Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Этическое воспитание

  Все выпуски  

Этическое воспитание


Информационный Канал Subscribe.Ru


Уважаемые подписчики, просим вас помнить о том, что
рассылаемые вам материалы являются СОБСТВЕННОСТЬЮ! Поэтому
запрещается полная или частичная публикация данных материалов в
печатных изданиях  и иных средствах массовой информации без
разрешения авторов. Нарушение закона об авторском праве влечет
за собой ответственность!
                           ***

       Защита психики детей и подростков как необходимая
                 функция семьи и школы
    Шемшурин А.А. аспирант Госнии семьи и воспитания РАО.
                 (Из "Этическое воспитание" № 3, 2002)

Случайными ли были события, произошедшие в начале июня в Москве
во время футбольного матча Россия – Япония? Видеокадры и
фотографии погромов центра Москвы были показаны во многих
странах мира, напечатаны в газетах, опубликованы на многих
сайтах Интернета. Основные герои данных событий – подростки.
Важно вспомнить этот сюжет для того, чтобы вдуматься, насколько
колоссальна агрессия подрастающего поколения, выплеснувшаяся в
данный момент.
Агрессия представляет собой защитную функцию психики, которая
может иметь следующие значения:
- сохранение целостности Эго (т. е. Я личности).
- компенсаторный механизм.
- повышенная агрессивность как свойство личности, сформиро-
ванное в процессе индивидуального развития.
- проявление мотива жестокости, властолюбия, насилия.
- защита Эго при чувстве страха и неуверенности в себе.
- внутренняя враждебность к неудовлетворительным условиям среды.
Опираясь на психологический анализ рассматриваемой ситуации и
исследования, проведенные в современной подростковой среде, мож-
но сделать вывод, что у подростков в момент погромов агрессия за-
ключалась во всех перечисленных значениях. Следовательно, данная
ситуация напрашивалась сама собой, и в условиях, где милиция про-
явила попустительство и где наверняка нашлись люди, провоцирую-
щие подобные беспорядки, она проявилась немедленно.
Таким образом, причина заключается в семейной, социальной и
образовательной политике; распущенности СМИ; отказе школ зани-
маться воспитанием; декларировании насилия, власти и денег в
качестве приоритетов современного общества; бездействии и
криминали-зации правоохранительных органов. Остановимся на этом
подробнее.
Многие семьи на сегодняшний день заняты проблемой «выживания»,
есть множество неполных семей, семей неблагополучных, что
негативно сказывается на воспитании в семье, которое является во
многих случаях неполноценным. В результате у детей формируется
чувство недоверия и такие качества как хитрость, злость, враждеб-
ность. Это происходит уже и в дошкольном возрасте. Психика
такого ребенка травмирована,  и это сказывается на его
дальнейшей судьбе.
Социальная политика сегодня не соответствует потребностям насе-
ления, что является серьезной причиной формирования
агрессивности у детей и родителей.
Очень серьезные пробелы наблюдаются в образовательной политике:
перегрузки детей, методологические погрешности в инновационных
дисциплинах, бюрократизация образовательного пространства,
трансформация внутренних проблем школы на хозяйственно-
материальные нужды, нарушение механизмов взаимодействия учите-
лей – детей – родителей (в частности жесткие рамки
ответственности школы перед родителями), и другое.
В сегодняшнем обществе СМИ являются очень серьезным источником
проблем для детей, подростков и взрослых в том числе. Первым
злом является реклама. В ней есть свои механизмы воздействия на
психику, которые полезны для реализации товара, но вредны для
человека. Среди таких механизмов используются:
- Эротические мотивы. Применяются очень часто. В них большой
вред для детской психики, о чем многие просто не думают. Психика
ребенка не готова к восприятию этих сюжетов и такой нагрузке.
Дети невротизируюся, утомляются, становятся беспокойными, у
подростков формируется половая несдержанность.
В школе дети младшего возраста (не говоря о старшем) позволяют
непристойный юмор, скандалят, капризничают, сопротивляются учеб-
ной нагрузке.
- Агрессивные мотивы. У детей формируется потребность агрес-
сивного поведения.
- Использование фрустрации (эмоциональных переживаний при
трудности достижения цели). Это реклама таких сюжетов, в которых
нельзя оттереть плиту или унитаз, быстро помыть посуду,
избавиться от запора. Порвалась рубашка, испачкались джинсы, и,
конечно же, кариес. В любом случае дети получают негативную
эмоциональную нагрузку, психика быстро утомляется.
- Различные механизмы внушения (НЛП, латеральное программи-
рование, гипносуггестия, эриксонианский гипноз и др.). Такая
реклама представляет как правило яркий эмоциональный сюжет,
который прямо или опосредованно убеждает зрителя в полезности
рекламируемой вещи. Такие сюжеты имеют «побочные» воздействия на
психику, приносящие большой разрушающий вред, поскольку ракурс
событий таких сюжетов весьма неожиданный и меняется несколько
раз в 5-10 секунд. Например, реклама сникерса – «не тормози,
сникерсни», М & М, Рыжий Ап, спрайт – «не дай себе засохнуть» и
др.
- Реклама, в которой перечисленные механизмы используются в
комплексе. Это наиболее распространенный вид рекламы, который
приносит вред сразу по нескольким направлениям.
Кроме того, сам сюжет рекламы, который дети усваивают как обра-
зец поведения, часто является аморальным и неприличным.
