Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рефераты и статьи по географии + список статей из предыдущих выпусков!



''Рефераты и статьи по географии'' Электронная рассылка http://subscribe.ru/catalog/job.student.triz 

Выпуск № 23. -- 25 января 2007 г. -- Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru -- ancondratyev@peterlink.ru

Приветствую Вас, дорогие друзья!

 Сегодня:
1. Список статей, которые уже были опубликованы в нашей рассылке. Со ссылками! Можете любую посмотреть и использовать.
2. Ещё раз рекламирую мою изданную книгу "Ноты открытий"
3. Новая статья "Свойства великой диссимметрии"

Список статей в наших предыдущих выпусках

  1. Приёмы исследования природы
     http://subscribe.ru/archive/job.student.triz/200602/10123940.html
  2. Применение принципа Ле Шателье – Брауна для объяснения причин явлений (на примерах из русловедения и других естественных наук)
     http://subscribe.ru/archive/job.student.triz/200602/17050534.html
  3. Приём решения научных задач “Переступить пределы”
     http://subscribe.ru/archive/job.student.triz/200602/24050527.html
  4. Противоположный эксперимент и ложный противоположный эксперимент
     http://subscribe.ru/archive/job.student.triz/200603/03050527.html
  5. Законы реакции в русловедении
     http://subscribe.ru/archive/job.student.triz/200603/22202824.html
  6. Поворот рек 
    http://subscribe.ru/archive/job.student.triz/200603/29060529.html
  7. Примеры и варианты использования определяющих «осей» явлений для решения научных задач (меандрирование, кавитация, гряды, кольцевые течения, циклон и др.)
    http://subscribe.ru/archive/job.student.triz/200604/05060521.html
  8. Каким образом нам использовать ТРИЗ для решения исследовательских задач? (В. Вариант решения)
    http://subscribe.ru/archive/job.student.triz/200604/12060547.html
  9. Как делать открытия? 
    http://subscribe.ru/archive/job.student.triz/200605/13202717.html
  10. Обучение выдвижению гипотез при решении научных задач – реальность!
     http://subscribe.ru/archive/job.student.triz/200605/20040509.html
  11. Приём выведения общих правил (на примере причины меандрирования рек)
    http://subscribe.ru/archive/job.student.triz/200605/27050521.html
  12. ТРИЗ и реки
    http://subscribe.ru/archive/job.student.triz/200606/03040528.html
  13. Морфологический ящик природы
    http://subscribe.ru/archive/job.student.triz/200608/06205151.html
  14. Что значит "доказать"?
    http://subscribe.ru/archive/job.student.triz/200608/13050517.html
  15. Приёмы решения научных задач в русловедении
    http://subscribe.ru/archive/job.student.triz/200608/20050543.html
  16. Приёмы исследования природы в русловедении на разных стадиях развития научных представлений
    http://subscribe.ru/archive/job.student.triz/200608/27050536.html
  17. Письмо учителям об их великих учениках
    http://subscribe.ru/archive/job.student.triz/200609/19204122.html
  18. Научная школа по изучению русловых процессов
    http://subscribe.ru/archive/job.student.triz/200609/26070628.html
  19. Примеры изменений типов русловых процессов
    http://subscribe.ru/archive/job.student.triz/200610/03070550.html
  20. Сборник статей по открывательству
    http://subscribe.ru/archive/job.student.triz/200611/21021940.html
  21. Просто анекдот. Брошюра по методике открытий
    http://subscribe.ru/archive/job.student.triz/200612/31130948.html
  22. Методики научных открытий на основе ТРИЗ
    http://subscribe.ru/archive/job.student.triz/200701/09145403.html

Все статьи разрешается беспрепятственно распространять и использовать с указанием ссылки на автора (Александр Кондратьев) и/или сайт (''Русловые процессы и открывательство'' http://bedload.boom.ru)


Сборник статей по открывательству за 1997-2003 года.

Описывается применение приёмов решением научных задач в русловедении. Показывается продуктивное применение приёмов диссимметрия, объединение альтернативных гипотез и других.

Описание статей и детальное содержание здесь: subscribe.ru/archive/science.natural.triz/200611/20225644.html

В электронном виде большая часть статей находится здесь: http://bedload.boom.ru/MyPapers/index.html. Там же есть и другие статьи.

