Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпиши себе успех. Деловое письмо по сути, а не по правилам. 'Скока-скока?' Сообщаем адресату цену


НОВОСТИ - книга с новой главой + копирайтинг | ПОЛЕЗНОСТИ - как писать о цене

What Watt? by Tim Fishlock

Новости

В этом выпуске у нас действительно важная новость. Первый тираж "Искусства делового письма" практически распродан. Запускается второе издание - доработанное. В нем будет новая глава про продающие письма. Отрывок из этой главы мы и публикуем в этом выпуске.

Тема продающих писем вообще в последнее время занимает в моей работе все больше времени. Вот и ближайший WEB-мастер-класс, который мы проведем в июне с Алексом Айвенго, тоже посвящен продающим текстам. Он называется "Копирайтинг... для нормальных людей". Расскажу только одну фишку - весь мастер-класс обойдется вам во столько, сколько зарабатывают копирайтеры за 1000 авторских знаков текста. Всего. А остальное - смотрите на сайте.

Полезности

В 2010 году английский художник и дизайнер Тим Фишлок решил попрощаться с электрическими лампами накаливания. Почти полтора века эти привычные круглые лампы со спиралью внутри освещали дома и улицы Европы — а потом их решили постепенно заменить новыми, энергосберегающими.

Прощание вышло необычным: Тим собрал вместе 1243 лампы и изготовил из них ажурный, похожий на облако шар диаметром больше метра. Внутрь шара художник поместил единственную энергосберегающую лампу — благодаря этой лампе вся конструкция превратилась в необычную люстру с подтекстом.

Разглядывая фотографию этой люстры в Интернете, я подумала: а ведь, похоже, у продавцов электрических ламп появляется новый класс покупателей — те, кому эти лампы нужны не только как источник света, но и как материал для творчества. Поиск в Сети быстро подтвердил мою догадку.

По запросу «произведения из лампочек» я обнаружила статью о том, как в Мадриде молодые дизайнеры выстроили из ламп целую стену-экран. Затем поисковик выдал ссылку на сайт французской художницы, создающей из все тех же ламп кашпо для цветов и столовые наборы для специй. Наконец, мне встретился американский сайт под заголовком «Все об электроосвещении», где была выложена подробная инструкция по сборке светящихся гроздьев из ламп своими руками.

Намечалась тенденция — и поставщики электрических ламп по всему миру скорее всего заметили ее раньше, чем я. А значит, пока я любовалась причудливыми кашпо и солонками, они думали, как эту тенденцию использовать. Как достучаться до творческих людей, как предложить им свои лампы, в том числе и в продающем письме. Или продающем тексте для сайта.

Собственно, о продающих текстах я и собиралась писать, а на историю с лампочками наткнулась случайно в поисках примеров. Взяться за эти тексты меня убедили читатели. В первом издании «Искусства делового письма» не было отдельной главы, посвященной продающему письму, но как только книга вышла, на меня посыпались письма с вопросами.

«Я продаю молодежную одежду (горные велосипеды, электромассажеры, спортивное питание), — писали мне читатели. — Как предложить этот товар клиенту письмом? Какие приемы из книги использовать? С чего начать, чем закончить, как написать о цене?» Вопросов было так много, что, посоветовавшись с издательством, я решила дописать для второго издания новую главу и подробно рассмотреть в ней процесс написания продающих текстов. 

Что вызывает у начинающих продавцов самое сильное беспокойство, что причиняет основной дискомфорт? Конечно же, разговор о цене. Пока расхваливаешь товар, все обычно идет как по маслу: о хорошей вещи и говорить приятно. Но рано или поздно приходит время отвечать на вопрос «сколько стоит?», и тут нас подстерегают проблемы. А вдруг цена не понравится? А вдруг покупатель решит, что дорого? А вдруг эта тема вообще возникнет в разговоре не вовремя и беседа развалится, так и не завершившись продажей?

Споры о том, в какой части продающего письма называть цену, ведутся не один год, да, пожалуй, и не один век. Мы сталкиваемся здесь с классическим конфликтом интересов. Покупатель хочет узнать цену как можно раньше — продавцу выгодно как можно дольше эту цену не раскрывать.

Чтобы показать почему, я обычно описываю на тренингах такую ситуацию. По улице идет девушка, и вдруг в витрине магазина она видит платье. Платье девушке нравится. Девушка понимает, что именно в таком платье она будет неотразима на ближайшей клубной вечеринке. Она давно мечтает именно о таком фасоне, к тому же по цвету платье идеально подходит к недавно купленным туфлям!

Девушка входит в магазин, рассматривает платье поближе, пробует на ощупь ткань, прикладывает ее к лицу, чтобы оценить, насколько ей подходит такой оттенок, — и наконец замечает ценник: платье дороговато. Не настолько, чтобы она не могла его себе позволить, но все-таки. Как вы думаете, что происходит дальше?

