Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Всемирная история" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
ЗАНЯТИЕ №72. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 60-Х — НАЧАЛЕ 80-Х ГГ.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
ЗАНЯТИЕ №72. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 60-Х — НАЧАЛЕ 80-Х ГГ.
Основные события
1966–1970 гг.—VIII пятилетка
1971–1975 гг.—IX пятилетка
1976–1980 гг.—X пятилетка
1981–1985 гг.—ХI пятилетка
1965 г., март—Пленум ЦК КПСС, переход к новой аграрной политике
1965 г., сентябрь—Ликвидация совнархозов, возвращение к отраслевому управлению
1965 г., октябрь—Начало хозяйственной реформы
1966 г., март—XXIII съезд КПСС
1982 г., май—Пленум ЦК, принятие Продовольственной программы
Действующие лица
Косыгин А.Н.
Важнейшие понятия и термины
Комплексная механизация и химизация сельского хозяйства
Межхозяйственное кооперирование
Агропромышленная интеграция
Продовольственная программа
Валовой объем произведенной продукции
Объем реализованной продукции
Прибыль
Рентабельность
Фондоотдача
Фонды материального стимулирования
Фонд развития производства
Фонд строительства объектов культурно-бытового назначения
Фонд материального поощрения
Щекинский эксперимент
Экстенсивный путь развития
Топливно-энергетический комплекс
Топливный баланс
Нефтедоллары
Национальный доход
Материалоемкость продукции
Энергоемкость продукции
Урбанизация
Лимитчики
Скрытая инфляция
Дефицит
Теневая экономика
Уметь показать на карте
Крупнейшие народнохозяйственные стройки VIII–XI пятилеток: Красноярскую, Саяно-Шушенскую и Усть-Илимскую ГЭС, Западно-Сибирский металлургический комбинат, автозаводы в Тольятти и Набережных Челнах, Атоммаш, Байкало-Амурскую магистраль.
Основные варианты экзаменационных вопросов:
Социально-экономическое развитие СССР во второй половине 60-х — начале 80-х гг.
Экономическая (социально-экономическая) политика в СССР во второй половине 60-х — начале 80-х гг.
Содержание ответа
1. Аграрная политика и состояние сельского хозяйства
В середине 60-х гг. в СССР сложилось тяжелое положение с обеспечением населения продовольствием, а легкой промышленности — с сельскохозяйственным сырьем. Непродуманные эксперименты в сельском хозяйстве свели на нет успехи, достигнутые в 1953–1958 гг. Была подорвана база животноводства, страна вынуждена была закупать за рубежом зерно. Вместе с тем уже в начале 1964 г. были предприняты шаги, направленные на интенсификацию сельского хозяйства (применение удобрений, орошение, комплексная механизация и химизация). Значительно возросли капиталовложения в сельское хозяйство. Этот курс был продолжен и укреплен после отставки Хрущева.
В марте 1965 г. состоялся Пленум ЦК по сельскому хозяйству. Важнейшим его решением было ослабление контроля над колхозами. Теперь они получали на 5 лет план продажи продукции по стабильным ценам. Вся сверхплановая продукция должна была реализовываться по ценам, увеличенным на 50%.
Были на 20% увеличены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию. Рост закупочных цен происходил и в дальнейшем: в 1970 г. — на 25%, в 1979 г. на 12%, в 1983 г. — на 16% (при неизменных розничных ценах на продовольствие).
Были значительно ослаблены (но не отменены) ограничения, касавшиеся личного подсобного хозяйства колхозников, а сами приусадебные участки увеличены с 0,25 до 0,5 га.
Решения мартовского Пленума ЦК 1965 г. были ориентированы на достижение реальных сдвигов в сельскохозяйственном производстве на основе межхозяйственного кооперирования и агропромышленной интеграции. Это рассматривалось как принципиально новая аграрная политика. Объединение в единую цепочку непосредственных производителей сельскохозяйственной продукции и ее переработчиков действительно позволяло уменьшить потери при транспортировке и хранении, обеспечивало более тесную взаимосвязь сельского хозяйства и пищевой промышленности. Межхозяйственное кооперирование делало возможным осуществление крупных дорогостоящих проектов, непосильных или невыгодных одному колхозу или совхозу (например, строительство специализированных откормочных комплексов), координацию их усилий.
