системы в несколько десятков раз. Недавно первый аудит
рейтинга Top100 проводила компания PricewaterhouseCoopers. Основными его компонентами
было исследование защищенности системы от сбоев, включая подсистемы архивации/хранения
данных.

1000Stars
---------
Рейтинг 1000Stars открыт в тестовом режиме 25 декабря 1997 года (дату перевода
сервиса в рабочий режим мне установить не удалось). Первый отечественный счетчик,
обсчитывающий более, чем одну страницу. Фиксирует посещаемость по методике,
разделяющей понятие "посетитель", идентификация которых производится по "жетонам"
(cookies), и "хост". В первый год развития оказывался в центре мини-скандалов,
связанных со странностями получаемых результатов и их интерпретацией в пресс-релизах
"Инфоарта" (что даже способствовало рождению жаргонного термина "инфоартистизм").
Отчасти в силу этих причин, составить конкуренцию Top100 по части авторитетного
аудита "Инфоарту" не удалось. Число сайтов-участников к началу 2000 года - примерно
10 тысяч. Выигрышная особенность счетчика - рейтинг ресурсов по отдельным регионам
России и странам мира. Нынешний владелец системы - Golden Telecom.

Aport Top 1000
--------------
Aport Top 1000, ранее известный как RankeR, предлагает подход "один счетчик
- много страниц". К началу 2000 года его использовали 15 тысяч ресурсов. Данная
служба была первоначально создана ростовским провайдером Infocom в 1998 году
и стала настолько быстро развиваться, что провайдер вынужден был закрыть сервис
в том же году (мощность его каналов оказалась недостаточной, а расширять их
в финансовых условиях августа 1998 года казалось невозможным). В начале 1999
года компания "Агама" полностью выкупила за полторы тысячи долларов технологию
и базу пользователей RankeR. (Это была одна из самых дешевых сделок на российском
интернет-рынке, сравнимая, пожалуй, только с продажей компанией Stins Coman
своей баннеробменной сети BannerPoint за 1 миллион показов в BannerBank). Благодаря
этой покупке служба RankeR, замороженная на несколько месяцев, ожила в марте
1999 года.

Наиболее значительные внешние нововведения были сделаны в ней в летом того же
далекого года: программная часть ядра системы была полностью переписана, реализован
новый дизайн сайта и счетчиков (каждый из которых стал доступен в 26 цветовых
вариантах), изменена и пополнена статистика. В следующие полтора года развитие
сервиса происходило в соответствии с планом его интеграции с поисковой машиной
(и каталогом) Апорт, что в конечном счете было отражено и в названии.

Ведущие сайты Рунета в целом проигнорировали столь сросшийся с их конкурентами
счетчик, поэтому в настоящее время реальное значение Aport Top 1000 именно как
рейтинга незначительно, несмотря на его весьма развитый рубрикатор. Нынешний
владелец системы - Golden Telecom.

TopList
-------
Рейтинг TopList, ранее известный как Counter List.ru, запущен в августе 1998
года, а в июне 1999 года получил свое нынешнее название. Предоставляет большинство
необходимых отчетов по динамике визитов, посещению отдельных страниц и источникам
посещений, является одним из трех счетчиков Рунета, который исследует пересечение
аудиторий сайтов. В общем рейтинге соревнуются участники всех категорий, кроме
"Романтики и секса". Часть зарегистрированных участников TopList используют
его исключительно как удобный служебный инструмент - без участия в рейтинге.
Особенность счетчика в том, что после исключения из рейтинга, как правило, не
происходит отказа от обслуживания (удаления счетчика). Таким образом, число
реально установленных счетчиков TopList всегда более чем на три тысячи превышает
число участников рейтинга, указанное на начальной странице сервиса. В конце
июля 2000 года TopList обогнал по числу сайтов, участвующих в рейтинге, Rambler's
Top100, а по общему числу счетчиков - SpyLOG. Однако лидерство TopList продолжалось
не более одного квартала (сейчас в нем немногим более 60 тысяч ресурсов).

TopList фактически создан тандемом М. Зотов (программирование) - Г. Клименко
(финансирование и постановка задач). Никаких пиаровских мероприятий вокруг счетчика
до сих пор замечено не было, а маркетинг компании netBridge, достигший заметных
успехов в деле популяризации проектов электронный коммерции, оказался на удивление
беспомощным в деле продвижения technology.

SpyLOG
------
Можно сказать, что сервис SpyLOG (его самоназвание - "система анализа ресурсов")
стартовал 15 ноября в 1999 года, когда был заблокирован известный в Рунете счетчик
посещений Count.ru и его пользователям было предложено переходить на домен Spylog.ru.
Однако, как сообщил PR-менеджер компании SpyLOG Алексей Басов, днем рождения
проекта официально принято считать 29 ноября 1999 года, когда в этой системе
зарегистрировался 50-й ресурс.

C весны 1999 года группой молодых программистов под руководством Андрея Андреева
и Петра Зайцева была начата разработка нового счетчика SpyLOG, который был призван
занять лидирующие позиции в нише счетчиков-трекеров (tracker). В этой нише уже
существовали RankeR и Count.ru, однако ни тот, ни другой не сумели окончательно
вытеснить из Рунета два ведущих зарубежных счетчика HitBox и eXTReMe Tracker.

Декларативно новая система статистики была ориентирована не только на российский
рынок. Однако дальше одновременной (со spylog.ru) регистрации домена spylog.com
дело не пошло (есть мнение, что система с таким названием вообще никогда не
будет иметь успеха на Западе). А вот в российской части сети SpyLOG оказался
весьма востребован. По своей организации ранний SpyLOG был ближе всего именно
к HitBox'у, в рейтинге которого в то время участвовали 350 тысяч сайтов, в том
числе около 1000 русских. Hitbox был жутко перегружен, иногда не грузился и
от него легко отказывались русские сайты - в пользу SpyLOG. В начале 2001 года
в SpyLOG зарегистрировалось уже 98 тысяч ресурсов.

Принято считать, что SpyLOG занял нишу сервиса для вебмастеров. Но реально его
целевая группа шире. К примеру, для рекламиста отчеты "Пути по сайту" и "Точки
входа" позволяют найти решение одной из ключевых проблем баннерной рекламы:
куда направлять баннеры - на начальную страницу, на разделы или на отдельные
публикации (подразумевается, что сами баннеры рекламируют отдельные публикации
и найти на них ссылку с "морды" в общем случае нельзя). Умозрительно такую задачу
решить не удается (по крайней мере, надежно), TopList в этом деле - также не
помощник. Следовательно, остается либо провести все три эксперимента (что хлопотно),
либо применить WebTrends Log Analyzer (что дорого), либо воспользоваться статистикой
SpyLOG.

Вообще, у SpyLOG достаточно много выигрышных позиций. Одна из них - весьма хорошо
подготовленная группа отчетов "География" (реальное распределение посетителей,
загрузок или хостов ресурса по странам и городам), по которой его пытается догнать
Ramnler's Top100 в своем обновленном варианте. Система SpyLOG использует географическую
базу с информацией о 245 странах и 2 500 российских населенных пунктах (это
- характерный пример превосходства статистики SpyLOG над тем, что можно получить
с помощью WebTrends).

14 августа 2000 года компания SpyLOG объявила о смене своей рыночной стратегии.
Под этой обтекаемой формулировкой подразумевалось, в том числе, предоставление
в ближайшем будущем части сервисов SpyLOG на коммерческой основе. Тогда еще
никто не подозревал, что одной из первых таких платных услуг станет размещение
кода счетчика SpyLOG без соответствующей картинки. Другим компонентом новой
стратегии было предложение SpyLOG в качестве независимого аудитора русского
Интернета. Есть, что SpyLOG взял на себя слишком много, так как техническое
обеспечение сервиса оставляет пока желать лучшего.

Магистральная линия развития SpyLOG находится в сфере провайдерства сервисов
приложений (ASP), то есть предоставления в аренду и обслуживание необходимого
клиенту набора приложений на своей технологической площадке.

One.ru
------
Рейтинг One.ru появился в декабре 1999 года. Изначально One.Ru был создан студией
Deluxe для мониторинга собственных проектов. Благодаря тому, что не существовало
запрета на вступление в рейтинг, One.Ru превратился в каталог и в настоящее
время позиционируется как нечто среднее между статистической системой и каталогом-классификатором.
Говоря в более общем виде, бизнес-модель этого проекта - найти нишу на рынке,
не толкаясь локтями с его ведущими участниками. Поэтому будущее этой системы
пока не может быть обрисовано определенно за исключением того, что, как и в
других системах, будут введены ограничение на участие в данном рейтинге с целью
повышения его качества.

Сравнение счетчиков
-------------------
На приведенной диаграмме представлен рейтинг охвата (индекс цитирования в процентах)
ведущих отечественных счетчиков, согласно исследованиям One.Ru (а точнее студии
Deluxe). Эти данные получены с помощью "робота-паука". Они имеют, на мой взгляд,
весьма достоверный вид, и в том числе тем, что с одной стороны, подтверждают
заявления представителей Rambler от том, что их рейтинг охватывает около 60%
аудитории Рунета, и с другой стороны, опровергают заявления представителей SpyLog
об охвате их системой 96% Рунета.

Счетчик         индекс цитирования
--------------- ------------------
rambler.ru               60
list.ru                  59
spylog.ru                47
one.ru                   30
ranker.ru                29
mafia.ru                 25
1000stars.ru             20
supertop.ru              12
kiev.ua                  10
count.ru                  9

Другое важное (для темы данного обзора) исследование студии Deluxe под названием
"Генераторы трафика: рейтинги" более удобно изучать в виде текстовых данных,
чем в виде диаграммы мелкого формата (преимущество Rambler в данном "виде состязания"
настолько весомо, что остальные участники смотрятся неразборчиво):
Rambler's Top100 - 68,54%,
Top.One.ru       - 10,06%,
Aport Top100     -  9,10%,
Top.List         -  4.32%,
SpyLOG           -  2,62%,
1000 Stars       -  2,42%,
Count.ru         -  2,12%,
SuperTop.ru      -  0,92%.
Результаты, по крайней мере, качественно отражают реалии, а задавшись целью
изучить методику исследования, можно найти причины появления на втором месте
One.ru.

Померяться ценниками...
-----------------------
TopList, Rambler Top100, Aport Top1000... Если смотреть только на названия,
то ставки растут. Какова же на сегодня стоимость счетчиков русского Интернета?
К примеру, осенью 2000 года Андрей Андреев хотел продать SpyLog за 4 миллиона
долларов. Позже цена предложения была снижена до 1 миллиона (в числе адресатов
этого предложения был и Rambler). Однако, найти покупателя не удалось и в настоящее
время крайне ограничено само число потенциальных покупателей. Тем не менее,
во время недавнего семинара РОЦИТ я попросил его участников оценить счетчики
на начало 2001 года. Владимир Мартиросов оценил рейтинг One.Ru в 50-100 тысяч
долларов. Оценка Rambler's Top 100, прозвучавшая из уст директора управления
технологий АО "Рамблер" Игоря Ашманова - около 10 миллионов долларов. (Для сравнения:
25 человек, работавших в Rambler до получения им инвестиций, зарабатывали на
рекламе 25-30 тысяч долларов в год, и предприятие было доходным; после инвестиций
проект станет доходным при самом оптимистическом сценарии не ранее, чем к концу
2002 года).

Перспективы
-----------
Top100 демонстрирует "ландшафт" русского Интернета, который можно построить
только на основе очень простых правил. Перевод Rambler's Top100 в режим обсчета
всех, а не одной страницы сайта, нарушил бы подобное равновесие. Поэтому многостраничный
Rambler's Top100 появится в начале 2001 года как отдельный дополнительный рейтинг,
сопутствующая услуга. Любые другие новинки в Top100 также будут вводиться весьма
осторожно. По словам Игоря Ашманова, "Rambler не планирует экспансию на рынок
интернет-статистики".

Вектор развития в новом веке проекта TopList не очевиден. Минимизация стоимости
его выхода в лидеры вызывает уважение, но сейчас, когда в деле развития других
счетчиков участвуют целые команды (включая PR-менеджеров), они могут в какой-то
момент получить решающее преимущество над TopList. Однако представляется, что
TopList имеет сейчас минимальную ротацию участников (то есть сравнительно меньшее
число попыток поставить счечик просто на предмет "попробовать" или ненадолго
появиться в рейтинге по каким-то стратегическим соображениям). В свете возможного
будущего объединения netBridge и Port.ru говорить о будущности этого счетчика
пока слишком преждевременно.

На запрос "Нетоскопа" о том, как будут позиционироваться Top 1000 и 1000Stars
в рамках одного холдинга, создатель "Апорта" Евгений Киреев ответил, что "это
вопрос, пока нерешенный".
One.ru собирается применить свой рейтинг для создания торгового ряда электронных
магазинов.

SpyLOG имеет столь обширные планы на ближайший год и новое тысячелетие, что
приходится изложить их, опустив большую часть подробностей.
Недавно был анонсирован пакет услуг SpyLOG Basic+, который может быть востребован
в основном популярными корпоративными сайтами, которым необходима статистика
за значительные промежутки времени и для которых присутствие на страницах чужого
логотипа малодопустимо.

Буквально на днях для пользователей SpyLOG открылась возможность заказать аналитическое
исследование по своему сайту, группе сайтов или целому сектору рынка. Коммерческие
исследования проводятся аналитиками SpyLOG в рамках проекта "Глобальная статистика".
В январе или феврале будет анонсировано корпоративное решение SpyLOG Provider
Solution (SpyLog-Analyzer - название продукта в рамках этого предложения). Это
система централизованного анализа Log-файлов серверов, позволяющая хостинг-провайдеру
предоставить своим клиентам услуги по выдаче интернет-статистики с глубиной
и подробностью системы SpyLOG. Более того, архитектура продукта допускает объединение
данных, полученных на основе анализа Log-файлов, с данными, собранными счетчиком.

По словам PR-менеджера SpyLOG Алексея Басова, проводится работа "в направлении
разворачивания системы SpyLOG в Европе. Первую страну назвать трудно, поскольку
рассматривается несколько вариантов. По всей видимости, это будет одна из стран
Восточной Европы. Сроки точно не определены, все зависит от хода переговоров,
скорей всего, открытие сервиса на одном из национальных европейских рынков состоится
уже в феврале".

С одной стороны, отечественные счетчики двигаются в сторону большей достоверности.
Скажем, в самом сложном отчете - географическом - сведения из базы RIPN дополняются
данными, полученными из обзвона провайдеров, выясняются отклоняющиеся адреса
по региональным сеткам. (Кстати, в США географический таргетинг гораздо более
затруднен, потому до одной трети всех ежедневных посетителей из Штатов выходят
через proxy-сервер AOL). С другой стороны появляется все больше синтетических
(то есть полученных из нескольких исходных) отчетов, а SpyLOG даже замахнулся
на анализ поведения посетителей сайта, когда те пребывают в онлайн за его пределами.



Инвестиции продолжаются.
------------------------
http://internet.ru/article/articles/2001/02/03/4986.html

Пожалуй, главным событием недели (27.01.01 - 02.02.01), по мнению Internet.ru,
стало известие о покупке австрийским холдингом Red-stars.com AG пакета акций
рекламного агентства Promo.ru, которое возглавляет Тимофей Бокарёв -- один из
первых рекламистов в российском Интернете. О сделке пока не объявлено официально,
но, скорее всего, будет объявлено на следующей неделе. Неизвестно, будет ли
обнародован её размер, но в сентябре прошлого года Red-stars.com намеревался
инвестировать в Promo.ru $2 млн. Правда, ситуация с инвестициями в Рунете тогда
была несколько иной.

В последнее время Red-stars.com заметен на рынке своей инвестиционной активностью.
В декабре было объявлено о приобретении холдингом стратегического пакета акций
Actis Systems. Размер сделки тогда не был оглашён, но её участники заявляли,
что она является одной из крупнейших в истории российского Интернета. В ноябре
Red-stars.com купил 43% акций компании St. Access.com data GmbH, которой принадлежит
англоязычное издание о интернет-рынке России и Восточной Европы Stockaccess.com.
Видимо, инвестиционный кризис коснулся холдинга в меньшей мере, возможно, потому,
что его основным акционером является австрийская компания Siemens AG Österreich,
не так сильно зависящая от положения дел на NASDAQ.



Иностранные инвестиции в интернет-технологии
российского online-бизнеса: благо или изъятие капитала?
-------------------------------------------------------
Обзор ecom.aport.ru

Вопрос, поставленный в названии статьи, кому-то может показаться риторическим
и практически не поддающимся разрешению, но сам факт того, что западные технологии
превалируют на российском рынке, заставляет задуматься. Внедряя свои передовые
технологии, лидирующие западные компании успешно завоёвывают российский виртуальный
рынок не только на уровне банальной купли-продажи ТНП, но и по сути, «подсаживают»
всю систему обращения деловой информации на своё программное обеспечение.

Банально, но СМИ отчего-то предпочитают молчать о том, что такие высокотехнологичные
монстры телеиндустрии как компания Intel делают большие успехи на ниве развития
электронной коммерции в России. Так, например, незаслуженно был оставлен без
внимания факт проведения ряда информативных семинаров по проблемам благоприятного
развития е-коммерции компанией Intel в таких крупных городах как Нижний Новгород,
Екатеринбург, Омск, Новосибирск и др. в прошлом году. Интересен сам факт проведения
подобных семинаров, целью которых является ознакомить новоявленных российских
бизнесменов с азами е-коммерции, а заодно и предложить (естественно, далеко
не бесплатно) готовые варианты бизнес-планов развития виртуального бизнеса,
сетевую продукцию, клиентские решения, а также всевозможные проводные и беспроводные
технологии развития электронного бизнеса, которые необходимо лишь подкорректировать
под реальные условия деятельности отдельных предприятий. Причём преимущественно
речь здесь идёт не о мелких дельцах, а о серьёзных предприятиях, желающих расширить
рынок сбыта своего товара. Иными словами, уменьшив затраты на рекламу в средствах
массовой информации, получить максимальную прибыль.

Интересен в этом плане опыт ряда крупных отечественных компаний, принявших направление
развития электронного бизнеса по западному образцу. Среди них можно выделить
компанию Формоза, Гута Банк и ряд других весьма респектабельных акул бизнеса.
Они предпочли не просто совершение ряда одноразовых сделок купли-продажи, а
пошли дальше в том плане, что предложили сотрудничество своим клиентам по послепродажной
поддержке и обслуживанию, обеспечению упрощённого взаимодействия с партнёрами
и прочие виды услуг оказываемых по средствам Сети. Ведь для многих не секрет,
что именно Гута Банк стал первопроходцем развития в России интернет-банкинга
(управления денежными средстваминаходящимися на счёте клиента через интернет).
Такой набор услуг предполагает превращение электронной коммерции в большой и
серьёзный бизнес, который не ограничивается только продажей и покупкой товаров
и услуг через Сеть для получения прибыли. На поддержание работоспособности таких
колоссальных мощностей необходимо сделать качественно новые информационно-технические
вливания, чего возможно достичь лишь путём приобретения технологий западного
образца. Получается замкнутый круг в развитии российского виртуального бизнеса:
экспансия западных товаров и услуг, с одной стороны, и невозможность обойтись
своими силами и средствами для поддержания работоспособности систем и баз данных
без западных же высоких технологий - с другой.

Иностранные инвесторы уверены, что у России большое будущее в сфере электронной
коммерции. По официальным данным статистики, в 2001 году предполагается 75%
прирост пользователей интернета среди российских предпринимателей. Данный прогноз,
несомненно, не может не радовать, однако не может и не огорчать в том плане,
что увеличение количества пользователей Сети приведёт к ещё более стремительному
вложению капитала в западные высокие технологии, а следовательно, и к реальному
оттоку денежной массы за рубеж.

Так можно ли добиться достаточно серьёзного развития технологий будущего в паутине
российского интернета без существенного ущерба для интересов государства и общества?
Этот вопрос возможно разрешить лишь только законодательным урегулированием таких
аспектов как поддержание и развитие отечественных высоких технологий, которые
бы не уступали, а по ряду параметров и превосходили бы западные аналоги. Упуская
такие важные вопросы из правового поля зрения, отечественный законодатель допускает
существенные ошибки, которые в последствии могут обернуться невостребованностью
ряда отраслей отечественной интернет индустрии, а также их крайней отсталостью.
В этой связи уместно было бы сделать ряд следующих предложений, а именно: в
первую очередь, увеличить объём инвестиций в сферу образования, затем разработать
ряд экономических мер позволяющих развернуться отечественным товаропроизводителям
программного обеспечения. Далее для усиления эффекта, возможно проведение определённого
набора мероприятий, направленных на если не ликвидацию, то, по крайней мере,
резкое уменьшение количества нелегально ввозимой и необлагаемой таможенными
пошлинами продукции - результатов интеллектуальной деятельности западных разработчиков.

В идеале, корректное проведение всех этих мер, несомненно, даст положительный
эффект, но способны ли народные избранники сделать первый шаг в правильном направлении
до сих пор остаётся, увы, загадкой…




======================================================================
                             МИРОВАЯ СТАТИСТИКА
======================================================================

Лучшие рекламодатели 2000 г.:
офф-лайн компании, интернет брэнды, веб сайты и пр.
---------------------------------------------------

CMR подвела итоги 2000 года и представила всеобщему обозрению лидирующие пятерки
компаний в четырех категориях:

Офф-лайн рекламодатели
 ......................
компания       потрачено на рекламу потрачено на рекламу % роста
                      в 2000 г.           в 1999 г.
-------------- -------------------- -------------------- -------
General Motors     47 970 252 $       24 415 015 $         96.5
Microsoft          25 543 844 $       37 043 153 $        -31.0
BankOne            25 244 750 $       25 928 051 $        -02.6
IBM                24 280 579 $       31 917 595 $        -23.9
AT&T               18 494 874 $       13 488 819 $         37.1


Интернет брэнды
 ...............
компания       потрачено на рекламу потрачено на рекламу % роста
                      в 2000 г.           в 1999 г.
-------------- -------------------- -------------------- -------
Barnes & Noble
Store + Online     15 903 892 $       10 210 771 $         55.8

Amazon.com
Store +Online      15 042 511 $       12 063 569 $         24.7

AmeriTrade
Brokerage +Online  14 325 577 $        4 681 271 $        206.0

WebMD Info Service
+ Online           14 139 577 $        2 581 599 $        447.7

Casino on Net
+ Online           13 189 177 $        2 275 951 $        479.5


Сайты, лидеры по доходам
 ........................
компания       потрачено на рекламу потрачено на рекламу % роста
                      в 2000 г.           в 1999 г.
-------------- -------------------- -------------------- -------
Yahoo             442 336 726 $      276 199 351 $         60.2
Excite Network –
Excite.com        249 248 846 $      162 073 525 $         53.8
Lycos             190 261 291 $      114 003 750 $         75.8
CNET              167 309 781 $      100 671 750 $         66.2
Netscape          134 623 234 $       82 661 915 $         62.9


Секторы экономики – лидеры по
Расходам на он-лайн рекламу
 .............................
компания       потрачено на рекламу потрачено на рекламу % роста
                      в 2000 г.           в 1999 г.
-------------- -------------------- -------------------- -------
СМИ и реклама     542 155 702 $       295 630 950 $        83.4

Розничная
торговля          510 853 232 $       294 353 349 $        73.6

Компьютеры и ПО   445 739 930 $       344 307 084 $        29.5

Финансы           294 130 173 $       212 276 467 $        38.6

Развлечения/
Локальные услуги  261 269 500 $       156 748 116 $        66.7



Интернет статистика от NetValue – итоги декабря 2000 г.
-------------------------------------------------------
http://netvalue.com

Количество пользователей интернет

США        84 689 000
Германия   12 603 000
Англия     11 599 000
Франция     6 872 000
Испания     2 898 000
Дания       2 254 000
Мексика     1 592 000

Количество дней (за месяц), которые пользователи проводят в интернет

США        11.9
Германия   11.0
Испания    10.7
Дания      10.6
Франция    10.1
Англия      9.5
Мексика     9.2

Статистика по ВЕБ

              Кол-во дней         кол-во показов   продолжительность
              в Веб               страниц          кол-во часов
              на 1 пользов.       на 1 пользов.
------------- ------------------- ---------------- -----------------
Франция              9.2              723.8                6.2
Англия               8.7              626.5                5.8
Германия            10.2              819.0                6.8
Испания              9.9              828.6                8.7
Дания                8.9              680.6                5.1
США                 11.2             1058.7               11.5
Мексика              8.8              729.2                8.8

======================================================================
                         МАРКЕТИНГ. E-COMMERCE
======================================================================

Как обеспечить качество в Интернет? (Ensuring E-quality).
---------------------------------------------------------
http://www.e-commerce.ru/selection/eng/

Применимы ли к Интернет-проектам те же критерии качества, что и к любым другим
или же все ваши знания давно устарели?

Поначалу Интернет (включая и его бизнес-направления) развивался стихийно, без
правил и опасений. Но после того как стал падать индекс Nasdaq, возбуждение
уcтупило место практическим размышлениям, и в первую очередь, о качестве.

По мнению специалистов, в течение последнего года ситуация на рынке говорит
о том, что Интернет вступает в новую фазу развития, это вызвано необходимостью
полностью отвечать требованиям развивающейся электронной коммерции и бизнеса.
Но возникает вопрос, отличаются ли Web-проекты настоящего от просто проектов
прошлого, изменились ли требования к их качеству, повлияло ли на это развитие
Интернет?

По-прежнему многие считают, что поскольку Интернет - это совсем другой мир,
который не вписывается ни в какие рамки и правила, то и действовать в нем надо
соответственно - творчески, не загадывая наперед, не боясь последствий. Такой
подход, действительно, имел место быть, но на заре развития Интернет, когда
большими темпами развивались контент-сайты, где главный упор делался на содержание,
искусство, дизайн...

Но природа Интернет-проектов меняется. Сейчас они в большей степени ориентированы
на бизнес, и поскольку упускать сделки крайне нежелательно, качество таких проектов
должно быть более высоким. К сожалению, происходит обратное. В соответствии
с имеющимися данными, в США в период с 1997 по 1999 годы уровень различного
рода погрешностей при разработке программного обеспечения снизился приблизительно
на

10 %, в то время, как за период 1999-2000 гг. параллельно с замедлением темпов
развития Интернет, качество программного обеспечения упало на 15 %. Дело в том,
что многие стараются все делать со скоростью Интернет, что неумолимо сказывается
на качестве. Как известно, скорость не всегда равняется качеству, но подлинное
качество всегда равно скорости.

Подход к качеству должен включать в себя заранее определенный шаблон, предлагающий
лучшие варианты решений для разных бизнес-систем. Это должен быть своего рода
каркас, чтобы с одной стороны, вам не приходилось для решения каждой бизнес-проблемы
придумывать новый вариант действий, а с другой стороны, вам не нужно было всякий
раз использовать одну и ту же цепь операций.

Как уже отмечалось выше, некоторые придерживаются точки зрения, что обыкновенные
подходы к качеству не действуют в сфере Интернет. На самом деле, по мнению представителей
компании Shell Energy Services, нет особой разницы между Интернет-проектами
и всеми прочими. Для некоторых из них, действительно нужно делать небольшие
поправки к качественному подходу, но это в большей степени относится к сущности
самого проекта, чем к сфере, в которой он осуществляется.

Shell Energy Services часто занимаются разработкой Интернет-проектов, рассчитанных
на короткий срок действия. По их словам, в таких проектах они могут позволить
себе то, что неприемлемо для длительных проектов, где требования к качеству
более серьезные. Точно также они поступают и в работе над другими проектами,
не связанными с Интернет.

Но консультанты из компании Cutter Consortium считают, что к качеству Интернет-проектов
надо подходить с особой "облегченной" меркой, поскольку их отличает высокая
скорость, изменчивость и нестабильность. Здесь вопрос заключается в том, как
облегчить и поддерживать качество и одновременно увеличить скорость и гибкость.

Естественно, существуют разные подходы к качеству, одна методология не подходит
всем, хотя бы потому, что Интернет - сфера весьма изменчивая и гибкая. Но какой
бы подход вы не выбрали - легкий, тяжелый или смешанный - главное, он должен
помогать экономить время, а не расточать его.



Реклама как двигатель онлайновой торговли.
------------------------------------------
http://ecom.aport.ru

Известно, что реклама является двигателем торговли. Причем “двигает” этот “агрегат”
не только торговлю в реальном мире, но теперь и в виртуальном. Однако с течением
времени и с постепенным изменением требований, предъявляемых к рекламе со стороны
аудитории, ее воспринимающей, создатели рекламы должны разрабатывать все новые
технологии и подходы к потенциальному потребителю, чтобы условно называемый
“двигатель” не терял мощности. В связи с этим рынок рекламных услуг постоянно
обновляется, а тенденции, развивающиеся в данном секторе, заслуживают самого
пристального внимания со стороны как опытных аналитиков, так и профессионалов
многих других профессий.

Каждый мало-мальски посвященный в телевизионные баталии россиянин уже знает,
что в конце каждого тура знаменитой игры “Поле Чудес” полюбившийся многим Леонид
Якубович произносит магическую фразу “рекламная пауза”, после чего следует целый
блок рекламы. Загляните в архив передачи, и сразу поймете, насколько современные
ролики, предложенные отечественными рекламными агентствами, отличаются от демонстрировавшихся
год или два тому назад. Разница поразительна. На смену несколько скучным и простым
телевизионным заставкам приходят все более богато оформленные рекламные ролики,
выполненные не без участия талантливых гениев в области компьютерной графики.
К слову, более осмысленной и “веселой” стала реклама по радио, подчас совсем
оригинальную форму принимают объявления рекламного характера в печатных изданиях.

Похожие процессы происходят и в онлайне. Однако в отличие от телевидения, радио
и прессы, Интернет сегодня привлекает гораздо большее внимание богатеньких рекламодателей,
как что-то еще до конца не изученное, увлекательное, завораживающее. В настоящий
момент трудно сказать, что ожидает рекламу онлайн в будущем. Парадокс сложившейся
ситуации заключается в том, что вместе со снижением затрат компаний на рекламу
своей продукции в Сети (в Германии в декабре 2000 года онлайновые рекламодатели
израсходовали на 300 тысяч долларов меньше, чем в ноябре, а в Великобритании
вместо 16,3 миллионов долларов в ноябре на Веб-рекламу спустя месяц было затрачено
лишь 15,9 миллионов долларов) растет уверенность аналитиков в том, что рекламная
деятельность в Интернет очень перспективна. Так, специалисты Forrester Research
полагают, что в этом году европейский рынок рекламных услуг онлайн вырастет
на 70% с 620 миллионов долларов до 1,08 миллиарда долларов. Создатели портала
Yahoo!, фактически существующего за счет рекламы, ни сколь не сомневаются в
том, что в 2001 году смогут заработать на рекламной деятельности на 20% больше,
чем в прошлом. Эксперты Meyers Group уверены, что к 2005 году Интернет-реклама
затмит собой телевизионную. Но, как бы то ни было, на самом деле, очевидно,
что сектор рекламных услуг в Сети продолжит пребывать в центре внимания на протяжении
еще долгих лет.

Модель развития российского рынка онлайновой рекламы представляется на сегодняшний
день более определенной, чем европейского в целом. Основные тенденции – неординарный
подход к Интернет-пользователю, исключающий практически полностью использование
надоевших баннеров, брэндинг – более узкая специализация на пропаганде торговой
марки компании. Наиболее широко рекламируемые товары – товары народного потребления.
Значительный акцент делают особенно западные партнеры не на бессмысленном заманивании
толп Интернет-пользователей на страницы своих ресурсов, а на целенаправленном
привлечении заинтересованных в товарах или услугах посетителей. В связи с этим
наиболее распространенными рекламными моделями становятся не схемы типа “cost
per click” (CPC), а напротив, “cost per visit” (CPV) или “cost per registered
visit” (CPRV). То есть компания – рекламодатель оплачивает не каждый показ своего
баннера, а любой заход на ее Веб-страницу Интернет-пользователя, который регистрируется
в базе данных компании, либо становится ее клиентом. Разумеется, это сложнее,
однако, во-первых, размер оплаты за каждого зарегистрированного клиента иногда
настолько высок, что позволяет покрыть расходы порталов на работу с потенциальными
клиентами и стимулировать их стремление привлечь таковых как можно больше, а
во-вторых, Интернет как раз и представляет собой такую среду, в условиях которой
легче всего воздействовать на целевую аудиторию. Впрочем, многое зависит и от
самой аудитории, от ее “объема”. По данным различных информационных агентств
российский Интернет-сектор насчитывает на сегодняшний день порядка 2,3 миллионов
пользователей. Много это, или мало, судить не нам, а тем компаниям, которые
все же решаются представить свою продукцию в российском Интернете. Однако, принимая
во внимание активность, с которой последние осваивают его просторы, этого вполне
достаточно.

Все больше отечественных и зарубежных компаний интересуются возможностью организации
онлайновой рекламной кампании, однако, этот интерес пока не слишком осмысленный,
то есть многие пытаются пока лишь определиться, стоит вкладывать в рекламу в
российском сегменте Сети, или все-таки нет. “Первопроходцами” можно смело считать
L’Oreal, Lipton, Coca-Cola.

Тем не менее, фирм, предоставляющих свои услуги по проведению онлайновых презентаций,
становится все больше, и пока не многие из них решили для себя забросить столь
перспективное дело, по данным IMHO которое к 2002 году будет оцениваться в 15
миллионов долларов. Среди молодых, многообещающих участников бизнеса, можно
назвать IMA Group, появившегося на свет в результате сотрудничества VESTA Eurasia
и рекламного холдинга ADV Group, AdWatch, заручившегося поддержкой ActisSystems
и SK Communications, iVI, V6, BBDO. Почти все они уже успели проявить себя в
деле, однако наиболее оригинальным способом заявила о себе, наверное, все-таки
AdWatch. В начале января она провела собственную PR-акцию, суть которой заключалась
в отборе нескольких онлайновых изданий, освещающих проблемы и тенденции Интернет-рекламного
бизнеса, и выплате им гонораров за работу. Одним из таковых оказался проект
“Интернет и Инвестиции”, который получил взамен на размещение логотипа AdWatch
на своих страницах сумму, покрывающую 40% ее общих расходов. Интересно, что
создатели ни одного издания до последнего и понятия не имели о своем участии
в своеобразном конкурсе. Поэтому результаты, особенно для некоторых, оказались
очень неожиданными и приятными.

Хотелось бы верить, что спустя несколько лет ни одна из этих фирм не объявит
о своем закрытии, а напротив, будет развиваться и вместе с тем развивать отечественный
онлайновый рынок рекламных услуг, одним из завсегдатаев которого, возможно,
когда-нибудь станет и Леонид Якубович, чей телевизионный образ уже не столь
интересен, как еще пару лет назад.

======================================================================
Материалы рассылки также публикуются на сервере http://ricn.ru – Russian Internet
content News в разделе «RICN-статистика» (http://www.ricn.ru/statistika) и на
сервере проекта «Инфорс» http://www.infors.ru.

======================================================================
Подписаться на рассылку вы можете по адресу:
http://subscribe.ru/catalog/inet.review.imarketing
======================================================================

Рассылку подготовила Дарья Насибулина daria@puntosclub.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное