Доступное Высшее образование. О смысле обучения - 4.
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Продолжаем читать "От информации к знаниям!"
Действующая система образования в школах и вузах развивает стремление к
наибольшему познанию числа различных предметов (об этом свидетельствуют
перегруженные информацией учебные программы практически по всем
дисциплинам, изучаемым в вузах). Предполагается, что чем больше мы
узнаем элементов внешнего мира, тем полнее будут наши знания о нем. А
истинная цель образования — знать не как можно больше предметов, а как
можно лучше каждый открываемый, познаваемый предмет. Еще великий Платон
сказал, что круглое невежество — не самое большое зло: накопление плохо
усвоенных знаний еще хуже.
Попробуем это объяснить.
Например, я узнал лучше или хуже тысячу разнообразных элементов. Если я
начну создавать из них какие-либо системы, то они получатся
неустойчивыми, ненадежными, нежизненными. Как известно, надежность любой
системы определяется надежностью, а скорее ненадежностью самого слабого
звена, и таких звеньев в моем багаже окажется немало. Вот одна из
основных причин «рыхлых» знаний у многих школьников и студентов.
А, предположим, я узнал только сто элементов, но подобно тому, как
каменщик прекрасно знает свойства каждого кирпича, а именно: его
размеры, сопротивление при ударе и изгибе, морозостойкость и
водопоглощение. В итоге практически все системы, образованные из
известных в совершенстве элементов, будут сами приближаться к
совершенству, начиная с их главной функции — надежности. Конечно, в этом
случае возможное общее количество создаваемых систем будет значительно
меньше, чем у «многознайки», зато надежных, устойчивых, истинных систем
будет намного больше.
Как лучше работать с учебной информацией
Любой предмет — это в первую очередь словарь новых терминов. Как в
лингвистике без знания словаря не научишься новому языку, так при
изучении любой дисциплины в вузе или решении задач на производстве все
начинается со знания ключевых, базовых понятий и определений.
Разбирая новый учебный материал, не оставлять ни одного неясного слова.
Это и трудно, и для многих непривычно. Зато последующие шаги по
информационному полю новой дисциплины или проблемы будут более
уверенными и легкими, поскольку приращение информации происходит на базе
надежных предыдущих знаний. Новая ветка на дереве с более крепким
стволом всегда будет устойчива.
Нет лучшего способа закрепления учебного материала, чем объяснение его
вслух с моделированием информации на бумаге в виде формул, рисунков и
схем. Речь, зрение и слух объединяются в этот момент с одной целью —
осознания и запоминания информации. В шутке: «Объяснял, объяснял и сам
понял» — только правда.
По словам немецкого философа Г. Лихтенберга, люди запоминают мало из
прочитанного потому, что слишком мало думают сами.
Для этого лучше
всего найти в тексте главный смысл и на него последовательно, как на
ствол дерева навесить ветви — отдельные детали. Если перед вами большой
материал, предварительно разберите его на локальные информационные
блоки, а затем обобщите их в единую логическую структуру. Только так
станут понятными и быстрее запомнятся связи второстепенных элементов с
главным.
Таким образом, активный повтор текста с осмысленными и без
спешки записями — самый краткий путь к пониманию и запоминанию.
Берясь
за работу над новым материалом, не забудьте спросить себя: зачем мне его
читать и что я хочу найти в нем?
Что бы ни сделали — проверьте!
Люди чаще совершают ошибки не по причине
незнания, а из-за невнимательности и несобранности во время работы.
Чем меньше интервал времени между получением задания и началом его
выполнения, тем меньше усилий будет затрачено на работу. Срабатывает
поразительный эффект свежей памяти.
По возможности никогда не оставляйте начатое на полпути.
Брошенная
легкая работа превращается в трудную, а трудная — в невыполнимую.
Приступая вновь к заданию, кроме преодоления морального фактора, мы
будем вынуждены восстанавливать большой объем исходной информации. Не
откладывая, начинайте делать работу сейчас и не делайте ее два раза.
Конец текста.
Открытая Европейская Академия Экономики и Политики
руководствуется в работе единственной целью - научить студентов реальным
практическим знаниям (умениям).
В первую очередь - это языковая подготовка.
Затем - участие в бизнес-проектах в рамках Студенческого Агентства.
И завершающий этап - выделение собственного направления работы и
практика руководства людьми.