Современное образование

  Все выпуски  

Современное образование (О системе менеджмента качества кафедры).


Автор рассылки "Современное образование" - Бармашова Л.В.

О системе менеджмента качества кафедры.

Добрый день, дорогие друзья!

Вся деятельность кафедры должна быть направлена на подготовку специалистов, которые будут востребованы на рынке труда. Для этого кафедра постоянно должна работать в направлении повышения качества предоставления образовательных услуг студентам.

С чего можно начать создавать систему менеджмента качества на кафедре?

Во – первых, сначала надо разработать основные стратегические направления работы кафедры в этом направлении, разбить всю работу на этапы. Сделать качественно все сразу невозможно.

Во-вторых, необходимо определиться с целями и задачами кафедры в области менеджмента качества. И эта работа (планирование этой работы) не должна повторять полностью обычный план работы кафедры.

При планировании работы по созданию менеджмента качества на кафедре необходимо исходить из следующего: разделить планирование на перспективное и оперативное. Перспективный план целесообразно составить на 3 – 5 лет. Составление плана на больший срок может оказаться не целесообразным, т. к. нормативная документация по высшей школе стремительно меняется. Находимся мы в периоде перемен.

В ходе перспективного планирования кафедра должна определить вопросы расширения подготовки по специальностям (направлениям бакалавриата, магистратуры); определить основные направления инвестиций на кафедре, совершенствования методического обеспечения и методов обучения, кадровой политики, организации труда профессорско-преподавательского состава.

Учитывая изменчивость рынка образовательных услуг, перспективное планирование может не предусматривать достижения конкретных количественных показателей и можно ограничиваться разработкой лишь важнейших качественных характеристик, которые будут конкретизированы в дальнейшем в оперативном планировании, где уже будут указываться количественные показатели. Стратегическое планирование должно носить инновационный (прорывной) характер.

Текущее (оперативное) планирование обычно разрабатывается на один год. На базе научного анализа проблем, с которыми может столкнуться кафедра в будущем, разрабатывается стратегия развития кафедры через менеджмент качества. Оперативные планы предназначены для конкретизации показателей тактических планов.

Тактическое планирование на кафедре создаст предпосылки для реализации стратегических планов. При тактическом планировании выявляют скрытые резервы для повышения качества подготовки выпускников, качества повышения квалификации ППС, качества выполнения научной, методической и учебной литературы.

Для разработки различных планов на кафедре было бы целесообразно провести SWOT-анализ деятельности учебного заведения в целом, определив, сильные и слабые стороны вуза, возможности и угрозы. Если данной информацией будет обладать кафедра, то она сможет составить более «жизненный» план, не оторванный в целом от деятельности учебного заведения. Такой же SWOT-анализ нужно провести на каждой кафедре, чтобы для себя посмотреть и возможно по - новому взглянуть на свою работу, т.к. деятельность вуза в большой степени зависит от качественной работы каждой кафедры. При проведении SWOT-анализа нужно рассмотреть все жизненные циклы предоставления образовательных услуг: процессы, связанные с потребителями (выпускниками школ, их родителями, работодателями); учебно-организационную деятельность учебного заведения (кафедры); методическую и научно-исследовательскую работу; воспитательную и спортивную работу.

Важное место здесь займет организация мониторинга качества образования. Для организации и проведения данной работы приказом необходимо создать рабочие группы. Создавать рабочие группы в большом количественном составе не обязательно, т.к. чем больше людей будет в одной группе, тем сложнее всем вместе собраться. Определиться с конкретным временем. Чтобы участвовало в этой работе как можно больше людей, возможно лучше создать несколько рабочих групп, которые будут работать по разным «узким» направлениям.

Разработанные планы по менеджменту качества будут сразу возможно не совершенны, но их всегда можно корректировать. Для организации этой работы необходимо исходить из того, что должны быть основные составляющие работы: мониторинг (сбор необходимой информации), аудит деятельности (аудит определенного процесса), анализ собранного материала (информации), выявление недостатков и разработка рекомендаций по устранению выявленных недостатков. Эта работа достаточно сложная, кропотливая, которая потребует затраты большого времени. Подбирать для такой работы лучше людей инициативных, грамотных, ответственных, «болеющих» за свою работу и не равнодушных к своему вузу, кафедре. Работа большая и сложная и должна быть оплачиваемая.

Продолжение следует...

С уважением,
Бармашова Лариса Викторовна
Кандидат экономических наук, доцент,
Директор филиала Московского государственного
индустриального университета в г. Вязьме Смоленской области.
http://barmashova.ru/


В избранное