Второе зло СМИ – это множество боевиков, мультфильмов, комиксов
и журналов агрессивного содержания.
Современные мультфильмы, боевики и детективы демонстрируют
агрессивное поведение, насилие, жестокость, как средство борьбы
за справедливость (или просто как воплощение могущественной
угрозы). В любом случае, сознание и подсознание ребенка
усваивает эти модели как реальность окружающей действительности
(поскольку в противовес боевикам и детективам показываются
только примитивные комедии и часто также с насилием) и как норму
поведения. Возможно, здесь заключается ответ на вопрос: почему
дети такие агрессивные?
Если внимательно посмотреть на разнообразие детских рисунков, то
можно заметить, насколько в большинстве своем они агрессивны по
содержанию. Если рядом с этими рисунками положить современные
комиксы и детские журналы, то сходство будет весьма заметным.
Образы, отраженные в комиксах, усваиваются подсознанием и
продолжают «существовать» там, проявляясь в детских играх,
поведении и общении.
Третье зло СМИ – современные развлекательные передачи, которые
культивируют в людях низменные мотивы власти, подлости, лич-
ностного доминирования, агрессии, предательства, насилия и т. п.
Это такие передачи как «За стеклом», «Слабое звено», «Последний
герой», «Русская рулетка», «Окна» и др.
Во всем негативном содержании состояния современного общества мы
наблюдаем бездействие правоохранительных органов и массовый
отказ школ заниматься воспитанием, что позволяет детям и подрост-
кам втягиваться в антисоциальные группировки, становиться средст-
вом для наркобизнеса и других преступлений. Среди детей и
подростков происходит массовый упадок культуры, гуманности,
ценностных ориентаций.
В связи с выше изложенным необходимо сделать вывод: защита
психики детей и подростков – это необходимая функция семьи и
школы. Выполнение её - важный, пусть маленький шаг по выходу об-
щества из кризиса.
Перечислим несколько советов учителям и родителям по защите
психического состояния детей и подростков:
Родителям:
1. Уделите внимание воспитанию ребенка – в школе этим могут не
заниматься. Ваше внимание к воспитанию ребенка поможет больше,
чем школа.
2. Ограничьте просмотр телевизора. Нежелательно, чтобы ребенок
младше 8 лет смотрел телевизор больше часа в день, а ребенок
млад-ше 14 лет больше 2-х часов.
3. Научитесь сами и научите вашего ребенка отключать звук теле-
визора в тот момент, когда идет реклама. Это уменьшит ее вредное
воздействие.
4. Обращайте внимание, во что и с кем играет ваш ребенок. Отне-
ситесь к этому серьезно, мягко и корректно ограничьте общение ре-
бенка с «нежелательными детьми и взрослыми».
5. Не покупайте ребенку комиксов и журналов с агрессивным со-
держанием, отслеживайте мультфильмы, которые смотрит ваше чадо.
6. Если у вас дома есть компьютер и интернет, то к интернету кон-
тролируйте доступ (там много непристойных материалов). Не забы-
вайте, что компьютерные игры тоже вредны как телевизор, и их со-
держание может быть весьма агрессивным.
7. Не стесняйтесь интересоваться у ребенка или подростка, с кем
и как он общается, как дела в школе, что он переживает. Такие
беседы не должны иметь навязчивый контролирующий характер, а
могут строиться с позиции «партнерских» отношений.
8. Не будьте слишком требовательны к школьной успеваемости. У
каждого разные способности, и многие школьные методики препода-
вания оставляют желать лучшего.
Учителям:
1. Не перегружайте детей учебным материалом. Их психика итак
надорвана.
2. Обращайтесь за помощью к школьной психологической службе,
отнеситесь серьезно к комментариям и советам психолога (за исклю-
чением тех случаев, когда психолог имеет статус изгоя
или «странного» человека).
3. Если у ученика не получается усваивать материал в требуемом
программой качестве, не оказывайте давления, найдите для него ин-
дивидуальный уровень.
4. Не впадайте в негодование, если ученик позволил неприличную
шутку или большую дерзость. Оставьте его на минуту после урока и
объясните моральную сторону этого вопроса.
5. Не ищите конфликта с родителями – они хотят просто преодо-
леть проблемы, как и вы, отнеситесь с пониманием к их агрессии.
6. Используйте в уроках творческую познавательную деятельность.
Для примера можете взять из этого номера статью Григораша В.
В. «Взаимосвязь этического воспитания и творческой
познавательной деятельности младших школьников».
7. Организуйте хотя бы в своем классе уроки этики или другие
формы этического воспитания.
Мы придерживаемся мнения, что этическое воспитание в школе
должно быть обязательным компонентом учебного процесса, а в
семье – ведущим средством социализации ребенка.
Этическое воспитание – это целостный, хоть и нелегкий путь при-
общения ребенка к культуре, гуманности, духовным ценностям, чув-
ству собственного достоинства. Культурные нормы, нравственные
традиции, духовные ценности – это то, что присваивается
психикой. Если этого не происходит, то психика разрушается под
влиянием других воздействий.
Для организации этического воспитания в семье и школе требуется
создание соответствующих условий, среды, психологического клима-
та. В настоящее время мы собираемся разрабатывать модель интегра-
ции психологической службы и этического воспитания на базе школы
№ 164 г. Москвы. Об опыте этой работы с детьми, родителями и учи-
телями и важных советах мы будем писать в следующих номерах
журнала.

***
Системе воспитания этической культуры Шемшуриной А.И.
присуждена премия Президента РФ Путина В. В.

***
ИНДЕКС ДЛЯ ПОДПИСКИ НА НАШ ЖУРНАЛ "Этическое воспитание"  38568 -
 Он претендует на лучший журнал по воспитанию. Текущая подписка
по зеленому каталогу в любом почтовом отделении. А на первое
полугодие 2003 года можно подписаться и по каталогу агенства
"Роспечать" - индекс: 81887

***
С 22 по 24 апреля 2002 года наша лаборатория совместно с
Министерством образования РФ провела Всероссийскую конференцию
по воспитанию этической культуры детей и подростков. Подробная
информация об итогах опубликована на новом сайте
http://etika.narod.ru

***
Внимание! В журнал "Этическое воспитание" принимается реклама.
Стоимость размещения рекламы на 1 полосе (полоса = 145 х 210)
состовляет 1.000 рублей. По вопросам размещения созвонитесь с
нами или свяжитесь по E-MAIL.

***
--В следующей рассылке будут опубликованы материалы из второго
номера журнала "Этическое воспитание" за 2001 год.

***
--У нас вы можете приобрести все вышедшие номера журнала,
методические разработки занятий (полный курс на учебный год) по
5, 6, 7, 8, 9 классам и для детей 5-6-ти лет. Для этого
позвоните, закажите на нашем сайте или по e-mail.

***
--Вы можете присылать свои материалы в наш журнал, которые могут
быть опубликованы.

***
--Подробная информация о нас и о нашей деятельности на сайте
www.ethos.narod.ru, где также вы можете задать все интересующие
вас вопросы, оставить сообщения в гостевой книге.

***
--Контактная информация: т.: (095) 246-48-53 - вторник,
четверг., (095) 181-32-24 - понедельник, среда, пятница., e-
mail: ethos@yandex.ru

***
--Мы лучшие в сфере этического воспитания. Оставайтесь с нами...

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное