Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Этическое воспитание

  Все выпуски  

Этическое воспитание


Информационный Канал Subscribe.Ru


Уважаемые подписчики, просим вас помнить о том, что
рассылаемые вам материалы являются СОБСТВЕННОСТЬЮ! Поэтому
запрещается полная или частичная публикация данных материалов в
печатных изданиях  и иных средствах массовой информации без
разрешения авторов. Нарушение закона об авторском праве влечет
за собой ответственность!
                           ***
                 Этическое воспитание на учебном уроке.

Леонова Е.Г. к.п.н. учитель школы 235 г. Москва, научный со-
трудник лаборатории воспитания нравственно-этической культуры
Госнии семьи и воспитания РАО.

«Воспитание – это протянутая рука, побуждение шагать вперед без
страха, потому что вы рядом. А это так естественно – учить
шагать…» (Спиваковская А.С.).


Существует крылатое выражение – «ребенка воспитывает всё».
Следуя данному утверждению, можно предполагать, что, приходя в
школу, дети оказываются, сами того порой не осознавая, в
ситуации целенаправленного воспитательного воздействия со
стороны взрослых. И здесь важно, насколько осознанно подходят
взрослые к процессу воспитания, насколько продуктивно
используются те возможности, которыми располагает школа и
процесс обучения, соотносится ли процесс передачи знаний и
 умений с задачей развития личности учащегося.
Ответы на эти вопросы лежат в плоскости анализа совместной
деятельности ученика и учителя, поскольку большую часть своего
учебного времени ребенок проводит на уроке. Часто приходится
слышать, что зачастую урок превращается в скучное,
однообразное, стандартное действие. Так ли это на самом деле?
Мы провели небольшой опрос среди учеников начальных классов
школы № 235. И вот урок глазами учащихся.
Урок – это «умственная работа и волшебство»  (Соня
П.), «школьный праздник» (Надя Ш.), «поучительная история»
(Кирилл С.), «пора ума» (Никита К.), «радость и прекрасный сон»
(Соня Д.), «знания и счастье» (Катя Л.), «акваланг для
погружения в океан зна-ний. Ручка и книга – это фонарик, карта
океана» (Рома С.), «капитан, который помогает плыть по морю
жизни» (Вера П.), «это маленькое чудо. Жизнь – это ведь тоже
большой урок. Уроки в школе – это маленькие частицы большого
урока жизни» (Катя М.), «это учебная сказка и грандиозный
спектакль, который дарит ученикам учитель» (Даня А.).
Таким образом, актуальной видится проблема превращения обычного
учебного урока с помощью творчества учителя  в «прекрасный
сон», «сказку» и «спектакль». Задача не из легких. Для её
реализации важно изменить саму структуру урока и преподнести
его в соответствующей технологии. А для этого необходимо
изменить позицию, отношение к учебному уроку как учителя, так и
ученика.
Необходимо, чтобы каждый урок стал гармоничным, красивым,
свободным в общении и взаимодействии детей, интеллигентным и
культурным в совместном взаимодействии. На таком уроке привет-
ствуется  не только точность выполнения заданий, правил,
соблюдение порядка и дисциплины, исполнительность учеников, но
и  творческий умственный труд, радость познания и общения.
Урок духовного развития каждого ребенка тот, где «просьба учи-
теля – это единственная форма требований», а эмоциональная окра-
шенность – обязательная характеристика.
Достижение этого возможно лишь при условии, что и учитель, и
ученик и есть те свободные, творческие и ответственные за конеч-
ный результат познавательной деятельности личности.
В чём меняется характер совместной деятельности, что будет яв-
ляться основным способом реализации основной идеи урока?
Творческая познавательная деятельность в качестве основной
формы и основного способа трансляции ребенку жизненных прин-
ципов и нравственных установок. Такие характерные черты младше-
го школьника как интенсивное развитие интеллекта, любознатель-
ность, потребность в активности, интерес к познанию нового,
игре, предрасположенность к интенсивному самовыражению являются
предпосылками активного включения младшего школьника в твор-
ческую познавательную деятельность.
В основе такой деятельности заложена реализация и развитие ин-
дивидуальных познавательных интересов, способностей и возмож-
ностей ребенка. Она нацелена на открытие новых и интересных зна-
ний, воспроизведение важных для ребенка ценностей. Благодаря
этому создается атмосфера, где «школьник принимает педагогиче-
скую и обязательную учебную задачу, как им свободно выбранную»
(Ш. Амонашвили).
Организация творческой познавательной деятельности на уроке
предполагает изменение его построения и структуры.
Развитию самостоятельной мысли, активизации творческих воз-
можностей детей будут способствовать использование разных типов
урока. Наряду с традиционными, это нетрадиционные типы уроков:
уроки-семинары, зачеты, уроки-праздники, сказки-путешествия,
уроки-дискуссии, диалоги. Всё это уроки с единым игровым сюже-
том, в основе которых лежит та или иная тема высказываний.
Остановимся более подробно на уроках, где тема высказываний
определяется ключевыми учебными текстами или фразами, а также
реальными событиями из детской жизни.
Сюжеты, в основе которых лежит текст или фраза, используются на
уроках гуманитарного цикла, так как сам дидактический материал
(упражнение, текст для чтения, статья о природе или явлениях
окружающего мира) является отправной точкой для планирования
урока. В качестве примера его построения приведем фрагмент
урока русского языка, проведенный в 1-ом классе трехлетней
начальной школы.
Тема урока: «Гласные и согласные звуки и буквы» (закрепление
учебного материала).
Тема высказываний: «И звезда со мною говорит…».
Урок начинается с эмоционального настроя, а именно с привет-
ствия учителя и отчета дежурных учеников. Первый дежурный, ко-
торый стоит у доски, сообщает: «К уроку русского языка готовы
все». Второй дежурный «с места» произносит: «Тетрадь бережно
кладу, ручку правильно держу, за посадкою слежу, с чистотою я
дружу, на отлично напишу». Такая форма начала урока помогает
ребятам настроиться на рабочий лад, быстрее включиться в урок.
Введение в игровой сюжет темы высказываний предполагает зна-
комство и с дидактической целью. Учитель просит детей узнать,
что у него в ладони, отгадав загадку:
«Что за звездочки сквозные на пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке».
После ответа учеников учитель продолжает:
-Да, у меня в руке снежинка. На что она похожа?
-Действительно, на звездочку. Вы знаете, эта снежинка спусти-
лась к нам, чтобы показать  звездное небо и подарить радость
встречи с новой звездой, которую нам предстоит открыть на
уроке. Помогут этому ваши знания о гласных и согласных звуках и
буквах.
На первом этапе работы детям во время минутки чистописания
предлагаются различные познавательные задания. Одно из них
предполагает «ошибку» учителя:
-Сколько звуков в снежинке мы слышим во время ее полета?
Дети, на минуту задумавшись, находят ошибку и исправляют
 учителя:
-Правильным вопросом будет: Сколько звуков в слове снежинка?
Далее идет работа над первым согласным звуком в слове.
-Посадите первый звук в звуковую чашечку. Подарите его мне и
снежинке. Что можно рассказать об этом звуке?
-Ответы детей.
-А теперь вместе летим к звездам. Наша снежинка оставляет в
полете удивительный узор. На какую букву он похож?
Учитель в воздухе рисует графическое изображение «полета
снежинки»:
Дети отвечают, что узор похож на букву С и записывают ее в
тетради.
-Пара букв будет пропуском для прогулки по звездному небу.
Дети обмениваются тетрадями и выделяют пару самых красивых букв
у товарища.
Звучит музыка. Ребятам предлагается закрыть глаза и предста-
вить звездное небо. Тихим рассказом о звездах учитель
сопровожда-ет «волшебный полет». На доске появляется карта
звездного неба. Учитель предлагает:
-Посмотрите, на звездном небе отмечен путь, по которому мы
пройдем на этом уроке.
Дети приступают к выполнению заданий, «разговаривая» с каждой
звездой, повстречавшейся на дорожке. К числу таких заданий
 относится определение по звуковой схеме слова. Дети узнают,
что звезду зовут каникулы. Далее  учитель рассказывает о
происхожде-нии данного слова, а дети устно составляют с этим
словом «живое» предложение.
Вслед за правильными ответами детей звезды открывают свой лик и
дарят им свои «улыбки» и «отражения». Учитель подходит к карте…
и вынимает из кармашка «подарки» звезд.
Итогом выполнения заданий является также появление лучиков на
изображении рождавшейся звезды.
Путь к звезде был нелегким и требовал эмоциональной разгрузки.
Здесь нам помогали музыкальные паузы. На свой «звездный танец»
детей приглашали звезды.
И вот ключевой момент урока:
Ребята, у нас на глазах родилась звезда, у нее появился послед-
ний лучик. Чтобы звезда светила ярко, нужно помочь ей своими
знаниями.
Дети в парах работают над текстом, озаглавливают его, отвечая
при этом на вопросы:
-Чего больше – согласных букв или согласных звуков? Назовите
гласные звуки, гласные буквы и т.д.
Оценивая работу детей, учитель говорит:
-С вашей помощью звезда ярко засверкала. Но пока она у нас без
названия. Дома придумайте имя звезде.
Урок заканчивается дидактическим и эмоциональным итогом,
который делают учитель и дети:
-Произошло чудо-рождение новой звезды. Что помогло этому?
Конечно, ваши знания, Звезды вспыхивают, ярко светят, но потом
могут погаснуть. Умейте хранить свет звезды в своей душе. В
этом вам помогут знания и дружба!
Продолжение работы над этим сюжетом происходило и дальше – на
самоподготовке в группе продленного дня, на одном из следующих
уроков по этому предмету.
Такой урок не может оставить равнодушным детей. Вот как от-
зывались о нем ученики: «Открытие новой звезды меня поразило.
Звезда «росла» у нас на глазах. Когда мы правильно отвечали на
вопросы, у звездочки появлялись новые лучики. С нашей помощью
она выросла. Я очень боялась, что у нее будет много лучиков, и
нам не хватит знаний. Но нам их хватило. Звездочку я назвала
Звездочка Радости. Она была такой красивой, что я ни на одну
секундочку не отрывала взгляда от нее и сочинила двустишие:
Хоть звезда мала, но она умна».
А вот еще одно стихотворение:

