Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Эффективное усвоение иностранного языка. Советы психолога. Выпуск 8




Форум сайта
http://psi911.com

Эффективное усвоение иностранного языка. Советы психолога

Выпуск 8

Добрый день, дорогие читатели!

Сегодня мы продолжим разговор о влиянии фонематического слуха на эффективность изучения иностранных языков и об исследованиях доктора Томатиса.

Речевой и неречевой слух представляют собой две самостоятельные формы работы слуховой системы. Неречевой слух - способность ориентироваться в неречевых звуках, т.е. в музыкальных тонах и шумах. Речевой слух - способность слышать и анализировать звуки речи (родного или другого языка). В речевом слухе выделяют фонематический слух, т.е. способность различать фонемы, или смыслоразличительные звуки данного языка, на котором основан звуковой анализ отдельных звуков речи, слогов и слов.

Каждый язык (русский, английский, немецкий и др.) характеризуется своим набором фонематических признаков, которые создают звуковую структуру языка. Фонемами обозначаются совокупности звуковых различительных признаков языка, совокупности определенных признаков звуков речи, которые позволяют различать слова данного языка, различительные единицы звукового строя языка. В каждом языке одни звуковые признаки выступают как смыслоразличительные, а другие - как несущественные для данного языка.

При восприятии речи маленький ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты. Ему нужно научиться извлекать из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным (инвариантным) различительным признакам, по которым одна фонема (как единица языка) противопоставлена другой. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его.

В русском языке фонемами являются все гласные звуки (а, у, и, э, о), их ударность; длительность или высота звучания гласных звуков являются несущественными. Для согласных звуков смыслоразличительными признаками являются звонкость-глухость, твердость-мягкость. Таким образом, смена гласных или их ударности (пить-петь, мУка-мукА) и смена согласных по их глухоте - звонкости (палка-балка) или твердости-мягкости (пыл-пыль) меняют смысл русского слова.

Фонетический слух осуществляет «слежение за непрерывным потоком слогов». Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное. Фонематический и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного ("правильного") произношения.

Как утверждает доктор Томатис, люди различаются по уровню слухового восприятия в зависимости от языков, которые они выучили в детстве. Они привыкли воспринимать на слух только те частоты, которые являются частью их родного языка. Французы, которые привыкли у восприятию очень узкой полосы частот от 800 до 1800 герц испытывают больше трудностей при изучении английского языка у британских преподавателей, чем у американских. Это происходит потому, что британцы говорят по-английски в полосе частот 200-12 000 герц, в то время как американцы – 750-3000 герц. (Даже у некоторых американцев возникают проблемы в понимании английского языка, на котором кто-то говорит с английским акцентом!)

Итальянское ухо способно воспринимать частоты от 2000 до 4000 герц, русское - настроено на полосу частот от самой низкой до самой высокой частоты, которую только способно воспринять нормальное человеческое ухо.

Всегда считалось, что у славян хороший языковой слух, замечает доктор Бэнкрофт, а исследования Томатиса доказали это статистически. Для того чтобы быть способным воспроизводить звуки, сначала нужно услышать их. Его работы показали, что носитель английского языка может оказаться глухим к утонченности французских гласных, которые полностью уместились в вышеуказанном узком частотном диапазоне.


Вы можете обсудить материалы рассылки, поделиться своим мнением, задать вопрос на форуме: http://psi911.com/forum.htm

Желаю всем успеха!

С уважением,
Чаплина Галина, клинический психолог
http://psi911.com - скорая психологическая помощь. Консультации психолога по e-mail
http://litklub.psi911.com - литературный клуб "Маленький Принц" - для тех, кто любит читать или пишет сам. Поддержка начинающих авторов. Присоединяйтесь!



В избранное