Заказ делайте издателю - Филичев Сергей coba77@mail.ru.
А также параллельно можете прислать письмо и мне:

ancondratyev@peterlink.ru Александр Кондратьев


Свойства великой диссимметрии

Итак, нам уже известен постулат великой диссимметрии. Коротко его можно записать так:

“Если существует диссимметрия (разность, неравенство, отношение) между частями системы и обеспечивается взаимодействие между этими частями, то должен быть некий эффект”.

Вы уже познакомились с действием этого постулата на примерах эффекта Тваймана и меандрирования рек.

  • В эффекте Тваймана происходит изгиб пластины, противоположные плоскости которой обработаны различно: одна сторона у неё шлифованная, а другая – полированная. Именно диссимметрия является причиной изгиба. Это диссимметрия сил поверхностного натяжения на разных сторонах пластины.
  • Реки бывают прямые и извилистые. Опять же именно диссимметрия является причиной такой извилистости рек – меандрирования. Это диссиметрия между тем количеством наносов, которые может транспортировать река, и тем количеством, которое приходится реке транспортировать.

Самое главное, что нужно твёрдо уяснить, это то, что диссимметрия является причиной всех явлений во Вселенной.

Вот примеры разных диссимметрий, которые являются причинами некоторых явлений и процессов:

  • Вы сгибаете руку – это диссимметрия напряжения мускул с разных сторон руки привела к этому.
  • Дерево зацветает только тогда, когда разность температур вершины и корней приведёт к току соков.
  • Проницаемость любых мембран происходит только под воздействием разности давлений. Так происходит обмен в наших клетках.
  • Любое Ваше действие обусловлено несоответствием между Вашим желанием и действительностью. Вы хотите уменьшить это несоответствие, уменьшить диссимметрию.
  • Можно даже сформулировать диссимметричную формулу счастья – несоответствие между желаниями (во всём!) и реальностью порождает неудовлетворённость – несчастье. А уменьшение такого несоответствия приводит к счастью.

В каждом из этих примеров, как и во всём остальном в нашем мире, причиной явлений есть диссимметрия.

Подумайте о том, что происходит сейчас перед Вашими глазами. Или даже просто лежит, или висит, или течёт, или падает. Диссимметрия чего является причиной этого явления?

Помните, что дисимметрия может проявляться в самом широком смысле: “светлый-тёмный”, “больше-меньше”, “есть-нет”, “хочу-не могу”, “лево-право”, “100-1” и т.д.

Зная о всеобщей причинности диссимметрии, как можно сформулировать советы по поиску новых явлений и объяснению их причин?

Возможно, так:

  1. Если существует некая диссимметрия (разность, отношение, неравенство, несоответствие, хиральность, полярность), то ищи производимый этой диссимметрией эффект;
  2. Если есть некий эффект, и ты ищешь его причину, то ищи диссимметрию, именно она является причиной.

Получается мощный рывок вперёд: знаешь, что искать.

Пожалуйста, остановитесь и перечитайте ещё раз сформулированные нами выше советы по поиску новых явлений и объяснению их причин.

Подумайте, к чему приводит диссимметрия в освещённости Земли Солнцем двух сторон, одна из которых обращена к Солнцу, а другая напротив, с другой стороны.

А теперь подумайте, почему дороги в горах делают (или они “получаются”) серпантином? Какая диссимметрия, разность между чем приводит к этому? Вспомните для решения этой задачи об извилистом мозге и об извилистом кишечнике. Надеемся, что эти аналогии помогут придумать о гипотезу о причинах извилистости дорог и других извилистостей.

Итак, теперь мы вооружены новым секретным оружием:

1) Видишь диссимметрию – ищи эффект;

2) Есть эффект – его причина диссимметрия.

Очень надеюсь, что эти простые истины постепенно входят в Вашу кровь, и Вы уже подсознательно будете использовать их в жизни. Спасибо!

А сейчас у нас с Вами другая цель.

Проследите, пожалуйста, за нашими рассуждениями.

Диссимметрия (неравенство, несоответствие и всякие другие не…) являются причиной любого явления. Говорим это спокойно и уверенно. Вот она простейшая формула Вселенной:

Х1 – Х2 = ВСЁ.

