Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'
 ДАР СЛОВА 167 (231)
Проективный лексикон русского языка
                                                        14 января 2007

Благодарю всех читателей, приславших мне свои размышления о наименованиях 20-го и 21-го веков (см. предыдущий выпуск - 166)!  Жду дальнейших ваших писем. Все они будут опубликованы в "Даре" в начале февраля. Надеюсь, вместе мы приблизимся к более точному пониманию и обозначению этих столетий.

                                                        Добро и зло (1)

Этот выпуск посвящен тому, как представлены основы -добр- и -зло- в лексике  русского языка и какие здесь есть возможности новообразований.

В русском языке почти вдвое больше слов с первоосновой зло-, чем с первоосновой добро-. Самый обширный по числу слов  "Большой толковый словарь русского языка" (СПб, Норинт, 2003, 135 тыс. слов) приводит 37 слов с первоосновой  добро-  и 63 - с первоосновой зло-.  Впрочем, нехватка "добра" в языке возмещается избытком "блага"  -   86 слов с такой  первоосновой. (Как известно, "благо" и "добро"  во многих случаях выступают как синонимы, например, "доброжелательный" и "благожелательный").

Примерно таково же было соотношение этих основ и в русском языке середины 19-го века - но на совершенно другом количественном уровне.  Четырехтомный Словарь церковно-славянского и русского языка, выпущенный Императорской Академией наук в С.-Петербурге в 1847 г., содержит 114 749 слов, т. е. меньше, чем самый большой современный словарь. Но нравственная лексика - а понятия блага, добра и зла составляют основу нравственного сознания - представлена в нем гораздо обширнее.  В нем 146 слов с первоосновой  добр-, 254 - с первоосновой зло-  и 644 - с первоосновой благо-.  Иначе говоря, за  сто пятьдесят лет нравственная чуткость языка, его способность различать и артикулировать основные этические понятия сократилась почти в шесть раз (точнее, 5,6), с 1044 до 186 слов.  Если же учесть разный объем этих словарей, то соотносительное место  в них данных понятий окажется еще очевиднее:  в Словаре 1847 г. этими тремя основами начинается каждое 110-ое слово, в Словаре 2003 г.  - каждое 726-ое (в 6,6 раз меньше).

Удивляет то, как мало новых слов прибавилось в русском языке за последние полтора столетия, в результате всех революций и реакций, войн и кризисов,  научного прогресса и социальных катастроф,  - всего 20 тысяч. [1]  Но особенно поражают масштабы сокращения тех словообразовательных гнезд, которые веками наращивались вокруг  самых "мировоззрительных" корней языка.  Многие  из потерянных слов могли бы вернуться в современный язык и обнаружить свою неустарелость, а может быть, и еще большую востребованность. Добро легче бы воспринималось и укоренялось,  а зло  скорее бы опознавалось и искоренялось, если бы в запасе у нас были такие слова:

добромыслие
доброплодие, доброплодный
добродей, добродейка
добролюбие, добротолюбие, добролюбивый, добролюбец
добромужественный
добропослушный
добрословие, добрословить
добротворение, добротворный

злоумие, злоумный, злоумствовать
злострастие, злострастный
злотворный, злотворство, злотворение
злосовестный
злосоветный, злосоветник
злославный, злославить
злообразный
зловольный

Обратим внимание на то, как асимметрично  сохранились в языке образования от этих двух корней. Есть слова "злодей" и "злословить", а вот "добродей" и "добрословить"  утратились, хотя очевидно, что "добродей" (делающий добро, живущий добродетельно) - не менее важное понятие, чем "злодей". И если можно "злословить" о человеке, то не менее  заслуживает слова и способность добрословить, т.е. хорошо говорить, отзываться о ком-то.

С другой стороны, некоторые образования с  первоосновой "добро" сохранились, а их "злые" соответствия утратились. Например,  есть "добросовестный", "добросердечный", "добровольный"  и "доброжелательный", но выпали из языка "злосовестный", "злосердечный", "зловольный" и "зложелательный", хотя они отражают глубокую реальность человеческого духа. Многие дела в 20-ом веке делались по совести, от всего сердца, но сама совесть и само сердце, оказываются, могут быть злыми. Целую метафизику истории можно построить на материале той эволюции, которую претерпел за последние столетия лексический состав русского языка.

Возрождение утраченных слов и понятий - задача благородная, ее отчасти выполняет "Русский словарь языкового расширения" А. И. Солженицына.  Мы же хотим исследовать возможности новых образований на основе этих старых корней  -добр- и -зло-.  О новообразованиях с корнем -благ-  (благоподлый, благогрешный, благовредный и др.) уже говорилось в выпусках 112, 113, 114; см. также Памятку к сегодняшнему выпуску).



добровЕщий - предвещающий добро, счастье, удачу, служащий добрым предзнаменованием, внушающий радость, надежду.

Вести, предвестия бывают не только дурными, но и добрыми, так что "добровещий" - столь же законное понятие, как и "зловещий".

Добровещие сны, планы, приметы, знаки, символы, признаки, звезды, следы, голоса, призраки, видения, буквы, слова, жесты...

Мне известен только один случай употребления этого слова, до сих пор отсутствующего во всех словарях, - у поэтессы  Евдокии Ростопчиной (1812 - 1858):
             Ночью сон добровещий мне снился,
                На сегодня он радость сулил,
            Добрый ангел мой мне появился,
                Милый призрак меня посетил...
                                    "Счастливый день"

           Дождь прошел - но странник вышел в путь не раньше, чем показалась добровещая
          радуга.

Он поскреб затылок - добровещий жест: значит, не торопится отказать, размышляет,   прикидывает возможности.


добропАмятливый - памятливый на добро, тот, кто помнит хорошее.

У Даля это слово приводится со значением "у кого хорошая, острая память". Но представляется, что слово "памятливый" само по себе уже выражает этот смысл, а "добропамятливый"  - тот, кто помнит хорошее.

Иван Сергеевич очень добропамятлив: едва я вошел, напомнил мне маленькую услугу, которую я оказал ему лет этак двадцать назад.
добропАмятный - поминаемый добром,  достойный доброй памяти, то, о чем сохраняется добрая  память.
Я многим обязан своему первому редактору. Наша добропамятная встреча состоялась в 1973 году.
Отметим разницу между словами "добропамятливый" (о том, кто помнит) и "добропамятный"  (о том, что помнят). Точно так же следует различать слова, которые сейчас употребляются как синонимы: злопамятливый - помнящий злое, и злопамятный - вспоминаемый как злое, запомнившийся злым. Такова разница между исходными прилагательными: памятливый -  тот, кто помнит; памятный -  тот, что помнится. Соответствующая разница между субъектным суффиксом -лив- и объектным суффиксом -н- уже объяснялась в выпуске 96 (ср. запасливый - запасной, расчетливый - расчетный).

Следует различать также слова "достопамятный" - то, что достойно памяти, и "добропамятный" - то, что запомнилось добром. Достопамятными могут быть ужасы, злодейства,  насилие,  несчастье. А добропамятно только хорошее. Холокост - событие достопамятное, но никак не добропамятное



доброязЫчный - тот, кто хорошо отзывается о людях, никого не порочит, не осуждает.

доброязЫчие - склонность хорошо отзываться обо всем и о всех, не произносить слов осуждения.

 Вот говорят: у него "злой язык". Но ведь и добрые языки встречаются.
 Доброязычие - великая, хотя и редкая добродетель.

Игнатий Ипполитович в жизни ни о ком не сказал худого слова. Я не знаю, был ли он добросердечен, но доброязычен - был.

Доброязычие и злоязычие не всегда прямые свидетели доброго и злого. Молчалин был доброязычен, Чацкий - злоязычен.

                             (Окончание "Добра и зла" - в следующем выпуске)


1. Для сравнения разных периодов в динамике языкового развития: академический словарь 1794 г. содержал 43 257 слов; академический словарь1822 г. - 51 388 слов; словарь В. Даля 1880 г. (2-е изд.)  -  около 200 000 слов.

_________________________________________________________________
О судьбе Айя-Софии в Стамбуле
Европейский парламент собирается потребовать от Турции восстановления   Айя-Софии как действующего греческого православного храма  (ныне там расположен музей).
Чтобы поставить  это условием для вступления Турции в Евросоюз, требуется собрать один миллионов подписей. Все желающие могут поставить свою подпись по адресу:
http://www.hagiasophiablog.com/contact-secure.php
_________________________________________________________________

Мои публикации 2006 года, с отсылкой к текстам.

Книги:
Философия тела. СПб: Алетейя, 2006, 194 сс.

Слово и молчание. Метафизика русской литературы. М., Высшая школа, 2006, 559 сс.

Великая Совь.  Советская мифология. Самара: Бахрах-М, 2006, 268 сс.

Конструктивный потенциал гуманитарных наук (на русскоми и английском языках). Серия Зарубежные ученые в РГГУ.  М., Российский государственный гуманитарный университет, 2006, 74 сс.

Статьи:
Теология Книги Иова. "Звезда", 12, 2006

Мысли в числах. Россия и Запад в зеркалах интернета. "Звезда", 10, 2006.

Типы новых слов: Опыт классификации.  "Топос", 5 дек. 2006; Портал Gramma.ru, дек. 2006.

Анафраза: языковой феномен и литературный прием.  "Вопросы литературы", сент-окт., 2006.

Эрос цивилизации. Ирония желания и конец истории. "Вопросы философии", 10, 2006, 55-68.

Личный код: опыт самоописания. В кн. "Гуманитарная наука сегодня: материалы научной конференции 30-31.10.2006,"  под ред. Ю. С. Степанова. М.,  Институт языкознания, 2006, 16 сс.

О душевности. "Звезда", 8, 2006.

Любовные имена. Введение в эротонимику. "Октябрь", 7, 2006.

К эстетике любви. Таланты. Жанры. Стили. "Звезда", 6, 2006.

К философии возраста. Фрактальность жизни и периодическая таблица возрастов. "Звезда", 4, 2006.

О свойствах ума. "Независимая газета" (Экслибрис), 16 марта 2006

Нулевой цикл столетия.  Эксплозив - взрывной стиль 2000-х "Звезда", 2, 2006.

Язык бытия у Андрея Платонова. "Вопросы литературы", 2, 2006.

Четыре слагаемых любви. "Человек",  2, 2006 г.

Русский язык в свете творческой филологии. "Знамя", 1, 2006, 192-207.

Эдипов комплекс советской цивилизации. "Новый мир", 1, 2006.

Интервью:
Культура - это переселение душ... Интервью с М. Климовой.
Слово/Word, 50, апрель 2006.

Михаил Эпштейн: умножение сущностей. Интервью с А. Нилоговым.
_________________________________________________________________
Афоризм

Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.
        Книга Притчей Соломоновых, 18: 22.

-----------------------------------------------------------------------
Памятка

благогрЕшный - тот, кто совершает грех с благими намерениями.

Благогрешные наши народовольцы не себе искали выгоды или славы, но проливали свою и чужую кровь во благо народа, как они его понимали.
благонУдный - тот, кто благодаря или вопреки своим благим побуждениям вызывает скуку, наводит тоску.
Благонудство - одна из основных тем Чехова, доходящая до апофеоза в образах прогрессистов Пети Трофимова ("Вишневый сад") и Лиды Волчаниновой ("Дом с мезонином").
благолЕнный - тот, кто ленится с благими намерениями или последствиями; кому лень во благо, кого она красит и возвышает.
Главным прототипом нашего благоленного Ивана Ильича Обломова послужил его автор.  И. А. Гончаров писал Ю. Д. Ефремовой (20 авг. 1849) о своем пребывании в Симбирске: "Здесь я окончательно постиг поэзию лени, и это единственная поэзия, которой я буду верен до гроба..." Как вспомнишь о той поэзии труда и борьбы, которая позднее произошла от другого Ильича из того же приволжского города, поневоле начнешь ценить столь непритязательную благоленность.
                                                          (вып. 113)
_________________________________________________________________
"Слово управляет мозгом, мозг -  руками, руки - царствами"  (Велимир Хлебников).
Сетевой проект Михаила Эпштейна "Дар слова" выходит с апреля 2000.  Каждую  неделю  подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в языке и общественном сознании еще не нашлось места. "Дар"  проводит также дискуссии о русском языке, обсуждает письма и предложения читателей.  "Дар" может служить пособием по словотворчеству, введением в  мир языковых фантазий и мыслительных технологий.  Все предыдущие выпуски

Подписывайте на "Дар" ваших друзей  (нужно вставить в форму свой эл. адрес)

PreDictionary  - собрание английских неологизмов М. Эпштейна.

Ассоциация Искателей Слов и Терминов (АИСТ) - лингвистическое сообщество в Живом Журнале.

Будущее гуманитарных наук - сообщество в ЖЖ.

Gramma. ru    -  языковой портал рунета, посвященный культуре письменной речи.
 
 

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!


В избранное