Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Учимся выступать публично

  Все выпуски  

Учимся выступать публично


Информационный Канал Subscribe.Ru

f
УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО

  написать автору | новости | статьи | календарь | архив | отзывы | клиенты
 




ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Уважаемый Радислав, раньше с удовольствием и благодарностью читала Вашу рассылку - в ней была полезная информация в чудной изящной подаче. Но уже несколько выпусков (месяцев?) подряд Вы снабжаете нас исключительно рекламой. Если иного и в дальнейшем не планируется, освободите меня, пожалуйста, от новых разочарований. Анастасия.

Вот так номер, Анастасия! Во-первых, давайте придерживаться фактов, раз уж такой дело. Рекламе видеокурса был посвящен за последнее время один выпуск. А не несколько. Тем более не несколько месяцев. Я просмотрел архив. Через несколько дней вышел выпуск с пояснениями. И все!

Давайте посмотрим и на другие факты. Я выпускаю рассылку в течение двух лет более чем для 10 000 тысяч подписчиков. Не считая затрат времени, за этот период по правилам службы Сабскрайб я потратил за право выпускать ее 760 долларов. Но Вам на это плевать. Наплевать и мне. Я намерен потратить еще больше. Хотя время неизмеримо дороже. Я никогда не требовал никаких компенсаций. И никаких благодарностей. Чего Вы не заметили.

Давайте посмотрим и на такой факт. За это время мной написаны для рассылки 150 страниц текста, что составляет контент двух книг. И ответил более, чем на 200 вопросов читателей. За это мне никогда не приходило в голову брать деньги с подписчиков рассылки. Если Вы сравните это с наиболее рейтинговыми рассылками Сабскрайб, Вы увидите, что большинство их авторов предлагают сам текст за деньги, ограничиваясь в рассылке обсуждением смежных вопросов и агитацией. Разве не так? И у Вас никаких разочарований! Хотя от тех рассылок Вы не отписались.

И этому дареному коню Вы, Анастасия, придирчиво смотрите в зубы, подозревая в нем Троянского?

Во-вторых, Вы всерьез полагаете, что я обязан вести себя так, как диктует Вам Ваша очарованность? Оставьте мне возможность быть таким подонком, каким я являюсь, а не таким, каким Вам хотелось бы меня видеть!

В-третьих, каждый сам волен избавить себя от разочарований и страданий, связанных с моей рассылкой - форма отписки находится внизу каждого выпуска.

Настойчиво предлагаю Вам воспользоваться этой возможностью!

А фильм, который я с удовольствием снимал в течение девяти месяцев на одной из лучших студий страны, я буду с удовольствием рекламировать всеми доступными мне способами. Ибо я горжусь этой работой. Ибо это не пустышка из избитых истин, каких сейчас навалом. Ибо он единственный в России и не только в России, по которому действительно можно научиться выступать перед публикой. Это подтвердят Вам тысячи тех, кто уже выступает с удовольствием и пользой. Даже неприятное препирательство с Вами, как видите, для рекламы использую. А Вы ведь, Анастасия, не купили его и не купите никогда. Вы хотите и дальше сидеть у мерцающего экрана и очарованно восхищаться течением полезной информации в чудной, изящной подаче. Вы даже вряд ли что-нибудь из этой информации воплотили. Я угадал?

Не поминайте лихом!
Впрочем, хоть и поминайте, от меня не убудет...

С неподдельным разочарованием,
Радислав Гандапас


МАТРИЦА. ПЕРЕГРУЗКА

Смутные и безрадостные мысли, порожденные в авторе рассылки просмотром продолжения «Матрицы» были развеяны неожиданным наблюдением. Речь Морфиуса (после которой состоялась дискотека) выстроена в точности по законам композиции, которая предлагается Радиславом Гандапасом на тренинге и в фильме. Настала пора и подписчикам рассылки получить о них представление. Итак…


КОМПОЗИЦИЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Все мы писали школьные сочинения, многие из нас учились в музыкальных школах, некоторые даже писали рассказы. И все мы знаем, что и музыкальные и литературные произведения создаются по законам композиции. Давайте вместе вспомним, из каких частей композиция состоит.

