Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Доступное Высшее образование

  Все выпуски  

Доступное Высшее образование. О смысле обучения - 4.


Здравствуйте, уважаемые читатели!

Продолжаем читать "От информации к знаниям!"

Действующая система образования в школах и вузах развивает стремление к наибольшему познанию числа различных предметов (об этом свидетельствуют перегруженные информацией учебные программы практически по всем дисциплинам, изучаемым в вузах). Предполагается, что чем больше мы узнаем элементов внешнего мира, тем полнее будут наши знания о нем. А истинная цель образования — знать не как можно больше предметов, а как можно лучше каждый открываемый, познаваемый предмет. Еще великий Платон сказал, что круглое невежество — не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже.

Попробуем это объяснить.
Например, я узнал лучше или хуже тысячу разнообразных элементов. Если я начну создавать из них какие-либо системы, то они получатся неустойчивыми, ненадежными, нежизненными. Как известно, надежность любой системы определяется надежностью, а скорее ненадежностью самого слабого звена, и таких звеньев в моем багаже окажется немало. Вот одна из основных причин «рыхлых» знаний у многих школьников и студентов.

А, предположим, я узнал только сто элементов, но подобно тому, как каменщик прекрасно знает свойства каждого кирпича, а именно: его размеры, сопротивление при ударе и изгибе, морозостойкость и водопоглощение. В итоге практически все системы, образованные из известных в совершенстве элементов, будут сами приближаться к совершенству, начиная с их главной функции — надежности. Конечно, в этом случае возможное общее количество создаваемых систем будет значительно меньше, чем у «многознайки», зато надежных, устойчивых, истинных систем будет намного больше.

Как лучше работать с учебной информацией

Любой предмет — это в первую очередь словарь новых терминов. Как в лингвистике без знания словаря не научишься новому языку, так при изучении любой дисциплины в вузе или решении задач на производстве все начинается со знания ключевых, базовых понятий и определений.

Разбирая новый учебный материал, не оставлять ни одного неясного слова. Это и трудно, и для многих непривычно. Зато последующие шаги по информационному полю новой дисциплины или проблемы будут более уверенными и легкими, поскольку приращение информации происходит на базе надежных предыдущих знаний. Новая ветка на дереве с более крепким стволом всегда будет устойчива.

Нет лучшего способа закрепления учебного материала, чем объяснение его вслух с моделированием информации на бумаге в виде формул, рисунков и схем. Речь, зрение и слух объединяются в этот момент с одной целью — осознания и запоминания информации. В шутке: «Объяснял, объяснял и сам понял» — только правда.

По словам немецкого философа Г. Лихтенберга, люди запоминают мало из прочитанного потому, что слишком мало думают сами.
Для этого лучше всего найти в тексте главный смысл и на него последовательно, как на ствол дерева навесить ветви — отдельные детали. Если перед вами большой материал, предварительно разберите его на локальные информационные блоки, а затем обобщите их в единую логическую структуру. Только так станут понятными и быстрее запомнятся связи второстепенных элементов с главным.

Таким образом, активный повтор текста с осмысленными и без спешки записями — самый краткий путь к пониманию и запоминанию.

Берясь за работу над новым материалом, не забудьте спросить себя:
зачем мне его читать и что я хочу найти в нем?

Что бы ни сделали — проверьте!
Люди чаще совершают ошибки не по причине незнания, а из-за невнимательности и несобранности во время работы.

Чем меньше интервал времени между получением задания и началом его выполнения, тем меньше усилий будет затрачено на работу. Срабатывает поразительный эффект свежей памяти.

По возможности никогда не оставляйте начатое на полпути.
Брошенная легкая работа превращается в трудную, а трудная — в невыполнимую. Приступая вновь к заданию, кроме преодоления морального фактора, мы будем вынуждены восстанавливать большой объем исходной информации. Не откладывая, начинайте делать работу сейчас и не делайте ее два раза.

Конец текста.

Открытая Европейская Академия Экономики и Политики руководствуется в работе единственной целью - научить студентов реальным практическим знаниям (умениям).

В первую очередь - это языковая подготовка.
Затем - участие в бизнес-проектах в рамках Студенческого Агентства.
И завершающий этап - выделение собственного направления работы и практика руководства людьми.

Вы можете уже сегодня попробовать себя,
например, в нашей партнерской программе.

Или решиться на не такой уж отчаянный, но очень верный шаг -
Стать студентом ОЕАЭП!

Это доступно любому.

До встречи в Праге!

С искренним уважением,

Юрий Кийков
проректор по учебно-воспитательной работе и развитию

P.S. Если вам понравилась наша рассылка -
посоветуйте ее своим друзьям.

Открытая Европейская Академия Экономики и Политики
Прага, Чехия


В избранное