Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационный бюллетень "Публичная библиотека" Выпуск 27




Уважаемые коллеги!


Перед Вами первый выпуск информационного бюллетеня в 2006 году. Материалы, которые включены в него, содержат информацию о разных сторонах деятельности публичных библиотек: реализация авторских программ, проведение мероприятий, создание электронных баз данных, осуществление методического руководства.
Кроме того, с этого выпуска мы начинаем знакомить Вас с ходом подготовки к XI Ежегодной сессии Конференции РБА.


В. А. Баятов,
главный специалист научно-методического отдела
Донская государственная публичная библиотека
metod2@dspl.ru

ВЕРЬТЕ СВОМ ГЛАЗАМ


Не погрешим, наверное, против истины, если скажем, что в воображении многих библиотека и по сей день представляется, как и десятки лет назад, скромно обустроенной и до сих пор исправно служащей народу «избой-читальней». Библиотеки, действительно, и сегодня продолжают честно и достойно обслуживать своих самых желанных гостей — читателей, но изменения, произошедшие даже за какие-нибудь пять лет, настолько зримы, что, по сути — это другой, сервисный уровень обслуживания. Что и выявил завершившийся недавно традиционный областной конкурс «Библиотека года», который проводился Министерством культуры Ростовской области.

Давайте ненадолго заглянем на улицу Социалистическую, в дом 44 в Ростове-на-Дону. Здесь расположился Публичный центр правовой информации имени В. Г. Плеханова. Шестьдесят лет библиотеке, но попробуйте об этом догадаться! Во-первых, после капитального ремонта сюда просто приятно зайти: стены, потолки, полы, наконец, двери отделаны современными материалами. Во-вторых, обновлена мебель. В-третьих, работают компьютеры, принтеры, ксерокс. Есть выделенный канал для выхода в Интернет.
Конечно, основные затраты сделаны из предусмотренных бюджетных средств, но немалая часть денег заработана самими библиотекарями. Так называемые «платные услуги» принесли библиотеке за прошлый год более 100 тысяч рублей. Нельзя по-хорошему не позавидовать заведующей Наталье Шинкаренко, сумевшей убедить коллектив в преимуществах новой информационной политики.
Адекватно реагируют и читатели, в основном, интересующиеся правовыми аспектами: следователи и работники прокуратуры, органов правопорядка, налоговой службы, судьи и адвокаты, таможенники, нотариусы, студенты и преподаватели правовых факультетов и вузов. Казалось бы, бери самостоятельно и пользуйся свободным доступом в Интернет, переноси необходимую информацию на диски и дискеты, пользуйся электронными ресурсами, а их в Публичном центре, к счастью, хватает — так нет же! Главным действующим лицом читатели после обстоятельного опроса сделали библиотекаря. Именно его они выбрали в помощники при подготовке необходимых им сведений. 84 процента респондентов от общего числа опрошенных сказали «да» человеку. И тем самым признали многолетний труд пяти библиотекарей Публичного центра не напрасным. Любопытно и дальнейшее распределение мест. Самостоятельный поиск согласна вести треть опрошенных, пятая часть выделила в анкетировании такие источники информации, как обзоры, 14 процентов — за книжные выставки, открытые просмотры литературы. На вопрос о носителях информации 82 процента респондентов предпочло классический ответ — печатные издания. Молодая публика, однако, не против воспринимать информацию и в электронном виде (26 процентов).
Живые и письменные диалоги двух людей, ежедневно стоящих по разные стороны библиотечной кафедры, безусловно, дают толчки для развития обоим: читателю — для дальнейшего познания, библиотекарю — для преподнесения знаний. Вот и этот последний опрос в одной из лучших библиотек области, Публичном центре имени В. Г. Плеханова, показал, что уповать на технологии 21-го века необходимо, но с большой оглядкой. Куда важнее прибавлять во внимательности к читателям, большей компетентности в отношениях с ними — и тогда сервисная подача материалов, непосредственное общение достигнут высшей профессиональной точки.
Да, библиотечное дело в какой-то степени рутинно, механистично, но в нем всегда есть место творчеству. В Публичном центре, обладающем солидными ресурсами по правовой культуре в разных видах, однажды задумались — а почему бы не обзавестись собственным периодическим изданием? Попробовали — получилось. И в 2004-м году библиотека выпустила в свет 5 информационных путеводителей под оригинальным названием «Интернет-компас». Темы говорят сами за себя: «Права человека в России», «Российская Федерация on-line», «Служба в армии», «Интернет о выборах», «Интернет против наркотиков».
На этом не остановились: ведь самореклама и реклама — великие вещи!
Издали серию собственных рекламных буклетов, сделали визитные карточки, передали их в адвокатские и нотариальные конторы, учебные заведения, разместили информацию о возможностях библиотеки в крупных печатных изданиях.
Сработало!
За год читателей прибавилось почти на две трети (для сравнения — средняя составляющая увеличения по Ростовской-на-Дону Централизованной библиотечной системе — немногим более одной трети).
Новую волну читателей представила, в основном, молодежь.
Прибавилось и людей социально незащищенных. Они просили помочь им найти ответы на вопросы, связанные с нарушениями прав и свобод, проконсультировать по поводу защиты их интересов в судах и различных инстанциях. Пришлось библиотекарям выступать и в привычной для самих себя роли, и в роли внештатных психологов.
И с этой задачей они тоже справились.
Так Публичный центр правовой информации имени В. Г. Плеханова вошел в число соискателей конкурса «Библиотека года», проводимого Министерством культуры Ростовской области. И победил!

Из 39-ти участников лишь 16 были признаны лучшими.

ДАЛЕЕ >>>


Л. Ф. Беляева,
заведующая методическим отделом
С. Д. Борисова,
главный библиотекарь методического отдела
Центральная городская библиотека им. М.В. Ломоносова г. Архангельска
sbsarh_metodic@mail.ru

БУДЕМ ЗАКОМЫ, ГЕРМАНИЯ!


С 7 октября по 7 ноября 2005 года в Архангельске проходили Недели Германии в столице Русского Севера при поддержке мэрии города, Генерального консульства Германии в Санкт-Петербурге, Фонда Роберта Боша.


Муниципальные библиотеки города Архангельска стали инициаторами проведения конкурса кроссвордов «Германия: знакомая и незнакомая» для учащихся 7-11 классов и литературной викторины по сказкам немецких писателей «Добрые сказки» для учащихся 1-6 классов.
Прежде всего, читатели изучили литературу, представленную на выставках: «До моря 911 метров: портрет немцев в европейском интерьере», «Мы в Германии с тобой побываем, все увидим и, конечно, все узнаем», «Под светом «Лунной сонаты», «Маленький Мук собирает друзей», «Будем знакомы, Германия!», а затем приступили к составлению кроссвордов, сканвордов и анаграмм. На конкурс кроссвордов были представлены работы различной тематики: история, литература, искусство, спорт Германии. Членов жюри поразило разнообразие оформления кроссвордов: автомобиль М. Шумахера, деревянная доска с выжженными буквами — кроссворд, посвящённый географии страны, кроссворды на немецком языке о моде, достопримечательностях и городах страны. Участники этого конкурса встретились на заключительном празднике «С любовью о Германии», где были названы имена победителей, звучала музыка немецких композиторов, а сами участники читали стихи на немецком языке.
«Давно это было, в начале прошлого века. Тогда ещё люди из города в город ходили пешком или ездили на лошадях. Железных дорог и автомобилей и в помине не было.
Так вот, в осеннюю мокрую пору тащилась по дороге карета…. Хмурое небо Германии, который день сеяло дождь. А вот и карета. Кого она везёт? В такую пору надо сидеть у камина. А кто же едет в карете? Куда держат путь? Смешно сказать. За сказками. За сказками? А ведь и правда. Им говорят, они пишут. Скрип, скрип перья. Теперь же спят голова к голове. Один на другого похожи, словно братья. Да ведь и, правда, братья Якоб и Вильгельм Гримм, а ещё Гауф и Гофман, и, конечно, Михаэль Энде и Отфрид Пройслер. Но тсс… Снип-снап-снурре. Да, можно начинать. Что будет, то и будет, а когда мы дойдём до конца, то узнаем больше, чем мы знаем. Вот и всё. Снип-снап-снурре.»
. Так загадочно и необычно начиналась Литературная рапсодия «Серебряный голос фей». Именно здесь встретились знатоки немецкой сказки.
В литературной викторине «Добрые сказки» приняли участие ребята из разных школ города. В течение месяца читатели библиотек побывали на самых различных встречах: «Волшебная страна братьев Гримм» — сказочное путешествие; «Книжные магазины Германии приглашают…» — литературное путешествие, «В стародавние времена» — игра-викторина о немецких сказочниках; «Путешествие по Германии с бароном Мюнхгаузеном». На пути им встретились красавицы и тролли, лягушка и горшок, боб и уголёк, Розочка с Беляночкой, маленький Мук, Гном Тихогром и многие другие герои немецких сказок.
Библиотекари Муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» встретились на творческой лаборатории «В объективе — Германия».
О книжном мире Германии рассказала в своем выступлении Поликарпова Елена Вакифовна, представитель «Архангельского центра встреч российских немцев».
Своим опытом поделились библиотекари, рассказав о наиболее интересных мероприятиях, которые прошли в библиотеках в рамках Недель Германии.
Во время литературного путешествия «Книжные магазины Германии приглашают» ребята узнали о том, что в этой стране очень много специализированных детских магазинов. Они необычные. У них интересные, веселые названия: «Сова», «Качели дракона», «Рискни», «Книжная карусель», «Книжный червь». Здесь можно не только купить книгу, но и стать участником представления, встретиться с героями немецких сказок, проявить свои знания и смекалку в разгадывании загадок.
Беседа «Русский взгляд на Германию» раскрыла перед нами всё многообразие русско-немецких связей в литературе, искусстве, истории.
Рассказ о выставке — консультации «Ах, мой милый Ахен…» помог библиотекарям поближе познакомиться с образованием в Германии.
Обзор литературно-художественных журналов «Черту под прошлым подвести» напомнил о лучших представителях немецкой литературы: Патрике Зюскинде, Генрихе Бёлле, Ингриде Ноль, Гюнтере Грассе, Кристе Вольф. А обзор статей «Библиотеки Германии сегодня» из профессиональных журналов познакомил нас с работой коллег.
Полезность Недель Германии очевидна. Благодаря интересно подготовленным и проведённым встречам, дети и взрослые больше узнали о стране, соприкоснулись с её прошлым и настоящим, познакомились с литературой, искусством и историей Германии.