Звездочка Знаний.
Много звезд по небу бродит
Много – все не сосчитать.
Но одна из них поможет
Все уроки разобрать.
Каждый лучик в ней волшебный
Полон знаний и чудес
Помогает нам пробраться
Сквозь задач дремучий лес.
В этом лучике таится
Морфологии страница.
Орфография пришла и
Свой лучик заняла.
Звездочка, звездочка, чаще приходи!
Множество знаний будет впереди. (С. Диманд).

Такие уроки с этическим содержанием, сохраняя основные эле-
менты урока, решая дидактические задачи, помогают ребенку пре-
одолевать трудности в обучении, дискомфорт, усиливают заинтере-
сованность в процессе познания, развивают творчество.
 (продолжение статьи в следующей рассылке)

Очень большой набор учебной, образовательной и научной литературы продается здесь

***
Системе воспитания этической культуры Шемшуриной А.И.
присуждена премия Президента РФ Путина В. В.

***
ИНДЕКСЫ ДЛЯ ПОДПИСКИ НА НАШ ЖУРНАЛ "Этическое воспитание"  38568 -Объединенный каталог
81887 - Каталог Роспечать

***
Внимание! В журнал "Этическое воспитание" принимается реклама.
Стоимость размещения рекламы на 1 полосе (полоса = 145 х 210)
состовляет 1.000 рублей. По вопросам размещения созвонитесь с
нами или свяжитесь по E-MAIL.

***
--В следующей рассылке будет опубликовано продолжение статьи

***
--У нас вы можете приобрести все вышедшие номера журнала, кроме
№2 за 2001 год,
методические разработки занятий (полный курс на учебный год) по
5, 6, 7, 8, 9 классам и для детей 5-6-ти лет. Для этого
позвоните, закажите на нашем сайте или по e-mail.

***
--Вы можете присылать свои материалы в наш журнал, которые могут
быть опубликованы.

***
--Подробная информация о нас и о нашей деятельности на сайтах
www.ethos.narod.ru и www.etika.narod.ru где также вы можете
задать все интересующие вас вопросы, оставить сообщения в
гостевой книге.

***
--Контактная информация: т.: (095) 246-48-53 - вторник,
четверг., (095) 181-32-24 - понедельник, среда, пятница., e-
mail: ethos@yandex.ru

***
--Мы лучшие в сфере этического воспитания. Оставайтесь с нами...

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное