Эта
статья не была в плане, и я не хотел освещать вопросы, затронутые здесь. Но
ко мне стало приходить очень много писем с просьбой взглянуть на тот или иной
сайт. По большей части свое мнение я высказывал в частной переписке, но хождения
по сайтам привели меня к идее этой статьи. То что я написал - мое личное видение
проблемы дизайна, кто-то может с ним не согласиться. И опять же я не претендую
на полноту изложения - слишком много подходов, тонкостей, нюансов.
Работа с изображениями
Задание фона страницы
Немного
о дизайне
Добавление
простого изображения
Взаимоположение
изображения и текста
Добавление
альтернативного текста к картинке
Создание
ссылок на картинке
Создание
ролловеров
Создание
навигационной панели
Создание
Карт изображений
Итак, с момента выхода
прошлой рассылки вы уже, вероятно, поэкспериментировали с различными вариантами
фона и текста, добившись удивительного сочетания мелкого текста на рябом фоне.
Не смейтесь, это ошибка многих начинающих, и такие же ошибки делал и я когда-то.
В принципе, эта рассылка не освещает художественные проблемы дизайна, но судя
по количеству писем с просьбой посмотреть на тот или иной сайт и прокомментировать
дизайн, мне стоит уделить этому некоторое время.
Сразу предупреждаю, что
я не художник, а потому в этой части статьи буду ориентироваться только на свой
вкус и здравый смысл. А на вкус и цвет...
Давайте зададим себе вопрос,
а на кой черт нам нужен этот дизайн? Подавляющее большинство людей, которым
я задавал этот вопрос отвечали - ну, чтоб красиво было. Я задаю следующий вопрос
- а зачем? Вы, вероятно, довольно много бродите по интернету в поисках чего-то
интересного. Скажите, учитывая что плата за соединение взимается посекундно,
много ли вы тратите времени на осмотр достопримечательностей интернета? А если
нет, то тогда зачем вы тратите кучу времени на наворачивание в страничке всяких
красивостей? Заметьте, я не против красивого дизайна, я спрашиваю зачем он?
Ответ прост - воздействие
на подсознание зрителя. Вспомните, когда вы бродите по интернету, с какой скоростью
вы листаете ссылки? Вы успеваете осознать и оценить страничку? По видимому нет,
поскольку со многих страниц вы уходите, даже не дождавшись загрузки. А остановить
этот забег, в котором сознание принимает мало участия, можно только зацепив
вас чем-то, так, что вы вначале останавливаетесь, а потом решаете, что же именно
вас здесь остановило. А вот зацепить вас может в первую очередь дизайн. Что
то необычное, к примеру. И при этом нужно учитывать аудиторию. Не буду обсуждать
достоинства и недостатки решений, просто объясню их причины. Взгляните на ядовито-зеленый
фон http://irina.sourex.com Этот фон заставит
поморщиться делового человека или дизайнера, но зацепит ребенка, на что он и
рассчитан. А вот еще пример - http://www.vagroup.ru
- элегантная страничка дизайнерской группы. Вы можете проскочить эту страничку
при свободном поиске, но остановитесь если вас интересует дизайн - и дизайн
этой конкретной странички выполнил свою задачу номер 1 - он остановил
пользователя раньше, чем пользователь успел что-либо сообразить.
И вот только в этот момент
он начинает думать. Но это не означает что подсознание теперь отключилось. Оно
продолжает активно вести за собой пользователя. Есть старый трюк - быстро назовите
имя великого русского поэта. Пушкин? А плодовое дерево. Яблоня? Весь фокус этого
трюка в слове "быстро". Сознание не включилось, сработало подсознание,
но вы то думаете, что ответили вполне осознанно :) То же самое и у пользователя.
Он остановился, но только начал задумываться, а подсознание уже подсовывает
ему свое мнение. А пользователь принимает это мнение за чистую монету. Именно
в эти несколько секунд у пользователя формируется мнение: нравится - не нравится;
формирует его подсознание, сознание только проснулось и зафиксировало ответ.
И что же тогда является фактором, который вынес вердикт? Дизайн. Он выполнил
(или не выполнил :) задачу номер 2 - сформировал отношение пользователя.
И сделал он это на основе установки - в лачуге редко лежат алмазы. А во дворце
жить не по карману. А потому вы должны продумать кого вы хотите остановить и
удержать. Слишком бедный дизайн скажет посетителю, что здесь ловить нечего.
Слишком богатый - средний пользователь решит, что эта контора имеет слишком
высокий ранг для него. Вот еще пример: http://www.d-t.narod.ru
(ссылка публикуется с согласия авторов) Если успеть вчитаться, то оказывается,
что это сайт двух мальчишек, которые всерьез увлекаются музыкой. Ну-ка скажите,
задача 1 и 2 выполняются? Для того что бы понять, нужно заставить себя вчитаться.
Ребята очень молоды, им трудно поставить это в вину, они учатся. Но взгляните
на свой сайт и решите для себя - ваш дизайн соответствует первым двум задачам?
Надеюсь, соответствует. Тогда идем дальше.
Пользователь остановился,
ему здесь понравилось и он начинает рассматривать картинку. Не читать, не разглядывать
изображения, а рассматривать картинку в целом. Если вам не лень загляните еще
раз www.vagroup.ru (ей-Богу - это не в порядке
рекламы, ребята ни очем не просили, просто просили заглянуть - и сайт мне понравился,
да и по теме он как раз) куда сразу тянет взгляд? Влево, на меню. Теперь кликните
на прайс куда тянет взгляд? Когда открывается окошко - на прайс. Когда начинаешь
читать - глаз ловит мельтешение слева и подсознание уводит внимание от прайса.
К счастью, здесь этот эффект проявляется мало, все-таки сайт сделан профессионально,
но я хотел показать сам принцип. Взгляните на рекламное объявление, которое
сделал наш художник для небольшой компании: http://home.sourex.com
Эта страничка по качеству дизайна уступает предыдущей, но здесь есть именно
те решения, о которых я говорю. Во-первых мелькающие шарики уводят взгляд к
тексту. Первые буквы фиксируют на нем внимание. Если взгляд уходит от текста
- то внимание фиксируется на апплете с картинками, что опять же помогает решить
назначение этой странички. Таким образом, дизайн помогает решить задачу номер
3 - повести внимание посетителя в ту точку, которую вы считаете важной,
удержать интерес пользователя на тех вещах, которые важны в самом деле. Поэтому
я в своей работе избегаю навороченных меню - они уводят внимание зрителя от
прайса :) (Опять же замечу, что навороченное меню у ребят вполне оправдано,
потому как им нужно показать свои возможности).
И наконец, задача номер
4 - привести пользователя на сайт еще раз. Это не просто - призыв занести
в "Избранное" вашу ссылку всего лишь с помощью одного клика делу не
поможет, скорее навредит. Не знаю как у вас, а у меня избранное - каталог может
и поменьше яхушного, но рыться там - дохлый номер. И заносить туда левую ссылку
никто не станет. Ваш сайт должен быть полезен. Тогда он осядет в Избранном.
Школа Веб (можно я чуть-чуть похвастаюсь и приму важный вид? ;) набирает и посетителей
и подписчиков не благодаря дизайну - он сугубо утилитарен - а благодаря тому,
что эта информация оказалась полезной многим людям, и они запомнили сайт. Отсюда
делаем вывод - задачу 4 - удержание посетителя - решает сознание. Отношения
сознания и подсознания здесь похожи на семейные: все решает муж, выслушав предварительно
все, что сказала жена.
Таким образом, профессиональный
подход к дизайну странички несколько иной, чем у обычного художника. Вначале
нужно определить, что именно вы хотите от посетителя. Затем - как этого добиться,
где надо поводить пользователя и куда его привести. Пользователь гордится тем,
что он самостоятельно приниммает решения куда ходить, куда нет. И куда идет?
Куда удобно. А куда удобно? Куда "мышь ползет". А мышь ползет, куда
тянется его взгляд, куда его ведет подсознание. Вначале нужно продумать маршрут
пользователя, а уж потом все это рисовать.
И наконец, сделав страничку,
ее надо проверить. Для этого пригласите человека, который никогда эту страничку
не видел. Это важно - я например сам не могу оценить эфективность свое странички
- мне мешает знание мотивов, на основании которых я принимал решения. Пусть
он походит по страничке, по сайту, а вы проследите за тем, куда направлен его
взгляд, куда "мышь ползет". И спросите его через несколько дней, что
он запомнил на сайте. И сделайте выводы. Недавно меня попросили взглянуть на
один тематический сайт. Там было очень много банеров, удобный, но неброский
интерфейс. Прошло всего лишь пару дней, но я запомнил что погода в Питере в
тот день была такая же, как и у меня в Торонто (там был и такой, халявный, по
видимому сервис), но не помню ничего про пожарное дело. Задача 3 не была выполнена,
пользователь не вернется на сайт. На крупных компаниях на компьютере тестера
стоит видеокамера, которая отслеживает направление взгляда человека. И поверьте,
степень обнаженности груди у девушки, рекламирующей бюстгальтеры (да простит
меня моя женская аудитория) рассчитывается с математической точностью - чуть
меньше - и фотография потеряет часть привлекательности в глазах той части населения,
которая оплатит своим девушкам этот самый предмет. Чуть больше, и на этот бюстгальтер
никто смотреть не станет, будут пялиться выше :)
Таким
образом, за время нашего знакомства, вы уже знаете чего хотите, разобрались
немного с рабочим инструментом, научились делать каркас сайта с помощью текстовых
заготовок и ссылок, разобрали, для чего нужен дизайн. Теперь вам нужно определиться
с идеями этого самого дизайна, подобрать фон - он задаст тональность вашей страничке,
и приступить к оформлению. Несколько следующих занятий будут посвящены чисто
техническим вопросам, за это время вы сможете набросать макет странички и подобрать
заготовки и картинки. А затем мы все это соберем вместе.
И в
заключение одна полезная ссылка - Компания DMTS, которая специализируется на
выпуске обучающих курсов для профессионалов сейчас предлагает два своих продукта
- курс обучения по
Dreamweaver и по
Flash на компакт-дисках. Вообще стоимость курсов этой компании по нашим
меркам не малая - от 150 до 370. Для меня приятной находкой было то, что именно
два самых необходимых для меня курса компания высылает бесплатно. В данном случае
компания берет небольшие деньги только за пересылку, причем заказывать можно
несколько дисков сразу. Разумеется, если для вас ваш сайт - хобби, то 10$ за
пересылку - большие деньги. Но если вы занимаетесь всерьез, или претендуете
на работу за рубежом или для иностранного клиента - то это может вам помочь.
Если
вы не получали предыдущих выпусков, найти их вы сможете на сайте
рассылки