Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Где найти работу?" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Русский язык: о сложном – просто, о скучном – интересно. 'Определение подлежащего в предложении. Знаки препинания.'
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Русский язык: о сложном - просто, |
о скучном - интересно! |
Выпуск шестой. |
Здравствуйте, уважаемые подписчики!Не пора ли нам на время отвлечься от орфографии и поговорить немного ещё об одной большой проблеме – знаках препинания. Знаки препинания употребляются в трёх основных случаях: 1) для перечисления; С перечислением обычно проблем не бывает. Обособлению членов предложения, приложив определённые усилия, можно научиться. А вот для того чтобы научиться отделять друг от друга предложения, необходимо иметь представление о том, что такое предложение. Успешный анализ предложения основывается на умении правильно выделить подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое! Что же может быть проще? – пренебрежительно скажут школьники с третьего по одиннадцатый класс включительно. Однако, если предложить этим ребятам подчеркнуть в диктанте средней сложности все подлежащие и сказуемые, получится грустная картина. И ошибкам в выделении подлежащего и сказуемого будут чётко соответствовать ошибки в расстановке знаков препинания. Такое на первый взгляд несложное дело, как выделение подлежащего и сказуемого, таит значительные трудности. В том, что работа эта действительно нелегка, вы можете убедиться сами. Вооружитесь, пожалуйста, карандашом и подчеркните подлежащее в следующих предложениях.
(С.Я. Маршак)
Признайтесь, что ощущения абсолютной лёгкости при выполнении этой работы у вас не было. Ниже даны ответы. Проверьте себя. 1. Три зверолова, кто-то. 2. Всё, "ку-ку". 3. Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой. 4. Половина неба. 5. Хозяин, много гостей, каждый. 6. Все. 7. Поднявший. 8. Спастись. 9. Сегодня, вчера. Итак, задача оказалась действительно не из самых лёгких. Поэтому если необходимо серьёзно обучить школьникам основам синтаксического анализа, его в первую очередь надо научить быстро и безошибочно распознавать подлежащее и сказуемое, причём не только когда предложение находится перед глазами, но и на слух. Прежде чем начать охоту на подлежащие и сказуемые, усвоим два основных правила такой охоты: 1. Подлежащим может быть любое слово или группа слов, если это слово или эта группа слов отвечает на вопросы кто? что? Поясним второе правило. Если ставить эти вопросы, не связывая их со сказуемым, может возникнуть множество ошибок. Например, в предложении "Пряник мальчик отдал сестрёнке" слово "пряник" в отрыве от сказуемого можно легко принять за подлежащее, в то время как подлежащее здесь - "мальчик". Найти же сказуемое, если оно простое, в предложении легче всего. Глагол в любом времени и наклонении, то есть любой глагол, кроме стоящего в неопределённой форме, обязательно будет простым глагольным сказуемым. Найдя сказуемое и поставив от него вопросы кто? что?, мы обязательно придём к подлежащему.
После того как мы научились молниеносно распознавать подлежащее и сказуемое в простом предложении, можно переходить к предложению сложному. Прежде всего, надо помнить, что подлежащее и сказуемое вместе являются основным словосочетанием в предложении, его основой. В простом предложении – одна основа, в сложном, состоящем из двух частей, - две основы, в сложном из трёх частей – три основы и т.д. (Частью сложного предложения по теперешней терминологии называется то, что раньше называлось простым предложением). Одним словом, надо хорошо запомнить простую истину: сколько в сложном предложении основ, столько в нём и частей. Части сложного предложения отделяются друг от друга знаками препинания (не обязательно запятыми). Однако в этой нехитрой математике таятся свои опасности. Первая из этих опасностей – стремление некоторых школьников считать все длинные предложения сложными, а все коротенькие – простыми. Это зачастую приводит к появлению лишних знаков в длинных предложениях и пропуску необходимых знаков в коротеньких сложных.
* * *
Здесь следует напомнить, какое важное значение имеет умение читать текст с правильной интонацией. Речь не идёт о том, чтобы читать эмоционально, "с выражением", но умение "делать паузы в словах" поможет избежать очень многих ошибок. Яркий пример того, к чему приводит "потеря" границ между предложениями, мы находим в книге А.Т. Арсирия "Занимательная грамматика". Попробуйте разбить на предложения точками следующий текст.
После правильного решения задачи на расстановку точек этот текст выглядит так:
А вот ещё тексты, созданные по этому образцу. I
Решение этой задачи выглядит так:
II
А вот решение этой задачи.
На этом и мы поставим точку. Тема следующей рассылки – речевые ошибки. Желаю успехов. Ведущий рассылки Анатолий Дядченко. Приглашаем Вас подписаться на рассылку, посвященную развитию памяти и скорочтению. Знаете ли Вы, что нормальный взрослый человек запоминает не более 30% прочитанного, тратя на чтение одной страницы текста от 5 до 10 минут? Как запоминать больше и читать быстрее вы узнаете из нашей рассылки.
|
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||