Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Сентябрь 2002 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
29
|
|
30
|
Автор
Гость
Статистика
40 подписчиков
за неделю
за неделю
Этическое воспитание
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Уважаемые подписчики, просим вас помнить о том, что рассылаемые вам материалы являются СОБСТВЕННОСТЬЮ! Поэтому запрещается полная или частичная публикация данных материалов в печатных изданиях и иных средствах массовой информации без разрешения авторов. Нарушение закона об авторском праве влечет за собой ответственность! *** Защита психики детей и подростков как необходимая функция семьи и школы Шемшурин А.А. аспирант Госнии семьи и воспитания РАО. (Из "Этическое воспитание" № 3, 2002) Случайными ли были события, произошедшие в начале июня в Москве во время футбольного матча Россия – Япония? Видеокадры и фотографии погромов центра Москвы были показаны во многих странах мира, напечатаны в газетах, опубликованы на многих сайтах Интернета. Основные герои данных событий – подростки. Важно вспомнить этот сюжет для того, чтобы вдуматься, насколько колоссальна агрессия подрастающего поколения, выплеснувшаяся в данный момент. Агрессия представляет собой защитную функцию психики, которая может иметь следующие значения: - сохранение целостности Эго (т. е. Я личности). - компенсаторный механизм. - повышенная агрессивность как свойство личности, сформиро- ванное в процессе индивидуального развития. - проявление мотива жестокости, властолюбия, насилия. - защита Эго при чувстве страха и неуверенности в себе. - внутренняя враждебность к неудовлетворительным условиям среды. Опираясь на психологический анализ рассматриваемой ситуации и исследования, проведенные в современной подростковой среде, мож- но сделать вывод, что у подростков в момент погромов агрессия за- ключалась во всех перечисленных значениях. Следовательно, данная ситуация напрашивалась сама собой, и в условиях, где милиция про- явила попустительство и где наверняка нашлись люди, провоцирую- щие подобные беспорядки, она проявилась немедленно. Таким образом, причина заключается в семейной, социальной и образовательной политике; распущенности СМИ; отказе школ зани- маться воспитанием; декларировании насилия, власти и денег в качестве приоритетов современного общества; бездействии и криминали-зации правоохранительных органов. Остановимся на этом подробнее. Многие семьи на сегодняшний день заняты проблемой «выживания», есть множество неполных семей, семей неблагополучных, что негативно сказывается на воспитании в семье, которое является во многих случаях неполноценным. В результате у детей формируется чувство недоверия и такие качества как хитрость, злость, враждеб- ность. Это происходит уже и в дошкольном возрасте. Психика такого ребенка травмирована, и это сказывается на его дальнейшей судьбе. Социальная политика сегодня не соответствует потребностям насе- ления, что является серьезной причиной формирования агрессивности у детей и родителей. Очень серьезные пробелы наблюдаются в образовательной политике: перегрузки детей, методологические погрешности в инновационных дисциплинах, бюрократизация образовательного пространства, трансформация внутренних проблем школы на хозяйственно- материальные нужды, нарушение механизмов взаимодействия учите- лей – детей – родителей (в частности жесткие рамки ответственности школы перед родителями), и другое. В сегодняшнем обществе СМИ являются очень серьезным источником проблем для детей, подростков и взрослых в том числе. Первым злом является реклама. В ней есть свои механизмы воздействия на психику, которые полезны для реализации товара, но вредны для человека. Среди таких механизмов используются: - Эротические мотивы. Применяются очень часто. В них большой вред для детской психики, о чем многие просто не думают. Психика ребенка не готова к восприятию этих сюжетов и такой нагрузке. Дети невротизируюся, утомляются, становятся беспокойными, у подростков формируется половая несдержанность. В школе дети младшего возраста (не говоря о старшем) позволяют непристойный юмор, скандалят, капризничают, сопротивляются учеб- ной нагрузке. - Агрессивные мотивы. У детей