Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Право -- Природе

  Все выпуски  

Бюллетень "Право -- природе: экологическое законодательство" ELR N120, 2005 (Indigenous Rights & New Codes)


Информационный Канал Subscribe.Ru

ПРАВО - ПРИРОДЕ:
РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Электронный бюллетень 
Центра охраны дикой природы 

Выпуск 120, апрель 2005

    *


ТРАДИЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЕКТАХ НОВЫХ КОДЕКСОВ

СОДЕРЖАНИЕ
1. Права коренных малочисленных народов в проекте Лесного кодекса
2. Проект Водного кодекса не учитывает права коренных малочисленных народов

*

Особый подход к традиционному природопользованию обоснован с точки зрения защиты
права людей на благоприятную окружающую среду, поскольку зависимость от среды
своего обитания особенно велика у коренных малочисленных народов, ведущих традиционный
образ жизни. При этом традиционное природопользование, осуществляемое в исторически
сложившихся формах и объёмах, позволяет коренным малочисленным народам жить в
относительном равновесии со средой своего обитания. С социальных и природоохранных
позиций эти обстоятельства
обосновывают целесообразность особого правового статуса территорий традиционного
проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Специфика
природоохранного управления на таких территориях должна состоять в поддержании
существующего традиционного природопользования при ограничении техногенных способов
освоения природных ресурсов, ведущих к увеличению их изъятия и коренному преобразованию
ландшафта. 

Рассмотрим, насколько в проектах Лесного и Водного кодексов РФ защищены права
этих народов на использование природных ресурсов в соответствии с традиционным
укладом их жизни.

*

ПРАВА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В ПРОЕКТЕ ЛЕСНОГО КОДЕКСА

Согласно статье 27 проекта Лесного кодекса, лица, относящиеся к коренным малочисленным
народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, и их общины вправе в местах их традиционного
проживания и хозяйственной деятельности осуществлять все виды лесопользования
для нужд традиционного природопользования. Для осуществления лесопользования
указанным лицам в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности
коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока не требуется
ни план лесного участка,
ни лесная декларация, если иное не предусмотрено законодательством.

В то же время, проект ЛК не предусматривает методики определения нормативов заготовки
древесины для обеспечения нужд традиционного природопользования, что может стать
причиной злоупотреблений, фактически подрывающих основы традиционного образа
жизни.

Необоснованный перевод земель лесного фонда в иные категории земель, предоставление
лесных участков в аренду, собственность или доверительное управление могут поставить
под угрозу экономическую основу выживания коренных малочисленных народов в лесных
регионах. Не меньшую опасность для традиционного природопользования, осуществляемого
этими народами, может представлять развитие инфраструктуры, рассчитанной на внедрение
тех или иных форм интенсивного освоения природных ресурсов.

В связи с этим, в статье 27 проекта ЛК следует отразить следующие позиции:

* в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока упомянутый выше упрощённый порядок
лесопользования применяется только в отношении лесопользования, направленного
на удовлетворение собственных нужд этих народов, а в иных случаях лесопользование
и изъятие лесных ресурсов производится на общих основаниях;

* методика определения нормативов заготовки древесины для обеспечения поддержания
традиционного образа жизни в местах традиционного проживания и хозяйственной
деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
правовое регулирование в области использования, охраны и воспроизводства лесов;

* в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока перевод земель лесного фонда в иные
категории земель, передача лесного участка в аренду, собственность или доверительное
управление, а также возведение на землях лесного фонда зданий, дорог и иных сооружений,
рассчитанных на срок эксплуатации более одного года, возможны только при согласии
местной общины, полученном на сходе, в котором приняло участие более половины
членов общины.

Пункт 5 статьи 62 проекта ЛК, предусматривает увеличение арендной платы за декларируемый
период лесопользования в полтора раза при изъятии арендатором менее тридцати
процентов допустимого объёма изъятия лесного ресурса. Этим фактически вводится
нерыночный механизм принуждения к интенсивному использованию лесных ресурсов
вне зависимости от условий лесопользования. Между тем, оптимальные объёмы использования
каждого из ресурсов зависят от многих факторов. Например, в ряде северных районов
спрос на древесную продукцию
может быть невысок, и приоритетом может быть охотничий промысел. Кроме того,
оптимальный размер изъятия того или иного ресурса может меняться с течением времени.
В связи с изложенным предлагается исключить пункт 5 из статьи 62 проекта ЛК.

*

ПРОЕКТ ВОДНОГО КОДЕКСА НЕ УЧИТЫВАЕТ ПРАВА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ

В проекте Водного кодекса права коренных малочисленных народов на осуществление
традиционного природопользования и обеспечение традиционного образа жизни не
упоминаются. В связи с этим проект ВК должен быть переработан с учётом этого
права.

В статье 32, где определяется порядок принятия решений о предоставлении водных
объектов в пользование, следует предусмотреть, что принятие решения о предоставлении
в пользование водного объекта в местах традиционного проживания и хозяйственной
деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
возможно только при согласии местной общины, полученном на сходе, в котором приняло
участие более половины членов общины.

В части 2 статьи 39, определяющей порядок формирования бассейновых советов, следует
установить, что в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности
коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в состав бассейновых
советов входят представители местных общин этих народов.

Учитывая особую значимость водных объектов для традиционного природопользования,
мы предлагаем добавить в главу 10 "Охрана водных объектов" дополнительную статью
"Охрана водных объектов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности
коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации":

"В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации размещение, проектирование,
строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных
и других объектов, внедрение новых технологических процессов, ведение строительных,
дноуглубительных, взрывных и иных работ на водных объектах, использование водных
объектов для нужд гидроэнергетики, для сброса сточных и дренажных вод, для лесосплава
возможно
только при согласии местной общины, полученном на сходе, в котором приняло участие
более половины членов общины".

Ответственный за выпуск Николай Соболев,
Центр охраны дикой природы


*

(Право - Природе: российское экологическое законодательство. 2005, N 120 

    *

Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать
законодательную политику нашего парламента.

*

Бюллетень выпускается Центром охраны дикой природы. 
Адрес: 117312, Москва, ул. Вавилова, 41, оф. 2.
Тел./факс: (095) 124-71-78, E-mail: biodivers@biodiversity.ru

Для подписки на бюллетень направьте сообщение по адресу: lawbull@biodiversity.ru
В сообщении необходимо указать Ваш адрес электронной почты.
Предыдущие выпуски бюллетеня можно просмотреть на сайте http://www.biodiversity.ru/programs/law/lawbull.html

Бюллетень издается при поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров.

Copyright Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями
допускается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов
обязательна. 

Публикуемые материалы не обязательно отражают позицию Центра охраны дикой природы.

    *

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.ecolaw
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное