Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров


Центр медиации и права
Медиация —
разрешение конфликтов, урегулирование споров

Добрый день, уважаемые читатели!


В этом выпуске нашей рассылки мы хотели бы продолжить обсуждение некоторых юридических аспектов проведения процедуры медиации.


Процедура медиации может быть прекращена по иным обстоятельствам (ст. 14 Закона о медиации), нежели в связи с урегулированием спора и заключением медиативного соглашения. В частности:

  • по заявлению любой из сторон об отказе от продолжения процедуры медиации (что является продолжением принципа добровольности участия в процедуре медиации);

  • по заявлению медиатора ввиду нецелесообразности дальнейшего проведения медиации;

  • в связи с истечением сроков проведения процедуры медиации;

  • если стороны согласились, что с помощью процедуры медиации решение найти не удалось.

Медиатор не имеет права консультировать стороны по правовым вопросам. Сторонам всегда рекомендуется обращаться за получением профессиональной юридической помощи. Предпочтительно, чтобы медиативное соглашение составлялось при участии юридических консультантов сторон, или ими самими (что особенно важно при урегулировании сложных коммерческих споров). В качестве промежуточного документа можно использовать протокол о намерениях / меморандум о взаимопонимании, в котором стороны еще не берут на себя юридические обязательства, но, формулируют договоренности, которые лягут в основу медиативного соглашения.

В рамках деятельности по организации и обеспечению проведения процедур медиации на практике, помимо документов, указанных выше, возникает необходимость в использовании договоров об оказании услуг по подготовке и проведению процедуры медиации.


Снова и снова напоминаем, что медиатор не несет ответственности за договоренности, достигнутые в процедуре медиации, за их исполнение, влияние и ответственность остаются за сторонами. Поэтому если на процедуре медиации не будет раскрыта какая-либо существенная информация, например, финансового характера, или какая-либо другая информация, ответственность за результат процедуры, а также жизнеспособность и исполнимость соглашения, лежит на сторонах.

Статья 17 Закона о медиации устанавливает, что медиатор несет ответственность за вред, причиненный сторонами вследствие осуществления своей деятельности в качестве медиатора. Вред может быть нанесен нарушением принципов медиации, основ профессиональной этики. Качество процедуры зависит от того, как медиатор соблюдает принципы процедуры медиации (ст. 35 Закона о медиации), такие как добровольность, конфиденциальность, независимость и беспристрастность медиатора, равноправие сторон, а также принцип открытости (не указан в законе, но означает, в том числе, что все действия медиатора, сама процедура медиации должны быть понятны сторонам, они могут задавать вопросы по всем интересующим их вопросам) и следования Кодексу профессиональной этики. Медиатор в соответствии с п. 5 ст. 11 Закона о медиации, не высказывает своих предложений о возможных вариантах урегулирования спора, если стороны сами не обратятся к нему с такой просьбой.

Детально правила проведения процедуры четко нигде не прописываются – ввиду специфики процедуры медиации и ее гибкости. Есть общие требования, которые могут устанавливаться сторонами, организацией, обеспечивающей проведение процедуры медиации, требованиями и стандартами соответствующей СРО, либо медиатором (п. 1, 2, 4 ст. 11, п. 7 ст. 19 Закона о медиации), но непосредственно ведение процедуры медиации зависит от медиатора.


Материал подготовил медиатор Центра медиации и права Сергей Хаванский на основе статьи Президента Центра медиации и права Ц.А. Шамликашвили для Информационно-правового портала ГАРАНТ


В избранное