И в то же время нельзя выбрасывать из рассмотрения и равенство!

Во-первых, равенство – это частный случай неравенство, что уже само по себе хорошо! То есть наблюдая некоторое равенство мы теперь будет вспоминать о неравенстве и именно его искать: “А не было ли здесь раньше перед этим равенством Х неравенства этих Х?”

Это подсказка для себя.

Во-вторых, самое главное, равенство – это цель каждого неравенства. Именно стремление неравенства к равенству и является причиной каждого явления.

То есть в каждом неравенстве заложена сжатая пружина, это тетива лука, это пуля, летящая в притягательное равенство. А вектор неравенства направлен не куда попало, а в самое яблочко – в равенство.

Теперь, кроме того, что мы знаем, что неравенство (диссимметрия) будет производить некий эффект, мы ещё знаем и куда именно это неравенство будет толкать процесс – в сторону уменьшения этого неравенства.

Как Ваше мнение?

Природа подсовывает нам разные виды загадок. Можно их разделить на ДО и ПОСЛЕ.

ДО (диссимметрия): Иногда она нам преподносит ярко выраженную диссимметрию (например, хорошо нагретую банку и холодную воду) мы говорим: “Ого-го – диссимметрия, конечно, сейчас банка лопнет”. А когда банка лопается, это для нас уже не сюрприз.

ПОСЛЕ (реализованная диссимметрия): согнутая рука, или сломанная палка или ещё что-то готовое, результат. Кстати, меандрирование рек именно к такому типу загадок и относится. Мы уже видим готовую, извилистую реку. Очень важно, что у такой, извилистой реки, уже нет той диссимметрии, которая её породила, есть лишь сама извилистость реки, как результат.

Как у согнутой руки. Вот был момент, когда было несоответствие – напряг мускулы, но в ту микронную долю секунды диссимметрия была, действия не было, затем – всё! – рука согнута, результат есть, а причины, её породившей нет. Также и со сломанной палкой. Она уже сломана, результат есть, а причины уже нет.

Или солитон – диссимметрии уже нет. Диссимметрия важна не сама по себе, а, помните, это тетива лука, а неё есть вектор, то есть и сила, и направление. Не менее важна и сестра диссимметрии – симметрия, которая неумолимо влечёт диссимметрию к себе, и никуда более. Диссимметрия разрешается бременем в нуле, показывая нам результат. Мы видим результат, диссимметрия уравновесилась, но результата не было бы без породившей его диссимметрии Такие явления типа ПОСЛЕ (реализованная диссимметрия) – сломанная палка, взорванная бомба, извилистая река, солитон, изогнутая пластина.

Давайте на один и тот же пьедестал воздвигнем два великих инструмента нашего познания.

Первый: диссимметрия – громобойный удар, разящая сила, потенциал.
Второй: равенство – цель удара, результат, лепёшка, появившаяся в результате диссимметрии.

Первый – замах, второй – шлепок.
Первый – рычание, второй – укус.
Первый – пуля, второй – труп.

Всегда помним, что мы можем увидеть перед собой любой набор: и одного брата, и второго, хорошо, если оба сразу. Но мы говорим: “Ленин”, подразумеваем “Партия”.

Сначала нам кажется, что на своём пьедестале познания диссимметрия и симметрия перепутаны замысловатым клубком. Давайте приглядимся внимательнее. Как Ваше мнение? Да, только одно направление, только на уменьшение диссимметрии направлен единый бесповоротный луч.

Диссимметрия и симметрия неразрывно связаны одним прямым лучом – от диссимметрии к симметрии! (Или лучше говорить “к нулю”? Давайте подумаем.)

То есть одинаково правы и те, кто боготворит симметрию, и те, кто готов всё отдать за диссимметрию. Ведь Вам известно, наверное, какую значительную роль играет симметрия в различных науках: биологии, кристаллографии, оптике, астрономии и т.д. и т.п.

Двуликий Янус.

Ноль и бесконечность уже в наших руках.

Что ещё есть?

А нет ли здесь троицы?

Рассмотрим пример возникновения извилистости ткани. Этот пример предложен предпринимателем П.Б. Хуршудовым. Представим движущийся ленточный транспортёр, на который с барабана разматывается полотнище ткани.

1) В случае если скорости движения транспортёра и поступления ткани будут не соответствовать друг другу, а именно – с барабана ткань будет разматываться слишком быстро, на транспортёре ткань в результате будет собираться в складки.
2) Представим теперь, что на транспортёре есть некие зацепочки, с помощью которых двигается ткань. Или, например, такие выступы, как в фотоаппарате, которые протягивают плёнку. Теперь, если с барабана ткань будет подаваться медленнее, чем двигается транспортёр, то в результате ткань будет разрываться.
3) При равенстве скоростей движения транспортёра и разматывания ткани ткань будет равно ложиться на транспортёр.

Почему разность (или равенство) одних и тех же скоростей приводит к трём качественно разным эффектам – 1)складкам, 2)лохмотьям или 3) ровной такни?

Как Вы думаете?

В первом случае “могу транспортировать” < “приходится транспортировать” – разрыв

Во втором случае “могу” > “приходится” – складки.

Эта разность между одним и тем же, вроде бы одна и та же разность.

Но разная разность.

Ноль. Ставим точку.
.
Рисуем луч в бесконечность.
.––––––––––––––––––––––––>
Что ещё?
А если так?

.––––––––––––––––––––––––>

Ага!! А ещё в другую сторону!

<––––––––––––––––.––––––––––––––––––––––––>

Конечно, может быть частный случай, когда у нас диссимметрия (разница), приводящая к нашему эффекту, это диссимметрия между одним и тем же. В этом случае противоположного эффекта не будет заметно. Точнее, он будет тот же. То есть одинаково – хоть х1 < x2, хоть х1 > x2.

Например,

В эффекте Тваймана обе стороны взаимозаменяемы. Перевернём пластинку, обработаем наоборот, всё равно изгиб, нет нового качества.

Или рассмотрим газ, разделённый мембраной. Эффект будет один и тот же: всё равно, давление, хоть больше, двигается направо. Или давление справа больше, чем слева – двигается налево, а качественного различия нет.

А теперь – наоборот – например,

Вы хотите иметь много денег, а денег нет. Диссимметрия приводит к неким специфическим эмоциям и стремлению зарабатывать деньги. А если, наоборот, у Вас слишком много денег, они обременюят, хочется поменьше, тоже проблема, и тоже стремление сравнять желаемое и имеющееся, но действия другие!

Здесь “хочу” > “имею” и “хочу” < “имею”.

То есть прямое и противоположное действия могут быть качественно различными между собой.

Опять про дерево: наверху, в ветках +30?С, в земле +10?С. Дерево зеленеет, а наоборот, в ветках –10?С, в земле +10?С. Дерево желтеет.

В реке слишком много наносов (река может перемещать меньше наносов, чем в неё поступает) – появляются острова, в реке слишком мало наносов – река начинает извиваться.

Существует три качественно разных состояния.

Х>Y, X=Y, X<Y.

Увидев один из них, надо вспомнить и о других.

Например, предмет лежит на столе (взаимодействует нижней частью) – сжатие, люстра висит (взаимодействует верхней частью) – растяжение. Остальные условия взаимодействия тела и опоры одинаковые.

А эффекты противоположные!

Давайте порадуемся. В наших руках уже не отвёртка, а набор отвёрток у нас в руках.

Используйте этот замечательный набор в своей работе.

Подумайте, какая диссимметрия является причиной существования вещества? Как Вы думаете, та же ли самая причина (диссимметрия) является причиной существования поля? Может быть в веществе Х=У, а в поле Х>У? Что будет, если X<У? Какое-то третье состояние материи? Какое? Пожалуйста, подумайте над каждым вопросом хотя бы по 10 секунд.

А теперь давайте вспомним наш маленький частный пример разности, являющейся причиной образования меандрирующих (извилистых) рек. Он является примером к частному случаю всеобщего постулата диссимметрии. Мало того, результаты проявления диссимметрии одних и тех же элементов противоположно. Эта частная формулировка гласит: “Если существует диссимметрия (разность, неравенство) между тем, что может делать (в самых разных значениях этого словосочетания) САМ предмет, и тем, что заставляют делать (предлагают, приходится, нагружают) этот предмет, то результат будет представляться в двух качественно отличающихся проявлениях: или это будет извилистость (изгиб, волнистость, смятие) или разряжение (растяжение, разрыв)”.

Отсюда советы:

Видишь такую специальную разность > ищи ту извилистость, к которой она приводит.

Видишь любую извилистость > его причиной является разность между тем, что может, и тем, что приходится выполнять этому предмету.

Например,

  • Гольфстрим. Это течение представляет собой извилистый поток. Его “меандры” постоянно развиваются, отделяются “старицы”, которые затем отмирают, а течение идёт новым “руслом”. Это является внешним проявлением разницы между тем, что может транспортировать вода Атлантики, и тем количеством воды, которое ей приходится получать из Мексиканского залива. Обратный эксперимент: может быть, существуют слабые течения, в которых транспортирующая способность окружающих вод океана больше, чем предлагаемое количество течения (или загрязнения); тогда могут происходить разрывы в транспортируемой примеси. На макроуровне - дырки, или на микроуровне - разрежение.
  • Дым из трубы. Представим себе дым, который имеет плотность, равную плотности окружающего воздуха. Такой дым способен распространяться только по горизонтали. Если транспортирующая способность ветра больше количества поступающего дыма, то будут происходить разрывы или разрежение дыма. Если же скорость ветра слабее, чем скорость поступающего дыма, то будут образовываться клубы дыма.
  • Кровеносные сосуды. Пример предложен валеологом В.С. Бобковым. Если транспортирующая способность (энергия) крови относительно поступающих загрязнений мала, то получаются закупорки сосудов. Если энергия крови достаточна для транспортировки всех загрязнений, изменений не происходит. Если энергия кровотока чрезмерна, это может привести к извилистости вен и, например, “выпучиванию” на ногах.
  • Человек в обществе. Человек обладает некоторой активностью (сколько он может). Сдерживающим фактором являются законы и этикет (сколько ему позволяется). Разница между ними приводит к различным проявлениям поведения человека. Если он слишком активен (по отношению к сдерживающим факторам), то жизненный путь его становится извилистым; у пассивного человека (относительно) жизненный путь с “разрежениями”.
  • Почему мозг извилистый? Это изобретательный приём природы в ответ на несоответствие между требуемой человеку большой поверхности мозга и тем объёмом, который приходится занимать мозгу в тесном черепе, доставшемся от обезьян.
  • Гипотеза контракции (сжатия) Земли при которой за счёт остывания планеты на поверхность собирается в морщины. Причиной является разность между большой начальной площадью горячей Земли и уменьшающейся затем при остывании площадью её поверхности.
  • ДНК – спиральная. Может быть, тоже необходимо упаковать длинную молекулу в меньший объём?
  • Кишки, лёгкие. Мудрость природы по устройству человека. Ей надо решить массу проблем: чтобы всё было рядом, в малом объёме приходится всё закрутить, запутать, чтобы всё было рядом. От желудка до анального отверстия совсем недалеко, а длина кишечника у овцы 20 метров. Рабочая площадь лёгких, будь она гладкой, была бы гораздо меньше, чем на самом деле.
  • Занавеска на окне. Растянута – прямая, сдвинута в сторону, появилась диссимметрия между необходимой длиной и “принуждаемой”. Занавеска собралась в складки.

.

Эту и другие статьи разрешается беспрепятственно распространять и использовать с указанием ссылки на автора (Александр Кондратьев) и/или сайт (''Русловые процессы и открывательство'' http://bedload.boom.ru)


Рассылка "Как делать открытия" здесь: http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz

Дорогие читатели! Вы можете стать и писателем, жду Ваших писем.
Ведущий - Александр Кондратьев. ancondratyev@peterlink.ru

''Рефераты и статьи по географии''
Электронная рассылка
http://subscribe.ru/catalog/job.student.triz 

Выпуск № 23. --25 января  2007 г. -- Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru -- ancondratyev@peterlink.ru



Рейтинг@Mail.ru

В каталог рассылки "Рефераты и статьи по географии" http://subscribe.ru/catalog/job.student.triz  


В избранное