Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русский язык: о сложном – просто, о скучном – интересно. 'Определение подлежащего в предложении. Знаки препинания.'


Информационный Канал Subscribe.Ru

Русский язык: о сложном - просто,

о скучном - интересно!

Выпуск шестой.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Не пора ли нам на время отвлечься от орфографии и поговорить немного ещё об одной большой проблеме – знаках препинания.

Знаки препинания употребляются в трёх основных случаях:

1) для перечисления;
2) для обособления некоторых членов предложения;
3) для отделения предложений друг от друга.

С перечислением обычно проблем не бывает. Обособлению членов предложения, приложив определённые усилия, можно научиться. А вот для того чтобы научиться отделять друг от друга предложения, необходимо иметь представление о том, что такое предложение.

Успешный анализ предложения основывается на умении правильно выделить подлежащее и сказуемое.

Подлежащее и сказуемое! Что же может быть проще? – пренебрежительно скажут школьники с третьего по одиннадцатый класс включительно. Однако, если предложить этим ребятам подчеркнуть в диктанте средней сложности все подлежащие и сказуемые, получится грустная картина. И ошибкам в выделении подлежащего и сказуемого будут чётко соответствовать ошибки в расстановке знаков препинания.

Такое на первый взгляд несложное дело, как выделение подлежащего и сказуемого, таит значительные трудности. В том, что работа эта действительно нелегка, вы можете убедиться сами. Вооружитесь, пожалуйста, карандашом и подчеркните подлежащее в следующих предложениях.

  1. Три смелых зверолова
    Сидели под кустом,
    А кто-то на берёзе
    Помахивал хвостом.

  2. (С.Я. Маршак)

  3. Всё понятно старику,
    Старику-часовщику.

    Из окошечка резного
    Снова слышится "Ку-ку!"

    (С.В. Михалков)
  4. А ткачиха с поварихой,
    С сватьей бабой Бабарихой
    Около царя сидят…
    (А.С. Пушкин)

  5. Половина неба была совершенно закрыта тучами.

  6. Хозяин твой и мил, и знаменит,
    И у него гостей бывает в доме много,
    И каждый, улыбаясь, норовит
    Тебя по шерсти бархатной потрогать.
    (С.А. Есенин)
  7. Басни Крылова читают все.

  8. Поднявший меч от меча и погибнет.

  9. Спастись при кораблекрушении удалось только Гулливеру.

  10. Вновь "сегодня" настало с утра,
    И уже не вернётся "вчера"!..
    (С.Я. Маршак)

Признайтесь, что ощущения абсолютной лёгкости при выполнении этой работы у вас не было.

Ниже даны ответы. Проверьте себя. 1. Три зверолова, кто-то. 2. Всё, "ку-ку". 3. Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой. 4. Половина неба. 5. Хозяин, много гостей, каждый. 6. Все. 7. Поднявший. 8. Спастись. 9. Сегодня, вчера.

Итак, задача оказалась действительно не из самых лёгких. Поэтому если необходимо серьёзно обучить школьникам основам синтаксического анализа, его в первую очередь надо научить быстро и безошибочно распознавать подлежащее и сказуемое, причём не только когда предложение находится перед глазами, но и на слух.

Прежде чем начать охоту на подлежащие и сказуемые, усвоим два основных правила такой охоты:

1. Подлежащим может быть любое слово или группа слов, если это слово или эта группа слов отвечает на вопросы кто? что?
2. Вопросы кто? что? Надо ставить обязательно от сказуемого.

Поясним второе правило. Если ставить эти вопросы, не связывая их со сказуемым, может возникнуть множество ошибок. Например, в предложении "Пряник мальчик отдал сестрёнке" слово "пряник" в отрыве от сказуемого можно легко принять за подлежащее, в то время как подлежащее здесь - "мальчик".

Найти же сказуемое, если оно простое, в предложении легче всего. Глагол в любом времени и наклонении, то есть любой глагол, кроме стоящего в неопределённой форме, обязательно будет простым глагольным сказуемым. Найдя сказуемое и поставив от него вопросы кто? что?, мы обязательно придём к подлежащему.

После всего сказанного остаётся только предложить вам тексты для упражнений. В этих текстах подлежащие будут подчёркнуты одной чертой, а сказуемые – выделены красным цветом (это связано с ограничениями html). Но это только для самоконтроля. Находить подлежащие и сказуемые нужно на слух, не видя текста.
  1. Десять дней шли дожди.

  2. Эти десять дней тянулись очень долго.

  3. Три часа у проруби
    Три вороны пробыли.

  4. Я увидел на стекле три капли дождя.

  5. У папы три капли упали со шляпы.

  6. Полдюжины булавок
    От вас я не приму,
    Полдюжины булавок
    Нужны вам самому.

  7. Десять ночей подряд
    Он лечит несчастных зверят.

  8. Унёс буран в море
    Десятка два шлюпок.

  9. Три отважных карапуза
    На кораблике везли
    Три невиданных арбуза
    Из неведомой земли.

После того как мы научились молниеносно распознавать подлежащее и сказуемое в простом предложении, можно переходить к предложению сложному. Прежде всего, надо помнить, что подлежащее и сказуемое вместе являются основным словосочетанием в предложении, его основой.

В простом предложении – одна основа, в сложном, состоящем из двух частей, - две основы, в сложном из трёх частей – три основы и т.д. (Частью сложного предложения по теперешней терминологии называется то, что раньше называлось простым предложением).

Одним словом, надо хорошо запомнить простую истину: сколько в сложном предложении основ, столько в нём и частей. Части сложного предложения отделяются друг от друга знаками препинания (не обязательно запятыми).

Однако в этой нехитрой математике таятся свои опасности.

Первая из этих опасностей – стремление некоторых школьников считать все длинные предложения сложными, а все коротенькие – простыми. Это зачастую приводит к появлению лишних знаков в длинных предложениях и пропуску необходимых знаков в коротеньких сложных.

Приведём несколько заданий, составленных из стихов детских поэтов.
  1. В запертом зале
    Дрогнуло что-то,
    Будто ударил
    Кто-то кого-то.
  2. Сегодня письмоносец
    На улицах Варшавы
    Столкнулся с тощим ветром
    В тулупчике дырявом.

  3. Красит синькою мороз
    В окнах незабудки,
    И зевает синий пёс
    Возле синей будки.

  4. Шёл через речку я
    Мостиком шатким,
    И ветер унёс мою
    Старую шапку.

  5. Каждый день
    Уходят братья
    Рано утром
    На занятья.

  6. Сверху солнышко печёт,
    А внизу река течёт.
    В этой речке утром рано
    Утонули два барана.

* * *

  1. Во многих городах Англии рано утром к каждому дому подъезжает на велосипеде молочник с большой корзиной различных молочных продуктов.

  2. Он оставляет у порога каждого дома бутылки, горлышки которых закрывают разноцветные крышки.

  3. Однажды голодная синица продолбила своим твёрдым клювом мягкую крышечку бутылки, где были сливки.

  4. С тех пор все синицы Англии по цвету крышечек узнают, в каких бутылках находятся сливки.

Здесь следует напомнить, какое важное значение имеет умение читать текст с правильной интонацией. Речь не идёт о том, чтобы читать эмоционально, "с выражением", но умение "делать паузы в словах" поможет избежать очень многих ошибок.

Яркий пример того, к чему приводит "потеря" границ между предложениями, мы находим в книге А.Т. Арсирия "Занимательная грамматика". Попробуйте разбить на предложения точками следующий текст.

...кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубахи из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
прядут там нитки из сукна
костюмы шьют из толокна…

После правильного решения задачи на расстановку точек этот текст выглядит так:

...кисель там варят. Из резины
там шины делают. Из глины
кирпич там жгут. Из молока
творог готовят. Из песка
стекло там плавят. Из бетона
плотины строят. Из картона
обложки там. Из чугуна
там варят сталь. Из полотна
кроят рубахи. Из пластмассы
посуду делают. Из мяса
котлеты стряпают. Из сажи
там ваксу делают. Из пряжи
прядут там нитки. Из сукна
костюмы шьют. Из толокна…

А вот ещё тексты, созданные по этому образцу.

I

едят там вилками компот
там пьют из чашек бутерброд
из хлеба с сыром там котлеты
из мяса свежего конфеты
с начинкой сладкой суп с фасолью
в тарелках всё там варят с солью

Решение этой задачи выглядит так:


Едят там вилками. Компот
Там пьют из чашек. Бутерброд
Из хлеба с сыром там. Котлеты
Из мяса свежего. Конфеты
С начинкой сладкой. Суп с фасолью
В тарелках. Всё там варят с солью.

II

в реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поёт синица в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поёт салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке

А вот решение этой задачи.

В реке там рыба. На бугре
мычит корова. В конуре
собака лает. На заборе
поёт синица. В коридоре
играют дети. На стене
висит картина. На окне
узоры инея. В печурке
горят дрова. В руках девчурки
нарядная там кукла. В клетке
ручной щегол поёт. Салфетки
там на столе лежат. Коньки
к зиме готовят там. Очки
лежат для бабушки. Тетрадки
всегда содержатся в порядке.

На этом и мы поставим точку. Тема следующей рассылки – речевые ошибки.

Желаю успехов. Ведущий рассылки Анатолий Дядченко.


Приглашаем Вас подписаться на рассылку, посвященную развитию памяти и скорочтению.

Знаете ли Вы, что нормальный взрослый человек запоминает не более 30% прочитанного, тратя на чтение одной страницы текста от 5 до 10 минут? Как запоминать больше и читать быстрее вы узнаете из нашей рассылки.

Рассылки Subscribe.Ru
Читаем и Запоминаем




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное