Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационный бюллетень "Публичная библиотека" Выпуск 49




Уважаемые коллеги!

17 - 22 мая 2009 года в Вологде - Библиотечной столице России - состоялся Всероссийский библиотечный конгресс: XIV Ежегодная сессия Конференции Российской библиотечной ассоциации.
Девиз Конференции: "Библиотеки России в обществе знаний: динамика интеграции".
В основу заседания секции публичных библиотек легло социологическое исследование "Развитие библиотечного обслуживания населения РФ на базе муниципальных библиотек", которое проводилось в 2008/09 гг.
Мы предлагаем Вашему вниманию основные доклады, прозвучавшие на заседании секции.
С текстами всех выступлений можно познакомиться на сайте штаб-квартиры секции публичных библиотек: http://www.publiclibrary.ru

В выпуске:

  • Криворучко М.В. Отчет о работе секции публичных библиотек На Всероссийском библиотечном конгрессе
  • Бартова С.Ф. Развитие публичных библиотек: миф или реальность
  • Жукова Н.В. Нормативно-правовая база деятельности публичных библиотек
  • Якимович В.В.. Новые идеи в обслуживании пользователей публичных библиотек


Криворучко М.В., отвтетственный секретарь секции публичных библиотек РБА
adm_lib@foramail.ru



ОТЧЕТ О РАБОТЕ СЕКЦИИ ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК
НА ВСЕРОССИЙСКОМ БИБЛИОТЕЧНОМ КОНГРЕССЕ




Всероссийский библиотечный конгресс: XIV Ежегодная сессия Конференции Российской библиотечной ассоциации прошел 17-22 мая в Библиотечной столице 2009 года — Вологде. Девиз Конференции: Библиотеки России в обществе знаний: динамика интеграции!

В Конгрессе приняли участие 690 человек из 54 регионов России. В его рамках прошли 54 мероприятия. Было заслушано более 400 докладов!
Открытие Конгресса состоялось на Кремлевской площади под звуки колоколов и продолжилось в Вологодском областном драматическом театре. Приветствие в адрес участников Всероссийского библиотечного конгресса направил президент РФ Д. А. Медведев. В торжественной церемонии открытия Конгресса принял участие Министр культуры РФ А. А. Авдеев.
В рамках работы Конгресса прошла X Выставка издательской продукции, новых информационных технологий, продуктов, товаров, услуг.
Отчет о работе Всероссийского библиотечного конгресса доступен на сайте Российской библиотечной ассоциации http://www.rba.ru

Секция публичных библиотек приняла участие в нескольких совместных заседаниях и мероприятиях.
Уже 17 мая, до открытия Конгресса, прошло совместное мероприятие Секции по формированию библиотечных фондов, Секции публичных библиотек и Секции издательской и книгораспространительской деятельности — Школа комплектатора.
Также совместная работа состоялась с Секцией по библиотечной политике и законодательству, Секцией библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, Секцией музыкальных библиотек, Круглым столом «Общение и профессиональная этика библиотекаря» и Круглым столом «Библиотечные здания: архитектура, дизайн, организация пространства».

20 мая прошло заседание секции публичных библиотек. В нем приняло участие 170 специалистов из 66 городов, 35 регионов РФ. Они представляли библиотеки (муниципальные, региональные, федеральные и национальные), библиотечные общества, департаменты культуры, библиотечные училища, издательства и фирмы.
В основу работы секции были положены результаты социологического исследования «Развитие библиотечного обслуживания населения РФ на базе муниципальных библиотек», которое секция проводила в этом году. Именно поэтому практически все участники были и соавторами заседания.
Работа прошла в форме Круглых столов, в ходе которых были рассмотрены 3 темы.

Тема 1. Публичные библиотеки в условиях финансового кризиса.

Результаты социологического исследования представила в докладе «Развитие публичных библиотек: миф или реальность» С. Ф. Бартова, член Совета РБА, председатель секции публичных библиотек, директор МУК «Центральная публичная библиотека» Новоуральского городского округа.
Доклады этого блока освещали сегодняшнюю ситуацию в библиотеках, концептуальные направления развития: «Повышение профессионализма библиотечного персонала и новая система оплаты труда: вариант Саратова», И. М. Кононенко, директор Централизованной библиотечной системы г. Саратова; «Основные ориентиры развития общедоступных библиотек Санкт-Петербурга до 2015 г.», Т. В. Кузнецова, начальник Управления научно-организационной работы и сетевого взаимодействия Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского г. Санкт-Петербурга.

Тема 2: Нормативно-правовая база деятельности публичных библиотек.

Один из блоков вопросов исследования был посвящен нормативно-правовой базе публичных библиотек. Его результаты обобщила в своем выступлении «Нормативно-правовая база деятельности публичных библиотек: по результатам социологического исследования» Н. В. Жукова, директор МУК «Централизованная библиотечная система г. Сургута».
Какие документы влияют на деятельность библиотек, что разрабатывают библиотеки, в каких стандартах они нуждаются? Ответы на эти вопросы дали Е. Г. Ахти, руководитель центра методической работы Управления научно-организационной работы и сетевого взаимодействия ЦГПБ им. В. В. Маяковского, в докладе «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки Санкт-Петербурга», Л. В. Пантина, директор МУ «Межпоселенческая центральная библиотека Череповецкого муниципального района», в своём сообщении «Опыт работы библиотек Череповецкого муниципального района Вологодской области в условиях децентрализации в связи с реализацией Федерального Закона РФ „Об общих принципах организации местного самоуправления“, М. М. Левицкая, заместитель директора МУ „Муниципальная информационно-библиотечная система“ г. Томска в докладе „Система менеджмента качества — основа инновационной политики управления библиотекой“, Я. Б. Юркевич, заместитель директора МУК „Централизованная библиотечная система г. Сургута“ в выступлении „Менеджмент качества в системе профессиональных ценностей“. И, наконец, опыт работы Центральной муниципальной библиотеки им. Н. А. Некрасова по теме „Система правового регулирования деятельности муниципальных библиотек г. Ижевска“ представила Я. Е. Скурихина, главный библиотекарь по научно-исследовательской.

Тема 3: Новые идеи в обслуживании пользователей публичных библиотек.

Якимович В. В., директор Централизованной библиотечной системы г. Липецка подготовила анализ блока вопросов исследования об основных направлениях деятельности библиотек.
Про свои инновационные идеи и находки рассказали:
Булюкина Н. В., директор МУК „Библиотека „Автограда“ г. Тольятти „Инновационные модели обслуживания читателей“; Коробкина Т. Е., директор Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева г. Москвы „Единый читательский билет как система обслуживания пользователей публичных библиотек“; Устинова О. Ю., зам. директора по развитию, новым технологиям и международным связям ЦГПБ им. В.В. Маяковского „Корпоративная сеть общедоступных библиотек Санкт-Петербурга — как инструмент развития информационно-библиотечного обслуживания населения Санкт-Петербурга“; Криворучко М. В., заместитель директора МУК „Центральная публичная библиотека“ Новоуральского городского округа “Служба „Тинейджер“ и мобильная информационная справка для детей и подростков»; Гришина С. М., директор МУК «Березовская централизованная библиотечная система» «Антикризисные программы для пользователей»; Сафиканова Н. М., заместитель директора по библиотечно-информационному обслуживанию, Библиотеки-читальни им. И. С. Тургенева «Переход в обслуживании пользователей на АИБС нового поколения»; Соболев  С. А., начальник отдела экологической информации, НИР и АСУ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области «Экология Вологодской области: роль библиотек в воспитании экологической культуры населения».
Завершила заседание секции публичных библиотек яркая дискуссия «Что такое «публичная библиотека», которую организовала Коробкина Т.Е., директор Библиотеки-читальни им. И.С.Тургенева (г. Москва).
Традиционно в ходе работы секции прошли презентации издательств, книг и мероприятий.
Новые книги и проекты представили Сукиасян Э. Р., заведующий сектором Главной редакции ББК Научно-исследовательского отдела ББК РГБ, Сорокин А. К., Генеральный директор Издательства РОССПЭН, Племнек А. И., исполнительный директор АРБИКОН.
Председатель секции музыкальных библиотек, директор Научной музыкальной библиотеки им. С. И. Танеева Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Рассина Э. Б. сделала сообщение о Конгрессе Международной ассоциации музыкальных библиотек, архивов и информационных центров (IAML), который пройдет в Москве в 2010 году.

На следующий день были объявлены итоги Пятого Всероссийского конкурса «Современные тенденции в обслуживании читателей».
21 мая состоялось закрытие Всероссийского библиотечного конгресса. На заключительном пленарном заседании Президент РБА  В. Н. Зайцев и ответственный секретарь РБА  М. А. Шапарнёва подвели итоги работы XVI Ежегодной сессии Конференции РБА.

Традиционным завершением профессиональной встречи стало объявление Библиотечной столицы следующего года: в 2010 году этого звания удостоен город Томск!

Бартова С.Ф., член Совета РБА, председатель секции публичных библиотек,
директор МУК «Центральная публичная библиотека» НГО
bartova@foramail.ru



РАЗВИТИЕ ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ.
(ПО ИТОГАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)


Говоря в середине 2009 года о развитии библиотечного дела в России, анализируя сотни поступивших к нам анкет из разных уголков страны, нужно правильно расставить акценты. А они таковы: в стране происходит модернизация библиотечного обслуживания населения за счет оптимизации ресурсов, повышения качества услуг и создания привлекательного библиотечного пространства.

Библиотеки продолжают оставаться самым востребованным социальным институтом. Публичные библиотеки страны сегодня приобрели статус культурного центра, оказывающего населению современные информационные услуги.

Анализ анкет показал, что развитие библиотечного дела в стране — это сочетание традиционных и инновационных подходов и форм обслуживания.
Развитие идёт по нескольким основным направлениям:

  • Комплектование
  • Информатизация
  • Расширение спектра услуг для населения
  • Повышение квалификации

Но развитие идёт не так быстро, как хотелось бы. И проблемы у библиотек остаются прежними: несмотря на несколько источников финансирования, ощущается его недостаток и, как следствие, — низкие темпы обновления библиотечных фондов и всё-таки низкий уровень информатизации. Полностью удовлетворить имеющийся спрос на библиотечные услуги и ответить на самые сложные информационные, образовательные и культурные запросы пользователей большинство муниципальных библиотек в настоящее время не могут. А во многих библиотеках развитие идёт, в основном, благодаря энтузиазму библиотекарей и целевому финансированию.

ПРЕДЛАГАЮ В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРОВ РАССМОТРЕТЬ НЕСКОЛЬКО РЕГИОНОВ.

Итоги 2008 года свидетельствуют о стабильности в работе муниципальных библиотек Сахалинской области. Библиотечное обслуживание осуществляют 3 областные и 176 муниципальных библиотек, в том числе: сельских жителей обслуживают 144 библиотеки. Дети и подростки посещают 20 специализированных детских библиотек.
Показатель обеспеченности населения общедоступными библиотеками на протяжении ряда лет сохраняется на уровне 2,9 тыс. жителей на одну библиотеку (по России — 3,1 тыс.).
Стабильным остается показатель среднего числа читателей, приходящихся на 1 библиотеку — в среднем по муниципальным библиотекам 1,3 тысячи (по России — 1,1 тыс.).
В 2008 году завершился I этап программы «Электронный Сахалин». В результате количество библиотек, имеющих доступ в Интернет, по сравнению с прошлым годом увеличилось более чем в 2 раза и составило 91 единицу. Очень важным моментом является включение в этот процесс сельских библиотек: к началу 2009 года 46 сельских библиотек имеют выход в Интернет.
В 2008 году продолжился процесс упорядочения нормативно-правовой базы. Библиотеки приступили к реализации Закона Сахалинской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по обслуживанию на дому лежачих инвалидов и инвалидов-колясочников книжным фондом, газетами и журналами». В муниципальные библиотеки поступили деньги из областного бюджета на формирование фонда и оплату услуг транспорта.
Ещё один пример из Южно-Сахалинской ЦБС: вот уже год она работает по «Стандартам качества бюджетных услуг в сфере культуры и искусства, предоставляемых за счет средств бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» населению городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Население Иркутской области обслуживают 810 общедоступных библиотек, 589 (72,7%) из них расположены в сельской местности.
В 2008 г. охват населения библиотечным обслуживанием составил 35,0 %. Централизованное библиотечное обслуживание сохранено в 9 ти городских округах и в 19-ти муниципальных районах. На уровень поселений передано 28 % библиотек.
За последние пять лет количество пользователей муниципальных библиотек области сократилось на 19,7 тыс. человек. Снижение показателей обусловлено объективными причинами: сокращением численности населения области, прежде всего, в сельской местности; временным закрытием библиотек (на период ремонта, отсутствия библиотекаря); слабой материально-технической базой муниципальных библиотек; отсутствием полноценного комплектования.
Однако анализ поступлений финансовых средств в 2008 г. показал, что в ряде муниципальных образований области финансирование библиотек значительно возросло. Например, в библиотечных системах городских округов: в г. Братске — на 4 млн. 539 тыс. (21,3 %), Иркутске — на 20 млн. 625 тыс. (38 %), Усть- Илимске — на 5 млн. 738 тыс. (23 %). В библиотечных системах муниципальных районов: Ангарском — на 7 млн. 159 тыс. (23,8 %).
На финансирование одной библиотеки в среднем по области поступило 476 тыс. руб.
По данным статистики, среднемесячная заработная плата библиотечных работников муниципальных образований Иркутской области с учетом выплат социального характера составила в 2008 г. 6 290 руб.

Данные анкетирования по разделу «Средняя заработная плата работников»:

  • Самая маленькая:
    • 2 600 руб. — с. Богородское, Кировская область
    • 2 700 руб. — с. Фролово, Волгоградская область
  • Самая большая:
    • 16 221 руб. — г. Дудинка, Красноярский край
    • 27 000 — 28 000 руб. — г. Москва
  • Средняя — 6 350 руб.

Не очень интенсивно, но неуклонно идёт рост обеспечения автоматизации и информатизации муниципальных библиотек Иркутской области. Не в последнюю очередь это связано с реализацией мероприятий по информатизации в рамках Года культуры Иркутской области, организованных Иркутской областной государственной универсальной научной библиотекой им. И. И. Молчанова-Сибирского. Достаточно сказать, что из 292 персональных компьютеров, полученных муниципальными библиотеками в 2008 году, почти половина (120) приобретена Министерством культуры и архивов Иркутской области.

К сожалению, не удалось достигнуть запланированного увеличения подключений к сети Интернет. По прогнозам, их должно было быть как минимум 38, но добавилось лишь 20. На 810 муниципальных библиотек приходится 226 телефонизированных (28 %). Лишь 53 библиотеки из этого числа являются сельскими (9 % от числа всех сельских).
Наверное, поэтому и отвечают коллеги из посёлка Куйтун на вопрос «Идёт ли развитие?»: «На региональном уровне — да, на местном — нет».
Хотя даже в одной области ситуации могут быть самыми разными. Вот, например, что пишут нам из г. Саянска: «В нашем городе идёт развитие библиотечного дела. Это видно по следующим признакам: принята Концепция развития библиотечного дела в городе и Положение о библиотечном обслуживании. Открыты два информационных центра: Межмуниципальный ресурсный центр при ЦГБ и детский информационный центр „Эрудит“ при ЦДБ».

По состоянию на 01.01.2009 г. в Ханты-Мансийском автономном округе — 240 общедоступных библиотек, в их числе, 104 сельские библиотеки и 42 детские.
Общедоступные библиотеки составляют 32% всей сети библиотек автономного округа, владеют 34 % совокупного библиотечного фонда и предоставляют услуги 60% читателей библиотек округа.

Библиотечную отрасль Югры сегодня характеризуют:

  • Значительные улучшения в материально-техническом обеспечении деятельности библиотек в ряде характеристик: автоматизации, техническом оснащении, состоянии зданий.
    Например, число персональных компьютеров в библиотеках за 2008 г. выросло на 25%. В среднем, по данным на 01.01.2009 г. на одну муниципальную общедоступную библиотеку приходится 5,12 ед. компьютеров, в сельской местности — 1,16 ед. Увеличилось число библиотек, имеющих электронную почту до 57 (43 в 2007 г.), доступ в Интернет до 81 (54 в 2007 г.). Это составляет 33,7% от общего числа библиотек.
    В прошлом году 8 общедоступных библиотек открыты после реконструкции или получили новые здания, в их числе 4 сельские библиотеки.
    Улучшение материально-технической базы библиотек создает условия для развития и совершенствования их профессиональной деятельности. Библиотеки активно участвуют в реализации окружных, муниципальных и федеральных целевых программ, формируют собственные программы и проекты. Особо необходимо подчеркнуть деятельность библиотек в реализации прав граждан на получение социально значимой информации, которой способствуют реализуемые на территории автономного округа программы «Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек» и «Электронная Югра, 2006- 2008».
  • Система управления отраслью, организационно-координационная роль региональной библиотеки в этом процессе приобретает все более четкую структуру и направленное развитие.
    Помимо традиционных, в 2008 г. библиотеки развивали и ряд приоритетных инновационных направлений деятельности, в числе которых:
    » внедрение в работу библиотек новых технологий управления
    «совершенствование системы управления библиотечной отраслью.
    С целью активизации деятельности общедоступных библиотек по внедрению в практику работы системы менеджмента качества и стимулирования библиотек к внедрению современных методов управления для улучшения качества их работы, был проведен 1-ый окружной конкурс «Внутрибиблиотечные системы обеспечения качества деятельности и услуг».
    В целях определения приоритетов развития библиотечной отрасли и совершенствования системы управления библиотечной отраслью в 2008 г. были разработаны стратегические документы «Концепция развития библиотечного дела в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре до 2015 года» и Стандарт государственной услуги «Обслуживание населения в государственных библиотеках Ханты-Мансийского автономного округа — Югры».
  • Неудовлетворительное и ухудшающееся с каждым годом состояние информационных ресурсов привело к тому, что библиотеки не в состоянии удовлетворять современные информационные потребности населения. Очевидно, смещение акцентов в работе библиотек с ключевой информационной деятельности к культурно-просветительной, досуговой (увеличение числа массовых мероприятий, уменьшение числа абонентов, справок).