формируется потребность агрес- сивного поведения. - Использование фрустрации (эмоциональных переживаний при трудности достижения цели). Это реклама таких сюжетов, в которых нельзя оттереть плиту или унитаз, быстро помыть посуду, избавиться от запора. Порвалась рубашка, испачкались джинсы, и, конечно же, кариес. В любом случае дети получают негативную эмоциональную нагрузку, психика быстро утомляется. - Различные механизмы внушения (НЛП, латеральное программи- рование, гипносуггестия, эриксонианский гипноз и др.). Такая реклама представляет как правило яркий эмоциональный сюжет, который прямо или опосредованно убеждает зрителя в полезности рекламируемой вещи. Такие сюжеты имеют «побочные» воздействия на психику, приносящие большой разрушающий вред, поскольку ракурс событий таких сюжетов весьма неожиданный и меняется несколько раз в 5-10 секунд. Например, реклама сникерса – «не тормози, сникерсни», М & М, Рыжий Ап, спрайт – «не дай себе засохнуть» и др. - Реклама, в которой перечисленные механизмы используются в комплексе. Это наиболее распространенный вид рекламы, который приносит вред сразу по нескольким направлениям. Кроме того, сам сюжет рекламы, который дети усваивают как обра- зец поведения, часто является аморальным и неприличным. Второе зло СМИ – это множество боевиков, мультфильмов, комиксов и журналов агрессивного содержания. Современные мультфильмы, боевики и детективы демонстрируют агрессивное поведение, насилие, жестокость, как средство борьбы за справедливость (или просто как воплощение могущественной угрозы). В любом случае, сознание и подсознание ребенка усваивает эти модели как реальность окружающей действительности (поскольку в противовес боевикам и детективам показываются только примитивные комедии и часто также с насилием) и как норму поведения. Возможно, здесь заключается ответ на вопрос: почему дети такие агрессивные? Если внимательно посмотреть на разнообразие детских рисунков, то можно заметить, насколько в большинстве своем они агрессивны по содержанию. Если рядом с этими рисунками положить современные комиксы и детские журналы, то сходство будет весьма заметным. Образы, отраженные в комиксах, усваиваются подсознанием и продолжают «существовать» там, проявляясь в детских играх, поведении и общении. Третье зло СМИ – современные развлекательные передачи, которые культивируют в людях низменные мотивы власти, подлости, лич- ностного доминирования, агрессии, предательства, насилия и т. п. Это такие передачи как «За стеклом», «Слабое звено», «Последний герой», «Русская рулетка», «Окна» и др. Во всем негативном содержании состояния современного общества мы наблюдаем бездействие правоохранительных органов и массовый отказ школ заниматься воспитанием, что позволяет детям и подрост- кам втягиваться в антисоциальные группировки, становиться средст- вом для наркобизнеса и других преступлений. Среди детей и подростков происходит массовый упадок культуры, гуманности, ценностных ориентаций. В связи с выше изложенным необходимо сделать вывод: защита психики детей и подростков – это необходимая функция семьи и школы. Выполнение её - важный, пусть маленький шаг по выходу об- щества из кризиса. Перечислим несколько советов учителям и родителям по защите психического состояния детей и подростков: Родителям: 1. Уделите внимание воспитанию ребенка – в школе этим могут не заниматься. Ваше внимание к воспитанию ребенка поможет больше, чем школа. 2. Ограничьте просмотр телевизора. Нежелательно, чтобы ребенок младше 8 лет смотрел телевизор больше часа в день, а ребенок млад-ше 14 лет больше 2-х часов. 3. Научитесь сами и научите вашего ребенка отключать звук теле- визора в тот момент, когда идет реклама. Это уменьшит ее вредное воздействие. 4. Обращайте внимание, во что и с кем играет ваш ребенок. Отне- ситесь к этому серьезно, мягко и корректно ограничьте общение ре- бенка с «нежелательными детьми и взрослыми». 5. Не покупайте ребенку комиксов и журналов с агрессивным со- держанием, отслеживайте мультфильмы, которые смотрит ваше чадо. 6. Если у вас дома есть компьютер и интернет, то к интернету кон- тролируйте доступ (там много непристойных материалов). Не забы- вайте, что компьютерные игры тоже вредны как телевизор, и их со- держание может быть весьма агрессивным. 7. Не стесняйтесь интересоваться у ребенка или подростка, с кем и как он общается, как дела в школе, что он переживает. Такие беседы не должны иметь навязчивый контролирующий характер, а могут строиться с позиции «партнерских» отношений. 8. Не будьте слишком требовательны к школьной успеваемости. У каждого разные способности, и многие школьные методики препода- вания оставляют желать лучшего. Учителям: 1. Не перегружайте детей учебным материалом. Их психика итак надорвана. 2. Обращайтесь за помощью к школьной психологической службе, отнеситесь серьезно к комментариям и советам психолога (за исклю- чением тех случаев, когда психолог имеет статус изгоя или «странного» человека). 3. Если у ученика не получается усваивать материал в требуемом программой качестве, не оказывайте давления, найдите для него ин- дивидуальный уровень. 4. Не впадайте в негодование, если ученик позволил неприличную шутку или большую дерзость. Оставьте его на минуту после урока и объясните моральную сторону этого вопроса. 5. Не ищите конфликта с родителями – они хотят просто преодо- леть проблемы, как и вы, отнеситесь с пониманием к их агрессии. 6. Используйте в уроках творческую познавательную деятельность. Для примера можете взять из этого номера статью Григораша В. В. «Взаимосвязь этического воспитания и творческой познавательной деятельности младших школьников». 7. Организуйте хотя бы в своем классе уроки этики или другие формы этического воспитания. Мы придерживаемся мнения, что этическое воспитание в школе должно быть обязательным компонентом учебного процесса, а в семье – ведущим средством социализации ребенка. Этическое воспитание – это целостный, хоть и нелегкий путь при- общения ребенка к культуре, гуманности, духовным ценностям, чув- ству собственного достоинства. Культурные нормы, нравственные традиции, духовные ценности – это то, что присваивается психикой. Если этого не происходит, то психика разрушается под влиянием других воздействий. Для организации этического воспитания в семье и школе требуется создание соответствующих условий, среды, психологического клима- та. В настоящее время мы собираемся разрабатывать модель интегра- ции психологической службы и этического воспитания на базе школы № 164 г. Москвы. Об опыте этой работы с детьми, родителями и учи- телями и важных советах мы будем писать в следующих номерах журнала. *** Системе воспитания этической культуры Шемшуриной А.И. присуждена премия Президента РФ Путина В. В. *** ИНДЕКС ДЛЯ ПОДПИСКИ НА НАШ ЖУРНАЛ "Этическое воспитание" 38568 - Он претендует на лучший журнал по воспитанию. Текущая подписка по зеленому каталогу в любом почтовом отделении. А на первое полугодие 2003 года можно подписаться и по каталогу агенства "Роспечать" - индекс: 81887 *** С 22 по 24 апреля 2002 года наша лаборатория совместно с Министерством образования РФ провела Всероссийскую конференцию по воспитанию этической культуры детей и подростков. Подробная информация об итогах опубликована на новом сайте http://etika.narod.ru *** Внимание! В журнал "Этическое воспитание" принимается реклама. Стоимость размещения рекламы на 1 полосе (полоса = 145 х 210) состовляет 1.000 рублей. По вопросам размещения созвонитесь с нами или свяжитесь по E-MAIL. *** --В следующей рассылке будут опубликованы материалы из второго номера журнала "Этическое воспитание" за 2001 год. *** --У нас вы можете приобрести все вышедшие номера журнала, методические разработки занятий (полный курс на учебный год) по 5, 6, 7, 8, 9 классам и для детей 5-6-ти лет. Для этого позвоните, закажите на нашем сайте или по e-mail. *** --Вы можете присылать свои материалы в наш журнал, которые могут быть опубликованы. *** --Подробная информация о нас и о нашей деятельности на сайте www.ethos.narod.ru, где также вы можете задать все интересующие вас вопросы, оставить сообщения в гостевой книге. *** --Контактная информация: т.: (095) 246-48-53 - вторник, четверг., (095) 181-32-24 - понедельник, среда, пятница., e- mail: ethos@yandex.ru *** --Мы лучшие в сфере этического воспитания. Оставайтесь с нами...
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||