Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Декабрь 2002 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
|
30
|
31
|
Автор
Гость
Статистика
40 подписчиков
за неделю
за неделю
Этическое воспитание
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Уважаемые подписчики, просим вас помнить о том, что рассылаемые вам материалы являются СОБСТВЕННОСТЬЮ! Поэтому запрещается полная или частичная публикация данных материалов в печатных изданиях и иных средствах массовой информации без разрешения авторов. Нарушение закона об авторском праве влечет за собой ответственность! *** Этическое воспитание на учебном уроке. Леонова Е.Г. к.п.н. учитель школы 235 г. Москва, научный со- трудник лаборатории воспитания нравственно-этической культуры Госнии семьи и воспитания РАО. «Воспитание – это протянутая рука, побуждение шагать вперед без страха, потому что вы рядом. А это так естественно – учить шагать…» (Спиваковская А.С.). Существует крылатое выражение – «ребенка воспитывает всё». Следуя данному утверждению, можно предполагать, что, приходя в школу, дети оказываются, сами того порой не осознавая, в ситуации целенаправленного воспитательного воздействия со стороны взрослых. И здесь важно, насколько осознанно подходят взрослые к процессу воспитания, насколько продуктивно используются те возможности, которыми располагает школа и процесс обучения, соотносится ли процесс передачи знаний и умений с задачей развития личности учащегося. Ответы на эти вопросы лежат в плоскости анализа совместной деятельности ученика и учителя, поскольку большую часть своего учебного времени ребенок проводит на уроке. Часто приходится слышать, что зачастую урок превращается в скучное, однообразное, стандартное действие. Так ли это на самом деле? Мы провели небольшой опрос среди учеников начальных классов школы № 235. И вот урок глазами учащихся. Урок – это «умственная работа и волшебство» (Соня П.), «школьный праздник» (Надя Ш.), «поучительная история» (Кирилл С.), «пора ума» (Никита К.), «радость и прекрасный сон» (Соня Д.), «знания и счастье» (Катя Л.), «акваланг для погружения в океан зна-ний. Ручка и книга – это фонарик, карта океана» (Рома С.), «капитан, который помогает плыть по морю жизни» (Вера П.), «это маленькое чудо. Жизнь – это ведь тоже большой урок. Уроки в школе – это маленькие частицы большого урока жизни» (Катя М.), «это учебная сказка и грандиозный спектакль, который дарит ученикам учитель» (Даня А.). Таким образом, актуальной видится проблема превращения обычного учебного урока с помощью творчества учителя в «прекрасный сон», «сказку» и «спектакль». Задача не из легких. Для её реализации важно изменить саму структуру урока и преподнести его в соответствующей технологии. А для этого необходимо изменить позицию, отношение к учебному уроку как учителя, так и ученика. Необходимо, чтобы каждый урок стал гармоничным, красивым, свободным в общении и взаимодействии детей, интеллигентным и культурным в совместном взаимодействии. На таком уроке привет- ствуется не только точность выполнения заданий, правил, соблюдение порядка и дисциплины, исполнительность учеников, но и творческий умственный труд, радость познания и общения. Урок духовного развития каждого ребенка тот, где «просьба учи- теля – это единственная форма требований», а эмоциональная окра- шенность – обязательная характеристика. Достижение этого возможно лишь при условии, что и учитель, и ученик и есть те свободные, творческие и ответственные за конеч- ный результат познавательной деятельности личности. В чём меняется характер совместной деятельности, что будет яв- ляться основным способом реализации основной идеи урока? Творческая познавательная деятельность в качестве основной формы и основного способа трансляции ребенку жизненных прин- ципов и нравственных установок. Такие характерные черты младше- го школьника как интенсивное развитие интеллекта, любознатель- ность, потребность в активности, интерес к познанию нового, игре, предрасположенность к интенсивному самовыражению являются предпосылками активного включения младшего школьника в твор- ческую познавательную деятельность. В основе такой деятельности заложена реализация и развитие ин- дивидуальных познавательных интересов, способностей и возмож- ностей ребенка. Она нацелена на открытие новых и интересных зна- ний, воспроизведение важных для ребенка ценностей. Благодаря этому создается атмосфера, где «школьник принимает педагогиче- скую и обязательную учебную задачу, как им свободно выбранную» (Ш. Амонашвили). Организация творческой познавательной деятельности на уроке предполагает изменение его построения и структуры. Развитию самостоятельной мысли, активизации творческих воз- можностей детей будут способствовать использование разных типов урока. Наряду с традиционными, это нетрадиционные типы уроков: уроки-семинары, зачеты, уроки-праздники, сказки-путешествия, уроки-дискуссии, диалоги. Всё это уроки с единым игровым сюже- том, в основе которых лежит та или иная тема высказываний. Остановимся более подробно на уроках, где тема высказываний определяется ключевыми учебными текстами или фразами, а также реальными событиями из детской жизни. Сюжеты, в основе которых лежит текст или фраза, используются на уроках гуманитарного цикла, так как сам дидактический материал (упражнение, текст для чтения, статья о природе или явлениях окружающего мира) является отправной точкой для планирования урока. В качестве примера его построения приведем фрагмент урока русского языка, проведенный в 1-ом классе трехлетней начальной школы. Тема урока: «Гласные и согласные звуки и буквы» (закрепление учебного материала). Тема высказываний: «И звезда со мною говорит…». Урок начинается с эмоционального настроя, а именно с привет- ствия учителя и отчета дежурных учеников. Первый дежурный, ко- торый стоит у доски, сообщает: «К уроку русского языка готовы все». Второй дежурный «с места» произносит: «Тетрадь бережно кладу, ручку правильно держу, за посадкою слежу, с чистотою я дружу, на отлично напишу». Такая форма начала урока помогает ребятам настроиться на рабочий лад, быстрее включиться в урок. Введение в игровой сюжет темы высказываний предполагает зна- комство и с дидактической целью. Учитель просит детей узнать, что у него в ладони, отгадав загадку: «Что за звездочки сквозные на пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке». После ответа учеников учитель продолжает: -Да, у меня в руке снежинка. На что она похожа? -Действительно, на звездочку. Вы знаете, эта снежинка спусти- лась к нам, чтобы показать звездное небо и подарить радость встречи с новой звездой, которую нам предстоит открыть на уроке. Помогут этому ваши знания о гласных и согласных звуках и буквах. На первом этапе работы детям во время минутки чистописания предлагаются различные познавательные задания. Одно из них предполагает «ошибку» учителя: -Сколько звуков в снежинке мы слышим во время ее полета? Дети, на минуту задумавшись, находят ошибку и исправляют учителя: -Правильным вопросом будет: Сколько звуков в слове снежинка? Далее идет работа над первым согласным звуком в слове. -Посадите первый звук в звуковую чашечку. Подарите его мне и снежинке. Что можно рассказать об этом звуке? -Ответы детей. -А теперь вместе летим к звездам. Наша снежинка оставляет в полете удивительный узор. На какую букву он похож? Учитель в воздухе рисует графическое изображение «полета снежинки»: Дети отвечают, что узор похож на букву С и записывают ее в тетради. -Пара букв будет пропуском для прогулки по звездному небу. Дети обмениваются тетрадями и выделяют пару самых красивых букв у товарища. Звучит музыка. Ребятам предлагается закрыть глаза и предста- вить звездное небо. Тихим рассказом о звездах учитель сопровожда-ет «волшебный полет». На доске появляется карта звездного неба. Учитель предлагает: -Посмотрите, на звездном небе отмечен путь, по которому мы пройдем на этом уроке. Дети приступают к выполнению заданий, «разговаривая» с каждой звездой, повстречавшейся на дорожке. К числу таких заданий относится определение по звуковой схеме слова. Дети узнают, что звезду зовут каникулы. Далее учитель рассказывает о происхожде-нии данного слова, а дети устно составляют с этим словом «живое» предложение. Вслед за правильными ответами детей звезды открывают свой лик и дарят им свои «улыбки» и «отражения». Учитель подходит к карте… и вынимает из кармашка «подарки» звезд. Итогом выполнения заданий является также появление лучиков на изображении рождавшейся звезды. Путь к звезде был нелегким и требовал эмоциональной разгрузки. Здесь нам помогали музыкальные паузы. На свой «звездный танец» детей приглашали звезды. И вот ключевой момент урока: Ребята, у нас на глазах родилась звезда, у нее появился послед- ний лучик. Чтобы звезда светила ярко, нужно помочь ей своими знаниями. Дети в парах работают над текстом, озаглавливают его, отвечая при этом на вопросы: -Чего больше – согласных букв или согласных звуков? Назовите гласные звуки, гласные буквы и т.д. Оценивая работу детей, учитель говорит: -С вашей помощью звезда ярко засверкала. Но пока она у нас без названия. Дома придумайте имя звезде. Урок заканчивается дидактическим и эмоциональным итогом, который делают учитель и дети: -Произошло чудо-рождение новой звезды. Что помогло этому? Конечно, ваши знания, Звезды вспыхивают, ярко светят, но потом могут погаснуть. Умейте хранить свет звезды в своей душе. В этом вам помогут знания и дружба! Продолжение работы над этим сюжетом происходило и дальше – на самоподготовке в группе продленного дня, на одном из следующих уроков по этому предмету. Такой урок не может оставить равнодушным детей. Вот как от- зывались о нем ученики: «Открытие новой звезды меня поразило. Звезда «росла» у нас на глазах. Когда мы правильно отвечали на вопросы, у звездочки появлялись новые лучики. С нашей помощью она выросла. Я очень боялась, что у нее будет много лучиков, и нам не хватит знаний. Но нам их хватило. Звездочку я назвала Звездочка Радости. Она была такой красивой, что я ни на одну секундочку не отрывала взгляда от нее и сочинила двустишие: Хоть звезда мала, но она умна». А вот еще одно стихотворение: Звездочка Знаний. Много звезд по небу бродит Много – все не сосчитать. Но одна из них поможет Все уроки разобрать. Каждый лучик в ней волшебный Полон знаний и чудес Помогает нам пробраться Сквозь задач дремучий лес. В этом лучике таится Морфологии страница. Орфография пришла и Свой лучик заняла. Звездочка, звездочка, чаще приходи! Множество знаний будет впереди. (С. Диманд). Такие уроки с этическим содержанием, сохраняя основные эле- менты урока, решая дидактические задачи, помогают ребенку пре- одолевать трудности в обучении, дискомфорт, усиливают заинтере- сованность в процессе познания, развивают творчество. (продолжение статьи в следующей рассылке)Очень большой набор учебной, образовательной и научной литературы продается здесь
*** Системе воспитания этической культуры Шемшуриной А.И. присуждена премия Президента РФ Путина В. В. *** ИНДЕКСЫ ДЛЯ ПОДПИСКИ НА НАШ ЖУРНАЛ "Этическое воспитание" 38568 -Объединенный каталог 81887 - Каталог Роспечать *** Внимание! В журнал "Этическое воспитание" принимается реклама. Стоимость размещения рекламы на 1 полосе (полоса = 145 х 210) состовляет 1.000 рублей. По вопросам размещения созвонитесь с нами или свяжитесь по E-MAIL. *** --В следующей рассылке будет опубликовано продолжение статьи *** --У нас вы можете приобрести все вышедшие номера журнала, кроме №2 за 2001 год, методические разработки занятий (полный курс на учебный год) по 5, 6, 7, 8, 9 классам и для детей 5-6-ти лет. Для этого позвоните, закажите на нашем сайте или по e-mail. *** --Вы можете присылать свои материалы в наш журнал, которые могут быть опубликованы. *** --Подробная информация о нас и о нашей деятельности на сайтах www.ethos.narod.ru и www.etika.narod.ru где также вы можете задать все интересующие вас вопросы, оставить сообщения в гостевой книге. *** --Контактная информация: т.: (095) 246-48-53 - вторник, четверг., (095) 181-32-24 - понедельник, среда, пятница., e- mail: ethos@yandex.ru *** --Мы лучшие в сфере этического воспитания. Оставайтесь с нами...
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||