Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как узнать финансовую пирамиду?


      Иван Порше
     Электронная рассылка
    
    «Биржа - это легко. Акции - это просто!»

Рейтинги и пирамиды

Среди моих знакомых есть одна на редкость авантюрная дама. Её жизненный цикл  состоит из 2-х частей. Сначала она копит деньги, а затем, в надежде быстро разбогатеть,  вкладывает их в очередной лохотрон. Друзья и знакомые, среди которых, кстати говоря, есть и бизнесмены, неоднократно пытались ее отговорить от очередной аферы, но нарывались  на встречное «Вы все лохи, а я когда-нибудь подымусь!» Этой дамочке невдомек, что даже если она и «подымется», то ненадолго. На авантюрах можно разбогатеть, а вот сохранить деньги в авантюрах – увы.

 

Каждый год создаются сомнительные финансовые проекты. Каждый год на эти проекты покупаются люди и теряют деньги. Хотя, на мой взгляд, одного МММ, созданного Мавроди в 90-х было достаточно, чтобы научиться. На региональных сайтах ФСФР с лета прошлого года стали публиковать названия фирм, в деятельности которых усматриваются признаки финансовых пирамид. В их числе:   EX INVESTMENT GROUP; ООО "Базис-Альянс" (Москва); "РеалАвтоГрупп" (Челябинск); ООО "Национальная ассоциация частных инвесторов" (Челябинск); "Thor United Corporation"; PIF HYIP; ООО "Кватро-инвест" (СПб ); ООО "СОФТ Бизнес Консалтинг" (Москва); Холдинг "РАДО-С-ГРУПП" (Москва); ОАО "Корпорация Ацтек" (СПб); Иркутский фондовый центр; ООО "САН" (СПб).

 

Будут ли обновлять подобные списки - неизвестно. Но, и в этом случае, указали пальцем лишь на наиболее крупные лохотроны. Опять же, легковерным гражданам может быть невдомек заглянуть в интернет.

Дело доходит до абсурда, когда некий «ведущий инвестиционный консультант» предлагает передать ему наличные, чтобы он их «выгодно инвестировал для Вас»… Между прочим, по этой примитивной схеме работает создатель финансовых пирамид в России и на Украине Роберт Флетчер. 

 

Если вы решили вложить деньги в какую-то структуру, получите у сотрудников ответы хотя бы на 3 вопроса:

Официальное название вида деятельности и лицензия (это потом надо будет проверить).

Куда будут вкладываться деньги, чтобы получить доход (в какие активы)?

Есть ли у фирмы рейтинг?

Если даже на эти элементарные вопросы вы не получите внятного ответа, структура более чем сомнительна. Не стесняйтесь переспрашивать! Глупо выглядит не тот, кто спрашивает и раздумывает, а тот, кто бегает с плакатом «Верните наши деньги». Если фирма проводит открытую политику, то на все вопросы вы получите ответы. Вам станет ясно, с какими активами работает структура, а следовательно, каков риск и соответствует ли он заявленной прибыли (если они ее заявляют в рекламе).

 

О рейтингах.

Рейтинг – это объективная оценка от независимой оценочной компании. Из зарубежных рейтинговых агентств наиболее известное S&P. Национальные рейтинги присваивают российские агенства: РА НАУФОР, НРА и другие.  Рейтинги нужны прежде всего для получения  кредитов. Наличие рейтинга говорит также о том, что компания заботится о своей репутации и потому предоставляет данные о себе независимому «оценщику». Косвенно это показатель, что компания уверена в своих силах, что сможет показать хороший рейтинг. За анализ состояния дел в компании и присвоение рейтинга агентства берут деньги, и немалые. Однако «купить» рейтинг, особенно у международного агентства, вряд ли получится, агентству это просто невыгодно.

Рейтинги по убыванию:

AAA, AA, A (высоко надежные)

BBB, BB, B (надежные)

CCC, CC, C (рискованные)

SD, D (дефолт)

Дополнительные критерии могут отражаться знаками + -

Например, Россия, как государство, имеет международный рейтинг BBB+

Газпром  BBB   Альфа-банк  BBB-  Кредобанк CCC+

Следует заметить, что оценки международных и национальных агентств не совпадают, и рейтинг национального агентства всегда будет выше рейтинга международного. Тот же Альфа-банк имеет национальный рейтинг АА. Ну это и понятно – сравнение внутри страны, иные масштабы.

 

Если у компании нет рейтинга - это говорит об одном из двух:

Либо компания не желает тратить деньги на оплату таких услуг (возможно, это просто для нее дорого)

Либо они не заинтересованы в рейтинге (например, опасаются, что он будет низким).

Во всяком случае, компания, заявляющая о себе, как об «одной из ведущих» и без рейтинга выглядит подозрительно. Рейтинг следует смотреть не только на сайте компании, но и на сайте рейтингового агентства. Адресов не привожу - все элементарно найти через поисковики.

 

Финансовые пирамиды обычно никаких рейтингов не имеют и на вопросы дают либо туманные ответы - «вкладываем в выгодные проекты», либо занимаемся сразу всем: недвижимость в курортах Швейцарии, Черногории и Прибалтики, ценные бумаги в России, США, Китае, венчурные проекты, зарубежные хеджевые фонды, спекуляции на рынке золота и т.д. Сами подумайте – как можно этим всем сразу заниматься??? Кроме того, пирамиды не долговечны и редко живут более 2-х лет. А не абсурдна ли такая широта для компании, которая едва создалась?

В этом плане показательна история ООО «САН», более известного как «Бизнес клуб РуБин» (СПб). Пирамида рухнула в феврале 2008 года, просуществовав менее года. Сеть филиалов успела охватить более 130 регионов, включая Украину, Прибалтику и Казахстан. Себя они успешно рекламировали по второму варианту: «выгодные инвестиции в недвижимость, бизнес и фондовый рынок». Кстати, достаточно было посмотреть на сайте ФСФР, что лицензии на работу с финансовыми рынками никто им не давал. А следовательно, инвестировать самостоятельно БК РуБин не мог. Рейтингов, разумеется, тоже не было. Однако более 200 тыс. человек, отдали туда свои кровные. Кое-кто брал кредиты в банках и нес туда же… 

 

Подводя итоги, скажу, что подобные проекты были, есть и будут. Потому, смотрите в оба.

 *   *   *

Здесь можно скачать книгу журналиста В. Курносова «По ту сторону финансовой пирамиды». Легко читается и достаточно подробно рассказывает о пирамидах и их строителях, приемах одурачивания и проч.  Рекомендую.

 

TradeBook&Soft до 15 апреля проводит акцию. Подробности здесь.

 

   

Иван Порше iporshe@rambler.ru

Примечания:
Письма могут быть процитированы в рассылке, если автор письма прямо не указал обратное.



В избранное