Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Занимательная философия человека: Благородный Человек


Выпуск 7: Благородный Человек:

к проблеме личностной автономии в восточной культуре (Похилько А.Д.)

      В восточном варианте личностной автономности сознания индивидуальное подчинено общественному. Автономность индивидуального сознания ограничена консервативными традиционными отношениями. Социальная мобильность в кастовом обществе минимальна. Особенно характерно это для Индии. Буддизм, возникший в Индии, вынужден был перекочевать в Китай, Японию и в другие страны именно по этой причине. Но в той или иной форме: мистической (йога, тантризм, даосизм) или рациональной (конфуцианство) – индивидуальное сознание личности зародилось вместе с философией в «осевую эпоху». На примере конфуцианства мы можем видеть диалектическую взаимосвязь общественного и индивидуального и их отличие друг от друга. Чем отличаются благородный и простой человек? Можно рассмотреть различия «благородного мужа» и «простого человека» в философии Конфуция.

     Эти различия выявлены при изучении книги конфуцианства «Лунь юй»[Древнекитайская философия: Собр. текстов в 2 т. Т. 1-2. – М., Мысль, 1972, с. 139-174. Удалось выявить около ста различий между цзюнь цзы и сяо жэнь.].Можно отобразить наиболее характерные черты благородного человека в сравнении с простым человеком в таблице.
Различия благородного и простого человека (по Конфуцию)
Благородный муж (человек) (цзюнь-цзы)Простой (низкий, малый) человек (сяо жэнь)
1Следует долгу и закону, никогда не забывает о жизненном Пути (автономен). Руководствуется моралью.Думает, как бы получше устроиться и получить выгоду (гетерономен). Руководствуется корыстью.
2Спокоен, безмятежен, беспристрастен. Ожидая воли Неба, свободен. Судит себя сам через волю Неба (совесть).Тревожен, озабочен. Не зная воли Неба, зависим от людей. Его судят другие, он не может судить себя (стыд).
3Благородный муж не подобен инструменту (вещи), он - творческая личность (культурен). Требователен к себе, совершенствует себя.Развит односторонне, жизнь обеднена и сводится к социальной функции. Требователен к людям, но не совершенствуег себя.
4Следует ритуалу по долгу сердца (религиозно автономен).Следует ритуалу внешне (религиозно гетерономен).
5Управляет народом, потому что может управлять собой и подавать пример. Ответственен, идет на смерть ради человеколюбия и должногоПодчиняется, не может управлять собой. Не несет ответственности за общественные дела. Кончает жизнь самоубийством или умирает в канаве
6Во всем знает меру. В доброте не расточителен, принуждая к труду, не вызывает гнева, в желаниях не алчен, в величии не горд, вызывая почтение, не жесток.Не знает меры. Не обладает качеством меры и уравновешенности, склонен к различным крайностям: мотовству, агрессии, гордыне, жестокости.
7Всегда имеет свой большой Путь, оставаясь самим собой. То, что ищет благородный человек, находится в нем самом. Ищет себе подобных. Имеет малый Путь. То, что ищет простой человек, находится в других людях.

     Суть в том, благородный человек - носитель общественного сознания, социальной рациональности и одновременно является творческой индивидуальностью. Социальная рациональность выражена в виде таких феноменов духовной культуры как мораль, закон, религия, философия, искусство, политика. Простой человек - носитель массового сознания, общественной психологии. В благородном человеке воплощается единство, гармония общественного и индивидуального сознания, а простому человеку отказано в индивидуальности, подлинно личной автономности.

     Общественное начало превалирует в благородном человеке, и может показаться, что конфуцианство не оставляет вообще места для индивидуальности, но это не так. Кстати, нет сомнения, что индивидуальность присуща даосам, однако, с точки зрения китайцев, и даосизм, и конфуцианство - это одно и то же. А потому в обоих течениях представлено и общественное, и индивидуальное. «Благородный муж» - это не столько онтологическая реальность, сколько еще и идеал, к которому необходимо стремиться. Более того, у Конфуция имеется такая характеристика благородного человека: это тот, кто движется вверх, т. е. морально совершенствуется (независимо от его «стартовых условий»). А низкий человек – спонтанно движется вниз, т.е. деградирует независимо от его социального статуса (престижа и авторитета). Шкала оценок явно относительна, а не абсолютна. В этом смысле трудно согласиться с однозначными оценками, согласно которым коллективизм и индивидуализм универсальны и жестко детерминируют, «определяют все сколько-нибудь существенные характеристики социальной жизни, начиная с государства, прав личности и ее автономии и кончая культивируемыми в обществе разновидностями любви»[Ивин А.А. Введение в философию истории. М., ВЛАДОС, 1997, с. 4.]. Более приемлемой является точка зрения Хартера, который говорит о том, что обычная установка рассматривать восточные культуры как культуры коллективистского типа, а западные – индивидуалистического (личностно автономного), слишком упрощает суть дела[См.: Harter S. The construction of the self. A development perspectiveю N.-Y., London, The Guilford Press, 1999.]. В культуре личностной автономии слишком большая степень неопределенности, множество параметров детерминации и самодетерминации. Социокультурная реальность вообще содержит в себе вероятностное содержание, и человек живет в измерениях возможностей, но особенно это характерно для новой социокультурной реальности нетрадиционного, информационного общества, который можно охарактеризовать как вероятностный[См., напр.: Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе. М., Социум, 2000, с. 92-94.].

     Для обсуждения проблемы можно предложить расширенный вариант признаков благородного человека в отличие от простого человека (см. приложение).

Вопросы для обсуждения

1. В чем сущность благородного человека?

2. Чем отличаются благородный человек и простой человек?

3. Можно ли сказать, что благородный человек и простой человек не существуют в чистом виде, а в каждом из нас есть и благородное и низкое? Если нельзя, то почему?

4. Много ли благородных людей в современной России, если применить критерии Конфуция?

5. Хотели бы вы быть благородным человеком?

6. Благородными становятся или рождаются?

7. Что значит личностная автономия?

8. Является ли простой человек автономным?

Литература

1. Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе. М., Социум, 2000, с. 92-94.

2. Григорьева Т.П. Дао и Логос: встреча культур. - М., Наука, 1992, с. 412-413.

3. Древнекитайская философия: Собр. текстов в 2 т. Т. 1-2. – М., Мысль, 1972, с. 139-174.

4. Ивин А.А. Введение в философию истории. М., ВЛАДОС, 1997.

5. Лубченков Ю.Н. 100 великих аристократов / Ю. Любченков М. : Вече, 2003.

6. Похилько А.Д. Социокультурная автономность сознания: экзистенциально-антропологическое измерение /Федеральное государственное научное учреждение «Северо-Кавказский научный центр высшей школы». Ростов-на-Дону, Изд-во СКНЦ ВШ, 2006.

7. Harter S. The construction of the self. A development perspectiveю N.-Y., London, The Guilford Press, 1999.

8. Человек и общество / Под ред. Г.Д. Шкарлупиной. – Армавир: АГПИ, 1997, с. 127-133.

9. Stanton, Domna C. The aristocrat as art : A study of the honnete homme a. the dandy in seventeenth- a. nineteenth-cent. Fr. lit. / Domna C. Stanton Ney York : Columbia univ. press, 1980.

Приложение

Различия благородного и простого человека
Благородный муж (человек) (цзюнь-цзы)Простой (низкий, малый) человек (сяо жэнь)
1Следует долгу и закону, никогда не забывает о жизненном Пути (автономен).Думает, как бы получше устроиться и получить выгоду (гетерономен).
2Требователен к себе, совершенствует себя.Требователен к людям, не совершенствует себя.
3О нем нельзя судить по мелочам, ему можно доверять большие дела.Нельзя доверять большие дела, о нем можно судить по мелочам.
4Живет в согласии, с другими людьми, но не следует за ними.Следует за другими; но не живет с ними в согласии.
5Ему легко услужить, но трудно доставить радость (ибо он радуется лишь должному).Трудно услужить, но легко доставить радость (например, сделать подарок.
6Умирает достойно. Идет на смерть ради человеколюбия и должного.В смерти проявляет себя плохо. Кончает жизнь самоубийством или умирает в канаве.
7Боится трех вещей: веления неба, великих людей, слов совершенномудрых. Не знает веления неба и не боится его. Презирает людей, занимающих высокое положение. Не слушает мудрого человека.
8Он подобен ветру: куда дует ветер, туда клонится трава. Управляет народом, потому что может управлять собой и подавать пример.Как трава клонится по ветру. Следует примеру благородного мужа. Подчиняется, потому что не может управлять собой.
9Во всем знает меру. В доброте не расточителен, принуждая к труду, не вызывает гнева, в желаниях не алчен, в величии не горд, вызывая почтение, не жесток.Не знает меры. Не обладает качеством меры и уравновешенности, склонен к различным крайностям: мотовству, агрессии, гордыне, жестокости.
10Благородный муж не подобен инструменту (вещи), а культурен. Развит односторонне, жизнь сводится к социальной функции.
11Судит себя сам через волю неба (совесть).Его судят другие, он не может осудить себя.
12Всегда имеет свой путь, оставаясь самим собой. Ищет себе подобных, хочет жить, как другие.
13Живет в согласии со всеми, беспристрастен.Склонен сталкивать людей, любит групповщину.
14С достоинством ожидает воли неба, избегает риска.Надеется на удачу, склонен к авантюризму.
15Помогает людям видеть в себе доброе и не видеть дурного. Обращает внимание на недостатки людей, а не достоинства.
16В душе безмятежен.Тревожен и озабочен.
17То, что ищет благородный человек, находится в нем самом.То, что ищет простой человек, находится в других людях.
18Может отказаться даже от большой власти.Стремится к власти, не в силах отказаться и от малой власти.
19Признает и исправляет свои ошибки.Упорствует в своих ошибках, делает, не исправляет их.
20Движется вверх, сам совершенствуется морально.Движется вниз, без помощи морально деградирует.
21Не состязается, кроме стрельбы из лука. Соперничает, завидует, во всем конкурирует с людьми.
22Не боится бедности, наоборот, стыдится быть богатым, когда в стране нет Пути.Главное зло видит в своей бедности, хочет быть богатым, не думая о Пути.
23Ничего не разрешает и не запрещает, а соразмеряется со справедливостью.Управляет лично, своей волей, а не через закон и мораль. Вводит запреты на основе насилие.
24Печалится не о том, что люди его не знают, а о том, что он не знает людей.Печалится, что не приглашают на государственную службу, жаждет известности, почета и славы.
25Стремится говорить косноязычно, а действовать искусно. Его идеал – молчание.Много разговаривает, но слова расходятся с делом. Любит красноречие.
26Любит учиться, учится для себя.Учится для внешних целей, чтобы подивить других знаниями.
27Постигает высшее, духовное.Постигает низшее, выгоду.
28Ценит посмертную славу.Равнодушен к ней.
29Выполняет три запрета: - в молодости – наслаждений; - в зрелости – драк; - в старости – жадности. Не ограничивает себя: - стремится к удовольствиям; - конфликтует; - жаден.
30Не возвышает за слова людей, но и не отбрасывает слов из-за людей, различает поступки людей и мысли.Его обманывают красивыми словами и авторитетом, не разделяет поступки и мысли людей.
31Если учится Пути, то проникается любовью к людям.Если учится Пути, то им становится легко управлять.
32Следует ритуалу по долгу сердца (религиозно автономен).Следует ритуалу внешне (религиозно гетерономен).
33Скромен.Хвастлив.
34Уважает других, но больше всего - себя.Не уважает себя, заискивает перед теми, от кого зависит.
35За столом не наедается досыта.Объедается до отвала.
36Находясь на чужбине, не тоскует по домашнему очагу.Вдали о родных мест тоскует по дому.
37С ним легко общаться, потому что он вежлив и со старым другом.Сближение в общение делает его развязным и непочтительным.
38Руководствуется разумом.Следует страстям.
39Наказывает за дело, не жестоко.Немотивированно жесток.
40Наделенный отвагой, избавлен от необходимости убивать.Наделенный отвагой, может убивать.
41Слово никогда не расходится с делом. Слово может расходиться с делом.
42Не пугается, даже если жизнь доводит его до крайности.Доведенный до крайности, теряет стыд.
43Благородным человеком не рождаются, им можно стать, если сильно захотеть.Простым человеком становятся стихийно, бессознательно и безвольно.
44Не пренебрегает повседневностью, духовно преобразует ее, в его душе всегда праздник.Не любит будни, ждет праздников.
45Управляет, занимается умственным трудом, напрягает ум. Подчиняется, трудится физически, напрягает мышцы.
46Имеет большой путь.Имеет малый путь.
47Проявляет осторожность по отношению к тому, что не знает, воздерживается от суждений.Категоричен и догматичен. Безапелляционно рассуждает даже о том, что плохо знает.
48Следует традиции.Забывает о традиции.
49Положительные качества проявляются в трудные времена.В трудные времена проявляются отрицательные качества.
50Обладает высоким чувством ответственности.Ослаблено чувство ответственности.
51У него нет «Я», он необъятен, сливается с космосом.Замкнут в своем «Я», мелок и ограничен.
52Свободен, подчиняясь воле неба.Слепое орудие судьбы.
53Стремится к основе, а основой является почтительность к старшим.Не стремится к принципам, основе.
54Ко всем относится одинаково.Лицемерит: льстит или грубит.
55Если благородные и мудрые управляют глупыми и низкими, то царит порядок.Если глупые и низкие управляют благородными и мудрыми, то царит беспорядок.

© Армавирская Школа Культурной Антропологии , 2007
Переиздание материалов рассылки возможно только с обязательными ссылками на сайт
http://www.armavirsca.narod.ru/ (в интернете - гиперссылка) и на автора статьи


В избранное