Однако все эти изменения не затрагивали принципиальных основ колхозной системы, прежде всего — отношений собственности. Поэтому все попытки обеспечить подлинную заинтересованность колхозников в результатах общественного производства оставались в масштабах страны безуспешными (исключение составляли лишь немногочисленные передовые хозяйства). Декларирование самостоятельности колхозов не было подкреплено соответствующей законодательной базой. И не случайно призывы к освобождению крестьянина от мелочной опеки повторялись на июльском Пленуме ЦК в 1978 г. и на майском Пленуме ЦК в 1982 г. почти в тех же привычных формулировках. Большие средства, вложенные в сельское хозяйство в виде субсидий, дали незначительную отдачу как из-за одновременного роста цен на машины и удобрения, так и из-за неэффективного использования предоставленных средств колхозной системой. Трудности в сельском хозяйстве продолжали углубляться. СССР стал ежегодно приобретать за границей (в США, Канаде, Аргентине) зерно. Несмотря на это, во многих районах страны остро не хватало мясных и молочных продуктов, бывали перебои с овощами, крупами и даже хлебом. Нормой стали талоны, ограничение отпуска продуктов в одни руки. Население областей, расположенных сравнительно недалеко от Москвы, систематически ездило в столицу за продуктами. Появилось даже наименование «колбасные электрички».
В мае 1982 г. Пленум ЦК КПСС принял Продовольственную программу, провозгласив цель — обеспечить в течение 10 лет продовольственное изобилие. Для этого было избрано два пути: усиление агропромышленной интеграции и развитие личного хозяйства. Первый путь на практике принял в основном бюрократические формы. Пять сельскохозяйственных министерств объединились в Госагропром, на местах были созданы областные и районные агропромышленные объединения (РАПО). На практике это привело лишь к созданию новых бюрократических ведомств, практически бесконтрольно распоряжавшихся огромными финансовыми потоками.
Поддержка личного хозяйства включала отмену ограничений на размеры приусадебных участков, строительство домов, поголовье скота. На практике, однако, ведение личного хозяйства наталкивалось на препятствия со стороны председателей колхозов и руководства РАПО. Заниматься личным хозяйством можно было лишь в свободное от основной работы время. Продовольственная программа оказалась мертворожденным документом — увеличить производство сельскохозяйственной продукции не удалось.
2. Хозяйственная реформа второй половины 60-х гг. и ее неудача
В области промышленности политика нового руководства сочетала консервативные и реформаторские шаги. Уже в сентябре 1965 г. Пленум ЦК принял решение о ликвидации совнархозов и возвращении к отраслевой, строго централизованной системе управления экономикой. Было восстановлено всевластие отраслевых министерств. Общеэкономическое руководство осуществляли Госплан, Госснаб, Госкомцен, ГКНТ (Государственный комитет по науке и технике).
С другой стороны, были начаты реформы, вошедшие в историю как косыгинские (по фамилии председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина). Частично изменялась система планирования. До тех пор главным показателем работы предприятия считался валовой объем произведенной продукции, что приводило к неоправданно высокой стоимости изделий, выпуску низкокачественной, не пользующейся спросом продукции. Теперь вместо объема валовой продукции вводились показатели объема реализованной продукции, прибыли, рентабельности, фондоотдачи. Совершенствование планирования было направлено также на поддержку низкорентабельных отраслей и производств.