В. В. Лозина,
библиотекарь детской библиотеки "Истоки",
МУК "Детская централизованная библиотечная система"
г. Кемерово
ptp@Kemsu.ru

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОДМОСТКИ
библиотечная программа привлечения детей к чтению


Как показывают исследования социологов, за последние 5-10 лет усугубился процесс отчуждения детей от чтения и других культурных ценностей общества. Вырастают поколения детей, не слышавшие «живой музыки», не прикоснувшиеся к театру, не понимающие, зачем нужны музеи, библиотеки, кружки, студии, клубы. Причин отчуждения ребенка от книги и чтения много: увлечение теле- и видеопросмотрами, компьютерами, естественное возрастное стремление ребенка к общению с друзьями, сверстниками, отсутствие интереса к чтению в семье… Учитывая это, библиотека стремится использовать и развивать в практике обслуживания инновационные театрализованные формы работы с читателями, что способствует пробуждению интереса к чтению.

На современном этапе развития культурно-досуговой работы в детской библиотеке театрализация носит массовый характер. Библиорежиссура помогает библиотекарям решить злободневный вопрос общества: как повысить интерес к чтению и воспитать не «поглотителя информации», а культурного читателя, вдумчивую, творческую и созидающую личность?
В основе библиотечной режиссуры лежит игра. Мы отмечаем, что современные дети не всегда способны самостоятельно организовать коллективные игры, но с большим энтузиазмом включаются в игры, организаторами которых являются взрослые. Игра, как естественная школа физического, умственного и нравственного развития, дает возможность самовыражения для читателя и библиотекаря. Она вырабатывает у детей такие важные качества, как внимательность, усидчивость, память, настойчивость в достижении цели, развивает умение общаться, учит логически мыслить, в игре развивается вкус. Театрализованные формы работы будят фантазию, становятся мощным импульсом творческого развития личности.
Библиотечная программа «Театральные подмостки» разработана нами в преддверии 2007 года, объявленного в России Годом чтения, как составная часть акции детских библиотек «Читающий город», и рассчитана на 2 года. Ее цель — привлечь внимание современных юных кемеровчан к книге и систематическому чтению с помощью театрализованных форм культурно-досуговой работы библиотеки.
Целевая группа нашей программы — дети 10-14 лет, проживающие в Заводском районе г. Кемерово, в т.ч. дети из неблагополучных и социально незащищенных семей, а также члены семейной литературной гостиной «Бабушкин сундучок», работающей в детской библиотеке «Истоки», и руководители детского чтения, пользующиеся услугами нашей библиотеки.
Задачами программы определены:

  • создание в детской библиотеке «Истоки» МУК «Детская централизованная библиотечная система» творческого объединения «Театральные подмостки»;
  • организация пространственной среды библиотеки для проведения театрализованных мероприятий;
  • использование в работе с читателями театрализованных форм, направленных на удовлетворение потребностей в межличностном общении и самовыражении детей (работа с литературным произведением, театрализованная импровизация на его материале, инсценирование, создание собственных сценариев инсценированных диалогов, игр, посиделок, этюдов, праздников);
  • развитие творческих навыков детей в партнерстве, предоставление возможности раскрыть свои способности, проявив себя в новом качестве.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ >>>

А. В. Фомина,
библиотекарь
Государственной библиотеки Югры
г. Ханты-Мансийск
nshvirkova@okrlib.ru


СОХРАНЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ
Создание банка данных о печатной продукции,
выходящей на территории ХМАО-Югры с момента его образования


Из курса психологии многим известно определение понятия «память»: это свойство психики воспринимать, сохранять и воспроизводить некоторую информацию, которая может иметь самую разную форму и содержание. Память — это воспроизведение прошлого опыта. Что же такое «Память региональная», каковы способы ее сохранения?

Миссия любой региональной библиотеки - в формировании и сохранении для будущих поколений как можно более полной коллекции печати своего региона. В окружном законе «О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов ХМАО» зафиксировано, что Государственная библиотека Югры призвана стать книгохранилищем окружной печати, создать основу для Архива печати округа.
Сегодня во всем мире развиваются программы, направленные на сохранение культурного национального наследия, зафиксированного во всех видах источников.
Государственная библиотека Югры как региональная библиотека на протяжение 5 лет осуществляет проект «Сохранение региональной памяти».
В его задачи входит:

  • выявление, сбор, обработка информации об издательской деятельности предприятий, организаций, учреждений округа;
  • формирование базы данных издательской деятельности округа;
  • осуществление текущего и ретроспективного комплектования краеведческого фонда библиотеки;
  • выпуск библиографических изданий, формируемых на основе обязательного экземпляра;
  • создание цифровой коллекции «Местная печать».

В 2000 г. на реализацию проекта библиотека получила грант Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа, в 2001 году отмечена премией «Событие» Департамента культуры и искусства за создание системы библиографических пособий «Региональная память. Библиографический аспект».

Первым итогом реализации проекта «Сохранение региональной памяти» стал выпуск текущих библиографических пособий, отражающих поток местных и краеведческих изданий. «Югорская книга» — первый указатель, созданный в рамках этого проекта. В нем отражена информация о книжной продукции за 1999-2000 гг., касающаяся округа, независимо от места издания документов. На данный момент в свет вышло уже 4 выпуска текущих библиографических указателей — ежегодники: «Местная печать» и «Краеведческая книга». Указатель «Местная печать» включает литературу, изданную на территории округа, а указатель «Краеведческая книга» — литературу краеведческого содержания, вышедшую как на территории округа, так и за его пределами.
Позже был выпущен ретроспективный библиографический указатель «Местная печать», в который вошла литература, изданная на территории округа по 1998 год. Первая запись в нем датируется 1932 годом. Указатель стал основой для создания электронной базы данных «Местная печать». В настоящее время сделан CD, на который вошла информация с 1930 г. по 1998 г., готовится к изданию диск с материалами с 1999 г. по 2003 г. Принципиальное отличие электронного варианта «Местной печати» от печатного в том, что электронная версия включает в себя записи, отражающее информацию о документах, находящихся в фонде ГБЮ, печатный же вариант дополнен сведениями об изданиях, которые в библиотеке отсутствуют.
Параллельно в рамках проекта издается библиографический указатель «Ханты-Мансийский автономный округ в периодической печати». Он включает в себя статьи из газет и журналов об округе за I и II полугодие 2000 г. и 2001 г.

ДАЛЕЕ >>>


С. Ю. Гусева,
заведующая научно-методическим отделом
Центральная муниципальная библиотека им. Н. А. Некрасова
г. Ижевск
nekrlib@udsu.ru


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА БИБЛИОТЕК



Организационно-методическая деятельность в МУ ЦБС г. Ижевска осуществляется традиционно по нескольким направлениям:

  • Анализ ресурсов библиотек-филиалов МУ ЦБС, методическая и практическая помощь в определении приоритетов их деятельности.
  • Совершенствование системы организационно-методического руководства библиотеками МУ ЦБС.
  • Организация системы непрерывного образования библиотекарей.
  • Организация работы с молодыми кадрами МУ ЦБС.

В организации методической деятельности решаются следующие задачи:

  • Методическое обеспечение библиотечных программ;
  • Модернизация системы повышения квалификации библиотечных кадров МУ ЦБС;
  • Внедрение инноваций в практику работы библиотек МУ ЦБС;
  • Расширение партнерских связей с другими библиотеками.

НМО является главным координатором и организатором деятельности библиотек МУ ЦБС. К выполнению задач методического обеспечения библиотечной деятельности привлекаются и главные специалисты центральных библиотек. В течение года они оказывают методическую и практическую помощь библиотекам-филиалам МУ ЦБС по своим направлениям деятельности.
Эффективно осуществляет свою работу Научно-методический совет (НМС) и методический совет детских библиотек (МСДБ). Задачи методических советов — повышение уровня эффективности научной и организационно-методической работы, выработка единых решений и рекомендаций по основным направлениям деятельности МУ ЦБС. В состав методических советов входят руководители функциональных отделов ЦМБ, администрация, главные специалисты МУ ЦБС. На некоторые заседания приглашаются сотрудники библиотек-филиалов.
В течение 2004 года темами НМС были:

  • Программно-целевое планирование в МУ ЦБС. Организация работы координаторов программ. Проектная работа. Участие МУ ЦБС в международных, российских и городских программах и проектах.
  • Организация краеведческого направления в МУ ЦБС. Редакция Программы «Память г. Ижевска». Изучение вопросов развития краеведческих информационных ресурсов в МУ ЦБС.
  • Организация работы по изучению истории библиотечного дела. Итоги реализации Программы «История МУ ЦБС г. Ижевска»
  • На методическом совете детских библиотек рассматривались следующие вопросы:
  • Организация работы с дошкольниками в МУ ЦБС;
  • Информационное обеспечение детского чтения.

Практика работы показывает, что методические советы — действующие органы, позволяющие решать наиболее важные проблемы. Многие вопросы, рассматриваемые на них, ставятся на контроль для их решения в последующем.
Комплексный анализ деятельности библиотек — по-прежнему одна из наиболее эффективных форм методической работы. Она позволяет не только выявить недостатки, но и придать динамичность традиционной работе. В 2004 году детально изучалась деятельность библиотеки — филиала им. И. Наговицына. Результатом проделанной работы стали рекомендации, включающие не только замечания и предложения для сотрудников данной библиотеки, но и консультации, конкретную методическую помощь специалистов ЦМБ и ЦМДБ.
В качестве средств эффективного управления библиотеками-филиалами традиционно использовались ежемесячные выезды в библиотеки на производственные совещания, выездные Советы при директоре и т.п.
Определенная работа проделана в 2004 году по библиотечным программам. Заново разработаны программа «Память города Ижевска» и программа Муниципального центра правовой информации. Готовясь к реализации программы «Летние чтения», специалисты ЦМДБ им. Горького провели семинар, помогли составить буклеты, оформить приглашения, объявления. Методическая помощь в реализации программы «Летние чтения» осуществлялась и через выезды в библиотеки специалистов ЦМДБ с рекомендациями по оформлению библиотек, на мероприятия. В течение всего лета в ЦМДБ работала выставка методических материалов. В октябре, подводя итоги «Летних чтений», библиотеки-филиалы МУ ЦБС в театрализованной форме представили свои реализованные программы.
В 2004 году были проведены мероприятия по совершенствованию системы планирования в библиотеках — филиалах МУ ЦБС. Для определения приоритетов планирования был проведен семинар-тренин«Планируем 2005 год» для заведующих библиотеками-филиалами, руководителей и главных библиотекарей функциональных отделов ЦМБ. Все присутствующие разделились на пять (по количеству районов в городе) творческих групп. Каждая группа разрабатывала свою тему. Использование новых форм (тренинги, игры и т.п.) при проведении подобных мероприятий побуждает к творчеству, к проявлению личной инициативы, что благотворно сказывается на эффективности деятельности всей системы муниципальных библиотек и каждой библиотеки в отдельности.
В МУ ЦБС продолжает функционировать система кураторства над библиотеками — филиалами. Список кураторов утверждается ежегодно директором МУ ЦБС. Кураторы координируют деятельность библиотек своих районов, ежемесячно проводят районные планерки, организуют групповые консультации, учебы, выезжают на мероприятия.



ПРИГЛАШЕНИЕ К СОТРУДНИЧЕСТВУ


Уважаемые коллеги!

Компания «Большая перемена» сообщает, что с 2006 г. прекращается проведение открытых (сборных) тренингов и семинаров для библиотечных специалистов.
Все мероприятия будут проводиться только в корпоративном формате (для отдельной организации или сети).

Основные темы:

  • Политика комплектования в библиотеке
  • Стратегическое планирование в библиотеке
  • Методическая служба в библиотеке
  • Рекламная деятельность в библиотеке
  • Библиотечный сервис
  • Реформа и ФЗ № 131

По специальному запросу могут быть подготовлены и другие темы по актуальным вопросам библиотечного развития.

Если вы хотите провести специализированный библиотечный тренинг в вашей библиотеке (городе, округе), пожалуйста, связывайтесь с нами
по тел.: (495) 980 5097; 970 9985
по электронной почте: training@boper.ru
Наш сайт: www.boper.ru




Уважаемые коллеги!

С 24 по 27 апреля 2006 года в г. Вологде состоится Вторая Международная научно-практическая конференция «Библиотеки и образование» («БИО 2006).
Международная конференция «Библиотеки и образование», которая проводится уже во второй раз, стала третьим звеном единой цепи крупномасштабных библиотечно-информационных форумов, таких как международные библиотечные конференции «КРЫМ» и «ЛИБКОМ». Вологодская конференция продолжает традиции Первой Международной конференции «Библиотеки и образование», проходившей в г. Ярославле в 2005 году и вызвавшей значительный резонанс в библиотечном и педагогическом сообществе страны. К Конференции «БиО 2006» готовится интересная культурная программа и представительная международная Выставка библиотечно-информационной и образовательной продукции.
Мы ожидаем, что в работе Конференции примут участие библиотекари, преподаватели, издатели, и ученые, заинтересованные в обмене опытом в области кооперации библиотек и образовательных учреждений.
Предварительная информация о Конференции доступна в Интернет по адресу: www.mubint.ru .
Мы уверены, что Ваше участие будет весьма полезным для успешного проведения этой Конференции.


НА ЗАМЕТКУ КОМПЛЕКТАТОРУ


Дорогие коллеги!

В последние дни 2005 года из типографии в г. Курске в Москву на склад Издательства Либерея были доставлены тиражи двух книг, на которые подписка не объявлялась.
Заказать книги можно в Издательстве Либерея
по адресу: 117630, Москва, ул. Обручева, дом 27, корп. 8.
по электронной почте: liber@liber.ru .
по телефону: (495) 128-56-39.

Школа индексирования: практ. пособие / Э. Р. Сукиасян. — М.: ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2005. — 143 с. — (Серия «Библиотека и время. XXI век». № 39).

В практическом пособии изложены принципиальные основы и правила индексирования документов — одного из наиболее сложных процессов библиотечной обработки. Последовательно рассмотрены все виды индексирования (систематизация, предметизация, координатное индексирование), дана характеристика соответствующих информационно-поисковых языков, рассмотрены особенности процесса индексирования, кадрового, методического, документационного обеспечения.
Книга подготовлена по материалам занятий «Школы индексирования», опубликованных в 2004-2005 гг. на страницах журнала «Библиотека». Автором предложена логичная структура, значительно переработано и расширено содержание. Некоторые темы по предложениям читателей изложены более подробно. Характеристика языков индексирования дополнена материалом об инструментах индексирования — словарях и списках предметных рубрик, дескрипторных словарях и тезаурусах (в журнальной версии подробно рассматривались лишь таблицы классификации).
Книга предназначена для библиотекарей и библиографов, преподавателей, студентов и учащихся вузов и колледжей, представляет особый интерес для библиотечных работников, имеющих опыт работы — в плане актуализации их профессиональных знаний: автор рассматривает многие вопросы, которые ранее не освещались в рамках библиотечного образования. Пособие удобно как для проведения занятий по повышению квалификации, так и для самостоятельного изучения основ индексирования, может использоваться в справочных целях в повседневной работе.
В приложениях помещены полные тексты Государственных стандартов СИБИД ГОСТ 7.66-92 и ГОСТ 7.59-2003, Указатель стандартизованных терминов по индексированию, Указатель стандартизованных и рекомендованных аббревиатур, Перечень стандартов системы СИБИД, применяемых в каталогизации, список литературы.

Новые таблицы Библиотечно-библиографической классификации. Организация и технология использования : метод. рекомендации / Э. Р. Сукиасян. — М. : Либерея, 2005. — 95 с.

Библиотеки страны последовательно осваивают Средние таблицы ББК, используют их для организации фондов с открытым доступом, организуют новые ряды систематических каталогов и картотек. С выходом из печати каждого очередного выпуска Средних таблиц начинается новый этап работы.
В пособии, адресованном сотрудникам каждой библиотеки, применяющей таблицы ББК, подробно рассматриваются все направления этой большой и сложной работы. Рассказано о том, как надо проанализировать новые таблицы и сравнить их с фондом и каталогом библиотеки, как выбрать правильную технологию, как подготовиться к проведению широкого комплекса работ — от систематизации издания до организации каталога и алфавитно-предметного указателя к нему.
Отдельная глава методических рекомендаций посвящена организационным вопросам — определению трудоемкости, нормированию и планированию, документационному, кадровому, техническому обеспечению. Подробно рассмотрен каждый технологический процесс.
В главе «Информация» сказано о том, какая работа должна параллельно проводиться с читателями и в коллективе библиотеки.
Методические рекомендации были опубликованы в 2003 году, их тираж полностью разошелся. Практика показала, что они должны быть в каждой библиотеке.
По многочисленным заявкам библиотек публикуется дополнительный тираж книги.

XI Ежегодная сессия Конференции РБА

Дорогие коллеги и партнеры библиотек!

Приглашаем Вас принять участие в XI Ежегодной Конференции Российской библиотечной ассоциации, которая пройдет в Екатеринбурге 15-20 мая 2006 года.
По итогам конкурса на прием и проведение Конференции РБА в 2006 году Екатеринбург объявлен «Библиотечной столицей России 2006 года».
Ежегодная Конференция РБА — самый крупный форум российских библиотечных специалистов, как по числу участников, так и по широкому спектру обсуждаемых проблем библиотечного дела современности. Именно поэтому принимающий ее город объявляется «Библиотечной столицей года».
Решающими аргументами в выборе Екатеринбурга «Библиотечной столицей России 2006 года» прослужили высокий профессиональный и организационный уровень библиотечного сообщества Свердловской области и Екатеринбурга и большое внимание, которое уделяется властями разных уровней вопросам культуры и развития библиотечного дела в регионе. Екатеринбург — крупнейший научный, промышленный и культурный центр страны. Он занимает лидирующее положение в Урало-Сибирском регионе и третье место в Российской Федерации (после Москвы и Санкт-Петербурга) по концентрации в нем культурных ценностей.
Конференция проводится при поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Федерального агентства по культуре и кинематографии, Правительства Свердловской области области, Мэрии Екатеринбурга и библиотечного сообщества Свердловской области.
Как и в прежние годы, Конференция РБА проводится в преддверии Общероссийского Дня библиотек. В 2006 году она пройдет под знаком 100-летия со дня рождения академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, жизнь которого была служением отечественной культуре.
Заезд на Конференцию 15 мая, отъезд 20 мая 2006 года.
Основные мероприятия Конференции намечается провести 16-19 мая 2006 г.
Профессиональная программа Конференции РБА (IX Ежегодной сессии) под общим девизом «Библиотеки важнее всего в культуре» — Д. С. Лихачев предполагает обсуждение на пленарных заседаниях Конференции, заседаниях секций, круглых столов, комитетов общих для всех библиотек проблем:

  • Библиотека и национальное самосознание.
  • Библиотека как культурный центр.
  • Библиотека как центр общения.
  • Библиотека и обеспечение прав личности.
  • Библиотека в условиях местного самоуправления.
  • Библиотека и социальное партнерство.
  • Итоги Всемирного саммита по информационному обществу и библиотеки.
  • Роль библиотеки в обеспечении культурного и языкового разнообразия.
  • Формирование и сохранение культурного наследия в информационном обществе.
  • Библиотека как центр сохранения и изучения местной истории.
  • Библиотека в культурной и информационной инфраструктуре.

В программу Конференции будут включены только те доклады и сообщения, презентации, о которых будет заявлено до 10 марта 2006 г.
Регистрационный взнос оплачивается каждым участником Конференции:

  • для членов РБА — 500 руб. (в составе ежегодного членского взноса за 2006 г.).
  • для других участников — 800 руб. + НДС 18%

В регистрационный взнос входит:

  • участие во всех мероприятиях Конференции и посещение Выставки;
  • папка участника с программой Конференции, новыми профессиональными изданиями и информационными материалами.

Для участия в Конференции РБА необходимо не позднее 1 апреля 2006 года заполнить/прислать в Штаб-квартиру РБА регистрационную форму и оплатить регистрационный взнос (не позднее 15 апреля 2006 г.).
Во время Конференции РБА будет работать VII Выставка издательской продукции, новых информационных технологий, продуктов, товаров, услуг (для библиотек). Участие библиотек-членов РБА на коллективном стенде Российской библиотечной ассоциации — бесплатно.
До встречи в Екатеринбурге!

Подробности на сайте РБА http://www.rba.ru

М.А. Шапарнёва, ответственный секретарь РБА


Новости секции публичных библиотек

Уважаемые члены секции публичных библиотек!


18 мая 2006 года состоится заседание секции публичных библиотек. Оно будет посвящено теме «Современная библиотека как институт организации и поддержки чтения». В заседании секции будут принимать участие члены Круглого стола по проблемам чтения.

Если вы планируете представить доклад (или сообщение) на заседании секции, то обращаем ваше внимание на следующее:

  1. В программу будут включены доклады, заявленные до 10 марта 2006 года
  2. Продублируйте, пожалуйста, доклад в штаб-квартиру секции (до 1 марта), т.к. окончательный вариант программы формируем мы. Нам необходима следующая информация: Название доклада, автор (ФИО полностью), должность, полное название библиотеки (организации).
  3. Оргкомитетом конференции выдвигаются следующие требования к докладам и сообщениям: Пленарные и ключевые доклады — до 20 мин., доклады на заседаниях секций/круглых столов — до 10-12 мин., сообщения и презентации — до 5-7 мин.
  4. Кроме того, Оргкомитет оставляет за собой право отклонить доклады/сообщения, если они не отвечают теме Конференции. Оргкомитет по согласованию с руководством секций/круглых столов оставляет за собой право определять статус доклада (ключевой, доклад, сообщение), включать принятые доклады в программу пленарных заседаний или заседаний секций/круглых столов или переводить в разряд стендовых докладов.

В этот же день состоится круглый стол по вопросам непрерывного библиотечного образования, в котором примут участие секция библиотечной профессии, кадров и образования и секция по научно-исследовательской работе.

Обратите внимание, что 17 мая запланировано совместное заседание секции по библиотечной политике и законодательству, секций центральных библиотек субъектов РФ, публичных и сельских библиотек, в ходе которого будут рассмотрены актуальные вопросы, касающиеся законодательных актов. В этот же день состоится представление Манифеста Российской библиотечной ассоциации об информатизации публичных библиотек.
Информация о совместных заседаниях будет разослана дополнительно, после согласования.

Город Новоуральск, где находится штаб-квартира секции публичных библиотек находится недалеко от Екатеринбурга. Поэтому мы предвидим желание коллег посетить нашу библиотеку.
В связи с этим мы сообщаем, что, так как Новоуральск является закрытым административно-территориальным образованием, вам необходимо заранее известить нас о своем желании побывать в Центральной городской библиотеке, для того, чтобы мы своевременно могли оформить въезд в город.
Таким образом, до 30 марта 2006 года мы ждем от вас следующую информацию:

  1. ФИО полностью,
  2. дата рождения,
  3. полные паспортные данные (паспорт только российский),
  4. прописка,
  5. место работы, должность.
  6. день, когда вы планируете посетить библиотеку (программа Конференции очень насыщена, поэтому самые удобные дни для посещения — день заезда и день отъезда)

*Обратите внимание, что в город может въехать только тот человек, которому оформлен въезд и только по тому документу, который заявлен для оформления въезда

Данные можно прислать
по электронной почте adm_lib@novotec.ru или adm_lib@mail.ru
по факсу (34370) 9-05-85

Все вопросы Вы можете задать по телефону (34370) 9-05-85; 9-02-62

С.Ф. Бартова, председатель секции публичных библиотек


Главный редактор: С. Ф. Бартова
Ответственный за выпуск: М. В. Криворучко

Адрес редакции:

624130, Свердловская обл., г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13
тел (34370) 9-05-85; 9-02-62
факс (34370) 9-05-85
E-mail:adm_lib@novotec.ru ; adm_lib@mail.ru
http://www.library.novouralsk.ru

За достоверность сведений, изложенных в публикациях, редакция ответственности не несет
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов материалов


В избранное