Библиотеки округа отмечают:»Развитие библиотечного дела идет, но большой проблемный аспект — вопрос доступности библиотечной услуги для населения города в связи с низкими показателями обеспеченности города библиотеками и площадями (ЦБС г. Сургут)
ЦБС г. Радужный: «Развитие библиотечного дела идет: выделены дополнительные средства на комплектование фондов, реализован проект программы по продвижению чтения, приобретены компьютеры, произведен ремонт в библиотеках филиалах».
ЦБС г. Белоярский:
В целом, располагая имеющимися ресурсами и возможностями, сотрудники Белоярской ЦБС прикладывают все усилия для полноценного развития библиотечного дела в районе. Деятельность Белоярской ЦБС направлена на: 

  • создание условий для развития качественно новой системы информационно-библиотечного обслуживания населения Белоярского района, с целью преодоления информационного неравенства населения
  • модернизацию существующей системы библиотечного обслуживания населения Белоярского района (существенное изменение организации фондов и информационных ресурсов библиотек, расширение спектра услуг).

Но недостаточное финансирование, слабая материально-техническая база и проблема кадров в значительной степени замедляют процесс совершенствования библиотечного дела.

Региональная библиотека нового времени — «Национальная библиотека Ямало-Ненецкого автономного округа» в городе Салехарде, столице автономного округа создана 1 января 2006 года.
Основным предметом деятельности Национальной библиотеки ЯНАО является формирование и сохранение национального краеведческого библиотечно-информационного фонда документов, хранящихся в библиотеках автономного округа как на традиционных (бумажных), так и на электронных носителях и обеспечение свободного доступа к этому фонду населения автономного округа и всех, кто проживает за его пределами.
В целях взаимодействия на базе Национальной библиотеки ЯНАО в 2007 году было создано добровольное сообщество библиотек — Корпоративная сеть муниципальных библиотек Ямало-Ненецкого автономного округа.
Конечной целью корпоративной работы библиотек в округе является создание единого информационно-библиотечного пространства на основе интеграции электронных ресурсов библиотек региона (электронных каталогов, электронных полнотекстовых, библиографических, фактографических и др. баз данных), а также организация унифицированного доступа населения к этому ресурсу. Таким образом, силами всех библиотек, входящих в это добровольное сообщество, должна быть создана электронная библиотека Ямало-Ненецкого автономного округа.

Внимание местной власти и депутатского корпуса к проблемам публичных библиотек привлекла реорганизация библиотечного обслуживания Курганской области.
Определяя свою стратегию развития, библиотеки области, стремятся занять лидирующее место в местном сообществе. Их девиз: «Уйти от работы с ключевыми словами к работе с ключевыми фигурами». Т. е максимально использовать ресурсы разных уровней: власть, сообщество, бизнес.
Ресурсную информационную базу библиотек Курганской области составляют: 614 общедоступных библиотек, в том числе 610 муниципальных. 26 библиотечных систем с объемом книжного фонда свыше 8 млн. единиц хранения. 49% населения области являются их читателя.
Впервые в 2008 г. значительно увеличилось финансирование муниципальных библиотек. Сегодня во многих районах области библиотечные программы реализуются при финансовой поддержке местной администрации и партнеров.
Впервые за несколько лет значительно пополнились фонды. Во многих библиотеках были «реанимированы» Дни информации, Дни новой книги. Курганские читатели давно не видели такого изобилия книг.
Коллеги Курганской области ставят перед собой задачу создания единого информационного пространства по краеведению, рассматривая его как перспективу делового партнерства. Сегодня 24 центральные библиотеки (из 25), включились в корпоративный проект «Создание сводной электронной базы данных «Регион».

Справедливости ради надо сказать, что подобные проекты работают во многих регионах:

  • БД «Статьи из периодических изданий Алтайского края»
  • БД «Весь Урал»
  • «Сводный краеведческий каталог Оренбургской области»
  • «Сводный электронный каталог краеведческой литературы Калининградской области»
  • Электронный Корпоративный Краеведческий Каталог «Русский Север» и др.

2008 год и в Волгоградской области был годом особого внимания к библиотекам со стороны органов власти: представление о новой публичной библиотеке было сформулировано и закреплено Коллегией Комитета по культуре Администрации Волгоградской области, утвердившей «Модельный стандарт деятельности общедоступной муниципальной библиотеки Волгоградской области».
И сегодня Волгоградская область может быть названа библиотечной областью.
В регионе существует сложившаяся система организации библиотечного обслуживания населения: это 4 центральные библиотеки и 824 публичные, в том числе, 645 библиотек в сельской местности и 66 специализированных детских библиотек.

Публичная библиотека Волгоградского региона сегодня — это открытость, общедоступность, комфортность и череда логически сменяющих друг друга проектов, использование рекламных методов и опора на зрелищность, яркие дизайнерские решения.
Коллеги из Центральной районной библиотеки р. п. Октябрьский пишут: «Главный результат — библиотеку знают, любят и ценят наши читатели. Это окрыляет ее сотрудников и вдохновляет на реализацию новых творческих проектов».

Процессы, происходящие в библиотечной отрасли Волгоградской области в 2008 году:

  1. Меняются модели библиотечного обслуживания населения.
  2. Меняется статус и функции ЦБ муниципального района.
  3. Принимаются муниципальные акты, обеспечивающие работникам муниципальных библиотек социальные гарантии.
  4. Принимаются муниципальные программы развития отрасли.
  5. Развиваются центры муниципальной информации
  6. Начинается апробация методов бюджетирования, ориентированного на результат.

Происходящие процессы позволяют сформулировать основные барьеры на пути развития библиотек:

  1. Неопределённость политики в области культуры и библиотек.
  2. Неготовность поселения в полной мере брать на себя весь комплекс обязанностей, связанных с организацией библиотечного обслуживания населения (не решен вопрос с финансированием комплектования, не определены условия выполнения централизованных работ и т. п.).
  3. Недостаточность и нестабильность местного финансирования
  4. Устаревшая материальная база
  5. Увеличение количества специалистов, не имеющих библиотечного образования и Старение кадров (средний возраст — 51 год).

Анализ анкет показывает, что проблема кадров — проблема общебиблиотечная. Сегодня в библиотеках России кадровый состав по возрастам распределился таким образом: (в %)
18-25 лет — 8,2
26-36 лет — 12,7
37-45 лет — 31,4
46-55 лет — 28,8
более 55 лет — 18,9

В Ростовской области функционирует 1130 муниципальных библиотек, в том числе 13 библиотек в составе культурно-досуговых центров. По сравнению с 2004 годом сеть муниципальных библиотек области сократилась на 43 единицы. Сокращение муниципальных библиотек произошло за счет оптимизации библиотечной сети и приведения в соответствие сетевых единиц с социальными нормативами. Поэтому наряду с сокращением, в 4 муниципальных районах открыты 6 новых библиотек
Муниципальные библиотеки Ростовской области активно используют внестационарное обслуживание населения. В области работает 646 библиотечных пунктов, в том числе 524 в сельской местности. Используется для обслуживания 28 единиц автотранспорта. Несколько библиотек области в ответах на вопросы отмечали наличие библиобуса, как важного связующего звена между библиотекой и удаленными пользователями.

Достаточно много сложностей в развитии библиотек области:

  • В аварийном состоянии находится 28 библиотек (2,5%)
  • Остро стоит вопрос ремонта помещений библиотек: 340 (30,1%) библиотек нуждаются в капитальном ремонте. В текущем ремонте нуждается 653 библиотеки (57,8%).
    Таким образом, можно отметить, что только 0,6% (109) муниципальных библиотек имеют помещения, не требующие ремонта.
  • Не соответствует современным требованиям оборудование библиотек. От 60 до 90 % библиотечной мебели имеет год выпуска 70-80 годы прошлого столетия.
  • Крайне медленно идет процесс телефонизации библиотек. Всего в области телефонизировано 38,5% библиотек.

Но есть и очевидные «плюсы»:

  • уровень автоматизации библиотек Ростовской области один из лучших в России. Сегодня в библиотеках области имеется 1012 компьютеров, а библиотеки городов Донецк, Зверево, Каменск, Таганрог на 100% обеспечены ПК. 
  • более полутора миллионов записей собственных баз данных
  • уже 23% библиотек имеют доступ в Интернет и активно используют этот ресурс (напомню, что доступ в Интернет по России на 1.01.2008 г. в среднем — 9,0 %)

«Библиокараван — 2008» показал реализацию в Ростовской области программы «Развитие сети библиотечно-информационных центров на базе общедоступных библиотек Ростовской области». Она рассчитана на 2004 — 2010 годы и благодаря ей:

  • модернизирована материально-техническая база библиотек
  • расширен ассортимент услуг, оказываемых пользователю
  • повысилась комфортность обслуживания
  • налаживаются корпоративные связи.

Коллеги из МУК «Централизованная библиотечная система г. Шахты» пишут: «Эти тенденции затронули 50 % от общего числа библиотек ЦБС, необходимо продолжать развитие в том же направлении».
В то же время Центральная городская публичная библиотека имени А. П. Чехова (г. Таганрог), отмечает: «Несмотря на то, что библиотека занимает достойное место в культурной жизни города, оценка работы библиотекарей в денежном эквиваленте оставляет желать лучшего, даже новые системы оплаты труда не гарантируют достойной оплаты, так как ограничены недостаточным фондом зарплат».

В Республике Карелия также продолжалась деятельность по оптимизации сети муниципальных библиотек. Сеть общедоступных (публичных) библиотек сократилась на 11 единиц и составляет 238 библиотек, в т.ч. 235 муниципальных библиотек.
Вот мнение библиотекарей Центральной районной библиотеки п. Муезерский: «В нашей библиотеке идет постоянное развитие. За последние годы книжный фонд пополняется новинками, вводятся различные виды услуг, внедряются новые технологии, мероприятия становятся интереснее. Мы участвуем в проектной деятельности, благодаря чему удается приобрести новую компьютерную технику и привлечь дополнительное финансирование».
Учитывая важность для Республики организации информационно-библиотечного обслуживания отдаленных населенных пунктов, сотрудники НБ РК разработали проект «Передвижной информационно-культурный комплекс для муниципальных районов Республики Карелия». В качестве пилотного района был выбран Кондопожский муниципальный район. Реализация идеи позволила модернизировать здесь систему библиотечного обслуживания за счет сочетания возможностей стационарных библиотек и преимуществ передвижного библиотечно-информационного комплекса. Затраты на приобретение библиобуса, включая переоборудование и материально-техническое оснащение, составили 1.640,0 тыс. рублей. Жители Кондопожского района положительно восприняли появление библиотеки на колесах в своих населенных пунктах и активно пользуются его фондом.
В Карелии количество пользователей выросло, и они стали читать больше! Процент охвата населения Республики Карелия библиотечным обслуживанием составляет на 01.01.2008 г. — 65,9 %. Для сравнения, по России охват населения библиотечным обслуживанием (по общедоступным библиотекам) не превышает 40,0 %. На первый взгляд 65,9 % охвата населения — это неплохо. Однако надо учесть, что сегодня мы не можем достоверно сказать, какая часть населения реально пользуется услугами общедоступных библиотек Карелии. Вопрос об объективном отражении числа жителей, у которых есть спрос на библиотечные услуги, до сих пор не решен. Четкий ответ на этот вопрос можно будет получить в том случае, когда все библиотеки будут учитывать количество читателей по единой регистрационной картотеке. Без точного знания количества записанных в ту или иную библиотеку, невозможно определить количество потенциальных пользователей, а значит, и те ресурсы, которые требуются библиотекам для эффективного участия на рынке культурных и информационных услуг, для признания населением значимости библиотек.

В 2008 году число муниципальных библиотек Нижегородской области сократилось на 5 учреждений и составило 1138 библиотек. Традиционная внестационарная сеть сокращается (сейчас 1595 пунктов). Одновременно всё большую популярность у библиотечных работников и населения завоевывают выездные читальные залы. Растет число читателей, охваченных сервисным библиотечным обслуживанием, причем пенсионеры и инвалиды получают не только интересующие их книги и журналы, но и необходимую правовую, социальную информацию. Активно возрождается книгоношество.
Одним из главных направлений деятельности стало участие библиотек в реализации областного плана модернизации сельских учреждений культуры. В 2008 году было создано 50 сельских информационно-компьютерных центров (всего работает 105 информационных центров). Хотелось бы отметить их яркую социальную направленность: 19 центров краеведения, 9 — в помощь организации семейного чтения и досуга, 9 центров информационной поддержки образования и самообразования граждан, 9 — социально-правовой информации, 7 центров чтения, 7 центров информационной поддержки здорового образа жизни, 7 патриотического воспитания граждан и так далее. А также 19 детских информационно-компьютерных центров.
Знаковым событием завершился в Нижегородской области 2008 год — 1 ноября был принят «Закон о библиотечном деле в Нижегородской области». Отрадно, что в Законе прозвучали межпоселенческие функции центральных районных библиотек, обязательный областной экземпляр и обязательный экземпляр муниципального образования. Но, к сожалению, так и остались за строкой Закона социальные гарантии работников библиотек.
Серьезная подготовительная работа проведена в связи с переходом учреждений культуры в 2009 г. на новую систему оплаты труда и введением «Стандарта качества предоставления бюджетных услуг в сфере культуры».

А Псков уже готов представить свои первые результаты работы с «Модельным стандартом деятельности общедоступной муниципальной библиотеки Псковской области». Он был принят в 2006 году. Это нормативно-правовой документ для минимального обеспечения нормальной деятельности библиотек и новый механизм управления как внутри самой библиотеки, так и во взаимодействии с внешней средой.
Используя рекомендации «Модельного стандарта...», каждая публичная библиотека получила средство систематического осмысления, самоанализа, самооценки разных сторон своей деятельности — и общего, и частного характера.
В январе-феврале 2009 года был проведен мониторинг на соответствие деятельности муниципальных библиотек области «Модельному стандарту муниципальной библиотеки Псковской области». В исследовании приняли участие все 26 муниципальных образований области.
Мониторинг показал, что результаты деятельности библиотек, их востребованность в местном сообществе на сегодняшний день выше, чем те ресурсы, которыми располагают библиотеки.
Сеть муниципальных библиотек на 1.01. 2009 г. — 461, в том числе: 24 районных, 2 городских и 395 сельских библиотек. В каждом районном центре функционирует центральная районная библиотека, детская библиотека или отделение по работе с детьми в составе районных библиотек.

В своей деятельности библиотеки опираются на местных жителей, привлекают их внимание к проблемам библиотек. У трети библиотек созданы общественные советы, ежегодно в 18 муниципальных образованиях библиотеки организуют и проводят отчеты перед населением, изучают претензии и предложения пользователей.
Улучшению обслуживания читателей способствует программная деятельность библиотек. В 2008 году библиотеки работали по 195 целевым программам. Для сравнения: в 2000 году работали по 45 программам.
На сегодняшний день в Псковской области работают 12 модельных библиотек, 2 из них открыты в 2008 году. В течение 2009 года в области планируется открыть еще 9 модельных библиотек.


Возможно, именно сейчас уместно вспомнить о таблице Кена Уорпола, которую он предложил нам пару лет назад и, которую мы анализировали, работая над анкетой.

Образ традиционной библиотеки - Образ современной библиотеки
Потребности инвалидов не учитываются 132 (84%) — Хороший доступ для инвалидов 25 (16%)
Ограниченный доступ к книгам 83 (40%) — Открытый доступ к книгам другим материалам 127 (60%)
Храм знаний 93 (59%) — «Гостиная города» 64 (41%)
Отдельное здание 104 (51%) — Общее здание с другими учреждениями 98 (49%)
Ограниченное стенами и перегородками пространство 138 (77%) — Легко планируемое пространство, сетевое пространство 42 (23%)
Библиотекари как хранители знаний 92 (39%) — Библиотекари как навигаторы знаний 143 (61%)
Отсутствие детей 27 (14%) — Благоприятна для детей 163 (86%)

Традиционный — 54
Смешанный — 118
Современный — 21

2008 год, когда прозвучало послания Президента, стал успешным для библиотек: депутатские слушания, законодательная база на региональных уровнях укрепилась, пополнилась концептуальными документами, финансирование пошло, и региональное, и федеральное. Поэтому анкеты, поступившие в декабре прошлого — начале этого года были более оптимистичны. Финансовый кризис многое остановил.
Но, как и прежде, деятельность публичных библиотек страны подчинена основной цели — удовлетворению информационных, образовательных и культурно-досуговых потребностей населения, а также предоставлению возможности свободного бесплатного доступа к информационным, образовательным и культурным ресурсам муниципальных библиотек.
А время кризиса — это возможность по-новому взглянуть на своё учреждение и найти ресурсы! Главное — «сделать обычное в своей работе — особенным»!

Жукова Н.В., директор МУК «Централизованная библиотечная система» г. Сургута
nzhukova@admsurgut.ru



НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК:
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ



Нормативно-правовая база является начальным звеном правового регулирования библиотечной деятельности. Она представляет собой систему юридических правил, заключенных в законах и подзаконных актах. «В России активно развивается библиотечное законодательство. По оценкам специалистов, в стране действуют до 500 федеральных и региональных законов, а также других актов органов государственной власти, имеющих отношение к библиотекам».
Секцией публичных библиотек РБА в конце 2008 — начале 2009 годов проведено исследование «Нормативно — правовая база деятельности публичных библиотек Российской Федерации» с целью выявления тех нормативно-правовых документов, которыми руководствуются в своей деятельности публичные библиотеки страны. На наш взгляд, можно обозначить следующие задачи исследования:

  1. Выявление нормативно-правовых документов (федеральных, региональных, местных), оказывающих наибольшее влияние на деятельность муниципальных библиотек Российской Федерации
  2. Выявление документов, разработанных Российской библиотечной ассоциацией и используемых библиотеками в своей работе
  3. Выявление недостающих нормативно-правовых документов для осуществления библиотечной деятельности.

В исследовании приняли участие 330 библиотек и библиотечных систем. География исследования обширна — 313 населенных пунктов из 62 регионов Российской Федерации. Анализируя анкеты, мы пришли к выводу, что специалистам библиотек страны не просто сориентироваться во всем многообразии существующих нормативно-правовых документов, регулирующих библиотечную деятельность: происходит смешение регионального и местного законодательства.
Результаты данного исследования могут быть не совсем достоверными в силу субъективного восприятия респондентами вопросов: из-за разной трактовки заданных вопросов. Кроме этого, нужно учитывать тот факт, что вопросы в анкете были открытыми, то есть не были предложены варианты ответов, поэтому респондентами обозначались только те позиции, которые они посчитали нужным отразить. Тем не менее, систематизируя ответы, мы пришли к некоторым заключениям. Руководствуясь целью исследования, мы попытались определить, какие нормативно-правовые документы — федеральные, региональные или местные — оказывают наибольшее влияние на деятельность библиотек страны и пришли к заключению, что на практическую деятельность библиотек наибольшее влияние оказывает региональное и местное законодательство.
Но начнем по порядку — обозначим основные законодательные акты федерального значения, наиболее часто называемые респондентами.
Из 330 участников исследования ФЗ N 78-ФЗ от 29.12.1994 «О библиотечном деле» назвали 43 % респондентов (141 ответ).
ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» - 29 % (96 ответов).
ФЗ N 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» - 12 % (41 ответ).
«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» обозначили 8 % респондентов (27 ответов).
ФЗ N 77-ФЗ от 29.12.1994 «Об обязательном экземпляре документов» — 7 % (23 ответа).
Также библиотеки руководствуются в своей деятельности программами. В ответах называются Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2010 годы)», «Электронная Россия» (2002-2010), Национальная программа поддержки и развития чтения, Национальная программа сохранения библиотечных фондов РФ. 
Исходя из тех позиций, которые мы получили при анализе ответов, влияние на деятельность библиотек оказывают Гражданский, Бюджетный, Налоговый, Трудовой и другие кодексы Российской Федерации, в которых нашли отражение обобщающие правовые нормы по вопросам библиотечного дела. Кодексы обозначили 12 % респондентов.
Некоторыми респондентами в комментариях отмечено, что на их деятельность крайне негативное влияние оказывают Федеральные законы № 131, № 94, также 4-ая часть Гражданского кодекса. Например, комментарий к ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»: «Библиотеки полностью стали бесправными». Или комментарий к ФЗ N 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»: «Многие аспекты библиотечной деятельности являются предметом конкурса, а не осознанного выбора. Важность знаний, опыта, коммуникаций нивелируются, поскольку выбор делаем не мы, если следовать закону. Если искать обходные пути — не работает закон. Опыт показывает, что часто само по себе объявление конкурса не есть гарантия того, что он состоится, а если он проводится способом котировок, то сроки его проведения могут переноситься бесконечно при отсутствии или недостаточном количестве участников».
Федеральное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации регулирует самые общие вопросы организации библиотечного дела, системы обязательных экземпляров документов и работы библиотек. Конкретные правовые нормы в сфере библиотечной деятельности могут определяться законами субъектов Российской Федерации либо нормативными актами органов местного самоуправления. Таким образом, жизненно важные правовые гарантии библиотечной деятельности в большей мере зависят от разработанности регионального законодательства. В пользу последнего свидетельствует еще и то, что начало законодательному регулированию библиотечного дела России положено принятием 21 июля 1994 г. закона Республики Саха (Якутия) «О библиотечном деле», тогда как федеральные законы «О библиотечном деле» и «Об обязательном экземпляре документов» появились только 29 декабря 1994 г. По мнению Ю. А. Гриханова, «появление регионального законодательного акта на 5 месяцев раньше федеральных символично, так как зримо показывает конституционный приоритет субъектов Российской Федерации в решении и законодательном регулировании конкретных вопросов культуры и библиотечного дела, в частности. Подтверждением этого стало принятие в следующие два года еще нескольких региональных законов (Калужской, Брянской, Липецкой, Псковской, Тульской областей)».
Региональное законодательство, регулирующее правоотношения в сфере местного самоуправления, оказывает существенное влияние на деятельность библиотек страны. Во всех регионах, которые приняли участие в исследовании, имеются нормативно-правовые акты в области библиотечного дела. В целом, сегодня почти все субъекты РФ приняли законы и иные нормативно-правовые акты в области библиотечного дела.
Респонденты, принявшие участие в исследовании, обозначили, что на их региональном уровне приняты законы о культуре, о библиотечном деле, о библиотечном обслуживании, об обязательном экземпляре документов, региональные модельные стандарты деятельности публичных библиотек. Наиболее распространенные варианты названий законов: «О библиотечном деле», «О библиотеках и библиотечном деле», «О библиотечном деле и об обязательном экземпляре документов».
Муниципальные библиотеки в своей деятельности руководствуются также и концепциями. Среди ответов: «Концепция библиотечного обслуживания детей в Ростовской области до 2010 года», «Концепция обслуживания детей и юношества государственными и муниципальными библиотеками Свердловской области», «Концепция развития публичных библиотек как информационных центров для населения в республики Коми до 2010 года», «Концепция развития библиотечного обслуживания населения города Москвы на период до 2015 года», «Концепция развития культуры Красноярского края» и т.п.
Что касается законодательных актов органов местного самоуправления, влияющих на деятельность библиотек, то именно они, на наш взгляд, оказывают наиболее существенное влияние.
Подобное заключение проиллюстрируем на примере деятельности Муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» г. Сургута. Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» создано на основании распоряжения мэра города. Сургут — город окружного подчинения Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области. Фактически в своей деятельности учреждение руководствуется тремя нормативно-правовыми документами, принятыми на уровне города: ведомственной целевой программой «Библиотечное обслуживание населения» г. Сургута, стандартом качества бюджетной услуги «Библиотечное обслуживание населения» и Положением об обязательном бесплатном экземпляре муниципального образования. Теперь подробнее о каждом из обозначенных документов.
Ведомственная целевая программа «Библиотечное обслуживание населения» была внедрена в связи с реформированием бюджетного сектора экономики, внедрением бюджета, ориентированного на результат. Ведомственная программа — аналитический документ, увязывающий объем выделенных бюджетных ассигнований с количественными результатами изменения качества бюджетных услуг в определенном периоде времени.
Деятельность учреждения на основе данной Программы строится с 2006 года. Реализация Программы рассчитана на 3 плановых года, ежегодно в нее вносятся коррективы. С 2009 года она утверждается постановлением администрации города.
В процессе разработки Программы произведена оценка текущего уровня организации библиотечного обслуживания населения на основе Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки, Руководства ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек, Социальных нормативов и норм (утвержденных правительством РФ), Основных положений организации сети муниципальных общедоступных (массовых) библиотек в субъектах Российской Федерации.
Например, в части определения нормативов объема библиотечных фондов публичных библиотек в зависимости от численности населения мы руководствовались Модельным стандартом деятельности публичной библиотеки. В части определения нормативов прироста фонда Программа базируется на нормативе ежегодного прироста фонда муниципальных библиотек в размере 3 % согласно Закону Ханты-Мансийского автономного округа «О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов в Ханты-Мансийском автономном округе». При расчете оптимальной площади массовых библиотек руководствовались Рекомендациями ИФЛА/Юнеско по развитию службы публичных библиотек.
На основании анализа был разработан план формирования фонда ЦБС с учетом поступления и списания литературы на 10 лет для достижения оптимального по количественному и качественному составу библиотечного фонда, разработана программа информатизации ЦБС на 2006-2010 годы, рассчитана стоимость библиотечной услуги, сформированы предложения по улучшению качества предоставляемых услуг, разработана система показателей эффективности деятельности — индикаторов повышения качества и удовлетворенности жителей услугами и ресурсами городских библиотек. На основании оценки определены проблемные зоны, сформулирована цель реализации программы, для достижения которой определены тактические задачи.
По каждой тактической задаче сформирован комплекс мероприятий по ее достижению. Рассчитан объем бюджетных ассигнований, необходимых для реализации программы.
Стандарт качества муниципальной услуги «Библиотечное обслуживание населения» утвержден в начале 2007 года постановлением Администрации города. Стандарт услуги — нормативно-правовой акт, устанавливающий требования к оказанию услуги, включающий существенные для получателя характеристики.
В стандарте описаны условия оказания услуги, определен порядок доступа к ней, порядок обжалования нарушений требований стандарта, ответственность за нарушение требований стандарта качества муниципальной услуги, а также 40 требований к качеству услуги, среди которых: требования к организации, оказывающей услугу; требования к помещениям, в которых оказывается услуга; к режиму работы; к взаимодействию сотрудников с потребителями услуги; требования к предоставлению информации и предоставлению сопутствующих услуг и т.п. Ежегодно проводится самооценка на соответствие деятельности учреждения стандарту качества.
На основании постановления Администрации г. Сургута N 1184 от 25 апреля 2007 года «Об утверждении положения об обязательном бесплатном экземпляре муниципального образования» Централизованная библиотечная система г. Сургута наделена правом получения, хранения и общественного использования документов, входящих в состав обязательного бесплатного экземпляра муниципального образования. Положение разработано в целях комплектования библиотечно-информационного фонда города, обеспечения сохранности обязательного бесплатного экземпляра муниципального образования и его общественного использования. Даже тот небольшой опыт, который накоплен ЦБС со времени принятия соответствующего Положения, свидетельствует о возникновении ряда проблем, и пока некоторые принципиальные вопросы остаются нерешенными. Как за получателем обязательного экземпляра за Центральной библиотекой города закреплены функции регистрации, учета, сохранности и контроля полноты и оперативности доставки обязательного бесплатного экземпляра, но порядок контроля за его доставкой не прописан. Количество изданий растет, и неуклонно встает проблема полноты обязательного экземпляра. В то же время большинство издательских фирм являются частными, что еще более усложняет доставку обязательного экземпляра. В данный момент мы находимся на этапе упорядочения поступлений местного обязательного экземпляра, так как полнота доставки обязательных экземпляров в фонд нашей библиотеки весьма далека от идеальной. Сегодня составлен список редакций, типографий, издательских центров и пресс-служб города, направлены письма с разъяснениями, оговорен порядок доставки, установлен регламент ежеквартального напоминания издающим организациям о передаче обязательного экземпляра в фонд ЦБС.
Таким образом, на основании нашего примера, законодательство на уровне субъектов РФ, а также местное законодательство оказывает существенное влияние на практическую деятельность библиотек. Принимаемые территориальные библиотечные законы, по мнению В. Р. Фирсова, «выполняют в какой-то мере роль постановления „О введении в действие“ Федерального закона. Несмотря на то, что с правовой точки зрения необходимости в таких постановлениях нет, на практике, в условиях слабости федерального центра, ослаблено и действие федеральных законов„. В этом смысле дублирование ключевых позиций федерального закона является оправданным.
При ранжировании ответов на вопрос: “Какие документы, разработанные и принятые РБА, вы используете в своей работе», мы получили следующие результаты:
Из 330 респондентов Модельным стандартом деятельности публичной библиотеки руководствуются 211 библиотек, то есть 64 % опрошенных.
Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря обозначен в 63 ответах (19 %).
Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований — 62 ответа (19 %).
Руководство по краеведческой деятельности муниципальных публичных библиотек (централизованных библиотечных систем) — 38 ответов (12 %).
Манифест российской библиотечной ассоциации о публичной библиотеке - 19 ответов (6 %).
Российские правила каталогизации — 10 ответов (3 %).
Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации — 7 ответов (2 %).
Также называются Руководство по краеведческой деятельности центральной библиотеки субъекта РФ (области, края), Устав РБА, Приоритеты развития РБА на 2005-2010 гг., но это — единичные ответы.
60 респондентов не ответили на данный вопрос, от 7 респондентов получен ответ «не используем документы, разработанные РБА».
Анализируя ответы на вопрос «Документов по каким направлениям деятельности Вам не достает в работе», в 80 % случаев называются различного рода нормативы: например, не хватает типовых норм времени на виды работ, связанных с внедрением в библиотечную деятельность современных компьютерных технологий и выполняемых сегодня в автоматизированном режиме (оцифровка фонда, внесение записи в электронный каталог и т.п.). Не хватает нормативов по площадям, комплектованию, фондам, обновлению материально-технической и технологической базы, количеству сотрудников библиотек, нормативов по количеству читателей, книговыдачи, посещений для расчета нагрузки на сотрудника ЦБС и т.п. Среди единичных ответов — не хватает документов по новой системе оплаты труда, типовых положений по отнесению ЦБС к группе по оплате труда, документов по осуществлению предпринимательской деятельности и оказанию платных услуг.
В целом, можно сделать общий вывод по исследованию. Исследование проведено, но, по сути, мы ничего нового не получили, так как в ответах перечислена вся законодательная база. Данные исследования очень сложно систематизировать и обработать, соответственно, прийти к какому-либо определенному заключению. Возможно, имеет смысл провести дополнительное исследование с целью выявления тех нормативных документов, которых не хватает библиотекам в осуществлении практической деятельности, определить их важность и приоритет и рекомендовать к разработке именно в той последовательности, в которой они будут названы.

Якимович В.В., директор, МУ «Централизованная библиотечная система» г. Липецка
cebus@inbox.ru



НОВЫЕ ИДЕИ В ОБСЛУЖИВАНИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК



«Библиотека всегда была центром культуры,
центром общения людей, источником получения информации..»

(В.В.Путин, Председатель Правительства Российской Федерации)

Главным условием успешного функционирования библиотек, в том числе и сейчас, в условиях реформирования всей социально-экономической сферы страны, было соответствие их целей и задач происходящим в стране переменам. Исходя из этого, определялись и определяются направления деятельности библиотек.
В рамках исследования, организованного секцией публичных библиотек РБА, было сформулировано несколько вопросов, позволяющих определить, что же является основным в обслуживании пользователей публичных библиотек на сегодняшний день:

  • Какие направления работы являются приоритетными для Вашей библиотеки?
  • Какие особые группы пользователей охвачены интегрированным обслуживанием?
  • Какие специализированные библиотеки-филиалы есть в Вашей ЦБС?
  • «Ноу-хау» в Вашей работе.

Рейтинг ответов на вопрос: «Какие направления работы являются приоритетными для Вашей библиотеки?» выглядит следующим образом (приводим первые 10 позиций):

  1. Правовое просвещение 416 (95%)
  2. Краеведение 298 (68%)
  3. Работа с детьми и молодежью 275 (63%)
  4. Привлечение к чтению 271 (62%)
  5. Историко-патриотическое воспитание 248 (57%)
  6. Работа с семьей 243 (56%)
  7. Нравственное воспитание 241 (55%)
  8. Организация досуга 227 (52%)
  9. Экология 226 (52%)
  10. Работа с незащищенными слоями населения 217 (50%)

Этот рейтинг действительно подтверждает мысль о том, что «цели публичных библиотек напрямую зависят от целей самого общества» (Дж. Широй). Когда в нашей стране был взят курс на построение правового государства, ликвидацию правовой безграмотности населения — безусловным лидером в библиотеках стало правовое просвещение. 96% участвующих в анкетировании указали, что активно работают в этом направлении, прежде всего, организуя деятельность Публичных центров правовой информации (ПЦПИ). Особенностью этого вида деятельности является то, что на базе ПЦПИ активно организуются бесплатные юридические консультации. Например, в Библиотеке-читальне им. И. С.Тургенева (г. Москва) их проводят студенты юридических факультетов вузов. Другой пример: штатные юристы библиотек. В МУК «Централизованная система муниципальных библиотек г. Омска» штатный юрист консультирует не только непосредственно в публичных центрах согласно утвержденному графику работы, но и на сайте системы. Здесь же, на сайте, в рубрике «Спрашивали — отвечаем» размещен архив ответов на вопросы, полученные по электронной почте.
В некоторых ЦБС, имеющих несколько ПЦПИ, решили их специализировать.

  • В муниципальной системе Нижнего Новгорода действует ПЦПИ для детей и родителей.
  • В ЦБС Рязани, имеющей сеть из 8 ПЦПИ, выделены социально-правовой и образовательно-правовой центры.

Краеведение занимает 2 место в нашем рейтинге (68%). И это тоже не случайно — библиотеки традиционно занимаются сбором, анализом и распространением краеведческой информации. Одна из самых популярных форм работы — Чтения. Они, как правило, связаны с именем знаменитых уроженцев территории:

  • Блоковские чтения (г. Солнечногорск )
  • Матвеевские чтения (п.г.т. Ижморский)
  • Малые Астафьевские чтения (г. Чусовой)
  • Недогоновские чтения (г. Шахты)
  • Мордвиновские краеведческие чтения (г. Тихвин)

Интересен проект «Землячество», который задуман и реализуется в г. Заречном Пензенской области. Он предполагает встречи со знаменитыми земляками, которые давно уехали из города и добились успеха в творчестве, политике, в бизнесе и т.д. Проект был инициирован администрацией города, которая предположила, что жителям (особенно молодежи) интересно будет встретиться с земляками, чьими успехами может городиться не только Заречный, но и вся Россия. А реализован он был библиотекой — единственным учреждением, которое нашло место в своем информационном поле для проведения таких встреч.
Еще один интересный проект связан с сельским туризмом. Он реализуется Центральной библиотекой города Гайворон Белгородской области.
В рамках краеведческого направления успешно используются современные информационные технологии. Наряду с печатной продукцией (представленной, в основном, путеводителями), мультимедийными дисками (посвященными родному городу, краю или своему учреждению), активно создаются различные базы данных. Об этом сообщил целый ряд респондентов. В качестве примера можно назвать справочно-поисковую полнотекстовую базу данных «Казань и казанцы». Она позволяет осуществлять быстрый многоаспектный поиск информации по всем сферам деятельности города.
В ряде библиотек созданы «Виртуальные справочные службы». Например, виртуальная справочная служба «Спроси об Алтае».
Нельзя не сказать о специализированных библиотечных структурах краеведческой направленности. Наличие краеведческих библиотек отметили 9 респондентов. Среди профильных структурных подразделений внутри библиотек чаще всего называются музеи народного быта и музеи народной культуры. Как правило, они работают при небольших библиотеках.
Привлекает внимание уникальное структурное подразделение, которого нет ни в одной библиотеке, кроме ЦБС г. Владимира — отдел краеведческих исследований.

Работа с детьми и молодежью приоритетна, согласно ответам, для 63% респондентов. Учитывая возрастные особенности этой категории, активно используются такие интерактивные формы работы как праздники, форумы, творческие конкурсы.
Некоторые библиотеки издают материалы этих конкурсов и просто лучшие творческие работы ребят. В качестве примера можно привести город Железноводск (Ставропольский край), где ежеквартально выпускается альманах «Вершины». Это авторская работа библиотекаря ЦДБ Галины Анкриновой по продвижению творчества юных талантов города.
Другие пошли еще дальше — занимаются серьезной издательской деятельностью, выпуская собственные полноформатные журналы для детей, например, в городе Шахты (Ростовская область) издается журнал «Росток».
Для самых маленьких в с. Шалинское Красноярского края работает «Библиосад для дошколят», где ведутся занятия по подготовке к школе. Проект «Библионяня» реализуется в Воронеже. Родители имеют возможность оставить своих чад среди книг под присмотром библиотекарей, имеющих педагогическое образование и опыт работы в дошкольных учреждениях.
Многие библиотеки отличает активная клубная и кружковая работа с детьми и подростками. Из всех мне бы хотелось отметить один проект — кружок «Росинка», функционирующий в Новокузнецке (Кемеровская область), в библиотеке-филиале № 3. В нем организованы индивидуально-групповые занятия с детьми разных национальностей (вынужденными переселенцами). Среди них есть азербайджанцы, армяне, таджики. Дети проходят подготовку к школе, знакомятся с русской культурой. Имеют возможность повышать технику чтения, осваивают пересказ прочитанного, выполняют упражнения по русскому языку. Это помогает им в изучении не родного языка, помогает быстрее адаптироваться к новой жизни, стать полноценными гражданами России. Почему я обратила внимание именно на этот проект? Потому что такое направление как обслуживание мультикультурного населения занимает в нашем рейтинге одно из последних мест — 25, им занимается всего 54 респондента, а, думается, направление это перспективное, требующее более пристального внимания.
Но вернемся к обслуживанию детей и юношества.
Согласно результатам анкетирования, именно дети являются наиболее обширной группой читателей, интегрированное обслуживание которых осуществляют библиотеки. Напомню, второй вопрос анкеты звучал так: «Какие особые группы пользователей охвачены интегрированным обслуживанием».
Привожу первые 10:

  1. Дети 238
  2. Инвалиды 206
  3. Пенсионер 51
  4. Юношество 35
  5. Беженцы 17 
  6. Ветераны ВОВ, участники локальных войн и военных конфликтов — 12
  7. Социально незащищенные группы читателей 9
  8. Молодые семьи 8
  9. Госслужащие 8
  10. Безработные 5

Обратите внимание, что группу «Юношество» отметили всего 35 респондентов! Я затрудняюсь назвать причину этого — скорее всего, эта категория пользователей просто учитывалась по другим позициям. Я не думаю, что с молодежью мы работаем не очень активно. Тем более в Год молодежи! Если проанализировать не сухие цифры, а развернутые ответы, то явно прослеживается серьезная деятельность в этом направлении. В ряде библиотек, например, созданы специализированные структурные подразделения для молодежи:

  • Центр информации для молодежи
  • Информационно-культурный центр
  • Зал информационной поддержки образования и многие другие.

В помощь образованию существуют не только структурные подразделения, но и целые специализированные библиотеки — о них написали 22 респондента.
Очень много проектов, рассчитанных на молодежную аудиторию, связаны с Инернет-технологиями:

  • Ежегодные молодежные Интернет-конференции проводятся в г. Ноябрьске (Ямало-ненецкий округ).
  • Интернет-мосты детей и молодежи с писателями, читателями, критиками, издателями других городов и стран — в г. Сланцы Ленинградской области.
  • Интересный инновационный проект — «Тинейджер» из г. Новоуральска.

Молодежь — это та аудитория, которой адресуется работа библиотек по профориентации. 42% библиотек выделяют это направление в качестве основного.
Хотелось бы отметить опыт Эжвинской ЦБС (г. Сыктывкар), которая ежегодно проводит акцию «Я б в библиотекари пошел ...». Основные мероприятия акции: виртуальная экскурсия по библиотекам ЦБС, организация профориентационных часов в школах района. К работе привлекаются специалисты колледжа культуры. Данная акция — результат реализации проекта, который стал победителем во Всероссийском конкурсе социальных проектов «Наш город» в номинации «Город детства» (2007).
Здесь уместно подчеркнуть, что уже многие библиотеки (45%) освоили методы проектной деятельности, активно участвуют в конкурсах социальных инициатив. Это направление занимает 13 строчку. Оно — одно из самых перспективных, так как сейчас не только негосударственные фонды, но и государственные структуры поддерживают инновации библиотек через финансирование проектов и программ.
В качестве довольно успешных проектов, получивших хорошую финансовую поддержку, можно назвать инициативы библиотек, направленных на продвижение книги и чтения. Например, не может не привлечь внимания проект «Книжный шатер» (ЦСМБ г. Омска), «транспортные» проекты ЦБС Липецка, программы МЦБС им. М. Ю. Лермонтова (г. Санкт-Петербург). Они отличаются социальной значимостью, направлены на решение остро стоящей проблемы нечтения и способствуют формированию очень важной идеи библиотеки, идущей к людям.
«Книжный шатер» работал летом на территории парка культуры и отдыха Октябрьского округа 3 раза в неделю с 12.00 до 17.00 часов. В «шатре» были предусмотрены различные зоны: родители с детьми могли почитать, отгадать литературные кроссворды и викторины, пройти тест на скорочтение, нарисовать любимого книжного героя, сфотографироваться с Книгой и Котом в сапогах (ростовые куклы), принять участие в литературно-игровых программах. Уходя, желающие могли взять с собой понравившуюся книгу или журнал. Книжная коллекция была подготовлена вместе с другими участниками проекта — книготорговыми фирмами и магазинами города. В результате реализации проекта в парке был создан уникальный уголок, ставший местом семейного отдыха с книгой на свежем воздухе.
В МЦБС им. М. Ю. Лермонтова г. Санкт — Петербурга принципиально новым для себя опытом библиотекари считают участие в городских программах «Чтение» и «Соотечественники». В рамках программ, помимо проведения книжных презентаций, встреч с авторами, выставок, были организованы акции передачи и доставки книжных комплектов в другие регионы России, страны бывшего Советского Союза. Около 35 комплектов (4 тыс. книг) получили библиотеки Харькова (Украина), Риги (Латвия), Вильнюса (Литва), Минска (Белоруссия), а также Пскова, Брянска, Саратова, Ярославля, Липецка, Екатеринбурга.
Инновационный характер носят проекты «Литературный автобус» и «Автобус хорошего настроения» (ЦБС Липецка). Проект «Литературный автобус» стартовал в октябре 2008 года. В салоне этого яркого, необычного транспортного средства содержится красочно оформленная информация о новинках литературы, лауреатах престижных литературных премий, о знаменательных литературных и краеведческих датах, сведения о библиотеках, анонсы крупных библиотечных мероприятий. ЦГБ еженедельно готовит новый пакет информационно-рекламных материалов. Помимо печатной информации, используется электронное табло «бегущая строка» и громкоговорящая установка для транслирования фрагментов аудиокниг.
Для самых азартных была придумана рубрика «Книга месяца», она вошла в рамки акции «Читаем все». В ходе акции липчанам предлагалось прочесть книгу, а затем ответить на несколько вопросов по тексту. Выигравший получал проездной билет на городской транспорт на следующий месяц.
В конце марта этого года стартовал новый проект — «Автобус хорошего настроения». Задача ставилась — создать в автобусе атмосферу, которая в этот непростой период кризиса и нестабильности помогла бы липчанам настроиться на позитив и обратить внимание на качественную юмористическую литературу. И внешнее, и внутреннее оформление автобуса рассчитано на то, чтобы вызвать улыбку, поддержать хорошее настроение. В пакет информационных материалов вошли карикатуры, веселые фотографии и стихи, загадки и афоризмы, фрагменты произведений русских и зарубежных писателей — юмористов в аудиозаписи. На тех остановках, вблизи которых находятся муниципальные библиотеки, дается дополнительная информация о них.
Оба проекта в Конкурсе на предоставление муниципальных грантов получили финансовую поддержку Администрации города.
Необычна акция библиотекарей с. Курумкан (Республика Бурятия), которые организовали велопробег «С книгой в пути».
Еще одна уникальная ниша и перспективное направление работы, не до конца осознанное каждой второй библиотекой — работа с незащищенными слоями населения. В развитых странах ее осуществляет так называемый «третий сектор». Но в нашей стране данная структура общества еще не до конца сформировалась. Поэтому библиотеки (а в нашем конкретном случае — это 217 респондентов) взяли на себя функцию помощи социально незащищенным группам, конкретным людям, нуждающимся в поддержке и просто сочувствии.
Интересен опыт ЦБС г. Рязани, где эту работу равномерно распределили между библиотеками системы:

  • Геронтологический центр «взяла под свое крыло» ЦГБ
  • Городской центр социального обслуживания пенсионеров — филиал № 3
  • Центр для несовершеннолетних — филиал № 10
  • Детский дом — филиал № 7
  • Помощь детям- инвалидам оказывает филиал № 5
  • Все филиалы библиотеки обслуживают на дому инвалидов и пенсионеров.

Необычна идея библиотекарей поселка городского типа Ижморки Кемеровской области. Они создали центр «Созвездие» для детей из многодетных и социально незащищенных семей, детей из «группы риска». Уникальность этого проекта в том, что в летнее время на базе центра (в библиотеке!) открывается детский лагерь отдыха.
Успешная деятельность библиотеки заключается не только в умении гибко подстраиваться под общественные потребности, но и в умении рационально использовать человеческие ресурсы, развивать общественные коммуникации и фандрайзинг.
Вместе с тем, фандрайзингом активно занимаются лишь 82 респондента (23 место). В качестве положительного опыта можно отметить следующие библиотеки:

  • г. Новокузнецк, где создан Попечительский совет Детской ЦБС. В него входят влиятельные люди города, оказывающие финансовую и моральную помощь детским библиотекам.
  • В Библиотеке-читальне им. Тургенева (Москва) практикуют проведение культурных мероприятий на платной основе. Работает платный музыкальный абонемент «Барокко: новый взгляд» и «Музыкальная гостиная».
  • В п. Павловка (Ульяновская область) прилагают усилия к развитию туристического бизнеса, связанного с библиотеками-музеями.

Направление «Управление персоналом» также занимает одно из последних строчек нашего рейтинга — 22. При этом основные усилия библиотек, если судить по ответам, сосредотачиваются на профессиональном развитии персонала. В Омске третий год работает «Университет самообразования» с факультетами: современной литературы, регионоведения, литературный лексикон, правовой лекторий, культпоход. В ряде библиотек издаются газеты, журналы для библиотечных специалистов:

  • Библиотечная газета для сотрудников выходит в г. Батайске
  • «Библиотечная империя» — в г. Буденновске.
  • Журнал «Моя библиотека» издают в г. Нижневартовске.
  • «Библиотечный журнал» — в г. Слободском.

Выделяется на этом фоне проект ЦБС г. Воронежа, которая ежеквартально выпускает электронное периодическое издание «Клуб деловых специалистов».
Общепринято считать, что одной из форм стимулирования творческой активности персонала, залогом сохранения библиотек, повышения их конкурентоспособности, является специализация. Этот путь развития выбрали для себя 70 библиотек.
Вопрос нашего исследования звучал конкретно: «Какие специализированные библиотеки-филиалы есть в Вашей ЦБС».
Ответы выглядят так:

  • библиотеки семейного чтения, наличие их отметили 70 респондентов (г. Зеленогорск, г. Саянск, г. Рязань, г. Копейск и др.)
  • детские библиотеки — 49
  • библиотеки в помощь образованию — 22
  • библиотеки — экологические центры — 19
  • библиотеки-музеи — 15 и др.

Уникальными профильными библиотеками являются:

  • общедоступная Библиотека книжной графики МЦБС им. М. Ю. Лермонтова, г. Санкт-Петербург
  • историко-краеведческий центр общения «Александрида» (г. Александровск-Сахалинский), куда входят:
  • общественный музей истории города
  • визит-служба
  • картинная галерея местных художников
  • мини-музей редких книг
  • территория интересного разговора.

Что касается инноваций, то им был посвящен отдельный — 4-й вопрос. Разграничить традиционные и инновационные технологии в настоящий момент очень непросто. Многие новации уже стали традиционными, а кто-то лишь начинает то, что другими давно освоено. Для кого-то освоение компьютерных технологий, такие формы как дискуссионная площадка, шок-урок, выставка-контраст — это ноу-хау. А для других — это привычная работа или даже — пройденный этап.
Вместе с тем, 61 респондент не ответил на вопрос об инновациях; 4 участника исследования ответили, что у них нет инноваций.
Собственно, все те проекты, о которых говорилось выше, позиционировались нашими респондентами как ноу-хау библиотек. Но есть еще несколько проектов, которые хотелось бы отметить. Это новые формы взаимодействия с местным сообществом.

  • В ЦБС г. Липецк помимо активного социального партнерства с общественными организациями, на базе ЦГБ создано общественное объединение — Областное общество любителей творчества Сергея Есенина. Это позволило представительствовать в Общественной палате города и области, и осуществлять через эти структуры общественный контроль, например, за финансированием комплектования библиотек.
  • В г. Мурманске на территории торговых супермаркетов действуют Информационные интеллект — центры: филиалы № 9 и 10.
  • В г. Солнечногорске (Московская область) ежегодно в День военно-морского флота библиотекари участвуют в «потешной регате» — со своей командой, лодкой, под своим девизом.

Вновь возник интерес к освоению широко распространенной в начале 60-х гг. практике публичных отчетов библиотеки перед населением. В г. Новокузнецке ежегодно с 2005 г. в ДЦБС проходит «Библиоподиум» в виде настоящего модного дефиле. На подиум выходят лучшие библиотечные специалисты, чтобы рассказать о своей деятельности, показать новые модели взаимодействия детских библиотек и сообщества.
Все популярнее становятся новые формы сотрудничества со СМИ.
В г. Краснокамске (Пермский край). в 2007 — 2008 гг. реализовывали проект «Известные люди о книге и чтении». Это был цикл теле- интервью известных людей района и города, а также их фотографии с любимыми книгами в руках на страницах местной газеты.
Целый цикл телепроектов реализован и в г. Заречном:

  • проведен телемарафон о деятельности библиотек
  • регулярно выходят краеведческая телепередача на областном телевидении «Библиотека на телеэкране», «Детская видеостудия» (передача «Город чудес» на местном ТВ, которая делалась совместно с детьми), «Оранжевое настроение» (тележурнал для подростков, который делали сами подростки под руководством сотрудника библиотеки, автора проекта), «Творческая мастерская» (телепроект о знаменитых зареченцах).

Проекты осуществлены благодаря наличию своей видеостудии, созданной на деньги гранта. На базе студии были созданы фильмы «Средь тихих улочек рождается Россия» (о жизни Е. Московцевой, местной писательницы) и «Пройдись по Пензенскому краю».
Радиопроекты реализуются в г.г. Тихвине, Ульяновске, Липецке, Ноябрьске:

  • ежемесячные краеведческие передачи из цикла «Репортажи из прошлого»
  • цикл радиопередач «Звучащая книга»
  • радиорубрика «Ваша семейная книга»
  • в программе городских новостей еженедельный выпуск о новинках библиотеки «Литературная страница».

Библиотеки находятся в поиске новых подходов к управлению учреждением и в обслуживании читателей.
Очень интересен и актуален для многих регионов, где власти склонны оптимизировать библиотечное дело, новый образец деятельности томских библиотек по интеграции школьных библиотек с муниципальными, но без объединения фондов и материально-технической базы.
Ряд библиотек принципиально изменили обслуживание читателей, раскрыв свои фонды, что повлекло изменение структуры библиотек: МУК «Центральная публичная библиотека» Новоуральского городского округа, МЦБС им. М. Ю. Лермонтова (г. Санкт-Петербург), МУК «Библиотека Автограда» (г. Тольятти) и другие.
И в заключение хотелось бы заметить, что идеи инноваций формируются не на пустом месте, а являются результатом изучения сильных и слабых сторон деятельности библиотеки, анализа влияния внешних факторов. Источники инновационных идей многообразны. Главное — осознать, что инновационный путь развития библиотек — «единственный путь, обеспечивающий поступательное развитие библиотечного дела» (С. Г. Матлина).

 

Главный редактор: С. Ф. Бартова
Ответственный за выпуск: М. В. Криворучко
Редакционная коллегия:
Алексеева Л.Н.
Жукова Н.В.
Карауш А.С.
Конкина Г.С.
Кононенко И.М.
Коробкина Т.Е.
Михнова И.Б.
Соловьева И.В.
Устинова О.Ю.

Адрес редакции:

624130, Свердловская обл., г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13
тел (34370) 9-05-85; 9-02-62
факс (34370) 9-05-85
E-mail:adm_lib@foramail.ru ; adm_lib@mail.ru
http://www.publiclibrary.ru

За достоверность сведений, изложенных в публикациях, редакция ответственности не несет
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов материалов


В избранное