Главное же новшество состояло в том, что значительно расширялась автономия предприятий в связи с их переводом на хозрасчет. Основными принципами хозрасчета являются самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление предприятий. Часть заработанных предприятием средств после выплаты установленных платежей в бюджет оставалась в его распоряжении. Отношения между предприятиями должны были отныне строиться на взаимной материальной ответственности. За счет полученной предприятием прибыли создавались фонды материального стимулирования: фонд развития производства, фонд строительства объектов культурно-бытового назначения (жилье, дома отдыха, детские летние лагеря, турбазы и т.п.), фонд материального поощрения (премиальный).
Принятые меры должны были усилить заинтересованность предприятий и их трудовых коллективов в перевыполнении плановых заданий (премии за выпуск сверхплановой продукции были резко увеличены), в более полном и экономном использовании имеющихся людских, материальных и финансовых ресурсов, в повышении качества продукции.
Первые 43 предприятия были переведены на новые условия хозяйствования в январе 1966 г. В марте 1966 г. XXIII съезд КПСС, закрепляя принятый курс, провозгласил переход от административных к экономическим методам управления. Решениями съезда предполагалось увеличить производительность труда на 33–35%, добившись за счет ее роста 80% прироста продукции (против 62% в предыдущее пятилетие). Особенно высокими темпами должна была развиваться промышленность группы «Б», производящая предметы потребления.
Первые годы VIII пятилетки свидетельствовали о положительном воздействии реформы на результаты общественного производства. В новых условиях хозяйствования работали 15% предприятий. Они выпускали 37% продукции. С 1968 г. благодаря пересмотру оптовых цен все отрасли промышленности работали рентабельно. Удельный вес интенсивных факторов в развитии производства возрос с 34% в 1966 г. до 40% в 1970 г. Несколько увеличились темпы роста промышленного производства. Правда, плановые задания по увеличению производительности труда достигнуты не были.
В годы восьмой пятилетки был осуществлен так называемый щекинский эксперимент. Суть его сводилась к тому, что предприятию определялся стабильный фонд заработной платы, а вся экономия этого фонда за счет повышения производительности труда и высвобождения работников использовалась для увеличения оплаты труда остальных членов коллектива. За два года работы на Щекинском химическом комбинате численность работающих сократилась на 870 чел. В условиях, когда демографическая ситуация в стране становилась неблагоприятной и народное хозяйство начинало испытывать дефицит рабочих рук, распространение этого метода могло принести значительный экономический эффект. Однако с 1967 по 1969 гг. лишь 200 предприятий перешли на такую системы работы, несмотря на то, что щекинский метод был официально одобрен ЦК КПСС.
В целом надежды, возлагавшиеся на хозяйственную реформу, не оправдались. Причины этого заключались прежде всего в том, что новые принципы хозяйствования «встраивались» в старую, привычную схему административного управления. Народное хозяйство все еще развивалось в основном экстенсивно, путем вовлечения новых ресурсов, используя традиции периода индустриализации. По существу, индустриализация распространилась в эти годы на все сферы народного хозяйства. Экстенсивный тип развития экономики приводил к ускоренной урбанизации, сосредоточению больших масс работников, большей частью недавних селян, на крупных стройках. При этом соответствующая социальная инфраструктура не создавалась, что вело к формированию маргинальных по своему мироощущению и поведению слоев. Сохранялся высокий удельный вес неквалифицированного, в том числе ручного труда (в промышленности его доля составляла 40%, в строительстве — 60%, в сельском хозяйстве — 70%). Темпы вытеснения тяжелого ручного труда неуклонно снижались. В 1975–1982 гг. они составили всего 0,7% в год.
Формально осуществление экономической реформы успешно продолжалось. К концу восьмой пятилетки на новую систему хозяйствования перешли 41 тыс. предприятий из имевшихся в стране 49 тыс. Они производили 93% промышленной продукции. Однако на практике осуществление реформы сворачивалось, хотя никто официально не отменял курс на использование экономических методов управления, а необходимость повышения рентабельности и снижения фондоотдачи постоянно подчеркивалась в партийных решениях. Но бесчисленные ведомственные инструкции и ограничения сводили новые принципы управления на нет. Фонды экономического стимулирования были ограничены лимитами. Сверхлимитную прибыль следовало отчислять в государственный бюджет, что наносило ущерб интересам наиболее рентабельных предприятий, дискредитировало саму идею хозрасчета, разрушало материальную заинтересованность работников. Оплата труда по-прежнему базировалась на тарифах, индивидуальной сдельщине и повременщине, была слабо связана с результатами производственной деятельности предприятия.