1. Вступление (увертюра, завязка и т.п.) – примерно 20% общего объема произведения
2. Основная часть (развитие темы) – 60%
3. Заключение (финал, развязка) – 20%
Не забыли ли мы чего-нибудь? Конечно, кульминация. Где она находится? Правильно, в конце третьей части, непосредственно перед заключением.

Давайте сначала подумаем, кто придумал законы композиции. Нормальная лобовая логика подсказывает нам ответ: «Конечно же, композиторы!». Но почему тогда пятилетний Моцарт написал первое свое произведение полностью по законам композиции, хотя никогда о них не слышал? Да и сейчас тысячи композиторов-самоучек создают неплохие (иногда) песни, тоже по тем же законам. Но трудно предположить даже, что Земфира или Шнуров всерьез говорят о композиции своих песен. Хотя она есть. «Тогда писатели!» - выкрикивает с места логика. Тогда почему некоторые авторы бестселлеров пишут свои повести, романы и рассказы по законам композиции, хотя последний раз это слово слышали в школе? Но пишут же. И неплохо (иногда).

Может, подумаем над тем, зачем ее придумали? Чтобы мучить бедных детишек в школах по всему земному шару, чтобы редакции имели право отвергать рукописи одаренных писателей, но не закончивших Литинститут имени Горького, чтобы не пущать на эстрадную сцену прекрасных, но малообразованных музыкантов. Вот! Непохоже на правду.

Давайте перестанем играть с логикой, она никогда не угадает. Давайте пойдем другим путем. Я всегда ищу аналогии тех или иных методик в живой природе. И если аналогию найти ни сложно, значит, методика имеет право на существование. В противном случае, я считаю ее просто выдуманной. Работать она не будет.

Есть ли в живой природе аналоги композиции. Есть. Все биологические процессы проходят по законам композиции. Давайте вспомним, к примеру, как мы болеем. Вот вы почувствовали легкое недомогание, вирусы уже ведут разрушительную работу в организме, но вы еще чувствуете себя здоровым. Так, немного голова побаливает, - ВСТУПЛЕНИЕ. На следующее утро вы просыпаетесь с уже явной головной болью, ломотой в суставах, температурой и шикарным настроением – на работу идти не надо! Вызываем врача, получаем больничный, зашибись (!) – ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Спустя три дня наступает страшная ночь, когда температура выскакивает из градусника, голова болит и кружится как барабан в Поле чудес, пот течет Ниагарским водопадом, родственники (к вашей недоброй радости) носятся вокруг с чашками и грелками… К утру, вы с трудом засыпаете. Проснувшись, понимаете, что вам стало гораздо легче. Хотя мокрая простыня, завязанная узлом под вами, несколько портит удовольствие. Что миновало этой ночью? Правильно, кризис – КУЛЬМИНАЦИЯ заболевания. Любой начинающий медик скажет вам, что кризис – решающий момент. Либо вы отправляетесь на тот свет, либо поправляетесь. В любом случае, вам становится легче. Мы не можем с достаточной достоверностью рассматривать первый вариант, поэтому остановимся на выздоровлении. Итак, температура спала, появился аппетит, слабость и головная боль еще наблюдаются, но участковый врач не хочет принимать это во внимание и закрывает вам больничный. Это финальная часть, или ЗАКЛЮЧЕНИЕ (в хорошем смысле этого слова).

Давайте рассмотрим такой биологический процесс, как прием пищи. Оговоримся только, что мы берем тут классический вариант. Фаст-фуд и японцев, которые едят сначала яблоки, потом помидоры, мы рассматривать не будем. Итак, мы начинаем обед с закусок: шпротинка, маслинка, салатик – ВСТУПЛЕНИЕ. Затем идет самое объемное блюдо обеда – суп (борщ, солянка, щи, окрошка) – ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. После чего с неотвратимостью конца света мы заносим инструмент над самым калорийным блюдом – вторым. Да-да, кусок мяса со сложным гарниром, рыба с овощами, котлета по-киевски с жареным картофелем, сарделька с капустой – КУЛЬМИНАЦИЯ. Которая приводит к развязке обеда – ЗАКЛЮЧЕНИЮ: компот. Или кофе. С пирожным. И сигареткой. Так обедает большинство трудящихся? Так!

В конце концов, человек сексом занимается по законам композиции. Кстати, ничего, что я причисляю к биологическим процессам такую возвышенную вещь, как… прием пищи? Ничего? Ну ладно. Если же кому из подписчиков тема секса неприятна (или неприятен процесс), они могут этот абзац не читать. Так вот давайте займемся сек… то есть, я хотел сказать, давайте займемся рассмотрением того, как воплощены законы композиции в отношениях мужчины и женщины. Впрочем, не только. Но не это является нашей темой. Здесь я тоже оговорюсь, что мы рассматриваем классический вариант. Извращения и фаст-фуд не могут быть нашими объектами. Итак, все начинается с предварительных ласк. Прелюдия, как говорят нам произведения по сексологии. Или ВСТУПЛЕНИЕ. Когда достигнуто состояние «не могу больше!», происходит (после небольшой и досадной заминки, если используются неодобряемые церковью и Госкомстатом препараты или приспособления) переход к самой продолжительной - ОСНОВНОЙ ЧАСТИ. Надеюсь, взрослым людям не нужно объяснять, что именно является признаком перехода к основной части. Некоторые несознательные участники тренингов неоднократно предлагали мне между вступлением и основной частью ввести промежуточную философскую категорию – ВВЕДЕНИЕ. Но я категорически против подобного смешения терминологии. Итак, в финале основной части тех участников, кому повезет раньше, ждет КУЛЬМИНАЦИЯ – процесс кратковременный, но насыщенный ощущениями и звуками. Что неизбежно ведет к угасанию интереса к происходящему. Но конечности наши по инерции еще продолжают совершать неосознаваемые движения, которые в литературе стыдливо назвали финальными ласками. Если мы рассчитываем на повторные встречи с соучастником процесса, то финальные ласки могут включать и неожиданные признания, и завышенные эпитеты, описывающие всю полноту и радость от перенесенных тяжких телесных удовольствий. Это ничто иное, как предсказанное автором рассылки ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Даже в такой малосвязанной с сексом, музыкой и литературой области жизнедеятельности человека, как спорт, - находится место законам композиции. Проведение приема в вольной борьбе также включает четыре фазы: захват, выведение из равновесия (пихание соперника руками, или лукавое привлечение его тела к своему), после чего следует коварная подножка, или (что еще хуже) бросок, затем, для закрепления своего мнимого и преходящего превосходства над низвергнутым соперником, происходит продолжительное публичное глумление, называемое спортсменами удержанием. Налицо снова законы композиции: захват – ВСТУПЛЕНИЕ, ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (требующая наибольших затрат физических сил) – выведение из равновесия, КУЛЬМИНАЦИЯ – стремительный бросок, и завершающая фаза – удержание – ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

И это далеко не полный перечень сфер жизни, где действую законы композиции. В известном смысле и вся жизнь человека проходит по этим законам. Отсюда мы можем сделать предположение, что поскольку законы композиции являются стержнем, на котором зиждутся как биологические, так и многие другие процессы, то и публичное выступление должно отвечать требованиям этих законов. И не по безосновательной прихоти автора рассылки, а по той причине, что в этом случае, публичная речь будет органична для слушателей, а, следовательно, приведет к желанной цели. В противном случае, у нас есть шанс при всем богатстве аргументов не достичь результата и долго потом ломать голову над тем, что же мы сделали не так.

Давайте теперь разберемся с тем, на каком из этапов о чем следует говорить. Начнем с начала и конца одновременно. Согласитесь, что закуски и компот – не есть собственно прием пищи. Легкое недомогание в начале болезни и легкая слабость в последние дни не дают оснований для больничного. Да и в сексе прелюдия и финальные ласки не являются собственно половым актом. Таким образом, и в публичном выступлении вступление и заключение не предполагают изложения сути вашей презентации. Они скорее служат для установления с публикой контакта и выхода из него.

Грамотное и основательное установление контакта обеспечивает внимание аудитории и хороший эмоциональный фон для восприятия того, к чему вы намерены слушающих привести. Грамотный выход из контакта обеспечивает хороший эмоциональный фон для размышления над вашим предложением. А также увеличивает вероятность благоприятного отношения к вам при вашем следующем контакте с этой аудиторией или отдельными ее представителями.

Мы уже неоднократно приводили такую аналогию. Спикер вступает с аудиторией в своебразную интимную связь, в которой он выступает с позиции мужчины, а она – с позиции женщины. Независимо от биологического пола сторон. Тут большинство ораторов ведет себя как большинство мужчин. Не секрет, что в сексуальных отношениях мужчине нужно гораздо меньше времени на то, чтобы загореться, и чтобы остыть, чем женщине. И он, соостветственно, в меньшей степени нуждается в ласках до и после. И они сами по себе мало влияют на полноту его ощущений в процессе. Другое дело – женщина. Умело и достаточно по времени проведенная прелюдия может коренным образом повлиять на ее переживания и отношение к мужчине, который проявил такой альтруизм и даже не побоюсь этого слова, профессионализм. Не так ли? Так и публика во время нашего выступления может принять нужное нам решение, подчас, не под влиянием неопровержимых фактов и неоспоримых аргументов, а под влиянием симпатии к вам, хорошего психологического климата и прочих вещей, формирование которых и происходит в первые минуты выступления. Эта мысль может показать крамольной. Но действительно, только «может показаться». Ибо любой психолог вам скажет, что процесс принятия решений иррационален и в гораздо меньшей степени опирается на рациональные доводы. Человек скорее склонен подводить имеющиеся факты под уже внутренне принятое решение. Впрочем, об этом мы подробно говорили в одном из последних выпусков под названием «На что давить».

Давайте освежим в памяти первый фразы предыдущего абзаца и вы сразу поймете, зачем я так долго уговариваю вас уделить должное внимание вступлению и заключению. Выходя к аудитории, даже если мы – женщина (господи, что ж я такое сказал то?!), мы склонны вести себя, как неумелый мужчина в постели – мы проскакиваем начало и быстренько переходим к сути. Закончив же говорить о главном, мы довольно скоро теряем интерес к аудитории, отворачиваемся и засыпа… то есть, возвращаемся на место.

С сегодняшнего дня мы ведем себя иначе. Напомню, что в идеале вступление и заключение должны занимать по 20 процентов общей продолжительности выступления.

О чем же говорить в начале?

Итак, ВСТУПЛЕНИЕ

Кто-то из участников тренинга однажды назвал этот этап презентацией презентации. Точнее и выразиться нельзя. Конечно, здесь хорошо бы представиться, даже если вас хорошо знают все присутствующее. Особое внимание уделите тому, какое именно вы имеете отношение к теме выступления и почему об этом говорите именно вы. Объявите продолжительность выступления и регламент. Например, так: «У меня есть двадцать минут, чтобы рассказать вам о тех результатах, с которыми наша компания встречает наступающий год. Я приведу ряд цифр, затем сформулирую наши предложения. Если в ходе моего выступления у вас появятся вопросы, пожалуйста, запишите их, чтобы задать после презентации». Ну или примерно так. Во вступлении самое место комплименту аудитории. Об этом мы подробно говорили в одном из первых выпусков. Загляните в архив рассылки | Здесь же уместно применить прием «Свой/чужой» (о нем там же), обращающий внимание аудитории на то, что вас с ней объединяет: общие интересы, возраст, профессия, сожительство в одном городе, степень родства по отношению к виновнику торжества… и так далее. Конечно, делу время – потехе час. И этот час настал. Шутка, анекдот (если Бог дал вам талант шутить) шикарно расслабляют аудиторию. Кстати, практически любой анекдот можно увязать практически с любой темой. Исключение, разве что, - некролог. Сидящих в зале заставляет навострить уши прием, который я называю «Когда я ехал к вам сюда». Наука пока не в курсе дела, почему он вызывает такую живую реакцию, но это факт. Когда вы начинаете выступление рассказом о событиях, происшедших с вами, буквально вот только что и тех мыслях, которые они вызвали, зал притихает, вглядывается в вас, и по всех признакам сопереживает. Понятно, что это вступление с самой презентацией должно быть связано. Хотя бы очень косвенно. Непонятно почему, но вступление с текстом: «Где-то полтора года назад, бреясь, я порезался и тут мне пришла в голову мысль…». И совсем другое дело: «Сегодня утром, бреясь, я порезался – видите? – и мне в тот момент пришла в голову мысль…». Если вы достаточно опытный оратор, можете во вступлении поиграть чувствами аудитории, начав с рассказа о том, какие чувства у вас вызывает факт, который недавно всколыхнул все человечество, страну, или, на худой конец, город. Рассказ о своих чувствах и любое взывание к чувствам собравшихся – всегда беспроигрышный вариант. Как говорят йоги, в этот момент открывается Анахата-чакра - сердечная, и человек становится очень восприимчив ко всему. Этим часто пользуются создатели рекламы.

Сразу переходим к ЗАКЛЮЧЕНИЮ.

Рассказ будет недолгим, ибо набор приемов почти идентичен тем, которые мы применяем во вступлении. Здесь получается зеркальная презентация презентации. Вы в короткой форме еще раз пробегаете по ключевым моментам выступления. Акцентируете внимание на основной мысли. Короче, пересказываете близко к тексту. Еще раз отмечаете, какое отношение к теме имеете лично вы. Напоминаете регламент. Делаете комплимент вниманию/сдержанности/вдумчивости/злобности/ехидству/пунктуальности/чувству юмора сидящих в зале. Еще раз напоминаете, что вас роднит с ними. Шутите, если нет повода плакать. Но самый блестящий финал чаще всего получается, если последние фразы перекликаются с первыми и все ваше выступление таким образом замыкается. Овации обеспечены.

В следующем выпуске мы разберем основную часть и пик вашего выступления – кульминацию. Через выпуск будет большой сеанс ответов на вопросы. Присылайте. Адрес наверху и внизу.

МИНУ-У-УТОЧКУ!

Мину-у-уточку! – скажет тут внимательный читатель рассылки. Врачу, исцелися сам! Сапожник без сапог! В чужом глазу соломинку, а в своем-то бревно!!! И будет прав. На первый взгляд. Автор текста сам говорил неоднократно, что с аудиторией нельзя входить в ситуацию противостояния, а исключительно в ситуацию взаимодействия. И поскольку аудитория воспринимает себя как единый организм, противостояние лишь с одним из ее представителей – уже противостояние с самой аудиторией. Но в первых же словах этого выпуска автор недвусмысленно вступает в противостояние с читательницей. И даже с некоторым наездом. Ошибка инженера Гарина? Или бывают случаи, когда и это правило подразумевает исключения? Да, бывают. Если вы абсолютно уверены, что представитель аудитории выражает точку зрения, которую не разделяете не только вы, но и подавляющее большинство сидящих в зале, - можете смело противостоять ему и таким образом вы как раз и войдете с аудиторией во взаимодействие. Если в зале ваши сторонники, а среди них два-три противника, то дипломатически соглашаться с их выпадами и искать консенсунс – противопоставить себя своим же сторонникам. Атакуйте, как того требует ваша позиция. Атакуйте, как мысленно делает это каждый сидящий в зале. И вы станете тем человеком, который воплотит мысли сидящих в зале в слова. Одобрительные возгласы с места в ваш адрес и осуждающие взгляды в адрес вашего оппонента будут тому подтверждением. Сегодня вы говорите то, что у публике на уме, завтра на уме у публике то, что говорите вы.

Я надеюсь, я верю, что под письмом разочарованной Анастасии подписались бы очень немногие. И это дает мне право, это даже обязывает меня пригласить обиженных немногих очистить помещение. Здесь виртуальная школа ораторского мастерства, а не концерт Филиппа Киркорова. Не надо цветов на сцену, не надо машину к подъезду, но не надо и надушенных записок в гримерную: «Ах, я была так очарована, когда вы пели в перьях и губной помаде. Но в магазине за диск с вашими песнями с меня потребовали деньги! Мир рухнул, последний идол повержен. Избавьте, о избавьте меня от дальнейших разочарований…»

С Н.Г.!

С Новым Годом, дорогие мои читатели! С новым счастьем, если старое поизносилось! У кого в последнее время шла черная полоса – пусть она сменится белой! У кого шла белая – пусть окажется, что это была черная! И главное: блестящих вам публичных выступлений на Новогодних вечеринках! С тостами и речами, с песнями и танцами, с анекдотами и розыгрышами! Сделайте этот праздник веселее и радостнее силой вашего слова!



Искренне ваш Радислав Гандапас

orator@radislavgandapas.com
www.radislavgandapas.com






Веб-дизайн: Светлана Казьмина
http://www.gazetabo.da.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное