Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Этическое воспитание

  Все выпуски  

Этическое воспитание


Информационный Канал Subscribe.Ru


Уважаемые подписчики, просим вас помнить о том, что
рассылаемые вам материалы являются СОБСТВЕННОСТЬЮ! Поэтому
запрещается полная или частичная публикация данных материалов в
печатных изданиях  и иных средствах массовой информации без
разрешения авторов. Нарушение закона об авторском праве влечет
за собой ответственность!
                           ***
                 Этическое воспитание на учебном уроке.

Леонова Е.Г. к.п.н. учитель школы 235 г. Москва, научный со-
трудник лаборатории воспитания нравственно-этической культуры
Госнии семьи и воспитания РАО.

                         (продолжение)

Следующим вариантом использования уроков с единой темой
высказываний являются уроки, в основе которых лежат темы,
события из реальной жизни ребенка. У нас это были темы: «В
гостях у Оли» (на уроке математики), «Школа будущего» (на уроке
чтения), «Поляна цветов» (на уроке русского языка).
В уроках такого типа большое значение имеет умело выполненная
наглядность. Она – непосредственный участник процесса познания в
качестве «живых» участников которого выступают игрушки: ежик
Пых, обезьянка Чи-чи и др. Любимые детьми герои оценивают
творческую работу, называя лучшего ученика, парту, ряд: «Самыми
активными на уроке были Миша и Дима, поэтому на следующем уроке
Знайка будет сидеть за их партой», – так часто оценивается
лучшая работа учеников.
Подобного рода стимулом и наградой
служат «улыбки», «солнышки», «приветики», раздаваемые на память
детям за успешную работу на уроке. Любая наглядность
способна «оживать». Так, на уроках русского языка
солнышко «улыбается», на уроке математики девочка
Веселинка «раздает» из своего математического карманчика веселые
вопросы. Незаметно для самих себя дети погружаются в волшебный
мир урока, где можно услышать от учителя не только идею урока,
но и своими глазами увидеть Страну Грамотной Речи, королевство
Завтрашнего Дня, город Цифиринск и т.д. На этих необычных уроках
учитель вывешивает на доске динамические картины, где на глазах
у ребят происходят превращения, карты-маршруты, где путь
следования учеников и учителя отмечается условными значками.
Систематичность уроков с единым игровым сюжетом предполагает:
-проведение циклов урока на заданную тему по одному предмету.
 Например, в течение нескольких уроков математики при знакомстве
с таблицей сложения и вычитания ученики вводятся в тему
высказываний «Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и
чудес»;
-проведение интегрированных уроков (уроки русского языка и
чтения связаны общей темой высказываний); соединение уроков и
самоподготовок в группе продленного дня.
Каким же видится структура содержания подобного урока?
 Эмоциональный настрой на урок
 Мотивация учебной деятельности
 Введение в тему высказываний
 Работа по теме урока
 Минутки релаксации
 Продолжение работы по теме
 Домашнее задание
Система таких уроков зависит от учебного предмета, от возраста,
от особенностей класса, от возможностей и способностей учителя.
Последнее, на наш взгляд, является одним из определяющих
моментов.
Для того, чтобы ребенок «погрузился» в атмосферу активного
интеллектуального поиска и реализовывал свои искания в
продуктивной и предметной деятельности, необходимо пробудить у
него желание в ней участвовать, смотивировать поведение и
отношение ребенка к учебе, сделать урок «постоянной разумной
деятельностью счастливых людей» (К.Д.Ушинский).
На наш взгляд, это возможно путем создания обстановки
взаимодействия и общения между детьми на уроке. Выход на прямой
контакт, диалог не только с учителем, но и соседом по парте,
всем классом позволяет младшему школьнику отстаивать свое
мнение, соглашаться или не соглашаться с мнением другого,
учиться культуре спора, учиться мыслить, поскольку мышление
начинается там, где есть противоречие и неопределенность.
Одной из форм организации коллективной деятельности учащихся на
уроке является работа в паре, которая не только активизирует
познавательную деятельность учащихся, но и формирует их
взаимопомощь и взаимоконтроль.
Пары могут быть постоянными и переменными. Наш опыт показывает,
что, формируя пары постоянного состава, следует учитывать
психологическую совместимость учеников и тот факт, что успеху
обучения способствует подбор учащихся с различным уровнем знаний.
Выбору партнеров по учебе помогает анкета, которую дети
заполняют на первоначальном этапе организации парной работы. В
анкете стоят такие вопросы:
 С кем ты уже работал в паре?
 Понравилось ли тебе работать с этим человеком?
 Что именно понравилось в нем как в человеке (доброта, умение
слушать, умение тактично объяснять, умение сопереживать,
сочувствовать)?
 Что не понравилось (грубость, невнимательность, прослушивание
ответа, неумелое объяснение)?
 Испытал ли ты радость от общения именно с этим учеником?
 Хотел ли ты работать с ним и дальше? Если нет, то с кем бы
желал сотрудничать?
В зависимости от возраста ученика вопросы анкеты видоизменяются.
В парной работе ребенок чувствует себя свободнее,
раскрепощённее, чем во время ответа перед классом. Но следует
внимательно следить за тем, чтобы сильный ученик тактично и
грамотно помогал товарищу, обдумывая, проговаривал ход решения
учебной задачи, объяснял его. Проведению запланированного
познавательного спора помогают инструкции, которые учитель
называет «узелки на память». По ходу урока проверяется та пара,
которая первой выполнила задание. Она вслух проговаривает ответ-
рассуждение. Если есть возражения в классе, то прослушивается
еще одна пара, которая рассуждала иначе. Затем делается вывод о
правильности выполнения работы, и это учитывается каждой парой.
Возникающий познавательный спор развивает способность критически
мыслить, умение отстаивать свою точку зрения, учитывая правила
культуры общения.
Принцип работы в паре основан на временной передаче учащимся
функций, традиционно выполняемых учителем. С этой целью сначала
сильным, а затем и слабым учащимся заранее дается задание
представить на «завтрашнем» уроке свою задачу, которую он
придумал и записал в классном «решебнике» задач. С каждым из
этих учеников проводится предварительная работа с целью
выяснить, какие вопросы он будет задавать, как будет
осуществлять контроль над выполнением задания. Совместно с
учителем ученик придумывает познавательные задания-вопросы
классу.
Заслуживает внимания и такая форма, когда один из сильных
учащихся выступает в роли своеобразного репетитора. Он не
записывает решение задачи или упражнения, а только руководит
работой своего товарища. Помогая товарищу, он закрепляет и
совершенствует свои знания, а второй ученик укрепляет их,
объясняя партнёру ход решения.
В результате данных включений детей в организацию учебной
деятельности у них развивается умение строить свое поведение с
учетом позиций других людей, устанавливается доверительное
отношение к товарищам, обретается уверенность в своих силах.
Можно практиковать и проведение самими учениками итоговых уроков
в конце четверти. К этому событию класс готовится в течение всей
четверти. В загадочный ящичек, который стоит на столе учителя,
опускаются все самые интересные и «нужные» вопросы, ребусы,
загадки, шарады, игры. Затем решается сообща, какие из заданий
будут использованы, а самое главное – кто будет проводить урок?
Дети с огромным удовольствием играют «в школу», распределяя
между собой роли учеников и учителя. Да и самому учителю приятно
побывать в роли ученика, посмотреть на себя со стороны.
Традиционными в нашем опыте являются и проведение итоговых
уроков перед Новым годом. На настоящую елку, которая установлена
в классе, вешаются новогодние елочные украшения в виде подарков-
сюрпризов. Это самодельные бумажные игрушки, внутрь которых
помещаются задания по различным предметам. Их придумывают
ученики друг для друга.
Детей охватывает радостное волнение оттого, что они будут
выполнять задание, подаренное им к празднику. Особенно волнуются
застенчивые малообщительные ребята, которые ощущают в такие
минуты особую причастность к общему делу. Они видят, что о них
помнят, для них тоже приготовлен новогодний сюрприз.
Такая коллективная познавательная деятельность дает не только
положительные дидактические результаты, но и способствует
созданию атмосферы доброжелательности, товарищества и
взаимопомощи на уроке. Ученик не «растворяется» в коллективе, а,
включаясь в работу с классом или товарищем по парте, на
определенном этапе работы приобретает и реализует только ему
присущие личностные индивидуальные качества и способности. Цепь
взаимодействий при этом выглядит следующим образом: индивид-
коллектив-индивид.
У Л.С. Выготского есть такие строчки: «Не забудьте поразить
чувства ученика, когда вы хотите укоренить чего-то в его уме».
Эмоциональным фоном для проведения уроков в начальной школе
служит игра, значение которой для воспитания и развития личности
недооценить невозможно. На наш взгляд, игры, включенные в
палитру урока, должны иметь свою специфику и своеобразие. Игра
не предшествует обучению, не чередуется с ним, а становится
формой организации коллективной, совместной с учителем, учебной
познавательной деятельностью класса.
С первого класса в ткань уроков включаются элементы
интеллектуально-развивающих и познавательных игр: помоги собрать
Дум Думычу в волшебный мешочек все слова, которые начинаются на
букву «и»; какие добрые слова, обозначающие признаки предмета,
могут «оживить» цветочек. Затем используются собственно
дидактические игры: «Живое слово», «Живое предложение» и т.д.
Загораются ребячьи глаза, когда на уроке появляются сказочные
персонажи (Буквоед, Девочка Ошибка), которые уводят детей в мир
сказки, а также заставляют подумать над вопросами: «Чтобы я
сделал, если бы добрая фея подарила мне волшебную палочку?», «О
чём может рассказать веселый ручей?»
Мастерство учителя состоит в том, чтобы сделать из игры не
развлечение, а игру-работу как одну из форм организации учебной
деятельности. В этом случае труд выступает средством познания,
проявляя свою нравственную, воспитательную ценность.
В руках учителя игра – это «инструмент» обучения и воспитания.
Зажигая «огоньки дружбы» на уроках, ребенок доволен не только
своими успехами, но и успехами одноклассника, сидящего рядом «в
гостях у Оли». На уроке математики дети с охотой «делят
угощение» девочки, чтобы потом вместе решить ее математические
задания. На уроке обучения грамоте дети помогают Тому и Тиму
найти согласные звуки, которые те потеряли. На уроке русского
языка золотая рыбка «освобождается» с помощью ребят из сетей
Буквоеда, и они еще раз убеждаются в торжестве добра над злом.
Во время решения таких учебных ситуаций ребенок не только
обучается письму, счету, развивает свою речь, но и происходит
формирование нравственных отношений: доброжелательности,
отзывчивости, взаимопомощи, уважения к своим друзьям-
одноклассникам, учителю, самому себе.
Таким образом, творческая познавательная деятельность
способствует созданию воспитательной среды на уроке, изменению
самой структуры урока, активному использованию коллективных форм
работы, переосмыслению роли игры на уроке. Описанные способы
построения и организации урока мы считаем составными частями
модели учебного сотрудничества, которая призвана решать вопросы
воспитания и развития личности. Поэтому, отвечая на вопрос
психолога Марка Сартана, можно ли воспитать хоть что-нибудь на
уроке и сделать так, чтобы каждую неделю у нас было пять часов
доброты, два часа щедрости, шесть часов честности, хотелось бы
сказать с уверенностью – можно!


***
Очень большой набор учебной, образовательной и научной литературы продается здесь
***
Системе воспитания этической культуры Шемшуриной А.И.
присуждена премия Президента РФ Путина В. В.

***
ИНДЕКСЫ ДЛЯ ПОДПИСКИ НА НАШ ЖУРНАЛ "Этическое воспитание"  38568 -Объединенный каталог
81887 - Каталог Роспечать

***
Внимание! В журнал "Этическое воспитание" принимается реклама.
Стоимость размещения рекламы на 1 полосе (полоса = 145 х 210)
состовляет 1.000 рублей. По вопросам размещения созвонитесь с
нами или свяжитесь по E-MAIL.

***
--В следующей рассылке будут опубликованы новые практические
материалы

***
--У нас вы можете приобрести все вышедшие номера журнала, кроме
?2 за 2001 год,
методические разработки занятий (полный курс на учебный год) по
5, 6, 7, 8, 9 классам и для детей 5-6-ти лет. Для этого
позвоните, закажите на нашем сайте или по e-mail.

***
--Вы можете присылать свои материалы в наш журнал, которые могут
быть опубликованы.

***
--Подробная информация о нас и о нашей деятельности на сайтах
www.ethos.narod.ru и www.etika.narod.ru где также вы можете
задать все интересующие вас вопросы, оставить сообщения в
гостевой книге.

***
--Контактная информация: т.: (095) 246-48-53 - вторник,
четверг., (095) 181-32-24 - понедельник, среда, пятница., e-
mail: ethos@yandex.ru

***
--Мы лучшие в сфере этического воспитания. Оставайтесь с нами...



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное