Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интересное и необычное в русском языке и литературе.


Информационный Канал Subscribe.Ru - www.lycos.ru

Интересное и необычное в русском языке и литературе.

Выпуск 13. Ноты.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Весна! Хочется петь. Основа песни - мелодия, а любую мелодию можно разложить на ноты. Так поговорим сегодня о нотах, из которых рождается чудная, чудесная, волшебная, непонятная, загадочная, прелестная, - в общем, совершенно разная музыка!

Я изучил все ноты от и до,
Но кто мне на вопрос ответит прямо?
Ведь начинают гаммы с ноты "до" 
И ею же заканчивают гаммы. 
Пляшут ноты врозь и с толком. 
Ждут "до", "ре", "ми", "фа", "соль", "ля" и "си", пока
Разбросает их по полкам 
Чья-то дерзкая рука.
(В. Высоцкий, "Ноты")
 

Само слово нота происходит от латинского nota -"значок", "памятка". И оба значения этого слова - "знак музыкальной записи", (а отсюда и "звук определённой высоты") и "дипломатическое обращение" - имеют одного "родителя".

Кому и когда пришло в голову назвать волшебные звуки, обозначаемые чёрно-белыми значками, нотами? На самом деле, история  происхождения этих маленьких музыкальных слов очень проста. Почти все названия нот восходят к церковному католическому гимну 11 века  в честь Иоанна Крестителя (на латинском языке). Автор гимна, как гласят источники, Гвидо д'Ареццо. В очередной раз можем убедиться в  огромном влиянии религии буквально на все сферы нашей жизни. 

До. До середины 18 века вместо do употребляли союз ut, с которого начинался средневековый церковный католический гимн Иоанну Крестителю (на латинском языке): "Ut queant laxis". Замена ut на do была произведена либо  в 1639 г., либо в 1673 г. Причём, точная причина не известна. Потом эту замену объясняли будто бы "большей благозвучностью" слова do. Была и другая версия: утверждали многие учёные, что латинское do  - "даю". В России до конца 18 века звук и ноты именовали "ут", хотя "до" уже было отмечено  в русском языке с 1841г.

Ре. Тоже восходит к начальному слогу второго стиха средневекового церковного гимна Иоанну Крестителю "Resonare fibris". В русском языке отмечается  в словарях где-то с 1776г.

Ми. По происхождению - начальный слог третьего стиха гимна Иоанну Крестителю: "Mira gestorum". В русском языке существует с 18 в.

Фа. Начальный слог четвёртого стиха гимна Иоанну Крестителю: " Famuli tuorum".

Соль. Конечно, вы догадались: первый слог пятого стиха того же самого известного католического гимна тому же самому Иоанну Крестителю "Solve polluti".

Ля. Происходит от начального слога шестого полустиха первой строфы  гимна Гвидо д'Ареццо: "Labii reatum".

Си. История происхождения этой ноты отличается от шести предшествующих. Позднее других эта нота отмечается и русских словарях (с 1806г.). Но, что интересно: первоначально этого звука вообще не было в числе основных звуков гаммы (она кончалась звуком ля). А с точки зрения происхождения представляет собой инициалы имени Святого Иоанна (Sanctus Johannes).

До.

Всего семь нот, а сколько существует музыкальных тем и вариаций! Для разнообразия, оказывается, надо совсем немного. Так что пойте, друзья, и пусть жизнь станет ещё богаче, разностороннее и веселее! До встречи!

 

Страница автора здесь. Архив рассылки здесь.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное