Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Схемы корреспонденций Выпуск от 30.12.2016


Поздравляем с Новым 2017 годом!

Желаем здоровья, счастья, благополучия, добра!

Пусть наступающий год станет успешным и подарит новые прекрасные возможности!

Подробнее
КонсультантПлюс Facebook VK OK Twitter
Схемы корреспонденций счетов от 30.12.2016

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка "Корреспонденция счетов" системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как отражается в учете учредителя управления передача в доверительное управление недвижимого имущества (объекта основных средств (ОС))?

Организация по договору доверительного управления передала доверительному управляющему здание склада, числящееся у организации в качестве объекта ОС. Государственная регистрация указанной операции произведена в месяце передачи объекта ОС. По данным бухгалтерского и налогового учета организации первоначальная стоимость переданного объекта ОС составляет 5 000 000 руб., сумма амортизации, начисленная организацией до его передачи в доверительное управление, - 1 000 000 руб. При приобретении объекта ОС НДС, предъявленный поставщиком, принят к вычету.

Объект, переданный в доверительное управление, будет использоваться для предоставления в аренду. Предоставление имущества в аренду является облагаемой НДС операцией. Предоставление имущества в аренду не является для организации обычным видом деятельности.

Для целей налогообложения прибыли доходы и расходы определяются методом начисления.

Корреспонденция счетов:

Гражданско-правовые отношения

Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица (п. 1 ст. 1012, п. 4 ст. 209 Гражданского кодекса РФ).

В данном случае по договору доверительного управления имуществом передается недвижимое имущество. Следовательно, указанный договор должен быть заключен в форме, предусмотренной ст. 550 ГК РФ для договора продажи недвижимого имущества. При этом передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество (п. 2 ст. 1017 ГК РФ). Передача недвижимого имущества доверительному управляющему может считаться состоявшейся в момент ее государственной регистрации. По данному вопросу см. также Путеводитель по судебной практике.

Имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет. Для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, открывается отдельный банковский счет (п. 1 ст. 1018 ГК РФ).

Государственная пошлина

Передача недвижимого имущества в доверительное управление регистрируется в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним как обременение права собственности на него (ст. 1, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

Размер государственной пошлины за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество для организаций составляет 22 000 руб. (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ) <1>.

Уплата государственной пошлины осуществляется до подачи заявления (при подаче заявления в электронной форме - после подачи указанного заявления, но до принятия его к рассмотрению) (пп. 5.2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ).

Государственная пошлина относится к федеральным сборам (п. 1 ст. 333.16, п. 10 ст. 13 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Для отражения в бухгалтерском учете операций по передаче учредителем управления имущества в доверительное управление и других операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, используется счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты", субсчет 79-3 "Расчеты по договору доверительного управления имуществом" (п. 2 Указаний по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденных Приказом Минфина России от 28.11.2001 N 97н (далее - Указания), Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

На дату подачи соответствующих документов на государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, переданное в доверительное управление, сумма государственной пошлины признается в составе прочих расходов (поскольку предоставление имущества в аренду не является для организации обычным видом деятельности) (п. п. 11, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в соответствии с Указаниями (в частности, с п. 4 Указаний, применяемым при отражении операций по передаче в доверительное управление имущества, в том числе объектов ОС) и Инструкцией по применению Плана счетов и приведены ниже в таблице проводок <2>.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Как указано выше, при передаче имущества в доверительное управление право собственности на него к доверительному управляющему не переходит, т.е. отсутствует факт реализации применительно к п. 1 ст. 39 НК РФ. Следовательно, при такой передаче не возникает объекта налогообложения по НДС, предусмотренного пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.

При передаче имущества в доверительное управление возникает вопрос о необходимости восстановления НДС со стоимости данного имущества, ранее правомерно принятого к вычету.

По мнению контролирующих органов, в связи с тем, что передача имущества в доверительное управление не является реализацией товаров (работ, услуг), суммы НДС, ранее правомерно принятые учредителем управления к вычету по недвижимому имуществу, передаваемому в доверительное управление, подлежат восстановлению (Письма Минфина России от 14.11.2011 N 03-07-11/311, ФНС России от 03.05.2012 N ЕД-4-3/7383@).

Однако данная позиция не является бесспорной. Перечень случаев, когда организация обязана восстановить НДС, предусмотрен п. 3 ст. 170 НК РФ и является закрытым. Случай передачи имущества по договору доверительного управления в данном перечне прямо не поименован. Кроме того, переданный в доверительное управление объект ОС остается собственностью учредителя и посредством доверительного управляющего продолжает использоваться в облагаемых НДС операциях. Такая позиция подтверждена судебной практикой (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 31.01.2014 N Ф07-10314/2013 по делу N А26-600/2013, ФАС Северо-Кавказского округа от 30.09.2011 N А32-23383/2010).

В данной консультации исходим из предположения, что организация, оценив имеющийся налоговый риск, при передаче объекта ОС в доверительное управление не восстанавливает сумму "входного" НДС.

Налог на прибыль организаций

Стоимость переданного в доверительное управление объекта ОС не признается расходом применительно к п. 1 ст. 252 НК РФ, поскольку при такой передаче не возникают затраты <3>.

Сумма государственной пошлины, уплаченной в связи с государственной регистрацией ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, переданное в доверительное управление, признается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату начисления (т.е. на дату подачи в регистрирующий орган документов, необходимых для указанной регистрации) (пп. 1 п. 1 ст. 264, пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Уплачена пошлина за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на переданное в доверительное управление недвижимое имущество <1>

68

51

11 000

Выписка банка по расчетному счету

Сумма уплаченной пошлины учтена в составе прочих расходов

91-2

68

11 000

Расписка в принятии документов на государственную регистрацию

Отражена передача объекта ОС в доверительное управление <4>

79-3

01

5 000 000

Акт о приеме-передаче объекта основных средств с пометкой "Д.У."

Отражена амортизация, начисленная по переданному в доверительное управление объекту ОС <4>

02

79-3

1 000 000

Акт о приеме-передаче объекта основных средств с пометкой "Д.У."

--------------------------------

<1> В таблице проводок сумма госпошлины приведена исходя из допущения, что госпошлина уплачена обеими сторонами сделки, каждой из сторон - в половине установленного абз. 3 пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ размера (что следует из п. 2 ст. 333.18 НК РФ). О распределении госпошлины при государственной регистрации передачи недвижимого имущества в доверительное управление см. Письмо Минфина России от 17.01.2011 N 03-05-04-03/04.

<2> Отражение в бухгалтерском учете доходов и расходов, полученных в рамках доверительного управления имуществом, а также расчетов с доверительным управляющим в данной консультации не рассматривается.

<3> Особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления установлены ст. 276 НК РФ. Отражение в налоговом учете доходов и расходов, полученных организацией по договору доверительного управления имуществом, в данной консультации не рассматривается.

<4> При совершении сделок с переданным в доверительное управление имуществом в письменных документах, в том числе в первичных учетных документах, после имени или наименования доверительного управляющего делается пометка "Д.У." (п. 3 Указаний). Подтверждением получения имущества, переданного в доверительное управление, для учредителя управления является извещение об оприходовании имущества от доверительного управляющего или первичный учетный документ с пометкой "Д.У." (копия накладной, акт приема-передачи и т.п.) (абз. 2 п. 4 Указаний).

А.В.Илюшечкин

Консультационно-аналитический

центр по бухгалтерскому учету

и налогообложению

02.12.2016

Ситуация:

Как рассчитать и отразить в учете организации, применяющей ЕСХН, земельный налог по земельному участку, отнесенному к землям сельскохозяйственного назначения и используемому для сельскохозяйственного производства?

Кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего организации на праве собственности, по состоянию на 01.01.2016 составляет 500 000 руб. Представительным органом муниципального образования установлены отчетные периоды, ставка земельного налога для данной категории земель, равная 0,3%.

Корреспонденция счетов:

Земельный налог

Организации, обладающие на праве собственности земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса РФ, признаются налогоплательщиками земельного налога (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Налоговой базой по земельному налогу признается кадастровая стоимость земельного участка, определяемая в соответствии с земельным законодательством РФ на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. п. 1, 2 ст. 390, п. 1 ст. 391, п. 1 ст. 393 НК РФ).

Налогоплательщики-организации самостоятельно определяют налоговую базу на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности (п. 3 ст. 391 НК РФ).

Сумма налога в общем случае исчисляется по истечении налогового периода (календарного года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 396, п. 1 ст. 393 НК РФ).

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать размеры ставок, указанные в п. 1 ст. 394 НК РФ. Для земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения и используемых для сельскохозяйственного производства, налоговая ставка не может превышать 0,3% (пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно (п. 2 ст. 396 НК РФ).

Налогоплательщики-организации, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении I, II и III кварталов текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 6 ст. 396 НК РФ).

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с п. 1 ст. 396 НК РФ, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу (п. 5 ст. 396 НК РФ).

В данном случае организация за 2016 г. уплачивает:

- авансовые платежи за I, II, III кварталы в сумме 375 руб. (500 000 руб. x 1/4 x 0,3%);

- земельный налог по итогам 2016 г. в сумме 375 руб. (500 000 руб. x 0,3% - 375 руб. x 3).

Земельный налог и авансовые платежи по нему уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Декларация по земельному налогу представляется в налоговый орган также по месту нахождения земельного участка не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. п. 1, 3 ст. 397, п. п. 1, 3 ст. 398 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Расходы по уплате земельного налога (авансовых платежей) в отношении земельного участка, используемого для сельскохозяйственного производства, признаются расходами по обычным видам деятельности в том отчетном периоде, за который начислен налог (авансовый платеж по налогу) (п. п. 5, 16, 18 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Бухгалтерские записи по начислению и уплате земельного налога (авансовых платежей) производятся в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены в таблице проводок.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Земельный налог (авансовые платежи по земельному налогу) включается плательщиком ЕСХН в состав расходов на дату уплаты на основании пп. 23 п. 2, пп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ.

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Начислен земельный налог (авансовый платеж по земельному налогу)

20

68

375

Бухгалтерская справка-расчет

Уплачен земельный налог (авансовый платеж по земельному налогу)

68

51

375

Выписка банка по расчетному счету

Л.В.Гужелева

Консультационно-аналитический

центр по бухгалтерскому учету

и налогообложению

05.12.2016

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

- Подписаться на новости КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2016 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни


В избранное