Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Приглашение в мир математики

  Все выпуски  

Сколько баллов ты наберёшь в ЗНО, если ничего не знаешь?



Сколько баллов ты наберёшь в ЗНО, если ничего не знаешь?
2015-07-12 00:12 Alexey Izvalov <noreply@blogger.com>
В независимом внешнем тестировании по математике у участника есть шанс набрать ненулевое количество баллов.
Первые 20 задач имеют по 5 вариантов ответа. Так что с вероятностью 0,2 на каждое из них будет дан правильный ответ, и математическое ожидание количества баллов угадывающего участника за первую часть теста равно 4.

Далее, вторая часть тестирования состоит из 4 задач, в каждой из которых четырём утверждениям из левого столбика (1-4) надо найти в соответствие одно из пяти утверждений в правом столбике (А-Д). За каждое правильно установленное соответствие начисляется по одному баллу.

Чему же равно математическое ожидание количества баллов угадывающего участника ЗНО за задачи второй части?
Продолжение »

Справочник формул: как преобразовать сумму тригонометрический функций в произведение и наоборот
2015-07-26 14:21 Alexey Izvalov <noreply@blogger.com>
Этим постом мы открываем новую рубрику: Справочник. Здесь будут собраны формулы, готовые к употреблению. Параллельно для лучшего понимания эти статьи будут снабжаться ссылками на матераиалы, объясняющими, почему формулы именно такие, а не иные.

Начнём с тригонометрии.

Как преобразовать сумму или разность тригонометрических функций в произведение.

1. Сумма синусов равна удвоенному произведению синуса полусуммы на косинус полуразности.
$\sin a+\sin a = 2 \sin \frac{a+b}{2}\cos \frac{a-b}{2}$
2. Разность синусов равна удвоенному произведению синуса полуразности на косинусполусуммы.
$\sin a-\sin b = 2 \sin \frac{a-b}{2}\cos \frac{a+b}{2}$
3. Сумма косинусов равна удвоенному произведению косинуса полусуммы на косинус полуразности.
$\cos a+\cosb = 2 \cos\frac{a+b}{2}\cos \frac{a-b}{2}$
Продолжение »

Формулы для решения задач на дроби для 5 класса
2015-07-27 14:44 Alexey Izvalov <noreply@blogger.com>
В 5 классе на уроках математики ученики знакомятся с дробями и процентами. В 6 классе эта тема повторяется, но изучается более глубоко. А встречаться дроби и проценты продолжат вплоть до задач внешнего тестирования (ЗНО) для 11 класса.

что такое дробьОбыкновенная дробь - это пара чисел, записанных через черту.
Число под чертой (знаменатель), показывает, на сколько частей разделили целое.
Число над чертой (числитель) показывает, сколько этих частей выбрано.

То есть дробь $\frac{3}{8}$ (три восьмых) означает, что целое было разделено на 8 частей, а взято из них три.

Существуют три класса задач на дроби: нахождение дроби от числа, нахождение числа по его дроби и выражение отношения чисел в виде дроби.

Как найти дробь от числа

В задачах на дробь от числа известно само число и дробь, которая от него взята. А найти требуется, какую величину составит эта дробь. Рассмотрим такую задачу

Пример 1.1.
В самолёте 120 пассажиров. $\frac{2}{5}$ (две пятых) из них летят в самолёте в первый раз. Сколько пассажиров летит в первый раз?
Это задача на нахождение дроби от числа.
Есть число: 120.
Есть дробь: $\frac{2}{5}$
Нужно найти, чему равны две пятых от 120.

Решаются задачи на нахождение дроби от числа так.

Продолжение »

Модуль синуса больше единицы
2015-07-27 23:24 noreply@blogger.com (Alexey Izvalov)
Есть много шуток на счёт решений задач, в ходе которых синус оказывается больше единицы (или меньше минус единицы).

Но оказывается, синус может всё-таки по модулю превосходить единицу! Если брать синус от комплексных переменных.

Расширить область определения синуса на множество компексных числе можно, использовав его разложение в ряд Тейлора:

$\sin x = x-\frac{x^3}{3!}+\frac{x^5}{5!}-\frac{x^7}{7!}+\frac{x^9}{9!}-\dots$

В эту формулу можно подставить $x = i = \sqrt{-1}$ и получить:

$\sin i = i-\frac{i^3}{3!}+\frac{i^5}{5!}-\frac{i^7}{7!}+\frac{i^9}{9!}-\dots=i+\frac{i}{3!}+\frac{i}{5!}+\frac{i}{7!}+\frac{i}{9!}+\dots= 1.175\dots \cdot i$

Выходит, по модулю синус числа i будет больше единицы:
$|\sin i | = 1.175\dots$

Как называются очень большие числа
2015-07-28 13:46 Alexey Izvalov <noreply@blogger.com>

Малыш стоит сто тысяч миллионов

В математике пятого класса она из первых тем - это позиционная система счисления. Все знают, что, например, цифра 1 может означать разное число в зависимости от того, на каком месте она стоит. Наша система счисления десятичная, поэтому разрядные единицы отличаются в 10 раз.

Если хотите узнать, при чём тут Малыш и Карлсон, сколько цифр в квадриллионе и почему европейцев поражает значение госдолга США всего-навсего в триллион долларов - читайте дальше!

Начальные разрядные единицы это:
1 - единица
10 - десять
100 - сто
1000 - тысяча

Далее идут
10 000 - десять тысяч (в Древней Греции это число называлось мириада и до Архимеда греки считали, что его достаточно, чтобы подсчитать всё на свете).
100 000 - сто тысяч
1 000 000 - миллион. (Кстати, у чисел сто и милион есть одна интересная особенность. Подумайте, какая, а ответ вы найдёте в блоге о занимательной математие "Десять букв")

После миллиона прицип формирования названий разрядных единиц такой.
Продолжение »

Один араб в 1937 году
2015-07-28 14:01 noreply@blogger.com (Alexey Izvalov)
Эта заметка - результат странствий по Википедии. В декабре 2012 года я искал, в каких странах  в ближайшее время можно будет найти красивые последовательности, образованные цифрами на календаре. Очень удобными в этом смысле оказались Эфиопия, Иран и Северная Корея.

То, что клендарь, применяемый в Индии, отличается от используемого у нас примерно на 78 лет, я тогда заметил, но в пост не вынес. Выходит, текущий 2015-й год соответствует 1937-му году в Индии.

А сегодня, подготавливая пост о наименовании больших чисел, я обнаружил, что в Индии система формирования узловых десятичных единиц отличается от той, к которой мы привыкли. Разряды там группируются не по три, а по два, кроме самых правых трёх разрядов.

И один араб в Индии - это число 1,00,00,00,000, которое у нас называется миллиардом: 1 000 000 000.

Разбор задач 11-15 для 2 класса математической олимпиады Кенгуру (уровень М2 2015)
2015-07-29 13:36 Alexey Izvalov <noreply@blogger.com>
Рассмотрим теперь, как второклассники должны были решать самы сложные задачи уровня Малыш-2 в математической олимпиаде "Кенгуру". Если вы готовитесь к новой олимпиаде (а уже пора бы начинать :) ), то такие разборы будут хорошей практикой.

Задача 11.Плитки(5 баллов).
Какой плитки не хватает в узоре?
задача олимпиады Кенгуру по математике для 2 класса

Варианты ответа:
А:ответ на задачу олимпиады Кенгуру по математике для 2 класса;Б:ответ на задачу олимпиады Кенгуру по математике для 2 класса;В:ответ на задачу олимпиады Кенгуру по математике для 2 класса;Г:ответ на задачу олимпиады Кенгуру по математике для 2 класса;Д:ответ на задачу олимпиады Кенгуру по математике для 2 класса;

Решение
Это задание третьего уровня, поэтому нужно быть передельно внимательным.
Продолжение »

В избранное