Ряд современных исследователей полагает, что достижения восьмой пятилетки не были напрямую связаны с воздействием экономической реформы, а являлись следствием того, что диктат совнархозов был разрушен, а диктат министерско-ведомственный еще не набрал окончательно силу. В результате предприятия оказались на непродолжительный срок «предоставлены самим себе». Когда же ведомства вновь набрали силу, самостоятельность предприятий была резко ограничена и положительный импульс в экономике стал затухать.
К тому же после крушения Хрущева в советской номенклатуре окончательно возобладали консерваторы, принципиально не желавшие допускать выхода экономики из-под контроля бюрократического аппарата и отдававшие безусловный приоритет развитию тяжелой, прежде всего оборонной, индустрии.
Опыт восьмой пятилетки показал, что дальнейшее продвижение вперед требовало глубокого трансформирования всей экономической (а следовательно — и политической) системы.
3. Индустриальное строительство в 60-х — 70-х гг.
В 60–70-х гг. продолжалось широкое индустриальное строительство. Крупнейшими стройками стали Западно-Сибирский металлургический комбинат, автозаводы в Тольятти (ВАЗ) и Набережных Челнах (КАМАЗ), завод атомного машиностроения в Волгодонске (Атоммаш).
Крупнейшей стройкой второй половины 70-х гг. стала Байкало-Амурская магистраль (БАМ). Однако строительство БАМа преследовало скорее военно-стратегические, нежели экономические цели. Оно объяснялось стремление продублировать Транссибирскую магистраль, проходившую в опасной близости от границы с Китаем. Колоссальные средства, затраченные на строительство БАМа, экономически не оправдались.
В 60–70-х гг. быстро развивался топливно-энергетический комплекс (ТЭК) СССР. Велось интенсивное энергетическое строительство. В Восточной Сибири вслед за Братской ГЭС были сооружены Красноярская, Саяно-Шушенская и Усть-Илимская ГЭС, а в Средней Азии был создан Южно-Таджикский комплекс, центром которого явилась Нурекская ГЭС. Быстро росла и атомная энергетика: были построены Ленинградская, Игналинская, Чернобыльская и другие АЭС.
Ведущую роль в топливном балансе страны стали играть нефть и газ. Это позволило значительно снизить затраты на производство топлива, повысить эффективность работы многих механизмов, сократить ручной труд. Природный газ стал широко использоваться в быту в сельской местности. Ведущую роль в обеспечении страны нефтью и газом играла Западная Сибирь, особенно Тюменская область, где в 1964 г. были открыты колоссальные запасы этих природных ископаемых. В 70-х гг. было завершено создание единой газопроводной системы европейской части СССР.
Нефть и природный газ стали основным экспортным товаром Советского Союза. Доля топлива и энергоносителей в структуре экспорта возросла до 53%. В то же время доля машин и оборудования сократилась вдвое. Повышение мировых цен на нефть, начавшееся в первой половине 70-х гг., способствовало росту валютных поступлений в казну. Это давало возможность приобретать на внешнем рынке многие виды оборудования, товары широкого потребления, продовольствие. Таким образом, приток «нефтедолларов» позволял искусственно поддерживать советскую экономику, пренебрегая ее низкой эффективностью.
Рост потребления заставлял нефтяников и газовиков осваивать все более отдаленные северные месторождения, добывать топливо с больших глубин, что приводило к его удорожанию. В 1984 г. добыча нефти впервые сократилась. К тому же с середины 80-х гг. мировые цены на нефть и газ стали снижаться. Это привело к падению в XI пятилетке национального дохода, нанесло тяжелый удар всей советской экономике.
4. Кризис советской плановой экономики
В 70-х гг. государственный контроль за деятельностью предприятий значительно ужесточился, государственные планы стали предельно детализироваться, количество обязательных плановых показателей возросло в сотни раз. Это объяснялось стремлением преодолеть нарастание негативных тенденций в экономике: падение фондоотдачи и рост материало- и энергоемкости продукции, усиливающееся отставание от развитых стран по качеству и техническому уровню продукции. Вместе с тем, любая попытка внедрения в экономику рыночных механизмов наталкивалась на жесткое сопротивление как со стороны управленческого аппарата плановых ведомств, так и со стороны консервативных партийных идеологов. Поэтому единственным средством повышения эффективности экономики оставалось административное давление.
В партийных решениях раз за разом повторялись требования интенсифицировать экономику, но на практике народное хозяйство становилось все более затратным.
5. Социальное развитие
В 60–70-е гг. продолжалась быстрая урбанизация. В начале 80-х в городах проживало уже более 2/3 населения страны. Более 60% населения составляли рабочие. Доля крестьянства сократилась до 12%. Особенно быстро росло население крупных городов. Средством обойти ограничения прописки стал «лимит», то есть набор ограниченного числа работников на важные предприятия. Использование на тяжелых и неквалифицированных работах лимитчиков, которые трудились за жилплощадь, годами живя в общежитиях, позволяло предприятиям не заботиться о сокращении ручного труда, одновременно затрудняло решение жилищной проблемы в городах. Между тем, темпы строительства жилья во второй половине 70-х гг. заметно снизились, положение с жильем вновь обострилось.
Уровень жизни в 60-70-х гг. заметно возрос. Значительная часть советских граждан получила отдельные квартиры, приобрела мебель, холодильники, телевизоры, радиоприемники, магнитофоны. Однако приобретение всех этих материальных благ было связано с немалыми трудностями: приходилось записываться в очередь, которая растягивалась на месяцы, или обращаться к услугам «черного рынка», цены которого были иногда в несколько раз выше государственных.
Сосредоточение ресурсов на тяжелой промышленности, особенно на отраслях военно-промышленного комплекса вело к нехватке средств на развитие потребительской сферы. Происходила скрытая инфляция. В 1970–1985 гг. средняя реальная зарплата снизилась на 20%. Все большее количество товаров первой необходимости попадало в разряд «дефицита». Практически любая покупка требовала длительного стояния в очередях. Дефицитные товары большей частью продавались лишь в номенклатурных «распределителях» или магазинах «Березка», торговавших на недоступную простым гражданам валюту. Обычным гражданам они доставались лишь в праздничных «заказах», распределявшихся на предприятиях и в учреждениях.
Быстро росли сбережения граждан, значительную часть которых составляли так называемые горячие деньги, т.е. средства, которые их владельцы готовы было немедленно потратить при появлении товаров. На практике значительная часть накопленных населением средств была «пустой», не обеспеченной товарами.
В этих условиях расцвела «теневая экономика». Огромные масштабы приобрела спекуляция дефицитными товарами, в особенно импортными. До трети всех платных услуг оказывали частники, естественно не зарегистрированные и не платившие налогов. Наряду с этим возникли подпольные производства, нередко развивавшиеся за счет ворованного сырья. Широкое распространение получила коррупция.
Расходы на непроизводственную сферу все больше отставали от роста национального дохода (в США они росли в 3 раза быстрее национального дохода). В начале 80-х гг. государство тратило на здравоохранение 4% национального дохода, на образование — 7%. В развитых странах эти показатели составляли 10–12%. Следствием этого стали рост детской смертности, алкоголизма, падение продолжительности жизни.
В начале 80-х гг. стало очевидно, что стране угрожает острый социально-экономический кризис.
На что следует обратить внимание при ответе
Необходимо показать, что экономические трудности стали закономерным результатом чрезмерно централизованной системы директивного планирования. Ответ должен подвести к мысли о закономерности перестройки, начатой в середине 80-х гг.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||