Думаете, наша девушка разворачивается и уходит из магазина без покупки? Как бы не так! Она рассуждает: у меня неплохая зарплата, перспективы карьерного роста… Я так много работаю, так редко себя балую… Разве я не заслужила хотя бы одно действительно стильное платье? А может быть, именно в этом платье я встречу свою судьбу? Может быть, именно благодаря ему на меня обратит внимание тот, кто раньше не замечал… И вот кошелек уже открывается, платье покупается — и довольная девушка отправляется дальше с обновкой.

А теперь представьте альтернативный сценарий. По улице идет девушка, видит в витрине платье, а рядом крупно написанный ценник. «А, понятно, это дорогой магазин», — думает девушка и идет дальше. Деньги остаются у нее в кошельке, и никакой прибыли наш честный магазин не получает.

Вы скажете: «Но мы же много раз видели, что магазины пишут цену в витрине крупными буквами, чтобы ее было видно издалека. Значит, так тоже можно!» Ну да, так бывает — но какая это обычно цена? Правильно, низкая! Такую цену можно писать на самом видном месте, можно размахивать ею как флагом — и не исключено, что именно она привлечет покупателя.

Но если вашу цену низкой не назовешь, то не стоит с ней торопиться. Лучше сначала добиться, чтобы покупатель заинтересовался товаром, влюбился в него, а уж потом раскрывать карты. Но только с умом!

Представьте, что мы хотим указать в письме цену за набор лампочек для одной средней скульптуры — не такой, как у Тима Фишлока, а поменьше, скажем, до полуметра. Пусть такой набор стоит, к примеру, 6000 рублей.

Недорого? Но я легко могу представить себе человека, который, увидев эту цифру, возмутится: «Шесть тысяч? За лампочки? Бред какой-то!». Лампочки зачастую ассоциируются у людей с чем-то недорогим, бросовым, и сумма в 6000 рублей может их напугать. Поэтому важно не просто назвать адресату эту сумму — нужно еще поместить ее в правильный контекст.

Сколько придется потратить, чтобы украсить свой офис скульптурой из традиционного материала — камня, металла или пластика? Допустим, 30–40 тысяч рублей. По сравнению с этими цифрами наши шесть тысяч — просто копейки! Вот об этом и надо говорить адресату!

Чтобы показать, что наша цена не так уж и велика, мы добавляем в письмо еще один блок — блок оправдания цены. Он может идти до того, как мы назовем цену, или после — в зависимости от того, насколько эта цена велика. Если, увидев сумму, читатель может упасть в обморок, лучше начать с оправдания. Если же сумма более-менее приемлема и привычна, оправдание можно оставить и «на закуску».

Оформители экономят на наших лампочках десятки тысяч рублей — ведь одна небольшая офисная скульптура из металла или пластика обходится в 30–40 тысяч, а набор лампочек и фурнитуры для изготовления подобной скульптуры обойдется вам всего в шесть тысяч.

С чем, в принципе, можно сравнить цену, чтобы она показалась невысокой?

Во-первых, с пользой, которую адресат получит от покупки, если, конечно, эту пользу можно представить в денежном выражении. В продающем письме это можно сформулировать так:

Говорят, что в России книги пишут не ради денег. Может, и так, но просчитать эффективность проекта все равно не грех. Средняя сумма авторского гонорара составляет сегодня 10% от оптовой цены тиража. Оптовая цена — в районе 180 рублей за экземпляр. Средний тираж — 3000 экземпляров. Итого, если книга нравится и ее покупают, вы получаете больше 50 000 рублей уже с первой партии, не считая последующих допечаток. А узнать, как написать книгу, которая понравится, на нашем вебинаре можно всего за 1000 рублей. Отличная норма прибыли и отличный повод записаться прямо сейчас, пока конкуренты раздумывают.

Если измерить пользу не получается, можно сравнить цену нашего товара с ценами альтернативных товаров — конечно, если альтернативные цены выше наших. Варианты могут быть такими:

А еще веб-тренинг — это серьезная экономия. Участие в традиционном тренинге стоит сегодня не меньше 15 000 рублей, а получить те же знания дистанционно, не выходя из дома и, как говорится, без отрыва от производства, вы можете всего за 7000 рублей.

И наконец, можно сравнить цену со стоимостью предлагаемого пакета бонусов — например, так:

Для всех записавшихся на тренинг мы подготовили специальный подарок на сумму более 20 000 рублей. Это набор из 5 аудиокурсов «Как выступать публично и добиваться успеха», а также годовая подписка на самый популярный в России журнал об ораторском искусстве «Слово победителю». Вы получите все это бесплатно, если примете участие в тренинге. Стоимость участия — всего 8000 рублей!

Мы для своих лампочек использовали вариант сравнения с альтернативами. Но представьте, что в нашем распоряжении оказалась бы информация о том, что стильный дизайн офиса повышает продажи в этом офисе на 30%! В таком случае мы, конечно, применили бы прием сравнения с пользой.

Это конечно не все хитрости - остальные читайте в новом издании книги!

Удачи!

 

В избранное